Социальная психология
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
Тема 3. Психология социальных групп и сообществ.
Группа. Социальная группа. Уровни групп. Динамические процессы. Стадии развития групп. Формирование социальных ролей.
Лекция
Рассмотрим, что же такое группа
Группа – это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и воспринимаются ее членами с точки зрения других людей.
Социальная группа – это одна из форм социального взаимодействия, в которой поведение и социальный статус каждого члена обусловлен деятельностью и существованием других членов.
Причины попадания в ту или иную группу процесс индивидуальный.
Для чего же группы необходимы:
- как средство биологического выживания,
- как средство социализации и формирования психики человека (одна из основных функций – функция социализации),
- как способ выполнения определенной работы, которую невозможно выполнить одному человеку (инструментальная функция группы),
- как средство удовлетворения потребности человека в общении, в ласковом и доброжелательном отношении к себе, в получении социального одобрения, уважения, признания, доверия (экспрессивная функция группы),
- как средство ослабления неприятных чувств страха, тревоги (поддерживающая функция группы),
- как источник норм поведения, социальных установок и ценностных ориентация человека (нормативная функция группы),
- как источник эталона, с помощью которого человек может оценить себя и других людей (сравнительная функция группы),
- как средство информационного, материального и прочего обмена. Андреевой Г.А. выделяет разные группы:
- Условные группы – люди объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия). Реальные личности, включенные в эту группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут ничего не знать друг о друге, никогда не встречаться.
- Реальные группы – существующие как общности в определенном пространстве и времени, члены таких групп связаны между собой объективными взаимоотношениями. Различаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению, общественному значению.
- Лабораторные группы – создаются с целью психологических исследований.
- Естественные.
- Большие.
- Стихийные, неорганизованные.
- Устойчивые, организованные, длительно существующие,
- Малые – достаточно устойчивые объединения людей (от 3 до 15 человек).
- Становящиеся, заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью.
- Развитые, уже сложившиеся.
Рассмотрим разные характеристики групп:
- групповые интересы,
- групповые ценности,
- групповые потребности,
- групповые нормы,
- групповые мнения,
- групповые цели.
Уровни групп могут быть следующие:
- Неорганизованные:
- Ассоциация – группы, в которых отношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей),
- Случайно организованная группа (зрители в кино, экскурсионные группы),
- Внешне организованные группы:
- Производственная,
- Учебная,
- Кооперация - отличается организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата деятельности.
- Внутренне организованные группы:
- Корпорация — это группа, объединенная только внутренними целями, стремящаяся осуществить свои цели любой ценой (группа бизнесменов, бандитская шайка)
- Коллектив – устойчивая во времени, организованная группа людей, имеющая органы управления, объединенная целями совместной общественно-полезной деятельности.
В группах протекают динамические процессы – совокупность психологических изменений, происходящих в группе за время ее существования.
Динамические группы:
- образование малых групп, их развитие (включающие этапы образования группы, ее функционирования, развития, распада),
- процессы групповой сплоченности (выработка групповых мнений, правил, ценностей, норм),
- процессы лидерства и руководства,
- процессы принятия групповых решений,
- процессы группового давления и влияния людей друг на друга.
Стадии развития групп:
На первой стадии происходит знакомство людей друг с другом, складываются первоначальные представления друг о друге, представления о целях совместной деятельности, но людей еще мало, что связывает (образное сравнение – «куча песчинок»).
На второй стадии формируются системы межличностных отношений между людьми, симпатии и антипатии, появляются микрогруппы по 2-3 человека, объединенных симпатией, сходными интересами, происходит первоначальное распределение групповых ролей, выработка групповых правил, но эти процессы еще неустойчивы, могут меняться (образное сравнение – группа как «комочки глины»).
Формирование социальных ролей, распределение групповых ролей обуславливает возникновение конфликтов, появление эмоционально- психологического дискомфорта, усиление антипатии или противоречий между отдельными людьми и микрогруппами (образное сравнение – «группа колючих ежиков»).
