Методическая разработка по воспитательной работе тема: Индивидуальная работа со студентами
рабочая программа

                               Важное место в воспитательной деятельности  воспитателя группы относится индивидуально-воспитательная  работа со студентами. Но для ее реализации любой педагогический работник должен овладеть набором педагогического инструментария.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.indiv_._rabota_so_studentami.docx32.89 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САХАЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР № 5»

 

 

 

Методическая разработка по воспитательной работе

тема: Индивидуальная работа со студентами

Программа предназначена для обучающихся

1-4 курсов, в возрасте 15-19  лет  

Срок реализации – 4 года

 

Составитель:

Сидельникова Татьяна Демьяновна

воспитатель

 

с. Горнозаводск 2022

               

Определение:  Индивидуальная воспитательная работа – это система психолого-педагогического воздействия на конкретного воспитанника (учащегося), организованная с учетом его индивидуальных потребностей и возможностей, с целью полноценного и всестороннего развития. 

                               Важное место в воспитательной деятельности  воспитателя группы относится индивидуально-воспитательная  работа со студентами. Но для ее реализации любой педагогический работник должен овладеть набором педагогического инструментария. Для этого нужно овладеть методикой индивидуально-воспитательной работы, которая представляет собой совокупность подходов, методов, способов и приемов взаимодействия с отдельным студентами.

"Студент" в переводе с латинского означает "добросовестно работает", "тот, кто желает знания". A.C. Власенко предлагает следующее определение: "Студенчество - это особая социальная группа, которая формируется из разных социальных слоев общества и характеризуется особыми условиями жизни, труда, быта, особой общественной поведением и психологией, для которой приобретение знаний и подготовка себя для будущей работы в общественном производстве, науке и культуре является главным и в основном единственным занятием ".

Одна из задач  воспитателя группы на всех этапах становления студента - помочь ему найти себя. Если человек получает задание, которое не соответствует его склонностям, она никогда не узнает, насколько интересной может быть работа.

В индивидуально-воспитательной работе со студентом ведущим аспектом является проектирование его личности на содержание учебно-воспитательной деятельности и общественной жизни. Немалое значение имеет также информация о том, чего хочет подросток в жизни, чего он ждет от учебы и тому подобное.

Успех в воспитательной работе зависит во многом от того, сумеет ли педагог при выборе средств воздействия на подростка найти ключ к уму и  сердцу, учесть присущие конкретному подростку черты характера, психологические особенности, жизненный опыт, помочь раскрыть и реализовать свои возможности.

                         Организация индивидуально-воспитательной работы с обучающимися  предусматривает:

■ диагностику личности подростка (качеств, свойств, мотивации, установок, особенностей и др.);

■ определение близких и перспективных целей индивидуально-воспитательной работы со студентом;

■ выработки формирующих, развивающих и коррекционных мероприятий, направленных на устранение отклонений в поведении студентов, развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер;

■ оказания влияния (выбор оптимальных форм, методов и приемов психолого-педагогического воздействия и их практическое применение)

■ анализ достигнутых результатов воспитательного воздействия на студента и корректировки целей индивидуально-воспитательной работы с ним.

■ нравственные качества: уровень сознания, отношения к долгу обучения, соблюдения норм морали, дисциплинированность, честность, организованность, повиновение и усердие, отношение к товарищам и коллектива;

■ психические особенности студентов;

Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы:

1.Психолого-педагогическая реабилитация детей посредством коррекционного обу чения и воспитания.

2.Организация эффективных психолого-педагогических и социальных условий для успешной адаптации подростков к образовательному процессу.

3. Выявление и устранение различных причин нарушения межличностного взаимодействия между студентами.

4. Организация и реализация мероприятий, направленных на коррекцию воспитания: исследование индивидуальных особенностей личности ребенка; диагностирование и коррекция отклонений личностного развития; коррекция ряда личностных качеств (самооценка, неуверенность в себе и т.п.); помощь в овладении навыками самовоспитания, саморазвития и саморегуляции; формирование эффективных форм взаимодействия с окружающими; профилактика вредных привычек.

