Введение в теоретические основы и методику развития речи детей (сборник практических занятий по ТОиМРР у детей)
методическая разработка

Липина Ирина Анатольевна

Предложен комплекс теоретических и практических заданий для практических занятий и самостоятельной работы студентов с целью освоения МДК 02.05. Теоретические основы и методика развития речи у детей. Все занятия представлены по разделу "Введение в ТОиМРРуД"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razdel_1._vvedenie_v_metodiku_razvitiya_rechi.docx25.04 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В МЕТОДИКУ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Тема 1.1. Методика развития речи как научная и учебная дисциплина

Вопросы для обсуждения

  1. Методика развития речи как научная дисциплина, ее предмет, фундаментальные и прикладные задачи в соответствии с ФГОС ДО.
  2. Научные основы методики: естественнонаучные, лингвистические и психологические основы методики развития речи.
  3. Связь методики развития речи с другими науками.
  4. Методы научного исследования в методике развития речи детей.
  5. Требования к готовности педагогов для работы по развитию речи детей.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Заполните таблицу «Основные категории» (табл.1): во второй колонке таблицы, напротив понятия (1) впишите определения (2), которые, на ваш взгляд, отражают его сущность, а в третьей графе укажите автора, или исходные данные литературного источника.

Таблица 1.

Основные категории

Понятия

Определение

Автор/источник

1

2

3

Язык

Языковая способность

Чувство языка

Речь

Фонетика

Лексика

Грамматика

Функции речи

Экспрессивная речь

Импрессивная речь

Внутренняя речь

Речевое умение

Речевой навык

Развитие речи

Коммуникативные умения

Обучение языку

Задание 2. Заполните таблицу «Характеристика функционально-смысловых типов связных высказываний» (табл.2).

Таблица 2.

Характеристика функционально-смысловых типов связных высказываний

Тип речи

Функции связных высказываний

Структура связного высказывания

Языковые средства, используемые в разных типах связных высказываний

1

2

3

4

повествование

контаминация (смешанный тип)

рассуждение

описание

Задание 3. Заполните таблицу «Теоретические основы теории и методики развития речи детей» (табл.3)

Таблица 3

Теоретические основы теории и методики развития речи детей

Смежные  науки

Научные положения — теоретические основы методики развития речи

Философия

Анатомия  и физиология

Психология

Дошкольная педагогика

Лингвистика

Психолингвистика

Литературоведение

Задание 4. Составьте схему по вопросу: «Характеристика видов речи».

Задание 5. Ознакомьтесь с закономерностями усвоения языка, определите возрастные границы и задачи речевого развития дошкольников, дополните схему.

Рекомендательный библиографический список

  1. Алексеева, М.М. Яшина, В.И.. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников/ М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 400с.
  2. Бородич, А.М. Теория и методика развития речи/ А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 1981. - 256с.Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. - М., 2001.
  3. Выготский, Л.С. Мышление и речь/ Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 1999. - 352с.
  4. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи/ А.Н. Гвоздев. - СПб.: Детство-Пресс, 2007. - 470с.
  5. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста/ Ф.А. Сохин. - М.: Просвещение, 1979. - 223с.
  6. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей: ранний и дошкольный возраст/ Е.И. Тихеева. - М.: Просвещение, 1981. - 111с.
  7. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ О.С. Ушакова. - М.: Гуманит, 2004. - 288с.

Тема 1.2. Становление методики развития речи как науки

Вопросы для обсуждения

  1. Вопросы развития речи и обучения языку в зарубежной педагогике (Я. А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф.Фребеля, М. Монтессори).
  2. Развитие методики в России. Традиции обучения и воспитания на родном языке. Л.Н.Толстой о первоначальном обучении детей родному языку. К.Д.Ушинский — основоположник методики первоначального обучения детей родному языку. К.Д.Ушинский о происхождении языка и сущности развития речи, роли родного языка в развитии и воспитании детей. Учебная книга «Родное слово».
  3. Становление и развитие методики как отрасли педагогической науки в 20 —30-х гг. XX века. Исследование детской речи в трудах Н. А. Рыбникова, Е.А.Аркина. Вклад Е. И.Тихеевой в методику развития речи детей в детском саду. Взгляды Е.А. Флёриной на развитие речи детей.
  4. Основные направления исследований в области методики развития речи в 1960—1990-е гг.
  5. Современные взгляды на методику развития речи дошкольников (в соответствии с ФГОС ДО).

