Беседа за круглым столом (для воспитателей) по теме: «Совершенствование работы по развитию речи детей в дошкольном учреждении».
методическая разработка по теме
Работа педагога дошкольного учреждения по развитию речи детей дошкольного возраста. Основные задачи развития речи. Речь педагога как образец для подражания детям. Требования к речи воспитателя. Виды занятий по обучению рассказыванию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование моделей для развития речевого творчества детей.
Консультация для воспитателей
В дошкольном возрасте дети проявляют творческую изобретательность в играх, в разнообразной художественной деятельности.
Что можно сказать о речевом творчестве? Уровень развития речевого творчества предполагает свободное владение родным языком, умение владеть представлениями об окружающем мире, комбинировать эти представления, создавать новые образы, выражать свое отношение к ним. Научить ребенка свободно владеть родным языком, развивать речевое творчество детей помогут такие средства как использование моделей.
Проявление детьми творчества мы можем наблюдать в процессе составления описательного рассказа. Основу описательного рассказа о явлениях природы например, о животных, растениях составляют конкретные представления. Эти представления дети накапливают в процессе рассматривания предметов, на занятиях, в повседневной жизни (разнообразная сенсорная информация, благодаря которой, ребёнок анализирует объект, устанавливает простейшие связи). Проявлением творчества при рассказывании является умение образно и выразительно передать свое эмоциональное отношение к объекту. Задача воспитателя - побуждать детей находить точные, образные слова, вызывающие чувство радости, удовольствия или жалости, сочувствия. Особая сложность для детей при составлении описательного рассказа - это определение последовательности (плана), воспроизведения ранее полученных представлений.
Воспитатель использует следующие модели: предметную, предметно-схематическую, схематическую.
На первом этапе используется предметная модель: набор предметных картинок, составляющих содержание будущего рассказа. Например: рассказ о кошке, используется такие картинки - кошка, кошка с котятами, кошка ест, спит, играет и так далее. При помощи предметных моделей формируется умения воспроизвести представление об объекте, отбираются факты для рассказа, мысленно представляется их взаимосвязь. Если дети справляются с заданием, придумать рассказ по предметной модели, воспитатель задачу усложняет. Так предоставляется возможность для творчества. Используются в качестве модели более схематичные изображения, имеющие обобщающее значение, предметно-схематическая модель. Например: картинка, на которой нарисована тарелка с молоком поможет рассказать о том, что ест кошка, как она ест, где находит еду. В отличие от предметной модели, предметно-схематическая включает в себя меньшее количество изображений. Предметная или предметно-схематическая модель помогает детям определить последовательность изложения. Здесь необходимо проводить дидактические игры с набором моделей (осваивается умение раскрывать обобщенное содержание элементов модели, наполняя его конкретными образами). Например: дидактическая игра «Мишкины картинки».
Все дети любят сказки. Венген Л. предлагает использовать для лучшего понимания сказки эффективный способ, позволяющий выявить содержание и последовательность действий, определенные отношения между персонажами. Используется моделирование. Оно начинается с замещения одних объектов другими (реальных - условными). В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадратики, различающиеся по цвету, величине (например: крокодил - зелёный кружочек, мышка - маленький кружок, слон - большой, солнце - жёлтый кружок). Первая задача воспитателя научить ребёнка правильно использовать заместители. На первых занятиях число кружков должно совпадать с числом замещаемых объектов. Далее следует вводить лишние кружки (квадраты), чтобы ребёнок сам выбирал нужные. Когда выбор заместителей освоен, можно переходить с их помощью к разыгрыванию простых сюжетов. Сначала бытовые сюжеты, знакомые ребёнку по его собственному опыту. Разыгрывать с заместителями можно русские народные сказки «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь» и так далее. Очень удобна для разыгрывания сказка Л. Толстого «Три медведя» (медведи - бумажные полоски разной длины, Маша - полоска красного цвета, стулья - квадраты разной величины, тарелки - разного размера кружки и так далее). Дом медведей - нарисованный на листе бумаги большой прямоугольник. Взрослый читает сказку, а ребёнок в это время разыгрывает ее. Читать следует медленно.