5. Организация и проведение консультационной работы с педагогами, родителями и

 детьми.


Основные принципы индивидуальной воспитательной работы.

Организация индивидуальной воспитательной работы основана на ряде принципов: 1.Ежедневное внимание к каждому воспитаннику, в сочетании с высокими требованиями и заботой о его жизни, здоровье, досуге и т.д.

2.Требования к детям, со стороны педагога и родителя должны быть конкретными, понятными и определенными.

3. Органически сочетаться с уважением к воспитанникам.

4. Соблюдение чувства меры в критике недостатков  подростка и опора на его положительные качества. Критика должна быть принципиальной, доброжелательной. Критиковать можно поступки, но не личность.

5. Подход к подростку должен быть с “оптимистической гипотезой”, глубокой верой в него.

6. Оперативно реагировать на поведение каждого воспитанника.

7. Оперативно изменять формы и методы воздействия на личность при необходимости;

8. Планомерность в деле оказания воспитательного влияния на подростка.

9. Преемственность и согласованность воспитательных воздействий.

Методы и формы воспитательного воздействия должны органически сочетаться с уважением к личности ребенка.

Соблюдение чувства меры в критике недостатков ребенка, основной упор в воспитании на его положительные качества. Критика должна быть доброжелательной и аргументированной. Критиковать необходимо поступки ребенка, а не его личность. Подход к воспитанию ребенка должен быть основан на глубокой вере в ребенка и на основании «оптимистической гипотезы» воспитания. Процесс воспитания должен быть систематизирован и последователен, не допускается самотек и стихийность в его организации. Необходимо оперативно реагировать на поведение и проявления каждого ребенка. Уметь оперативно менять методы и формы педагогического воздействия на личность ребенка, в случае возникновения такой необходимости. Воспитательное воздействия должно оказываться на личность ребенка планомерно. Соблюдать согласованность и преемственность в воспитательном воздействии.

Методы и формы индивидуальной воспитательной работы.

Методы воспитательного воздействия – это совокупность методов, средств и форм воспитательного воздействия на чувства, сознание, волю и поведение ребенка, с целью формирования у него необходимых личностных качеств. Организация индивидуальной воспитательной работы, предусматривает использование следующих методов и форм:

1.Изучение личного дела каждого воспитанника;

2.Проведение ознакомительной работы с ребенком, в ходе которой педагог устанавливает дружеское взаимодействие, проявляет неподдельный интерес, старается расположить подростка  на открытый и откровенный разговор (недопустимо в процессе беседы делать какие-либо записи, это может оттолкнуть ребенка от педагога);

3.Проведение в ходе беседы наблюдения за обучающимся, его поведением, манерой общения и т.д.;

4.Подбор средств и приемов воспитательной работы с ребенком, с учетом его индивидуальных особенностей;

5.Установление четкой системы поощрения и наказания;

6.Учет динамики изменения поведения ребенка в процессе воспитательной работы; 7.Осуществление немедленного реагирования на отрицательные поступки и нарушения в поведении;

8.Использование поощрений: благодарность, похвальная грамота;

9.Организация шефской работы в парах;

10. Организация кружковой работы по интересам;

11.Использование в воспитательной работе различных смоделированных проблемных ситуаций;

12. Использование конструктивной критики;

13.Организация различных видов совместной деятельности;

14.Формирование определенных социальных навыков посредством организации практических занятий;

15.Воспитание успехом.
                               Самым распространенным методом изучения студентов
является беседа. Однако педагогическая практика показывает, что беседа как метод индивидуально-воспитательной работы не всегда достигает положительного результата. Причины - разные. Одна из них заключается в том, что этот метод воспитатель  не всегда применяет профессионально.

Во-первых, беседа тогда достигает цели, когда воспитанник осознает ее необходимость.

Во-вторых, беседа станет результативной, если педагог  подготовит условия для взаимопонимания, сумеет расположить к себе студента, установит с ним прочный контакт взаимодействия. Воспитатель также проявляет обеспокоенность судьбой студента, доброжелательность, готовность оказать ему реальную практическую помощь.

В-третьих, готовясь к беседе, не следует забывать о том, что студент может быть по-разному настроен на ее результат.

