Введение в теоретические основы и методику развития речи детей (сборник практических занятий по ТОиМРР у детей)
методическая разработка
Предложен комплекс теоретических и практических заданий для практических занятий и самостоятельной работы студентов с целью освоения МДК 02.05. Теоретические основы и методика развития речи у детей. Все занятия представлены по разделу "Введение в ТОиМРРуД"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razdel_1._vvedenie_v_metodiku_razvitiya_rechi.docx | 25.04 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В МЕТОДИКУ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Тема 1.1. Методика развития речи как научная и учебная дисциплина
Вопросы для обсуждения
- Методика развития речи как научная дисциплина, ее предмет, фундаментальные и прикладные задачи в соответствии с ФГОС ДО.
- Научные основы методики: естественнонаучные, лингвистические и психологические основы методики развития речи.
- Связь методики развития речи с другими науками.
- Методы научного исследования в методике развития речи детей.
- Требования к готовности педагогов для работы по развитию речи детей.
Задания для самостоятельной работы
Задание 1. Заполните таблицу «Основные категории» (табл.1): во второй колонке таблицы, напротив понятия (1) впишите определения (2), которые, на ваш взгляд, отражают его сущность, а в третьей графе укажите автора, или исходные данные литературного источника.
Таблица 1.
Основные категории
Понятия | Определение | Автор/источник |
1 | 2 | 3 |
Язык | ||
Языковая способность | ||
Чувство языка | ||
Речь | ||
Фонетика | ||
Лексика | ||
Грамматика | ||
Функции речи | ||
Экспрессивная речь | ||
Импрессивная речь | ||
Внутренняя речь | ||
Речевое умение | ||
Речевой навык | ||
Развитие речи | ||
Коммуникативные умения | ||
Обучение языку |
Задание 2. Заполните таблицу «Характеристика функционально-смысловых типов связных высказываний» (табл.2).
Таблица 2.
Характеристика функционально-смысловых типов связных высказываний
Тип речи | Функции связных высказываний | Структура связного высказывания | Языковые средства, используемые в разных типах связных высказываний |
1 | 2 | 3 | 4 |
повествование | |||
контаминация (смешанный тип) | |||
рассуждение | |||
описание |
Задание 3. Заполните таблицу «Теоретические основы теории и методики развития речи детей» (табл.3)
Таблица 3
Теоретические основы теории и методики развития речи детей
Смежные науки | Научные положения — теоретические основы методики развития речи |
Философия | |
Анатомия и физиология | |
Психология | |
Дошкольная педагогика | |
Лингвистика | |
Психолингвистика | |
Литературоведение |
Задание 4. Составьте схему по вопросу: «Характеристика видов речи».
Задание 5. Ознакомьтесь с закономерностями усвоения языка, определите возрастные границы и задачи речевого развития дошкольников, дополните схему.
Рекомендательный библиографический список
- Алексеева, М.М. Яшина, В.И.. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников/ М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 400с.
- Бородич, А.М. Теория и методика развития речи/ А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 1981. - 256с.Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. - М., 2001.
- Выготский, Л.С. Мышление и речь/ Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 1999. - 352с.
- Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи/ А.Н. Гвоздев. - СПб.: Детство-Пресс, 2007. - 470с.
- Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста/ Ф.А. Сохин. - М.: Просвещение, 1979. - 223с.
- Тихеева, Е.И. Развитие речи детей: ранний и дошкольный возраст/ Е.И. Тихеева. - М.: Просвещение, 1981. - 111с.
- Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ О.С. Ушакова. - М.: Гуманит, 2004. - 288с.
Тема 1.2. Становление методики развития речи как науки
Вопросы для обсуждения
- Вопросы развития речи и обучения языку в зарубежной педагогике (Я. А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф.Фребеля, М. Монтессори).
- Развитие методики в России. Традиции обучения и воспитания на родном языке. Л.Н.Толстой о первоначальном обучении детей родному языку. К.Д.Ушинский — основоположник методики первоначального обучения детей родному языку. К.Д.Ушинский о происхождении языка и сущности развития речи, роли родного языка в развитии и воспитании детей. Учебная книга «Родное слово».
- Становление и развитие методики как отрасли педагогической науки в 20 —30-х гг. XX века. Исследование детской речи в трудах Н. А. Рыбникова, Е.А.Аркина. Вклад Е. И.Тихеевой в методику развития речи детей в детском саду. Взгляды Е.А. Флёриной на развитие речи детей.
