Методическая разработка "Пример задания для выполнения самостоятельной работы студента по теме «Социальное поведение»"
методическая разработка
Данная методическая разработка рассматривается как пример задания самостоятельной работы студента по теме "Социальное поведение". В материале представлены задания различного типа и уровня сложности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnimatelno_prochtite_material_uchebnika_po_teme.docx | 40.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Внимательно прочтите материал учебника по теме «Социальное поведение». §5.2 (до раздела «Социальный контроль»). Выполните следующие задания в тетради.
- Заполните схему «Взаимодействие индивидов с окружающей средой»
- Дополните предложение.
Субъектами социального поведения выступают: __________________________________________________
- Верны или неверны следующие суждения
№ | Суждение | Да | Нет |
Для Публики характерно полное отсутствие рациональной дискуссии | |||
Участники Массы, как варианта социального поведения, политически активны, и регулярно голосуют на выборах | |||
Семья является примером социального поведения. | |||
Фанаты на рок – концерте являются примером конвенциональной толпы | |||
Понятия «Массы» и «Народные массы» равнозначны в социологии | |||
Существует пять типов социального поведения | |||
Социальная установка изменчива | |||
«Стадное поведение» характерно для такого проявления социального поведения как «Толпа» | |||
Консервативные социальные движения направленны на социальные перемены и преобразования | |||
Социальные движения часто возникают в стабильных обществах. |
- Дополните недостающие части схемы
- Изучите материал по теме «Концепции человеческого поведения» и заполните таблицу. Для внесения данных о концепции Фромма воспользуйтесь интернет-источниками
Название концепции | Краткая характеристика концепции | Пример |
«Концепции человеческого поведения»
Человеческое поведение исследуется многими направлениями психологии — в бихевиоризме, психоанализе, когнитивной психологии и др. Термин «поведение» выступает одним из ключевых в экзистенциальной философии и применяется при исследовании отношения человека к миру. Методологические возможности этого понятия обусловлены тем, что оно позволяет выявить несознаваемые устойчивые структуры личности или существования человека в мире. Среди психологических концепций человеческого поведения, оказавших большое влияние на социологию и социальную психологию, следует назвать прежде всего психоаналитические направления, развитые 3. Фрейдом, К. Г. Юнгом, А. Адлером.
Представления Фрейда основываются на том, что поведение индивида формируется в результате сложного взаимодействия уровней его личности. Таких уровней Фрейд выделяет три: низший уровень образуют бессознательные импульсы и побуждения, определяемые врожденными биологическими потребностями и комплексами, сформировавшимися под влиянием индивидуальной истории субъекта. Этот уровень Фрейд называет Оно (Ид), чтобы показать его отдельность от сознательного Я индивида, образующего второй уровень его психики. Сознательное Я включает в себя рациональное целеполагание и ответственность за свои действия. Высший уровень составляет Сверх-Я — то, что мы назвали бы результатом социализации. Это совокупность интериоризованных индивидом социальных норм и ценностей, оказывающая на него внутреннее давление с тем, чтобы вытеснить из сознания нежелательные для общества (запретные) импульсы и влечения и не дать им реализоваться. По мнению Фрейда, личность любого человека — это непрекращающаяся борьба Оно и Сверх-Я, расшатывающая психику и приводящая к неврозам. Индивидуальное поведение всецело обусловлено этой борьбой и полностью ею объясняется, поскольку представляет собой всего лишь ее символическое отражение. Такими символами могут быть образы сновидений, описки, оговорки, навязчивые состояния и страхи.
Концепция К. Г. Юнга расширяет и видоизменяет учение Фрейда, включая в сферу бессознательного не только индивидуальные комплексы и влечения, но и коллективное бессознательное — уровень общих для всех людей и народов ключевых образов — архетипов. В архетипах зафиксированы архаические страхи и ценностные представления, взаимодействие которых определяет поведение и мироощущение личности. Архетипические образы фигурируют в базисных повествованиях — народных сказках и преданиях, мифологии, эпосе — исторически конкретных обществ. Социально-регламентирующая роль таких повествований в традиционных обществах очень велика. Они содержат идеальные модели поведения, формирующие ролевые ожидания. Например, мужчина-воин должен вести себя, как Ахилл или Гектор, жена — как Пенелопа и т.д. Регулярные рецитации (ритуальные воспроизведения) архетиических повествований постоянно напоминают членам общества эти идеальные модели поведения.
Психоаналитическая концепция Адлера имеет в своей основе бессознательную волю к власти, которая, по его мнению, является врожденной структурой личности и определяет поведение. Особенно сильна она у тех, кто в силу тех или иных причин страдает комплексом неполноценности. В стремлении компенсировать свою неполноценность они способны достигать больших успехов.
Дальнейшее расщепление психоаналитического направления привело к возникновению множества школ, в дисциплинарном отношении занимающих пограничное положение между психологией, социальной философией, социологией. Подробно остановимся на творчестве Э. Фромма.
Позиции Фромма — представителя неофрейдизма в психологии и Франкфуртской школы в социологии — точнее можно определить как фрейломарксизм, поскольку наряду с влиянием Фрейда он испытывал не менее сильное влияние социальной философии Маркса.
https://www.grandars.ru/college/sociologiya/socialnoe-povedenie.html
- Выводы.
Письменно сделайте выводы о проделанной работе и ответьте на вопросы
- Какие новые понятия я узнал из лекционного материла?
- В чем состоит ценность полученных знаний?
Критерии оценивания
Каждое задание оценивается в 1 балл. (1 балл выставляется только за полностью ПРАВИЛЬНО выполненное задание). Минимальное количество баллов для получения отметки - 3 балла. Обязательным условие получения отметки является наличие ВЫВОДОВ о проделанной работе, при отсутствии таковых, работа оцениваться НЕ БУДЕТ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Для специальности: " Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта", СПО, 2015 год
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВДля специальностей технического профиля среднего профессионального образования базовой подготовки на базе основного общего образ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Для специальности: "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)", СПО, 2015 год
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВДля специальностей социально-экономического профиля среднего профессионального образованиябазовой подготовки на базе основного о...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Для специальности: "Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий", СПО, 2015 год
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВДля специальностей технического профиля среднего профессионального образованиябазовой подготовки на базе основного общего образо...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ МДК 04.02 Социальное страхование 030912 «Право и организация социального обеспечения»__
Данные методические рекомендации предлагаются курсантам для организации внеаудиторной самостоятельной работы по Социальному страхованию. Методические рекомендации подготовлены в соответствии с основно...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов по профессиям среднего профессионального образования...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов по дисциплине "Информатика"
методических рекомендаций является обеспечение эффективности самостоятельной внеаудиторной работы студентов...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов по теме «Коррозия металлов»
Методические рекомендации содержат теоретические основы по теме "Коррозия металлов", детальный разбор примеров, варианты индивидуальных заданий. Могут быть использованы для самос...