Рабочая программа дисциплины "Социальная психология"
рабочая программа по теме
Данная программа отражает все основные темы учебной дисциплины. Имеет чёткую структуру и логику размещения материала. Рассчитана на подготовку педагогов в ОУ системы СПО. Программой предусмотрены разнообразные виды работы студентов, виды и формы контроля, сочетание часов самостоятельной, практической и аудиторной работы. В программе чётко прослеживаются связи с другими учебными предметами. Освоение программы способствует развитию у студентов творчества, самостоятельности, ответственности, интереса к педагогической профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 246 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ СПО Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга
Рабочая программа
дисциплины « СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
для специальностей: 050711 «Социальная педагогика»
050702 «Организация воспитательной
деятельности»
050704 «Дошкольное образование»
050303 «Иностранный язык»
Автор: Колесова С.И.
Санкт-Петербург
2009
ОДОБРЕНА Составлена в соответствии с
ПЦК психолого-педагогических Государственными требованиями
дисциплин к минимуму содержания и
протокол № от
уровню подготовки выпускника
педагогического колледжа
Председатель Колесова С.И. Заместитель директора по
_________________________ учебной работе Фирсова И.А.
__________________________
Рецензенты : Пунченко Н.В.,
ст.преподаватель кафедры психологии
АППО СПб.
Алексеева И.А., методист ГОУ СПО
ПК № 4 СПб.
Автор: Колесова С.И.
ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ШИФР: ДПП.03
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ:
Предмет, задачи, методы, актуальные проблемы социальной психологии; социальная психология личности, социализация и персонализация личности, социальные нормы и регуляция поведения, социальные установки; социальная психология малых групп, внутригрупповые явления, структура группы, лидерство, социометрический статус, конформизм, совместимость, особенности познавательных процессов и принятия решения в малой группе; социальная психология общения, структура, функции, виды общения, общение как коммуникация, как социальная перцепция, как взаимодействие; социальная психология больших групп, законы поведения и общения в больших группах; прикладная социальная психология; психология семьи, социальная психология асоциального поведения, социальная психология в образовании, педагогическое общение, активное социально-психологическое обучение; воспитание социально-психологической культуры личности.
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана на основе Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования нового поколения для обучения студентов педагогического колледжа, осуществляющего подготовку по специальностям «Социальная педагогика» с дополнительной подготовкой в области психологии, «Организация воспитательной деятельности», «Иностранный язык», «Дошкольное образование» с дополнительной подготовкой в области логопедии и физического воспитания.
Курс «Социальная психология» осваивается студентами специальности 050711 «Социальная педагогика» с дополнительной подготовкой в области психологии на базе 11 классов на 2-м курсе и на базе 9 классов на 4-м курсе, 050702 «Организация воспитательной деятельности» на базе 11 классов на 2-м и 3-м курсах, 050704 «Дошкольное образование» с дополнительной подготовкой в области логопедии и физического воспитания на базе 11 классов на 3-м курсе, на базе 9 классов на 5-м курсе и на 4-м курсе очно-заочного отделения, 050303 «Иностранный язык» на базе 11 классов на 3-м курсе и на базе 9 классов на 5-м курсе.
Изучаемая дисциплина строится на принципах научности, развивающего характера обучения, связи с реальным состоянием общества и современностью и относится к циклу обще-профессиональных психолого-педагогических дисциплин. Отбор содержания и структурирования учебного курса осуществляется с учётом структурно-логических и содержательных связей с дисциплинами «Психология развития», «Основы конфликтологии», «Психология общения», «Педагогическая психология», «Основы социологии», «Психолого-педагогический тренинг» и др.
В ходе изучения курса студенты, опираясь на исследования Андреевой Г.М., Андриенко Е.В., Майерса Д., Столяренко А., Крысько В.Г. и др., познакомятся с психологическими особенностями социальных процессов и явлений, положением человека в современном обществе, его социальным развитием, становлением в социальных общностях путём включения в систему межличностных связей и отношений, расширят представления о социальной психологии как науке, её прикладных направлениях и о необходимости воспитания социально-психологической культуры личности. Студенты научатся устанавливать коммуникацию, анализировать состояние и эффективность функционирования социальной группы, понимать зависимость психологии и социальной жизни личности. Студенты должны приобрети умения выявлять социально-психологические связи в процессах и явлениях, проектировать условия совместной деятельности, проводить коррекцию нежелательных отношений и поведения и т.д.
Преподавание курса включает разные виды занятий: лекции, практические занятия, беседы, дискуссионное обучение, семинары, комбинированные уроки и др.
Для наилучшего усвоения учебного материала предполагается система заданий для самостоятельной деятельности студентов, которая позволит сформировать у них навыки: конспектирования, рецензирования, создания планов анализа и практической деятельности, написания рефератов, аннотирования, решения проблемных ситуаций и др.
Цель курса – формирование социально-психологической компетентности будущих педагогов как неотъемлемой части их профессионализма.
Задачи курса:
- Раскрыть особенности феномена социальной деятельности личности, социального взаимодействия групп и сообществ, личностного и профессионального становления человека в обществе.
- Сформировать устойчивый интерес к социальной психологии как науке, желание использовать полученные знания в реальной жизни и в педагогической деятельности.
- Обеспечить установку на социальное и профессионально-личностное развитие, самовоспитание, самоопределение.
- Учить выявлять зависимость социальных процессов и явлений от психологических особенностей личности и каждого члена социальной группы.
- Развивать в рамках курса профессионально-личностные качества, необходимые педагогу: ответственность, творчество, эмпатию, организованность, рефлексию, коммуникабельность и др.
Данная программа включает в себя 5 разделов.
- В разделе «Социальная психология как наука» рассматриваются разнообразные подходы к определению предмета и проблемного поля исследований науки, этапы её развития, значение науки и методов исследования в жизни современного общества.
- В разделе «Социальная психология личности» изучается социально-психологическая структура личности, типы личности, особенности социализации и развития.
- В разделе «Психология социальных групп и сообществ» рассматриваются закономерности развития и функционирования больших и малых социальных групп, их особенности и групповая деятельность.
- Раздел «Социальная психология общения и взаимодействия» показывает специфику и социальное значение общения, его полифункциональность, особенности в условиях конфликта, виды и механизмы восприятия и взаимодействия.
- В разделе «Основы социальной прикладной психологии» раскрываются задачи, направления и сферы применения разных отраслей прикладной социальной психологии. Отдельно рассматриваются возможности использования социальной психологии в образовании.
