Методическая разработка внеучебного мероприятия по МДК 03.02.01 Теория и методика развития речи детей специальность 44.02.01 Дошкольное образование Конкурс проектов «Актуальные вопросы развития речи дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
методическая разработка
Основная цель данного мероприятия - совершенствование компетентности обучающихся по актуальным вопросам развитии речи дошкольников в проектной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОГАПОУ «Алексеевский колледж»
Методическая разработка внеучебного мероприятия
по МДК 03.02.01 Теория и методика развития речи детей специальность 44.02.01 Дошкольное образование
Конкурс проектов
«Актуальные вопросы развития речи дошкольников
в условиях реализации ФГОС ДО»
Черменева С.И.,
преподаватель общепрофессиональных дисциплин
и профессиональных модулей специальности
44.02.01Дошкольное образование
г. Алексеевка
Форма: конкурс проектов
Тема: «Актуальные вопросы развития речи дошкольников
в условиях реализации ФГОС ДО»
Цель: совершенствование компетентности обучающихся по актуальным вопросам развитии речи дошкольников в проектной деятельности,
Задачи:
- содействовать повышению уровня методических и практических умений и навыков по вопросам развития речи детей дошкольного возраста.
- способствовать формированию у студентов навыков профессионального самообразования, активизации студентов в профессиональных конкурсах,
- воспитания творческого подхода к профессионально-педагогической деятельности.
Сроки проведения: 02 декабря 2019г.
Участники конкурса: обучающиеся 4 курса специальности 44.02.01 Дошкольное образование.
Оборудование: компьютер, проектор, выставка специальной литературы
по развитию речи детей дошкольного возраста, оценочный лист членов жюри, опорная презентация, оборудование для реализации практической части защиты (детский мольберт, куклы, детские книги, портреты детских писателей),
Положение о проведении конкурса проектов «Актуальные вопросы развития речи дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» (приложение №1 к плану-конспекту).
Ход работы
1.Вступительное слово
Метод проектов - это способ достижения цели через разнообразные формы работы с привлечением всех участников педагогического процесса, которая должна завершиться практическим результатом – итоговым продуктом.
Основным назначением внедрения проектных методов обучения является формирование человека с мышлением нового типа – преимущественно продуктивного.
Уильям Херд Килпатрик – основоположник метода проектов.
1900 и 1915 годы в США возникает проектное движение.
Виды проектов:
- Ролево-игровые
- Информационные
- Информационно-практико-ориентированные
- Творческие и др.
Формы итогового продукта в проектах с дошкольниками
- развлечения,
- самодельная книга,
- фотогазета,
- дидактические пособия для детей (альбом загадок, таблицы-мнемотехники, «Веселая азбука» и др.),
- игры – драматизации,
- тематический альбом.
2. Основная часть
Последовательность представления проектов
(текст защиты с опорой на презентацию
и демонстрация приемов работы с волонтерами по реализации проекта)
Кучеренко А. «Методы и приемы обучения дошкольников пересказыванию»,
Ночевка Т. «Использование загадок в развитии речи детей среднего дошкольного возраста»,
Бондарьева К. «Использование игр и упражнений в воспитании звуковой культуры речи»,
Щеголькова Е. «Методы и приёмы развития речи детей раннего возраста»,
Мартынова М. «Использование малых фольклорных жанров в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».
Подведение итогов (работа жюри)
Тест для участников мероприятия
3 часть. Рефлексия.
Синквейн
1 строчка – одно слово – название, тема, обычно существительное.
2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.
3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.
4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке.
Информационные источники
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. – 272
- Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез. - 2008. - 112с
- Киселева В. Ваш ребенок не говорит (о развитии речи детей 2 г.ж.) //Дошкольное воспитание №6 2007.
- Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. –М., 1982
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. -358с.
- Международный образовательный портал MAAM. RU.
- Режим доступа: http://www.maam.ru/obrazovanie/metodicheskie-razrabotki
- Открытый класс. Современный детский сад: методическое обеспечение деятельности. Режим доступа: http://www.openclass.ru/communities/28381
- Пилипенко О.П. Развитие речевого творчества современных дошкольников 3-4 лет в условиях ДОО //Справочник старшего воспитателя №3 2017г.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"» от 22 ноября 2013г.
- Скажи по-другому: Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии / Под ред. О.С. Ушаковой. - Самара, 2001. - 10 с.
- Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л. Тимофеева. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс». - 2011. - 80с.
- Яшина В.И. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. вузов / В.И Яшина, М.М. Алексеева.– М.: Академия, 2014.-448 с.
Приложение №1
ДЕПАРТАМЕНТ ВНУТРЕННЕЙ И КАДРОАОЙ ПОЛИТИКИ
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АЛЕКСЕЕВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Рассмотрен на заседании предметно-цикловой комиссии общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей по специальности 44.02.01 Дошкольное образование «____» ______________ 2019г. Протокол № _________ Председатель ПЦК ________ Е.И.Злобина | Утверждаю Заместитель директора _________ Г.Л. Решетникова «____» __________2019 г. |
Рекомендовано к утверждению
заместителем директора
Г.Л. Решетниковой
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении конкурса проектов
«Актуальные вопросы развития речи дошкольников
в условиях реализации ФГОС»
2019г.
- Общие положения
1.1.Конкурс методических разработок на тему «Актуальные вопросы развития речи дошкольников в условиях реализации ФГОС» (далее – Конкурс) проводится со студентами дошкольного отделения ОГАПОУ «Алексеевский колледж
1.2. Составитель и организатор конкурса Черменева С.И, преподаватель общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей по специальности 44.02.01Дошкольное образование.
1.3. Консультацию по определению тематики, содержания и основных требований к оформлению проекта осуществляет преподаватель МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей Черменева С.И.
2.Цели и задачи конкурса
2.1. Конкурс проводится в целях:
- совершенствования компетентности обучающихся по актуальным вопросам развитии речи дошкольников в проектной деятельности,
2.2. Задачи проведения конкурса:
- содействовать повышению уровня методических и практических умений и навыков по вопросам развития речи детей дошкольного возраста.
- способствовать формированию у студентов навыков профессионального самообразования, активизации студентов в профессиональных конкурсах,
- воспитания творческого подхода к профессионально-педагогической деятельности.
3. Сроки проведения
3.1 Конкурс провести 02 декабря 2019г.
3.2.Конкурсные работы представить в срок до 25ноября 2019г. в кабинет
№ 48.
3.3. Оценку проектов, подведение итогов конкурса провести 02 декабря 2019г.
4. Участники конкурса
4.1. В конкурсе принимают участие обучающиеся 4 курса специальности 44.02.01 Дошкольное образование.
5. Требования к конкурсным работам
5.1. Выбор темы проекта осуществить из предложенного в положении списка о Конкурсе (Приложение №1).
5.2. Требования к содержанию проекта.
5.2.1. Содержание проекта должно соответствовать теме и цели.
5.2.2.Материал должен быть структурирован в соответствии с требованиями в п. 6 данного положения.
5.2.3. Проект должен содержать материалы приложения, которые воспитатель ДОО может использовать в своей работе.
6. Структура проекта
6.1. Титульный лист.
На титульном листе проекта указать: наименование вышестоящей организации (Департамент внутренней и кадровой политики
Белгородской области) и наименование образовательного учреждения (ОГАПОУ «Алексеевский колледж»), название работы (проект на тему (конкретизировать содержание темы), сведения об авторе, место и год издания.
6.2.В соответствии с Рекомендации по работе над проектом по МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей (Приложение №1) в теоретической части проекта указать теоретические основы: тема, вид, сроки, участники, цель, задачи, актуальность, новизну. В практической части -подготовительный, основнойи заключительный этапы, где отразить формы работы с участниками образовательного процесса (воспитатели, родители и дети), в соответствии с темой возможны формы работы с социумом. Представить варианты практическихматериалов (буклеты, памятки, конспектыпроведения форм работы с воспитателями, родителямии дошкольниками, включая элементы дидактического материала (наглядный демонстрационный - мнемотаблицы, презентации, видеоролики и др.) и раздаточный (карточки,оборудование к дидактическим играм и др.)
6.3. В конце указать содержание и список информационных источников (документы, литература, статьи из периодической печати, интернет-ресурсы).
7. Порядок проведения конкурса
7.1.Для участите в конкурсе проект необходимо оформить и представить организатору не позднее 25 ноября 2019г.
72. Место проведения конкурса ОГАПОУ «Алексеевский колледж», кабинет №16.
