План по самообразованию "Использование методов мнемотехники для развития речи детей"
методическая разработка

Ершова Маргарита Витальевна

Выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии речи у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyuword_3_-_kopiya.docx31.72 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию

воспитателя средней  группы

по теме: «Использование методов  мнемотехники для развития речи детей»

                                                         

             

                                               

Тема: «Использование методов  мнемотехники для развития речи детей»

Цель: - Повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. 

- Выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии речи у детей дошкольного возраста.

Задачи:

 - Создать условия для развития связной речи у детей среднего   дошкольного возраста в совместной и самостоятельной деятельности посредством метода мнемотехники: пополнение словарного запаса, умения преобразовывать образы  в символы, развитие памяти, внимания и образного мышления, развитие мелкой моторики, развитие творческих способностей, фантазии.

  • Познакомить родителей с приемами и методами развития речи детей. Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей.
  • Способствовать созданию в домашних условиях речевой предметно – развивающей среды.
  • Оформить  развивающую предметно - пространственную среду в группе в соответствии требованиям ФГОС с использованием мнемотаблиц.

 Актуальность: В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов.

К сожалению, на сегодняшний день - образная, богатая синонимами, описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое и это делает проблему развития связной речи одной из наиболее актуальных. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, порой игнорирование речевых трудностей детей лишь увеличивает количество дошкольников с недостатками речи.

В речи детей существует множество проблем: односложная речь, неспособность построить распространенное предложение; бедность речи, недостаточный словарный запас; трудности в построении монолога (сюжетный или описательный рассказ, пересказ); отсутствие навыков культурной речи.

Чтобы успешно решить эти проблемы, необходимо сделать процесс обучения интересным, развивающим, несколько опережающим развитие ребенка, но не превышающим его возможностей. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами я считаю необходимым использовать в своей работе оригинальные, творческие методики, и одна из них – это мнемотехника.

«Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда ребенок в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Теоретическая основа базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, даже, что особенно важно, детьми с проблемами в развитии». (В.А. Козаренко «Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано»»)

 Формы работы с детьми:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми:  
  • индивидуальная работа с детьми
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

Методы работы:

  • Словесный метод - рассказ, беседы воспитателя чтение художественных произведений, составление описательных рассказов.
  • Наглядный метод: показ и рассматривание сюжетных картин, иллюстраций из сказок, рассказов, стихов.
  • Практический. Составление мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемосхем, мнемотаблиц.

Формы работы с родителями:

  • анкетирование родителей
  • консультации
  • индивидуальные и групповые беседы
  • оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
  • привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.

Сроки

Форма работы

Практические выходы

С детьми

С родителями

С педагогами

Сентябрь

Проведение

диагностического

обследования

Изучение литературы по теме.

 Планирование работы по самообразованию

Октябрь

1.Знакомство с мнемодорожкой, мнемотаблицей.

2.Заучивание стихотворения «Смотрит солнышко в ококшко»

3.Рассказывание сказки «Колобок»

4.Составление  описательного рассказа «Расскажи про про  осень»

Консультация «Мнемотехника – как средство развития

связной речи у детей».

Составить картотеку мнемотаблиц

Ноябрь

1.Заучивание стихотворения «Штанишки для Мишки»

2.Составление рассказа на тему «Овощи»

3.Отгадывание загадки про лук.

4.Сотавление рассказа «Грибы»

Индивидуальные консультации «Рассказываем сказки с помощью  с мнемотаблиц».

Декабрь

1.Заучивание стихотворения «Мама елку украшала»

2. Составление рассказа «Праздник»

3. Рассказывание русской народной сказки «Рукавичка»

4.Составление рассказа «Зима»

Родительское собрание  «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста».

Размещение материала на личном сайте воспитателя

Январь

1.Заучивание стихотворения «Зимняя прогулка»

2. Составление рассказа «Моя семья»

3. Рассказывание сказки «Гуси  лебеди»

Консультация «Мнемотехника – как средство развития

связной речи у детей».

 

Февраль

1.Разучивание стихотворения «Игрушки»

2. Составление рассказа «Комнатные растения»

3.Разучивание стихотворения «Снегири»

4. Рассказывание сказки «Маша и медведь»

Папка-передвижка «Развиваем речь»

Буклеты, схемы по данной темтике

Март

1.Заучивание стихотворения «Кармашки»

2.Составление рассказа «Домашние животные»

3.Разучивание стихотворения «Повар»

4. Рассказывание сказки «Три медведя»

Досуг «Путешествие в сказкино».