Распределение часов на изучении данной дисциплины составлено в соответствии с учебными планами для каждого отделения и с учётом требований Государственного образовательного стандарта: общее максимальное количество учебных часов, аудиторные, внеаудиторная самостоятельная работа.
Текущая аттестация качества освоения учебной дисциплины включает в себя:
- Выполнение аудиторных контрольных работ и промежуточного тестирования.
- Анализ и решение социально-психологических задач.
- Представление результатов изучения литературы: аннотирование, конспектирование, составление плана изучения темы, составление сравнительных и аналитических таблиц.
- Представление результатов выполнения самостоятельных заданий.
- Составление плана заданий и материалов на педагогическую практику с учётом отдельных тем курса.
Итоговая аттестация качества усвоения знаний по предмету осуществляется в ходе курсового экзамена на отделениях «Организация воспитательной деятельности» и «Социальная педагогика», куда входят теоретические вопросы с опорой на практические умения и навыки. На отделениях «Дошкольное образование» и «Иностранный язык» итоговая аттестация осуществляется в виде дифференцированного зачета с учётом следующих показателей: усвоение теоретического материала по учебной дисциплине, умение диагностировать и конструировать социальную ситуацию в русле данной дисциплины, умение использовать полученные знания для решения психолого-педагогических задач и ситуаций.
Критерии оценки.
Оценка «отлично» ставится, если студент строит ответ логично, в соответствии с содержанием материала, умеет составить план ответа, обнаруживает знание основных социально-психологических понятий и теорий. Устанавливает содержательные и межпредметные связи. Развёрнуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит примеры из жизни и практики, научной и методической литературы, периодических изданий и искусства. Формулирует содержательные выводы, пользуется социально-психологической лексикой.
Оценка «хорошо» ставится, если студент отвечает в соответствии с планом и содержанием, но упускает некоторые незначительные идеи и положения. В ответе представлены различные подходы к проблеме, но их обоснование недостаточно полно. Наблюдается некоторая непоследовательность анализа проблемы и обоснования своей точки зрения. Теоретические положения подтверждает примерами. Речь логична и правильна, используется социально-психологическая терминология.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если ответ выстроен недостаточно логично. Студент в целом раскрывает содержание, слабо раскрывает современные подходы, хотя базовыми знаниями и понятиями владеет. Выдвигаемые положения аргументируются недостаточно. Испытывает трудности в установлении межпредметных связей. Социально-психологическая терминология используется ограниченно.
Оценка «неудовлетворительно» ставится при неспособности студента правильно раскрыть понятия и содержание. Проявляется желание подменить научные понятия практически-бытовыми, ответ содержит ряд серьёзных неточностей. Выводы отсутствуют или имеют поверхностный характер. Преобладает бытовая лексика.
Дифференцированный «зачёт» ставится, если студент владеет категориальным аппаратом, знает содержание курса, может привести примеры, владеет навыками в рамках курса, качественно анализирует информацию, может обосновать свою точку зрения, выполняет все виды промежуточной аттестации и имеет за них оценку.
«Незачёт» ставится, если студент имеет поверхностные знания по курсу, допускает ошибки в изложении материала, слабо владеет основными понятиями, не умеет делать выводы, не выполняет видов промежуточной аттестации и не имеет за них оценки.
Тематический план
для специальности 050704 «Дошкольное образование».
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максим. учебная нагрузка | Количество часов на изучение темы | |
аудитор-ная работа | самост. работа | |||
1 1.1 1.2 1.3 2 2.1 2.2 2.3 3 3.1 3.2 3.3 3.4 4 4.1 4.2 4.3 4.4 5 5.1 5.2 | Социальная психология как наука. Теоретико-методологические основы социальной психологии. Становление и развитие социальной психологии. Социально-психологическое исследование. Социальная психология личности. Социально-психологическая характеристика личности. Социальные установки, нормы и регуляция поведения. Социализация и персонализация личности. Психология социальных групп и сообществ. Группа как социально-психологический феномен. Психология больших социальных групп и массовых движений. Психология малых социальных групп. Психология межгрупповых отношений. Социальная психология общения и взаимодействия. Социальная психология общения. Коммуникация и воздействия в процессе общения. Социальная психология конфликта. Социальная психология взаимодействия. Основы прикладной социальной психологии. Прикладная социальная психология как наука. Социально-психологическая культура личности. | 10 2 5 3 13 6 3 4 20 7 4 7 2 17 4 4 4 5 8 5 3 | 8 2 4 2 9 4 3 2 14 6 2 5 1 13 3 3 3 4 7 4 3 | 2 - 1 1 4 1 1 1 6 1 2 2 1 4 1 1 3 1 1 1 - |
ИТОГО | 68 | 51 | 17 |
Тематический план
для специальности 050303 «Иностранный язык».
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максим. учебная нагрузка | Количество часов на изучение темы | |
аудитор-ная работа | самост. работа | |||
1 1.1 1.2 1.3 2 2.1 2.2 2.3 3 3.1 3.2 3.3 3.4 4 4.1 4.2 4.3 4.4 5 5.1 5.2 | Социальная психология как наука. Теоретико-методологические основы социальной психологии. Становление и развитие социальной психологии. Социально-психологическое исследование. Социальная психология личности. Социально-психологическая характеристика личности. Социальные установки, нормы и регуляция поведения. Социализация и персонализация личности. Психология социальных групп и сообществ. Группа как социально-психологический феномен. Психология больших социальных групп и массовых движений. Психология малых социальных групп. Психология межгрупповых отношений. Социальная психология общения и взаимодействия. Социальная психология общения. Коммуникация и воздействия в процессе общения. Социальная психология конфликта. Социальная психология взаимодействия. Основы прикладной социальной психологии. Прикладная социальная психология как наука. Социально-психологическая культура личности. | 3 1 1 1 7 3 2 2 12 4 2 4 2 10 2 2 3 3 5 3 2 | 2 1 1 - 6 2 2 2 8 2 2 2 2 8 2 2 2 2 4 2 2 | 1 - - 1 1 1 - - 4 2 - 2 - 2 - - 1 1 1 1 - |
ИТОГО | 37 | 28 | 9 |
Тематический план
для специальности 050711 «Социальная педагогика».