8. Оценка конкурсных работ
8.1 Оценку конкурсных работ осуществить на основе критериев обозначенных в Приложении №2:
- правильность формулировки теоретических основ проекта;
- методическая грамотность и творчество в выборе форм реализация проекта на подготовительном, основном и заключительном этапах;
- методическая грамотность микропреподавания формы работы (фрагмента) с детьми;
- качество дидактического материала (демонстрационный и дидактический: модели, таблицы мнемотехники, карточки, схемы и др.);
- оформление проекта;
- общее впечатление от защиты проекта: доклад, представление материалов проекта до 5мин., практическая часть 5-7 мин.)
8.2. Оценивание осуществлять по 3 бальной системе:
3 - высокий показатель выполнения,
2.- допущены незначительные ошибки,
1.- низкий показатель, грубые ошибки.
0 - раздел проекта не реализуется.
8.3.Подведение итогов конкурса:
Жюри поподведениюитогов конкурса обязано:
- проверить соответствие работы, представленных на конкурс вышеуказанным требованиям (Приложение 2);
- решение жюри определяет победителей и характер награждения участников конкурса.
8.4. Результаты оценивания фиксировать в оценочном листе (Приложение №3).
8.5. Составить протокол результатов.
9. Подведение итогов конкурса
9.1 Конкурсные работы оценивает жюри в составе:
- Решетникова Г.Л. – заместитель директора;
- Черменева С.И. – преподаватель МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей;
- Короп Н.И. воспитатель МДОУ «Центрразвитияребенка — детскийсад№10» Алексеевскогогородскогоокруга,
- Цымбал Н.И. воспитатель МДОУ «Центр развития ребенка — детский сад №10» Алексеевского городского округа.
9.2. Авторов проектов, набравших наибольшее количество баллов считать победителями, определить первые три места и наградить грамотами за призовое место.
Оставшиеся работы распределить по номинациям «Методическое творчество», «Нетрадиционный подход к развитию речи дошкольников», «Профессиональная компетентность» и другие по усмотрению жюри и наградить грамотами победителя в номинации.
9.4. Результаты конкурса опубликовать на стенде «Дошкольное отделение» (корпус №3).
Согласовано
Заместитель директора Г.Л. Решетникова
Преподаватель
общепрофессиональных дисциплин
и профессиональных модулей С.И. Черменева
Приложение №1
Рекомендации по работе над проектом
по МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей
- Формулировка методологических основ проекта:
- тема
- вид проекта (исследовательский, творческий, игровой и др.),
- период реализации (кратковременный, среднесрочный, долговременный),
- участники проекта
- проблема
- актуальность
- цель
- задач
- объект
- предмет
- предполагаемые результаты:
(повышение уровня методических компетенций у педагогов ДОУ по…,
совершенствование педагогических знаний, подходов к воспитанию детей в семье у родителей дошкольников по вопросам…,
формирование у детей…, развитие умений…, воспитание…)
конкретность их формулировки и диагностируемость!
- итоговый продукт проекта (конспект комплексной формы работы, тематический плакат, альбом, фотоотчет, презентация и др.)
- методы и приемы
Реализация проекта:
1 этап – подготовительный (цель и содержание: формы методической работы с воспитателями, формы взаимодействия по педагогическому просвещению с родителями, формы воспитательно-образовательной работы с детьми).
2 этап – основной (цель и содержание: формы методической работы с воспитателями, формы взаимодействия по педагогическому просвещению с родителями, формы воспитательно-образовательной работы с детьми).
3 этап – заключительный (цель и содержание: формы методической работы с воспитателями, формы взаимодействия по педагогическому просвещению с родителями, формы воспитательно-образовательной работы с детьми).
- форма распространения опыта реализации проекта.
- Содержание теоретической части: актуальность темы (нормативно-правовые материалы, подтверждающие важность темы и выражающие потребности, сформированные на уровне государства и органов власти в сфере образования. Анализ теоретических работ – вклада ученых в разработку темы. Практикоориентированная информация (средства, условия, методы и приемы) и др.
- Список приложения.
- Список информационных источников (литература, материалы периодической печати, адреса Интернет-ресурсов).
- Актуальность и содержание методического материала для педагогов ДОУ (методические буклеты, памятки-рекомендации, папки раскладушки и - передвижки, презентации, анкеты, тесты, планы проведения семинаров, конференций и др. по выбору студента)
- Актуальность и содержание практического материала для взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста по теме проекта (памятки-рекомендации, папки раскладушки и - передвижки, презентации, анкеты, тесты, планы заседания тематических семейных клубов, мастер-классы и др. по выбору студента)
- Содержание, отражение методики в конспектах (технологических картах) форм работы с детьми дошкольного возраста.