Рассказывание знакомых сказок по картинкам. Рассматривание иллюстраций

к сказкам. Составление описательного рассказа.

Апрель

 

1.Заучивание стихотворения «Ромашки»

2.Составление рассказа «Перелетные птицы»

3. Загадка «Трактор»

4.Русская народная сказки «Теремок»

Семинар-практикум

«Мнемотехника в разучивании стихотворений».

 Открытое занятие по данной теме

Май

1.Заучивание стихотворения «Про насекомых»

2.Составление рассказа «Как выращивают хлеб»

3. Заучивание стихотворения «Лето»

4.

Отчет о проделанной работе по данной теме.

Практический выход:

  • Анкетирование родителей по данной теме
  • Оформление уголка для родителей: советы,  рекомендации, буклеты по данной тематике.
  • Составление  картотек  мнемотаблиц.
  • Родительское собрание «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста».
  • гов
  • Консультация для педагогов «Что такое мнемотехника»
  • Консультация для родителей «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей».
  • Досуг «Путешествие в сказкино». Рассказывание знакомых сказок по картинкам. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Составление описательного рассказа.
  • Открытый просмотр непрерывной образовательной деятельности
  • Отчет о проделанной работе за учебный год

            Предполагаемые результаты по самообразованию»:

Дети:

  •  Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем
  • мире.
  •  Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем
  • не трудно.
  • Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
  • Это является одним из эффективных способов развития речи
  • дошкольников.
  • Обогащен словарный запас детей.
  • Родители:
  • Вовлечены в процесс речевого развития детей;
  • Знакомы с приемами и методами развития речи детей;
  • Способны к созданию в домашних условиях речевой предметно -
  • развивающей среды
  • Педагог:
  • Повышение профессиональной компетенции в развитии речи детей
  • Получение педагогами представления о мнемотехнике.
  • Внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников

ЛИТЕРАТУРА

1. Т.Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»; Учебно-методическое пособие. Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», С-Пб. – 2009 г

2. Н.В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам». Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», С-Пб. – 2016 г.

3. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – М.: Детство-Пресс, 2005.

4. Белоусова Л.Е. Веселые встречи. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники: Метод. пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений. – М.: Первое сентября, 2013.

5. Волкова Ю.С. Учебное издание Серия «В помощь воспитателям детских садов» Опорные схемы для составления описательных рассказов для детей 4-6 лет. Издательство «ТЦ Сфеоа»-2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития речи детей с тяжелыми нарушениями зрения. (из опыта работы учителя-логопеда).

Слепой человек неизмеримо много обязан речи. Без умения говорить или понимать язык, он столкнулся бы с непреодолимыми трудностями: контакты с общественной средой, накопление знаний, становление ...

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНУ ПО МЕТОДИКЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Настоящее учебно-методическое пособие позволит студентам по специальности 44.02.01 Дошкольное образование систематизировать знания в области методики развития речи детей дошкольного возраста.Структура...

Беседа за круглым столом (для воспитателей) по теме: «Совершенствование работы по развитию речи детей в дошкольном учреждении».

Работа педагога дошкольного учреждения по развитию речи детей дошкольного возраста. Основные задачи развития речи. Речь педагога как образец для подражания детям. Требования к речи воспитателя. Виды з...

Методическая разработка внеучебного мероприятия по МДК 03.02.01 Теория и методика развития речи детей специальность 44.02.01 Дошкольное образование Конкурс проектов «Актуальные вопросы развития речи дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Основная цель данного мероприятия - совершенствование компетентности обучающихся по актуальным вопросам развитии речи дошкольников в проектной деятельности....

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшем дошкольном возрасте для детей с ОНР по теме: "Развитие речи детей по средством театрализованной деятельности". "Шёл солдат на побывку..."

Конспект открытого логопедического занятия  по развитию  речи в конце учебного года в форме театрализации с элементами интерактива (для гостей)   «Шёл солдат на поб...

Введение в теоретические основы и методику развития речи детей (сборник практических занятий по ТОиМРР у детей)

Предложен комплекс теоретических и практических заданий для практических занятий и самостоятельной работы студентов с целью освоения МДК 02.05. Теоретические основы и методика развития речи у детей. В...