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максим. учебная нагрузка | Количество часов на изучение темы | |
аудитор-ная работа | самост. работа | |||
1 1.1 1.2 1.3 2 2.1 2.2 2.3 3 3.1 3.2 3.3 3.4 4 4.1 4.2 4.3 4.4 5 5.1 5.2 | Социальная психология как наука. Теоретико-методологические основы социальной психологии. Становление и развитие социальной психологии. Социально-психологическое исследование. Социальная психология личности. Социально-психологическая характеристика личности. Социальные установки, нормы и регуляция поведения. Социализация и персонализация личности. Психология социальных групп и сообществ. Группа как социально-психологический феномен. Психология больших социальных групп и массовых движений. Психология малых социальных групп. Психология межгрупповых отношений. Социальная психология общения и взаимодействия. Социальная психология общения. Коммуникация и воздействия в процессе общения. Социальная психология конфликта. Социальная психология взаимодействия. Основы прикладной социальной психологии. Прикладная социальная психология как наука. Социально-психологическая культура личности. | 22 8 8 6 24 8 8 8 28 8 6 9 5 22 8 4 6 4 8 5 3 | 12 6 4 2 16 6 4 6 18 6 4 6 2 16 6 3 4 3 6 3 3 | 10 2 4 4 8 2 4 2 10 2 2 3 3 6 2 1 2 1 2 2 - |
ИТОГО | 104 | 68 | 36 |
Тематический план
для специальности 050702 «Организация воспитательной деятельности».
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максим. учебная нагрузка | Количество часов на изучение темы | |
аудитор-ная работа | самост. работа | |||
1 1.1 1.2 1.3 2 2.1 2.2 2.3 3 3.1 3.2 3.3 3.4 4 4.1 4.2 4.3 4.4 5 5.1 5.2 | Социальная психология как наука. Теоретико-методологические основы социальной психологии. Становление и развитие социальной психологии. Социально-психологическое исследование. Социальная психология личности. Социально-психологическая характеристика личности. Социальные установки, нормы и регуляция поведения. Социализация и персонализация личности. Психология социальных групп и сообществ. Группа как социально-психологический феномен. Психология больших социальных групп и массовых движений. Психология малых социальных групп. Психология межгрупповых отношений. Социальная психология общения и взаимодействия. Социальная психология общения. Коммуникация и воздействия в процессе общения. Социальная психология конфликта. Социальная психология взаимодействия. Основы прикладной социальной психологии. Прикладная социальная психология как наука. Социально-психологическая культура личности. | 19 6 7 6 25 10 7 8 29 8 7 9 5 24 10 5 6 3 11 7 4 | 12 4 4 4 19 8 5 6 22 8 5 6 3 19 8 4 4 3 9 5 4 | 7 2 3 2 6 2 2 2 7 - 2 3 2 5 2 1 2 - 2 2 - |
ИТОГО | 108 | 81 | 27 |
Содержание учебной дисциплины.
Раздел 1. Социальная психология как наука.
Тема 1.1. Теоретико-методологические основы социальной психологии.
Объект и предмет социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного познания. Определение предмета социальной психологии в работах Г.М. Андреевой, А.В. Петровского, В.В. Мясищева и др. Структура социальной психологии. Структура социально-психологической теории, её значение.
Основные теории и концепции социальной психологии. Взаимодействие и связь социальной психологии с другими отраслями психологической науки и другими науками. Роль социальной психологии как науки в жизни общества. Сферы применения социально-психологических знаний: управленческая, политическая, производственная, педагогическая и др. Задачи социальной психологии как науки. Функции социальной психологии.
Основные понятия: объект, предмет, функции, психология, социальные
отношения, концепция, методология.
Требования к знаниям.
Студенты должны знать особенности социальной психологии как науки, предмет и задачи социальной психологии, основные проблемы, теории и концепции, сферы применения социально-психологических знаний и связь социальной психологии с другими науками.
Требования к умениям.
Студенты должны уметь работать с литературой, делать сравнительный анализ социально-психологических теорий, находить в словарях основные понятия курса, выделять социально-психологическую проблематику в профессиональных ситуациях, находить психологическую основу в социальных явлениях.
Вопросы и задания для самостоятельной работы.
- Почему социальная психология как наука имеет особый статус?
- Приведите приметы использования социально-психологических знаний в разных сферах деятельности людей.
- Назовите критерии для классификации социально-психологических явлений.
- Перечислите функции социальной психологии.
- Каковы предмет и объект социальной психологии как науки?
- Сделайте схему «Основные разделы и направления социальной психологии».
- Как используют возможности социальной психологии в выборных компаниях?
Тема 1.2. Становление и развитие социальной психологии.
Философские основы возникновения и развития социальной психологии. Соотношение индивидуального и общественного сознания в работах Платона, Аристотеля, Гоббса, Монтеня, Бердяева и др. Первые работы в области социальной психологии.
Предыстория и история социальной психологии. Этапы развития социальной психологии как науки.
Первые социально-психологические концепции: «психология народов» (М.Лацарус, В.Вундт), «психология масс» (Г.Тард, Г.Лебон, С.Сигеле), «теория инстинктов социального поведения» (В. Мак-Дугалл).
Основные концепции современной зарубежной социальной психологии: психоанализ, когнитивные теории, необихевиоризм, гуманистическая психология.
Становление отечественной социальной психологии (Н.Михайловский, К.Корнилов, В.Бехтерев, П.Блонский, Г.Андреева и др.) Современное состояние отечественной социальной психологии.
Основные понятия: концепция, общественное сознание, когнитивность,
бихевиоризм, социальное поведение, инстинкт.
Требования к знаниям.
Студенты должны знать история развития и становления социальной психологии как науки, основных разработчиков разных направлений социальной психологии и их идеи и направления, особенности каждой концепции, её место и роль в развитии социальной психологии, особенности каждого из этапов развития социальной психологии.
Требования к умениям.
Студенты должны уметь работать с литературой, составлять конспект по теме, анализировать теории и концепции социальной психологии, выделять главное в социально-психологических концепциях и видеть их место в социальных явлениях.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
- В единство и отличия отечественных и зарубежных социально-психологических концепций и теорий?
- Составьте таблицу всех отечественных и зарубежных авторов социально-психологических теорий и концепций.
- Назовите основные теории, которые стали основой для выделения социальной психологии в самостоятельную науку.
- Составьте краткую характеристику развития социальной психологии в России или за рубежом (по выбору).
- Выделите хронологические и содержательные особенности развития социальной психологии.
- Какой вклад в развитие социальной психологии внёс А.С.Макаренко?
Тема 1.3. Социально-психологическое исследование.