Серия иллюстраций к сказке - является основой для пересказа. Дети трех лет сами могут придумывать сказки по картинкам нарисованным взрослым. Главное пробудить фантазию ребенка. Постепенно количество рисунков увеличивать до 4-5 штук, нужно показать какой рисунок за каким следует.
В три года дети не владеет, привычным для нас способами чтения последовательности изображений: слева направо, сверху вниз. Если ребёнок поменял рисунки местами не беда, сюжет получится не таким как задумал взрослый, а может быть интереснее. Рисунки можно делать не заранее, а по ходу рассказа. Но рисовать надо быстро, чтобы ребёнок не забыл начало придуманного им рассказа.
Для развития речевого творчества детей используется предметная модель: 2-3-4 картинки, последовательно раскрывающие действия персонажей. Затем можно предложить детям придумать сказку по необычной картинки (перепутаница, загадочная и так далее).
Предложить детям четырех, пяти лет сочинить сказку по говорящим картинкам-схемам («Красная шапочка», «Дюймовочка»). Отходя от наглядности, предложить детям знакомую сказку, но изменить ее конец: «А что потом?»
Моделирование сказок. Необходимо обучать дошкольников составлению сказки по предметно-схематической модели. Показать какую-то картинку (предмет), которая будет для ребенка началом для детской фантазии (чашка с молоком - чашку сделать волшебной, молоко волшебное; молоко белое, вкусное сладкое, но попадая к злым людям, становится горьким и чёрным).
Использование схемы: волнистая линия - сначала решить вопрос с детьми, на что похожа волнистая линия? (на дорогу, на змею, ленточку). И взрослый подсказывает детям: «А может это сказка про ежика?....»
Ещё несколько советов для развития речевого творчества детей - придумывание сказки.
1. Совместное решение проблемного вопроса к сказке. Нужно продумать вопрос, который побудил бы детей к изобретению, помог любимым героям выходить из сложной ситуации, подобрать самую оптимальную и удобную (сказка «Кот в сапогах», а если бы людоед не захотел или не смог превратиться в мышку?).
2. Научить решать противоречия: сказка «Принцесса на горошине"- если не станет этой горошины, которая и выявит настоящая ли принцесса, сказка уже изменится.
3. Изменение ситуации в знакомых сказках: Золушка теряет не хрустальную туфельку, а что-то другое (поясок или брошь).
4. Придумывание кратких историй: истории краткие, но сказочные (история с кленовым листочком).
5. Сказка, но по-новому. Сказка старая, но предполагается главных героев наделить противоположными качествами.
6. «Салат из сказок».
7. Сказка с продолжением.
8. Сказочные истории от одного слова.
9. «Бином фантазии» - две картинки с изображениями трудносопоставимых объектов, например кошка и сумка. Это посложнее, и ребёнок, думая, изобретая - творит сказку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"
Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт....
Консультация по развитию речи в старшем дошкольном возрасте на тему: "Моделирование, как средство совершенствования связной речи у детей старшего дошкольного возраста".
Моделирование - одно из наиболее эффективных приемов для совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста....
Статья на тему "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности".
Я хочу показать, как проводится работа по развитию речидетей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности на примере одного моего дня....
Квалификационная работа Тема: Совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами
*Актуальность данной работы обусловлена тем, что на современном этапе развития отечественной педагогики роль «оригами» в развитии мелкой моторики рук мало исследована, что и побудило к выб...
Пальчиковые игры – как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
презентация: Пальчиковые игры-как средство развития детей младшего школьного возраста...
Мастер-класс для воспитателей на тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста»
Мастер-класс «Развитие речи детей дошкольного возраста» ...