- Основные направления исследований в области методики развития речи в 1960—1990-е гг.
- Современные взгляды на методику развития речи дошкольников (в соответствии с ФГОС ДО).
Задания для самостоятельной работы
Задание 1. Подготовьте сообщение по теме: «Развития речи и обучение языку К.Д. Ушинского и Е.И. Тихеевой».
Примерные темы и планы:
Тема 1. Вопросы методики родного языка в трудах К.Д. Ушинского
План:
- Значение родного языка.
- Основные задачи и пути реализации первоначального обучения детей родному языку.
- Учебная книга «Родное слово» и ее значение для речевого развития.
- Развитие речи детей до школы.
- Выразите собственное мнение к содержанию тех или иных положений автора первоисточника.
Тема 2. Основные положения методики развития речи дошкольника в работах Е.И. Тихеевой
План:
- Содержание и методика занятий «по живому слову».
- Значение дидактической куклы.
- Содержание и задачи словарной работы.
- Выразите собственное мнение к содержанию основных положений автора первоисточника.
Задание 2. Заполните таблицу «Сравнительный анализ систем развития речи К.Д.Ушинского и Е.И.Тихеевой» (табл.4).
Таблица 4
Сравнительный анализ систем развития речи
К.Д.Ушинского и Е.И.Тихеевой
Компоненты | К.Д.Ушинский | Е.И.Тихеева |
1 | 2 | 3 |
Цель усвоения языка | ||
Задачи | ||
Средства | ||
Формы | ||
Методы |
Задание 3. Ознакомьтесь и проанализируйте тест ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384). Определите современные требования к речевому развитию детей дошкольного возраста.
Задание 4. Заполните таблицу «Этапы становления теории методики развития речи в России» (табл.5). Во вторую графу вписать ФИО ученых, исследователей, занимающихся вопросами речевого развития детей в конкретный период (графа1), обозначьте основные труды или направления (3).
Таблица 5
Этапы становления теории методики развития речи в России
Этапы и даты | Авторы/исследователи, труды, посвященные ТиМРР | Основные направления исследований в указанный период |
1 | 2 | 3 |
До 1917 г. | ||
1918—1932 гг. | ||
1932—1953 гг. | ||
1953—1990 гг. | ||
1990—2012гг. | ||
Современный этап |
Рекомендательный библиографический список
- Алексеева, М.М. Яшина, В.И.. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников/ М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 400с.
- Бородич, А.М. Теория и методика развития речи/ А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 1981. - 256с.Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. - М., 2001.
- Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста/ Ф.А. Сохин. - М.: Просвещение, 1979. - 223с.
- Тихеева, Е.И. Развитие речи детей: ранний и дошкольный возраст/ Е.И. Тихеева. - М.: Просвещение, 1981. - 111с.
- Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ О.С. Ушакова. - М.: Гуманит, 2004. - 288с.
- Ушинский, К.Д. Родное слово/К.Д. Ушинский. – Новосибирск: Мангазея, Детская литература, Сибирское отделение. 1997. – 449 с.
- Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. высш. пед. учеб. заведений / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М.: Академия, 2000. — 560 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНУ ПО МЕТОДИКЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Настоящее учебно-методическое пособие позволит студентам по специальности 44.02.01 Дошкольное образование систематизировать знания в области методики развития речи детей дошкольного возраста.Структура...
конспект урока по МДК 03.02. Теория и методика развития речи детей
практико-ориентированный урок по теме "Методика обучения пересказу художественных произведений в ДОУ"...
Конспект учебного занятия по ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования МДК 03.02 Теория и методика развития речи детей Тема: Методика словарной работы на занятиях
Конспект учебного занятияпо ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образованияМДК 03.02 Теория и методика развития речи детейТема: Методика словарной ра...
Вопросы к экзамену по Теории и методике развития речи детей
Вопросы к экзамену...
План - конспект открытого учебного занятия по ПМ. 02.МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом «Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвязь музыкального развития, воспитания и обучения детей»
План - конспект открытого учебного занятия по ПМ. 02.МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом «Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвя...
Методическая разработка внеучебного мероприятия по МДК 03.02.01 Теория и методика развития речи детей специальность 44.02.01 Дошкольное образование Конкурс проектов «Актуальные вопросы развития речи дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Основная цель данного мероприятия - совершенствование компетентности обучающихся по актуальным вопросам развитии речи дошкольников в проектной деятельности....