Понятие и сущность социально-психологического исследования. Специфика социально-психологического исследования. Уровни анализа социально-психологических явлений: теоретико-содержательный, философско-методологический, экспериментально-эмпирический.
Основные направления и результаты исследований в зарубежной и отечественной социальной психологии. Виды социально-психологических исследований: исследование с обратной связью, лонгитюдное, пилотажное, полевое, сравнительное и др.
Понятие метода исследования. Типология методов социальной психологии: методы концептуализации и феноменологизации, методы исследования и диагностики (наблюдение, контент-анализ, рефренометрия, социометрия и др.), методы обработки и интерпретации результатов, методы коррекции и терапии (тренинги, психодрама и др.), методы управленческой деятельности, методы социально-психологического обучения и развития (дискуссия, тренинг, деловая игра и др.)
Взаимосвязь и взаимодополняемость методов социальной психологии.
Основные понятия: метод, приём, исследование, социально-
психологический инструментарий, тестирование,
валидность, репрезентативность, методика
исследования, интерпретация и др.
Требования к знаниям.
Студенты должны знать уровни и специфику социально-психологического исследования, виды и методы, целесообразность их использования, взаимосвязь и взаимозаменяемость методов и приёмов социально-психологического исследования, основные понятия темы.
Требования к умениям.
Студенты должны уметь составлять план или программу социально-психологического исследования, подбирать методы и приёмы исследования, пользоваться готовыми социально-психологическими методиками и методами, анализировать и интерпретировать результаты, делать выводы.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
- Проанализируйте авторскую методику социально-психологического исследования (по выбору).
- Что является эмпирической базой исследования социальной психологии?
- Раскройте содержание основных методов сбора социально-психологической информации.
- Перечислите основные требования к социально-психологическому инструменту исследования.
- Составьте таблицу методов и методик социально-психологического исследования.
- Составьте план опроса, варианты анкеты, задания для социометрического исследования и др. с целью использования на педагогической практике.
Раздел 2. Социальная психология личности.
Тема 2.1. Социально-психологическая характеристика личности.
Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности. Личность как системное качество, приобретаемое индивидом во взаимодействии с социальным окружением. Базовые и социально-психологические качества личности, их значение в социальной жизни человека. Взаимоотношения личности в группе. Социально-психологические теории личности (А.Маслоу, К.Юнг, Э.Эриксон, Э.Шостром, А.Деркач, Е.Б.Старовойтенко и др.)
Социальное развитие личности: модели, стереотипы, динамика, закономерности. Типы личности: тактики, стратеги, операционисты (Е.С.Кузьмин), манипуляторы и актуализаторы (Э.Шостром) и др.
Социальные роли личности: виды, характеристики, пути освоения социальных ролей.
Чувства, их функции, этапы развития и значение в социальной жизни человека.
Основные понятия: личность, социальная роль, жизненный план,
социальная зрелость, социальный статус, детерминанты
развития, социально-психологическая характеристика.
Требования к знаниям.
Студенты должны знать особенности социальной психологии личности, особенности и этапы развития личности, типологии личности разных авторов, основные понятия темы, особенности ролевого поведения.
Требования к умениям.
Студенты должны уметь выделять особенности социально-психологических теорий развития личности разных авторов, давать характеристику разным типам личности, выделять и диагностировать социально-психологические качества личности, выделять социальные роли и особенности ролевого поведения, видеть перспективы своего личностного развития и владеть приёмами саморазвития личности.
Вопросы и задания для самостоятельной работы.
- Что понимается под личностью в социальной психологии? Чем отличается это понимание от понимания личности в других науках?
- Дайте характеристику основных психологических качеств личности.
- Обоснуйте природу социально-психологических качеств личности.
- Каковы психологические составляющие социальной активности личности?
- Назовите основные черты совершенного социально-психологического типа личности.
- Приведите примеры внутриролевого конфликта и наметьте пути выхода из него.
- Подготовьте сообщение на тему «Социально-психологические теории развития личности» (по выбору).
- Составьте индивидуальную программу социального саморазвития личности.
Тема 2.2. Социальные установки, нормы и регуляция поведения.
Понятие социальных норм. Виды социальных норм. Социальная нормативность и её структура. Психология освоения социальных норм. Социальный статус.
Социальные установки. Виды социальных установок. Механизмы формирования социальных установок. Значение установок в социальной жизни человека.
Психологические основы социального поведения. Виды поведения и особенности каждого вида (агрессивное, девиантное, политическое, экспрессивное, полевое, сексуальное и др.) Механизмы регуляции социального поведения. Значение регуляции поведения в жизни человека.
Основные понятия: социальная норма, социальная нормативность, статус,
социальная установка, регуляция поведения.
Требования к знаниям.
Студенты должны знать виды социальных норм, механизмы их формирования, понимать значение социальных установок, знать психологическую основу социальных установок, знать типы и виды социального поведения и механизмы регуляции поведения.
Требования к умениям.
Студенты должны уметь работать с учебной литературой, подбирать примеры из социальной жизни и личного опыта, правильно использовать терминологию, выделять механизмы формирования норм, установок и регуляции поведения.
Вопросы и задания для самостоятельной работы.
- Что входит в понятие и структуру социальной нормативности?
- Как может меняться социальный статус в зависимости от социальных установок?
- Составьте таблицу видов социальных норм.
- В чём особенности каждого вида социального поведения?
- Подберите варианты игр и упражнений по регуляции девиантного и агрессивного поведения.
- Проанализируйте своё социальное поведение, выделите механизмы регуляции и саморегуляции.
Тема 2.3. Социализация и персонализация личности.
Понятие социализации и особенности современной социализации. Теории социализации (З.Фрейд, А.Адлер, Р.Гарднер, Э.Берн и др). Процесс социализации как процесс развития личности.
Сферы становления: сознание, общение, деятельность.Стадии и институты процесса социализации. Социальная адаптация. Стадии и типы социальной адаптированности (Э.Фромм, А.В.Петровский, В.А.Петровский и др.). Факторы дезадаптации. Трудности адаптации в условиях социального кризиса. Факторы социализации: макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы.
Формы социализации личности. Механизмы социализации. Негативные способы социализации: деструкция, конформизм, мазохизм, садизм (Э.Фромм).
Социализация и социальная виктимология.
Понятие и сущность персонализации. Парадоксы персонализации. Феномен потребности в персонализации. Условия персонализации. Причины деперсонализации.
Основные понятия: социализация, фактор социализации, адаптация, формы
социализации, интериоризация, механизмы
социализации, виктимология, персонализация.