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Подготовьте сообщение по теме: «Развития речи и обучение языку К.Д. Ушинского и Е.И. Тихеевой».

 Примерные темы и планы:

Тема 1. Вопросы методики родного языка в трудах К.Д. Ушинского

План:

  • Значение родного языка.
  • Основные задачи и пути реализации первоначального обучения детей родному языку.
  • Учебная книга «Родное слово» и ее значение для речевого развития.
  • Развитие речи детей до школы.
  • Выразите собственное мнение к содержанию тех или иных положений автора первоисточника.

Тема 2.  Основные положения методики развития речи дошкольника в работах Е.И. Тихеевой

План:

  • Содержание и методика занятий «по живому слову».
  • Значение дидактической куклы.
  • Содержание и задачи словарной работы.
  • Выразите собственное мнение к содержанию основных положений автора первоисточника.

Задание 2. Заполните таблицу «Сравнительный анализ систем развития речи К.Д.Ушинского и Е.И.Тихеевой» (табл.4).

Таблица 4

Сравнительный анализ систем развития речи

К.Д.Ушинского и Е.И.Тихеевой

Компоненты

К.Д.Ушинский

Е.И.Тихеева

1

2

3

Цель усвоения языка

Задачи

Средства

Формы

Методы

Задание 3. Ознакомьтесь и проанализируйте тест ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384). Определите современные требования к речевому развитию детей дошкольного возраста.

Задание 4. Заполните таблицу «Этапы становления теории методики развития речи в России» (табл.5). Во вторую графу вписать ФИО ученых, исследователей, занимающихся вопросами речевого развития детей в конкретный период (графа1), обозначьте основные труды или направления (3).

Таблица 5

Этапы становления теории методики развития речи в России

Этапы и даты

Авторы/исследователи, труды, посвященные ТиМРР

Основные направления исследований в указанный период

1

2

3

До 1917 г.

1918—1932 гг.

1932—1953 гг.

1953—1990 гг.

1990—2012гг.

Современный этап

Рекомендательный библиографический список

  1. Алексеева, М.М. Яшина, В.И.. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников/ М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 400с.
  2. Бородич, А.М. Теория и методика развития речи/ А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 1981. - 256с.Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. - М., 2001.
  3. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста/ Ф.А. Сохин. - М.: Просвещение, 1979. - 223с.
  4. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей: ранний и дошкольный возраст/ Е.И. Тихеева. - М.: Просвещение, 1981. - 111с.
  5. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ О.С. Ушакова. - М.: Гуманит, 2004. - 288с.
  6.  Ушинский, К.Д. Родное слово/К.Д. Ушинский. – Новосибирск: Мангазея, Детская литература, Сибирское отделение. 1997. – 449 с.
  7.  Хрестоматия        по        теории        и        методике        развития        речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. высш. пед. учеб. заведений / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М.: Академия, 2000. — 560 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНУ ПО МЕТОДИКЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Настоящее учебно-методическое пособие позволит студентам по специальности 44.02.01 Дошкольное образование систематизировать знания в области методики развития речи детей дошкольного возраста.Структура...

конспект урока по МДК 03.02. Теория и методика развития речи детей

практико-ориентированный урок по теме "Методика обучения пересказу художественных произведений в ДОУ"...

Конспект учебного занятия по ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования МДК 03.02 Теория и методика развития речи детей Тема: Методика словарной работы на занятиях

Конспект учебного занятияпо ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образованияМДК 03.02 Теория и методика развития речи детейТема: Методика словарной ра...

План - конспект открытого учебного занятия по ПМ. 02.МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом «Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвязь музыкального развития, воспитания и обучения детей»

План - конспект открытого учебного занятия по ПМ. 02.МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом «Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвя...

Методическая разработка внеучебного мероприятия по МДК 03.02.01 Теория и методика развития речи детей специальность 44.02.01 Дошкольное образование Конкурс проектов «Актуальные вопросы развития речи дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Основная цель данного мероприятия - совершенствование компетентности обучающихся по актуальным вопросам развитии речи дошкольников в проектной деятельности....