- Методическая грамотность микропреподавания формы работы (фрагмента) с волонтерами.
- Качество дидактического материала (демонстрационный и дидактический: модели, таблицы мнемотехники, карточки, схемы и др.)
- Общее впечатление от защиты проекта: доклад, представление материалов проекта 5-7мин, практическая часть 5-7 мин.)
Приложение №2
Критерии оценки проекта
по МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей
Оценивание по 3 бальной системе:
3 - высокий показатель выполнения
2- допущены незначительные ошибки
1 - низкий показатель, грубые ошибки.
0 - раздел проекта не реализуется.
1.Правильность формулировки методологических основ проекта:
- тема
- вид проекта (исследовательский, творческий, игровой и др.),
- период реализации (кратковременный, среднесрочный, долговременный),
- участники проекта
- проблема
- актуальность
- цель
- задач
- объект
- предмет
- предполагаемые результаты:
- итоговый продукт проекта
- методы и приемы
- Методическая грамотность и творчество в выборе форм реализация проекта:
1 этап – подготовительный (цель и содержание: формы методической работы с воспитателями, формы взаимодействия по педагогическому просвещению с родителями, формы воспитательно-образовательной работы с детьми).
2 этап – основной (цель и содержание: формы методической работы с воспитателями, формы взаимодействия по педагогическому просвещению с родителями, формы воспитательно-образовательной работы с детьми).
3 этап – заключительный (цель и содержание: формы методической работы с воспитателями, формы взаимодействия по педагогическому просвещению с родителями, формы воспитательно-образовательной работы с детьми).
- Методическая грамотность микропреподавания формы работы (фрагмента) с детьми.
- Качество дидактического материала (демонстрационный и дидактический: модели, таблицы мнемотехники, карточки, схемы и др.)
- Оформление проекта.
- Общее впечатление от защиты проекта: доклад, представление материалов проекта 5-7мин, практическая часть 5-7 мин.)
Приложение №3
Оценочный лист
по определению победителей конкурса проектов на тему Актуальные вопросы
развития речи дошкольников условиях реализации ФГОС ДО»
Член жюри _________________________ _____________________________
№ п-п | Тема и автор проекта | Параметры для оценки | Всего баллов | Подп- ись | |||||||
Правильность формулировки теоретических основ проекта | Методическая грамотность и творчество в выборе форм реализация проекта на 1 этапе | Методическая грамотность и творчество в выборе форм реализация проекта на 2 этапе | Методическая грамотность и творчество в выборе форм реализация проекта на 3 этапе | Демон- страция приемов развития речи на занятии пл | Дакти- ческий мате- риал | Офор мление проекта | Общее впечат ление | ||||
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 |
3- высокий показатель, 2- средний показатель, 1 низкий показатель, 0 параметр не проявляется
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционная форма обучения как средство повышения самостоятельности, творческой и познавательной активности студентов заочного дошкольного отделения (на примере изучения междисциплинарного курса МДК.03.02 Теория и методика развития речи у детей)
В статье описывается опыт внедрения системы дистанционного обучения в педагогическом колледже и дается краткий анализ первых результатов...
конспект урока по МДК 03.02. Теория и методика развития речи детей
практико-ориентированный урок по теме "Методика обучения пересказу художественных произведений в ДОУ"...
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по междисциплинарному курсу МДК 03.02. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ПМ 03 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»
Рабочая тетрадь по дисциплине «Теория и методика развития речи у детей» адресована студентам педагогического колледжа по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» и ориентирована на активизацию ...
План – конспект занятия по МДК 03.02. "Теория и методика развития речи у детей" тема: «Методика развития речевого слуха, дыхания, голоса и дикции»
В предствленном плане конспекте по МДК 03.02 "Теория и методика развития речи у детей" по теме "Методика равзития речевого слуха, дыхания, голоса и дикции" для студентов 3 курса пе...
Вопросы к экзамену по Теории и методике развития речи детей
Вопросы к экзамену...
Презентация "Конкурс учебных проектов "Актуальные вопросы развития речи дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"
Данная презентация является дополнительным материалом практического характера к внеучебному мероприятию по МДК 03.02.01 Теория и методика развития речи детей специальность 44.02.01 Дошкольное образова...