Требования к знаниям.
Студенты должны знать основные понятия темы, основные механизмы, стадии и институты социализации, особенности современной виктимологии, специфику и значение персонализации, особенности социализации современного ребёнка.
Требования к умениям. Студенты должны уметь работать со словарями, специальной литературой, конспектировать, выявлять социально-психологические причины трудностей адаптации и социализации, сравнивать и выделять особенности теорий социализации.
Вопросы и задания для самостоятельной работы.
- Что такое социализация и какова её роль в становлении каждого человека как личности?
- Какие три группы факторов определяют процесс социализации каждого человека?
- Назовите основные социально-психологические условия благоприятной социализации личности.
- Что такое образ жизни и из каких компонентов он складывается?
- Раскройте содержание понятия «жизненная позиция» как интегрального критерия социализации.
- Выделите особенности социализации личности человека, живущего в многонациональном государстве.
- Выделите условия персонализации и причины деперсонализации.
- Подумайте, чем будет отличаться социализация человека второй половины 21 века.
Раздел 3. Психология социальных групп и сообществ.
Тема 3.1. Группа как социально-психологический феномен.
Понятие социальной группы и социального сообщества. Типы и формы социальных объединений. Социальная структура. Неструктурированная общность. Группа как социально-психологический феномен.
Роль социальной группы в жизни и деятельности человека. Признаки социальной группы. Деятельность как основной признак социальной группы.
Группа как субъект деятельности. Совместная групповая деятельность.
Психологическая характеристика группы: нормы, потребности, цели, ценности, групповые интересы и др.
Принадлежность личности к группе. Социально-психологические характеристики положения индивидов к группе: позиция, статус, роль, система связей и отношений.
Феномен группового сознания. Групповые ожидания. Виды групп и принципы классификации групп.
Основные понятия: социальная группа, социальное объединение, структура
группы, система связей, групповая норма, групповое
сознание, статус, групповое ожидание.
Требования к знаниям.
Студенты должны знать типы, формы и структуру социальных объединений, виды социальных групп, их значение и характеристики, положение индивида в группе.
Требования к умениям.
Студенты должны уметь работать с литературой, составлять сводную таблицу разных видов социальных групп и объединений, выделять в них основные признаки, анализировать положение индивида в группе, использовать отдельные виды социально-психологических исследований групп и объединений.
Вопросы и задания для самостоятельной работы.
- Сделайте реферат на тему «Проблемы развития социальных групп и объединений в отечественной и зарубежной социальной психологии».
- Какие условия необходимы для формирования социальных групп?
- Какие факторы влияют на эффективность деятельности группы?
- Составьте наглядную классификацию социальных групп в виде схемы или таблицы.
- Перечислите основные признаки социальной группы.
- Приведите примеры значения социальных групп в жизни человека.
Тема 3.2. Психология больших социальных групп и массовых
социальных движений.
Понятие больших социальных групп и массовых социальных явлений. Виды больших социальных групп. Устойчивые большие социальные группы: социальные классы, этнические группы, нации, гендерные группы, возрастные группы, профессиональные группы. Стихийные группы: толпа, публика, аудитория.
Структура психологии, психический склад и эмоциональная сфера больших социальных групп. Признаки больших социальных групп и движений. Характеристика массовых социально-психологических явлений. Социально-психологическая сущность толпы. Характеристика разных видов толпы.
Психологические особенности социальных классов. Классовые потребности, интересы, социальные чувства и характер.
Психологические особенности этнических групп. Психология нации. Национальный характер. Национальный менталитет. Понятие этноцентризма и этнического стереотипа.
Психология религиозных групп: понятие, особенности, виды и структура. Особенности религиозного поведения. Негативное воздействие некоторых религиозных групп.
Гендерные группы: понятие, особенности, гендерная социализация, гендерные отношения и проблемы.
Основные проблемы массовых социальных явлений: механизмы присоединения к движению, соотношение мнений большинства и меньшинства. Лидерство как социально-психологическое явление. Типы и виды лидеров. Общественное мнение и настроение. Социальные установки и стереотипы как характеристика общественной психологии.
Основные понятия: нация, класс, страта, гендер, публика, социальное
движение, социальное явление, лидерство, толпа,
менталитет, социальный стереотип.
Требования к знаниям.
Студенты должны знать проблемы социальных сообществ, их виды, многообразие классификаций, особенности классов, гендерных, религиозных, национально-этнических групп, специфику национального менталитета и характера, социально-психологические особенности формирования обычаев и традиций.
Требования к умениям.
Студенты должны уметь работать с литературой, составлять конспекты, работать со словарями, составлять характеристику социально-психологических групп, выделять основные направления исследования психологии классов и массовых движений.
Вопросы и задания для самостоятельной работы.
- Подберите с использованием разных источников и изданий (словари, работы Г.Андреевой, Г.Лебона, Г.Тарда и др.) определения: «толпа», «нация», «масса», «движение», «публика» и др.
- В чём социально-психологические особенности обычаев и традиций? Приведите примеры.
- Приведите примеры «гендерных меток» в социализации ребёнка.
- Перечислите современные проблемы формирования национального характера.
- Составьте таблицу деструктивных сект и выделите их характерные признаки.
- Приведите примеры массовых социальных движений и дайте им характеристику.
- Что такое «национальный менталитет»?
- Что такое «психологический климат»?
Тема 3.3. Психология малых социальных групп.
Понятие малой группы. Границы малой группы. Классификация малых групп. Динамические процессы в малых социальных группах. Системообразующие компоненты психологии малой социальной группы. Признаки малой социальной группы. Структура малой группы. Групповая сплочённость. Уровни и показатели групповой сплочённости. Феномен группового давления. Явления конформизма в группе. Явления конформизма в группе. Принятие группового решения. Формы групповых дискуссий: синектика, брейнсторминг и др. Эффективность деятельности малой группы.
Психологическая совместимость членов группы. Развитие малой группы: стадии, периоды, критерии. Социально-психологический климат и пути его оптимизации.
Руководство и лидерство в малой социальной группе. Типы и стили лидерства. Теории лидерства в отечественной и зарубежной психологии. Методики выявления лидеров в малой группе.
Основные понятия: малая группа, микроклимат, направленность группы,
активность группы, структура малой группы, состав
группы, групповые процессы, групповые нормы,
групповые ценности, психологическая совместимость,
сплочённость, конформизм.
Требования к знаниям.
