План по самообразованию "Использование методов мнемотехники для развития речи детей"
методическая разработка
Выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии речи у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyuword_3_-_kopiya.docx | 31.72 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
воспитателя средней группы
по теме: «Использование методов мнемотехники для развития речи детей»
Тема: «Использование методов мнемотехники для развития речи детей»
Цель: - Повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования.
- Выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии речи у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Создать условия для развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста в совместной и самостоятельной деятельности посредством метода мнемотехники: пополнение словарного запаса, умения преобразовывать образы в символы, развитие памяти, внимания и образного мышления, развитие мелкой моторики, развитие творческих способностей, фантазии.
- Познакомить родителей с приемами и методами развития речи детей. Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей.
- Способствовать созданию в домашних условиях речевой предметно – развивающей среды.
- Оформить развивающую предметно - пространственную среду в группе в соответствии требованиям ФГОС с использованием мнемотаблиц.
Актуальность: В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов.
К сожалению, на сегодняшний день - образная, богатая синонимами, описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое и это делает проблему развития связной речи одной из наиболее актуальных. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, порой игнорирование речевых трудностей детей лишь увеличивает количество дошкольников с недостатками речи.
В речи детей существует множество проблем: односложная речь, неспособность построить распространенное предложение; бедность речи, недостаточный словарный запас; трудности в построении монолога (сюжетный или описательный рассказ, пересказ); отсутствие навыков культурной речи.
Чтобы успешно решить эти проблемы, необходимо сделать процесс обучения интересным, развивающим, несколько опережающим развитие ребенка, но не превышающим его возможностей. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами я считаю необходимым использовать в своей работе оригинальные, творческие методики, и одна из них – это мнемотехника.
«Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда ребенок в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Теоретическая основа базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, даже, что особенно важно, детьми с проблемами в развитии». (В.А. Козаренко «Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано»»)
Формы работы с детьми:
- совместная деятельность воспитателя с детьми:
- индивидуальная работа с детьми
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Методы работы:
- Словесный метод - рассказ, беседы воспитателя чтение художественных произведений, составление описательных рассказов.
- Наглядный метод: показ и рассматривание сюжетных картин, иллюстраций из сказок, рассказов, стихов.
- Практический. Составление мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемосхем, мнемотаблиц.
Формы работы с родителями:
- анкетирование родителей
- консультации
- индивидуальные и групповые беседы
- оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
- привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
Сроки | Форма работы | Практические выходы | ||
С детьми | С родителями | С педагогами | ||
Сентябрь | Проведение диагностического обследования | Изучение литературы по теме. Планирование работы по самообразованию | ||
Октябрь | 1.Знакомство с мнемодорожкой, мнемотаблицей. 2.Заучивание стихотворения «Смотрит солнышко в ококшко» 3.Рассказывание сказки «Колобок» 4.Составление описательного рассказа «Расскажи про про осень» | Консультация «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей». | Составить картотеку мнемотаблиц | |
Ноябрь | 1.Заучивание стихотворения «Штанишки для Мишки» 2.Составление рассказа на тему «Овощи» 3.Отгадывание загадки про лук. 4.Сотавление рассказа «Грибы» | Индивидуальные консультации «Рассказываем сказки с помощью с мнемотаблиц». | ||
Декабрь | 1.Заучивание стихотворения «Мама елку украшала» 2. Составление рассказа «Праздник» 3. Рассказывание русской народной сказки «Рукавичка» 4.Составление рассказа «Зима» | Родительское собрание «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста». | Размещение материала на личном сайте воспитателя | |
Январь | 1.Заучивание стихотворения «Зимняя прогулка» 2. Составление рассказа «Моя семья» 3. Рассказывание сказки «Гуси лебеди» | Консультация «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей». |
| |
Февраль | 1.Разучивание стихотворения «Игрушки» 2. Составление рассказа «Комнатные растения» 3.Разучивание стихотворения «Снегири» 4. Рассказывание сказки «Маша и медведь» | Папка-передвижка «Развиваем речь» | Буклеты, схемы по данной темтике | |
Март | 1.Заучивание стихотворения «Кармашки» 2.Составление рассказа «Домашние животные» 3.Разучивание стихотворения «Повар» 4. Рассказывание сказки «Три медведя» | Досуг «Путешествие в сказкино». Рассказывание знакомых сказок по картинкам. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Составление описательного рассказа. | ||
Апрель |
1.Заучивание стихотворения «Ромашки» 2.Составление рассказа «Перелетные птицы» 3. Загадка «Трактор» 4.Русская народная сказки «Теремок» | Семинар-практикум «Мнемотехника в разучивании стихотворений». | Открытое занятие по данной теме | |
Май | 1.Заучивание стихотворения «Про насекомых» 2.Составление рассказа «Как выращивают хлеб» 3. Заучивание стихотворения «Лето» 4. | Отчет о проделанной работе по данной теме. |
Практический выход:
- Анкетирование родителей по данной теме
- Оформление уголка для родителей: советы, рекомендации, буклеты по данной тематике.