 Классификация характера бесед в зависимости от обстоятельств:

 Ознакомительная,

 Решающая воспитательные задачи,

 Экстренная.

Ознакомительную беседу проводят педагоги различных служб – воспитатель группы,  администрация. Цели беседы: получить впечатление о семье, уровне семейных отношений, уровне познавательных способностей, уровне воспитанности, состоянии психоэмоциональной сферы, личностных качеств воспитанника.  Индивидуальная работа ведется планово. Это позволяет систематизировать работу с обучающимися, не упустить из поля индивидуального воздействия ни одного подростка. Попутно идет и групповая работа по привитию нравственных качеств, обучение этическим нормам, воспитание законопослушания и правовой культуры, сотрудничества, осуществляется патриотическое воспитание во время групповых воспитательных мероприятий, которые проводятся в соответствии с планом воспитательных мероприятий.

Методом воздействия - убеждение. В зависимости от обстоятельств,  воспитатель может воспользоваться различными приемами этого метода: разъяснением, опровержением, доведением, демонстрацией своей позиции, примерами положительного опыта и тому подобное.

Если студент не уверен в себе, в развитии какого-то качества, можно применить метод внушения. В случае внушения во время беседы следует ориентироваться на создание такой психологической атмосферы взаимодействия со студентом, которая способствовала некритическому восприятию содержания установок, которые сообщает педагог.  Это достигается благодаря благоприятному эмоциональному настрою беседы, открытой доброжелательности и сильного стремления воспитателя оказать практическую помощь подчиненному, опираясь на безусловный авторитет источника информации - научно-педагогического работника.

Часто необходимо студента привлечь к интенсивному освоению моральной или правовой нормы, адаптации.  Ее во внутреннюю плоскость, то есть в ориентир, мотив действия или поступка. Специально создана ситуация морального выбора помогает сделать моральное знание фактом сознания студента, компонентом мировоззрения и основой практического действия.

 Намеренное введение  в ситуацию нравственного выбора прибегают также в отношении студентов, нарушающих учебную дисциплину, общественный порядок и др. Целесообразно предварительно выяснить степень устойчивости мотивации такого поведения студента, предложить ему еще раз сопоставить формы присущей ему поведения с общей целью жизни.

 На следующем этапе индивидуальной воспитательной работы решаются задачи коррекционной работы. Начинается коррекционная воспитательная работа с психологического обследования (диагностики), которое включает изучение первичной характеристики воспитанника, диагностика состояния эмоционально-волевой сферы, познавательных способностей, уровня агрессивности, тревожности. Получив первые данные о подростке, необходимо наметить определенные направления коррекционной работы. Результаты работы желательно фиксировать, так как в этом случае можно проследить динамику изменений в поведении подростка, наметить дальнейшие пути воспитательного воздействия.

                               Всегда в индивидуально-воспитательной работе важен анализ достигнутых результатов, который нужно осуществлять систематически, чтобы внести коррективы в работу со студентами. Для этого необходимо обладать объективной информацией о студентах и их поведении.

Работа с неуспевающими студентами

1Педагогическая профилактика – поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий. Формирование индивидуального подхода при дозировке домашнего задания, определении вариантов контрольных работ.

2. Педагогическая диагностика – систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов.

3. Педагогическая терапия – меры по устранению отставаний в учебе (дополнительные занятия).

4. Воспитательное воздействие – с неуспевающими студентами должна проводиться индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей студента.

Меры предупреждения неуспеваемости студента

  • Всестороннее повышение эффективности каждого занятия
  • Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов
  • Индивидуальный подход к студенту
  • Специальная система домашних заданий
  • Усиление работы с родителями
  • Привлечение актива группы к работе по повышению ответственности обучающегося за учение.

Работа с неуспевающими студентами в нашем центре начинается с опроса студентов:

Какие из следующих проблем Вас особенно волнуют? Что мешает Вам хорошо учиться?