Студенты должны знать понятие и признаки малой социальной группы, виды групп, основные психологические характеристики, положение индивида в малой социальной группе, динамические процессы и способы управления малой группой.
Требования к умениям.
Студенты должны уметь исследовать явления в малой социальной группе, управлять малой группой и обеспечивать эффективность её деятельности, определять особенности микроклимата в группе, выявлять лидеров в группе, определять типы лидерства, применять полученные знания на педагогической практике.
Вопросы и задания для самостоятельной работы.
- Составьте характеристику семьи как малой социальной группы и социального института.
- Какие социальные условия способствуют формированию конформизма и нонконформизма?
- Составьте развёрнутую социально-психологическую характеристику любой группы, которую знаете хорошо (учебная, группа детей на педагогической практике, семья, досуговая и др.)
- Напишите реферат на тему «Особенности формирования детского коллектива». Выделите роль взрослых.
- Каковы теоретические подходы к исследованию малых социальных групп?
- Каковы психологические признаки малой социальной группы?
- Проведите на педагогической практике один из вариантов социометрического измерения.
- В чём состоят различия между лидерством и руководством? Составьте сравнительную таблицу.
- Охарактеризуйте процесс образования малых групп.
Тема 3.4 Психология межгрупповых отношений.
Межгрупповые отношения как объект исследования в социальной психологии. Дифференциация и интеграция в межгрупповых отношениях. Межгрупповые отношения на уровне социальной стратификации. Интегративные межгрупповые феномены. Межгрупповое восприятие. Деятельностный подход в изучении межгрупповых отношений. Параметры успеха и неуспеха в группе. Внутригрупповые отношения. Влияние межгруппового взаимодействия на внутренние процессы. Возрастные аспекты межгрупповых отношений.
Основные понятия: межгрупповые отношения, интеграция, перцепция,
идентификация, межгрупповые феномены, стереотипы,
межгрупповое взаимодействие, дифференциация.
Требования к знаниям.
Студенты должны знать специфику и виды межгрупповых отношений, роль стереотипов в межгрупповом восприятии, значение успеха и неуспеха для группы в целом и для каждого её члена в отдельности.
Требования к умениям.
Студенты должны уметь изучать и анализировать межгрупповые отношения, подбирать способы коррекции в случае неблагополучия, учитывать неадекватность межгруппового восприятия, работать со словарями и литературой.
Вопросы и задания для самостоятельной работы.
- Может ли общество существовать без социальной стратификации?
- Почему именно средний класс обеспечивает стабильность в обществе?
- Подготовьте сообщение на тему «Психологические особенности отношений в преступной группе».
- Как изменяются взаимоотношения в группе в периоды стабильности и нестабильности?
- Выделите особенности межгруппового восприятия.
- Какие интегративные процессы вы можете выделить в группе?
- В чём особенности возрастных аспектов межгрупповых отношений?
Раздел 4. Социальная психология общения и взаимодействия.
Тема 4.1. Социальная психология общения.
Специфика социально-психологического подхода к общению. Значение общения для развития индивида, социальных групп и общностей. Виды, уровни и особенности общения в современном мире. Критерии удовлетворённости общением. Общение и деятельность.
Полифункциональность общения. Содержание общения. Сущность интеракции. Виды общения: императивное, манипулятивное, диалогическое.
Закономерности процесса общения. Диалог как форма общения. Общение как восприятие и понимание партнёрами по общению друг друга. Психологическая структура общения. Психологическая культура общения. Структура психологического общения. Социально-психологические механизмы общения.
Основные понятия: общение, психологический контакт, функции общения,
стиль общения, средства общения, виды общения,
структура общения, культура общения.
Требования к знаниям.
Студенты должны знать социально-психологические особенности и механизмы общения, виды и значение каждого из них для развития личности и общества, влияние общения на деятельность и жизнь человека, психологическую структуру общения и специфику каждого компонента.
Требования к умениям.
Студенты должны уметь определять стили общения, выбирать наиболее оптимальный, анализировать процесс общения, учитывать специфику общения с разными партнёрами, использовать специальную терминологию, работать с литературой.
Вопросы и задания для самостоятельной работы.
- Что является функциональной единицей общения?
- Какие критерии удовлетворённости общением вы можете добавить к уже изученным?
- Какие изменения в общении произошли между людьми на протяжении 20 века? Есть ли изменения в 21 веке?
- Проиграйте в парах каждый из видов и уровней общения.
- Дайте характеристику основных подходов к пониманию общения и попытайтесь оценить их корректность.
- Назовите три основных стороны общения.
- Расскажите об основных правилах психологические культурного общения.
Тема 4.2 Коммуникация и воздействие в процессе общения.
Понятие и виды коммуникации. Значение коммуникации в жизни людей. Особенности коммуникативного общения. Позиции коммуникатора. Коммуникативные навыки общения. Коммуникативные стили общения. Понятие и виды коммуникативных барьеров.
Способы и механизмы воздействия в общении: внушение, убеждение, подражание, психологические заражение. Убеждение как метод сознательного воздействия в формировании или закреплении социальных установок. Условия эффективности и технология убеждающего воздействия. Внушение как воздействие на основе некритического восприятия информации. Внушение и убеждение. Основы психологического заражения. Паника как вид социально-психологического заражения. Традиции исследования подражания в социальной психологии. Мода как форма подражания.
Педагогическое воздействие и его значение. Специфика воздействия в педагогическом общении.
Основные понятия: коммуникация, коммуникативное общение,
коммуникативные барьеры, внушение, убеждение,
психологическое заражение, паника, подражание,
педагогическое общение, социальная установка.
Требования к знаниям.
Студенты должны знать понятие, виды и особенности коммуникации, стили коммуникативного общения, причины возникновения коммуникативных барьеров, разнообразные методы воздействия, их возможности, приёмы убеждающего воздействия и условия эффективности использования.
Требования к умениям.
Студенты должны уметь работать с разными видами словарей, выделять причины коммуникативных барьеров и определять пути их преодоления, применять технологии убеждающего воздействия на группу и партнёра по общению. Влиять на формирование и изменении социальных установок.
Вопросы и задания для самостоятельной работы.
- Что такое коммуникация?
- Выделите особенности каждого виды коммуникативного барьеров.
- В чём значение барьеров общения в повседневной жизни и деятельности людей.
- Проанализируйте особенности педагогического общения в семье.
- Подумайте, с кем из знакомых не сложилось общение. В чём причина? Что нужно изменить, чтобы ситуация стала позитивной?