- Составление картотек мнемотаблиц.
- Родительское собрание «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста».
- гов
- Консультация для педагогов «Что такое мнемотехника»
- Консультация для родителей «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей».
- Досуг «Путешествие в сказкино». Рассказывание знакомых сказок по картинкам. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Составление описательного рассказа.
- Открытый просмотр непрерывной образовательной деятельности
- Отчет о проделанной работе за учебный год
Предполагаемые результаты по самообразованию»:
Дети:
- Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем
- мире.
- Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем
- не трудно.
- Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
- Это является одним из эффективных способов развития речи
- дошкольников.
- Обогащен словарный запас детей.
- Родители:
- Вовлечены в процесс речевого развития детей;
- Знакомы с приемами и методами развития речи детей;
- Способны к созданию в домашних условиях речевой предметно -
- развивающей среды
- Педагог:
- Повышение профессиональной компетенции в развитии речи детей
- Получение педагогами представления о мнемотехнике.
- Внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников
ЛИТЕРАТУРА
1. Т.Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»; Учебно-методическое пособие. Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», С-Пб. – 2009 г
2. Н.В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам». Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», С-Пб. – 2016 г.
3. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – М.: Детство-Пресс, 2005.
4. Белоусова Л.Е. Веселые встречи. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники: Метод. пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений. – М.: Первое сентября, 2013.
5. Волкова Ю.С. Учебное издание Серия «В помощь воспитателям детских садов» Опорные схемы для составления описательных рассказов для детей 4-6 лет. Издательство «ТЦ Сфеоа»-2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития речи детей с тяжелыми нарушениями зрения. (из опыта работы учителя-логопеда).
Слепой человек неизмеримо много обязан речи. Без умения говорить или понимать язык, он столкнулся бы с непреодолимыми трудностями: контакты с общественной средой, накопление знаний, становление ...
ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНУ ПО МЕТОДИКЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Настоящее учебно-методическое пособие позволит студентам по специальности 44.02.01 Дошкольное образование систематизировать знания в области методики развития речи детей дошкольного возраста.Структура...
Беседа за круглым столом (для воспитателей) по теме: «Совершенствование работы по развитию речи детей в дошкольном учреждении».
Работа педагога дошкольного учреждения по развитию речи детей дошкольного возраста. Основные задачи развития речи. Речь педагога как образец для подражания детям. Требования к речи воспитателя. Виды з...
Методическая разработка внеучебного мероприятия по МДК 03.02.01 Теория и методика развития речи детей специальность 44.02.01 Дошкольное образование Конкурс проектов «Актуальные вопросы развития речи дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Основная цель данного мероприятия - совершенствование компетентности обучающихся по актуальным вопросам развитии речи дошкольников в проектной деятельности....
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшем дошкольном возрасте для детей с ОНР по теме: "Развитие речи детей по средством театрализованной деятельности". "Шёл солдат на побывку..."
Конспект открытого логопедического занятия по развитию речи в конце учебного года в форме театрализации с элементами интерактива (для гостей) «Шёл солдат на поб...
Введение в теоретические основы и методику развития речи детей (сборник практических занятий по ТОиМРР у детей)
Предложен комплекс теоретических и практических заданий для практических занятий и самостоятельной работы студентов с целью освоения МДК 02.05. Теоретические основы и методика развития речи у детей. В...