  1. Неудовлетворение организацией учебного процесса,
  2. Неудовлетворительное преподавание по некоторым предметам.
  3. Неудовлетворительная работа администрации.
  4. Плохое здоровье.
  5. Нежелание учиться вообще.
  6. Распространение наркотиков.
  7. Отсутствие условий для проведения досуга.
  8. Возможные подработки во внеурочное время.
  9. Престижно ли учиться в нашем центре.
  10. Другие проблемы.

Из данного опроса мы выясняем причины, которые, по мнению самих студентов, мешают им хорошо учиться. Чаще всего это - отсутствие мотивации, слабое развитие волевой организации, слабое здоровье, низкое развитие интеллекта.

Решение данной проблемы привела нас к разработке программы деятельности администрации и педагогов колледжа со слабоуспевающими студентами и его родителями.

Программа деятельности воспитателя

Воспитатель обязан выявлять причины неуспеваемости студента через индивидуальные беседы, при необходимости обращаясь к психологу, социальному педагогу, зам. директора по СВ и ВР (методы работы: анкетирование студентов, родителей, собеседование). К возможным причинам неуспеваемости можно отнести:

  • пропуск занятий (по уважительной или неуважительной причине)
  • недостаточная домашняя подготовка
  • низкие способности
  • нежелание учиться
  • недостаточная работа на занятии
  • необъективность выставления оценки на занятии
  • большой объем домашнего задания
  • высокий уровень сложности материала
  • другие причины

 В случае если слабая успеваемость является следствием пропуска уроков, воспитатель должен выяснить причины пропуска (уважительная, неуважительная).

Уважительными причинами считаются:

а) болезнь, подтвержденная справкой врача или запиской от родителей на срок не более 3-х дней.

б) мероприятия, подтвержденные справками, вызовами, приказом учреждения, проводящего данное мероприятие.

в) освобождение от занятия студента в случае плохого самочувствия с предупреждением преподавателя - предметника или классного руководителя.

г) по семейным обстоятельствам (по заявлению на имя заведующего отделением центра).

Все остальные причины считаются неуважительными.

Список использованной литературы:

1. Е.И.Рогов. Настольная книга психолога. – М.: издательство “ВладосПресс”, 2006г.

2. И.А.Фурманов. Психология детей с нарушениями поведения. М.: Гуманитарный издательский центр “Владос”, 2004

 3. Т.А.Шилова. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении, – М.: Айриф-Пресс, 2005

4. Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя М.: Центр “Педагогический поиск”, 2001

 5. Н.Д.Левитов. Детская и педагогическая психология. М.: “Просвещение”. 1974

6. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. – М.: Педагогика, 1987.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по воспитательной работе "Молодежь говорит «Нет»! Молодежь выбирает ЗОЖ! «Быть здоровым – это модно!»

Статья описывает применение метода проектов во время уроков и внеклассной деятельности по информатике с целью пропаганды ЗОЖ. В работе  описывается метод проектов , его истоки. В практической час...

Методическая разработка по воспитательной работе октябрь 2018

Методическая разработкапо профилактике экстремизма и терроризмаСкажи Терроризму НЕТ!...

Методическая разработка учебного занятия на тему: Контрольная работа. Текстовый процессор MS Word.

Методическая разработка  открытого учебного занятия на тему "Контрольная работа №1. Текстовый процессор MS Word"по дисциплине Информационные технологии.Содержит образовательные технолог...

Методическая разработка "Тестовое задание по теме "Основы работы в САПР КОМПАС"

Тестовое задание по теме "Основы работы в САПР КОМПАС" включает 10 заданий теоретического характера базового уровня. К каждому заданию дается 4 варианта ответа, один из которых верный....

Методическая разработка "Пример задания для выполнения самостоятельной работы студента по теме «Социальное поведение»"

Данная методическая разработка рассматривается как пример задания самостоятельной работы студента по теме "Социальное поведение". В материале представлены задания различного типа и уровня сл...

Методическая разработка семинара-практикума на тему: «Моделирование учебно-воспитательной работы педагога дополнительного образования как условие повышения качества образовательного процесса»

Методическая разработка семинара-практикума на тему:«Моделирование учебно-воспитательной работы педагога дополнительного образования как условие повышения качества образовательного процесса&raqu...