Но объективно группа людей вынуждена искать согласие между членами, чтобы обеспечить взаимодействие людей и функционирование группы, поэтому на третьей стадии складывается групповое мнение, общее настроение, групповая активность.
Групповая активность означает, что люди действуют вместе определенным образом, что между ними существует разделение труда, что налицо определенное взаимное приспособление различных линий индивидуального поведения. В группе постепенно складываются групповые настроения, групповые мнения, групповые цели, групповые нормы поведения, групповые ритуалы. Группа уже способна решить совместные задачи (образное сравнение
– «мерцающий маяк», который показывает путь своим членам).
В результате группа может выйти на четвертую стадию, когда происходит формирование чувства «МЫ», усиливается групповая сплоченность.
Сплоченность в группе влияет под следующими характеристиками:
- нравятся друг другу,
- удовлетворены своим пребыванием в группе,
- считают, что благодаря группе получают преимущества, выгоду,
- более четко осознают групповые цели.
Также уровень сплоченности зависит от ценностно-ориентационного единства людей – это степень совпадения позиций и оценок членов группы по отношению к целям деятельности и ценностям, наиболее значимым для группы в целом.
Факторы сплоченности:
- сходство главных ценностных ориентаций членов группы,
- ясность групповых целей, их принятие членами группы,
- демократический стиль управления,
- взаимозависимость членов группы в процессе совместной деятельности,
- отсутствие конфликтующих между собой микрогрупп,
- престиж и традиции группы.
Большая группа – это количественно не ограниченная условная или реальная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков (классовой принадлежности, пола, возраста, национальности, профессии). В больших группах вырабатываются нормы поведения, общественные культурные традиции, общественное мнение.
Признаки больших групп:
- есть регуляторы социального поведения, которых нет в малых группах (нравы, обычаи, традиции),
- имеется специфический язык общения (этнический язык или профессиональный, возрастной жаргон),
- имеется определенное сходство моделей поведения и образа жизни представителей данной группы.
Разновидности больших групп:
Социальные классы – это большие организованные группы людей, различающиеся:
- по их месту в исторически определенной системе общественного производства,
- по их формам и размерам собственности на средства производства,
- по отношению к власти,
- по их месту в системе разделения труда,
- по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают (процент от вложенного капитала, зарплата, иные доходы).
Социальные классы возникают как результат развития производительных сил и изменения производственных отношений в обществе.
Этнические группы (этносы) – естественные большие группы, в одну из которых входит человек, и которая существенного влияет на его поведение, образ жизни, язык и т.п. Этническая принадлежность человека является значимым фактором его психического и социального развития.
Менталитет – это глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий бессознательную совокупность предрасположенностей людей действовать, мыслить и воспринимать мир определенным образом. Менталитет формируется в ходе длительного исторического развития народа и определяет национальный характер, модель поведения, стиль мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка лекции по дисциплине "Социальная психология". Тема "Общение как перцептивный процесс"
Здесь представлена разработка лекции по дисциплине "Социальная психология" для студентов СПО....
Планы-конспекты занятий по социальной психологии
Планы учебных занятий по психологии....
План урока по социальной психологии
Проведение урока в виде учебной деловой игры «Пресс-конференция».Цель игры – выработка и совершенствование умений и навыков в ходе усвоения знаний по социальной психологии, самовыражение с...
Рабочая программа дисциплины "Социальная психология"
Данная программа отражает все основные темы учебной дисциплины. Имеет чёткую структуру и логику размещения материала. Рассчитана на подготовку педагогов в ОУ системы СПО. Программой предусмотрены разн...
Контрольный срез по дисциплине "Социальная психология"
Контрольный срез знаний для студентов СПО по дисциплине "Социальная психология"....
Методические указания по дисциплине "Социальная психология"
Тема: «Социальная психология в общении».Цель: изучить процесс общения в социальной психологии, его функциях и видах, овладеть культурой профессионального общения....