- Что представляют собой феномены межличностного влияния?
- Проанализируй те возможности изменения хронотипов при педагогическом воздействии в общении.
- Как можно защитить себя от манипуляций в общении?
Тема 4.3 Социальная психология конфликта.
Как многоуровневое, многомерное и многофункциональное социально-психологическое явление. Подходы к пониманию природы конфликта в социальной психологии. Сущностные свойства и причины конфликта. Классификация конфликтов. Структура конфликта. Этапы развития конфликтов. Пути разрешения конфликтов.
Функции конфликтов: разрушительная, диагностическая, созидательная. Типы конфликтных личностей и их социально-психологическая характеристика. Стратегия поведения в конфликтной ситуации. Коррекция и управление конфликтом. Роль и процедура посредничества. Особенности конфликтного общения. Конфликты в социальных общностях.
Основные понятия: конфликт, конфликтная ситуация, структура
конфликта, динамика конфликта, посредничество,
конфликтная личность, компромисс, уступка,
сотрудничество в конфликте.
Требования к знаниям.
Студенты должны знать виды, структуру и динамику развития конфликтной ситуации, природу и причины основных типов конфликтов, стратегии поведения и пути урегулирования конфликтов.
Требования к умениям.
Студенты должны уметь анализировать структуру конфликта, применять способы урегулирования конфликта на разных этапах развития, выбирать наиболее эффективную стратегию снятия психологической напряжённости в конфликтной ситуации, «диагностировать» конфликтную личность, оказывать позитивное воздействие на разрешение конфликта.
Вопросы и задания для самостоятельной работы.
- Каковы положительные и отрицательные стороны конфликта?
- Почему стратегия компромисса более перспективна в социальном плане, чем стратегия сотрудничества?
- В чём особенности педагогического конфликта?
- Почему педагогический конфликт относится к разряду нормативного?
- Представьте развёрнутый социально-психологический анализ конфликтной ситуации.
- Составьте социально-психологический портрет конфликтной личности.
Тема 4.4 Социальная психология взаимодействия.
Понятие и общая характеристика взаимодействия. Причинная обусловленность взаимодействия. Основные признаки: рефлексивная многозначность, эксплицированность и др. Содержание и динамика взаимодействия. Основные теории взаимодействия (Д.Хоманс, ДЖ.Мид, Г.Блумер, З.Фрейд, Э.Гофман и др.). Этапы развития взаимодействия. Эффект конгруэнции. Функции обратной связи. Социальные мотивы взаимодействия: максимизация, конкуренция, альтруизм, агрессия и др. Разновидности взаимодействия: уступчивость, противодействие, избегание, сотрудничество. Стили взаимодействия.
Совместная деятельность: понятие, структура, условия эффективности. Психологические основы совместной деятельности.
Социальная перцепция как деятельность: понятие, специфика, механизмы. Эффекты восприятия. Первое впечатление и его значение для взаимодействия. Психологические основы имиджелогии. Слагаемые имиджа.
Основные понятия: взаимодействие, причинная обусловленность,
межличностное взаимодействие, взаимовлияние,
конгруэнция, обратная связь, продуктивность, имидж,
социальная перцепция, совместная деятельность.
Требования к знаниям.
Студенты должны знать понятие, виды, структуру и этапы взаимодействия, основные положения зарубежных и отечественных теорий развития взаимодействия, особенности организации совместной деятельности, механизмы социального восприятия и значение первого впечатления, технику самопрезентации.
Требования к умениям.
Студенты должны уметь анализировать уровни взаимодействия и выделять основные признаки, находить пути оптимизации взаимодействия, организовывать совместную деятельность, владеть техникой самопрезентации, определять степень правильности первого впечатления, использовать специальную терминологию и работать с литературой.
Вопросы и задания для самостоятельной работы.
- Дайте определение взаимодействия и всех форм его проявления.
- Охарактеризуйте динамику взаимодействия.
- Как понимается «отношение» в психологической науке?
- Дайте характеристику видам взаимодействия.
- Проанализируйте проявление ваших отношений в повседневной жизни и деятельности.
- В чём проявляется активная жизненная позиция человека в современных условиях?
- Составьте план организации совместной деятельности для педагогической практики.
- Приведите примеры правильного и ошибочного первого впечатления Как это повлияло на дальнейшие отношения с людьми?
Раздел 5. Основы прикладной социальной психологии.
Тема 5.1 Прикладная социальная психология как наука.
Структура и предмет прикладной социальной психологии. Задачи и функции прикладной социальной психологии. Методы прикладной социальной психологии.
Методы социально-психологической диагностики в прикладной социальной психологии (А.И.Кравченко, Э.Ноэль, Е.С.Кузьмин, Г.М.Андреева и др.).
Социально-психологическая диагностика личности (М.Рокич, Б.М.Басс, А.А.Кроник, Д.А.Леонтьев, А.Фарел и др.).
Основные направления прикладной социальной психологии: психология, семьи, социальная психология асоциального поведения, психология политики, социальная психология религии, социальная психология профессиональной деятельности т.д.
Основные понятия: прикладная психология, сферы применения,
социально-психологическая диагностика.
Требования к знаниям.
Студенты должны знать особенности и структуру прикладной социальной психологии как науки, методы и сферы применения, возможности социальной прикладной психологии в разных направлениях, в том числе, и в психологии образования.
Требования к умениям.
Студенты должны уметь использовать на практике методы социально-психологической диагностики, навыки социально-психологических тренингов, видеть перспективы развития каждого направления прикладной социальной психологии, пользоваться терминами и работать с литературой по теме.
Вопросы и задания для самостоятельной работы.
- Составьте таблицу отличий фундаментальных и социально-прикладных исследований.
- В чём особенности организации социально-психологического консультирования?
- Перечислите, какие явления и процессы изучает политическая психология.
- Выделите основные черты психики человека, которые могут способствовать или препятствовать вовлечению в политику.
- Составьте сравнительную схему особенностей психологии религиозных людей и обычных верующих.
- Выделите основные психологические особенности специалистов вашего профиля.
- напишите реферат на тему «Психология профессионального самоопределения современной молодёжи».
Тема 5.2 Социально-психологическая культура личности.
Понятие и значение социально-психологической культуры личности, условия и принципы формирования. Роль активности личности.
Понятие социально-психологической компетентности. Социально-психологическая компетентность как часть профессионализма. Факторы формирования социально-психологической компетентности. Значение Я-концепции в формировании социально-психологической компетентности.
Активное социально-психологическое обучение, его значение в формировании социально-психологической культуры и компетентности. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, решение социально-психологических задач и ситуаций, ролевые игры, деловые игры и др.
Основные понятия: социально-психологическая культура, социально-
психологическая компетентность, профессионализм,
социально-психологическое обучение.
Требования к знаниям.
Студенты должны знать основные понятия темы, пути формирования социально-психологической культуры, факторы формирования социально-психологической компетентности, методы социально-психологического обучения, условия эффективности их использования.
Требования к умениям.
Студенты должны уметь выделять показатели социально-психологической компетентности, диагностировать уровни социально-психологической воспитанности, подбирать наиболее эффективные методы коррекции и социально-психологического обучения, анализировать социально-психологические ситуации.
Вопросы и задания для самостоятельной работы.
- Докажите необходимость воспитания социально-психологической культуры у человека.
- Покажите основные линии возрастания значения социально-психологической компетентности личности.
- Дайте характеристику компонентам социально-психологической компетентности личности.
- Нарисуйте схему «Влияние факторов воспитания социально-психологической культуры личности».
- Составьте сравнительную таблицу различных точек зрения на понимание социально-психологической компетентности.
- Составьте план организации социально-психологического обучения для одного или нескольких человек на педагогическую практику.
- Приведите примеры наиболее эффективного использования методов активного социально-психологического обучения.
Литература.
- Андреева Г.М. «Социальная психология» - М.,2000.
- Андриенко Е.В. «Социальная психология» - М., 2003.
- Асмолов А.Г. «Психология личности» - М., 1999.
- Битянова Н.Р. «Социальная психология» - М., 2003.
- Горбатенко А.С. «Общая и прикладная психология» - Р-н-Д, 2002
- Каменская Е.Н. «Социальная психология» - Р-н-Д, 2005.
- Клейберг Ю.А. «Социальная психология девиантного поведения» - М., 2004.
- Ковалёв А.Г. «Курс по социальной психологии» - Л.,1972.
- Кондратьев М.Ю. «Социальная психология. Словарь» - М-СПб, 2006.
- Крысько В.Г. «Социальная психология. Словарь-справочник» - Минск, 2001.
- Крысько В.Г. «Социальная психология» - М., 2004.
- Майерс Д. «Социальная психология» - СПб, 1997.
- Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В. «Социальная психология» - М.- Новосибирск, 2001.
- Немов Р.С., Алтунина И.Р. «Социальная психология» - М.- СПб, 2008.
- Парыгин Б.Д. «Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории» - СПб, 1999.
- Реан А.А., Коломинский Я.Л. «Социальная психологическая психология» - СПб, 1999.
- Руденский Е.В. «Социальная психология» - Новосибирск, 1996.
- Столяренко А.М. «Социальная психология» - М., 2001.
- Сухов А.Н. «Социальная психология» - М., 2002.
- Сущенко С.А. «Социальная психология» - Р-н-Д, 2005.
- Шевандрин Н.И. «Социальная психология в образовании» - М., 1995
- Шибутани Т. «Социальная психология» - М., 2000.
- Шихирев П.Н. «Современная социальная психология» - М., 1999.
- Чернобай В.А. «Сдаём социальную психологию» - Р-н-Д, 2004.
Дополнительная литература.
- Агеев В.С. «Межгрупповое взаимодействие» - М., 1990.
- Аникевич А.Г. «Политическая власть. Вопросы методологии исследования» - Красноярск, 1986.
- Берн Э. « Трансактный анализ в группе» - М., 2004.
- Бехтерев В.Н. «Избранные труды по социальной психологии» - М., 1997.
- Бобнева М.И. «Социальные нормы и регуляция поведения» - М.,1998.
- Бодалёв А.А. «Личность и общение» - М.,1995.
- Громова О.Н. «Конфликтология» - М.,1993.
- Горячева А.И., Макаров М.Г. «Общественная психология» - Л.,1979
- Донцов А.И. «Психология коллектива» - М., 1994.
- Дилигенский Г.Г. «Социально-политическая психология» - М.,1996.
- Иванов В.А. «Политическая психология» - М., 1990.
- Климов Е.А. «Введение в психологию труда» - М.,1998.
- Климов Е.А. «Психология профессионального самоопределения» - Р-н-Д, 1997.
- Крысько В.Г. «Социальная психология. Схемы и комментарии» - М., 2001.
- Куликов В.Н. «Психология внушения» - Иваново, 1978.
- Мясищев В.Н. «Психология отношений» - М.,1998.
- Ничипоров Б.В. «Введение в христианскую психологию» - М.,2000.
- Парыгин Б.Д. «Социальная психология как наука» - М., 2001.
- Степанов С.С. «Психология в лицах» - М., 2001.
- Сушков И.Р. «Психология взаимоотношений» - М.,2002.
- Шепель В.М. «Психология личного обаяния» - М., 1998.
- Шепель В.М. «Имиджелогия» - М..1994.
- Шестопал Е.Б. «Очерки политической психологии» - М., 1990.
- Юрьев А.И. «Введение в политическую психологию» - СПб, 1992.
- Ядов В.В. «Социологическое исследование» - М., 1997.
- Ядов В.В. «Социальная идентичность личности» - М., 1994.
- Ядов А.А. «Стратегия социологического исследования» - М., 1998.
- Яницкий О.Н. «Социальные движения: 100 интервью с лидерами» - М., 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по психологии
Рабочая программа по дисциплине "Психология" для специальности 050710 Специальное дошкольное образование...

Рабочая программа УД Психология
Рабочая программа УД Психология составлена в соответствии с требованиями ФГОС специальности 050146 "Преподавание в начальных классах". В содержании учебной дисциплины логично и обосновано выстро...

Рабочая программа УД Психология общения
Программа учебной дисциплины «Психология общения» представляет собой часть основной профессиональной образовательной программы, она составлена на основании требований ФГОС СПО для специальности ...

Рабочая программа факультатива "Психология семейных отношений"
Подготовка молодых людей к будущей семейной жизни - одно из важнейших слагаемых его развития, личностного становления, социализации.Формирующийся в сложных условиях...

Рабочая программа кружка "Психология межличностного общения"
Рабочая программа кружка "Психология межличностного общения" способствует формированию знаний и умений в области психологии межличностного общения комплексно, в логической последовательности...

Рабочая программа по психологии
1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности С...

Рабочая программа по психологии 2017-2018
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 Психология является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 49.02.01. Физическая кул...