МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ: « СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» НА ТЕМУ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ.
план-конспект урока на тему

Васильева Ирина Анатольевна

Конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka.docx293.1 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

Технологический колледж № 28

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: « СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

НА ТЕМУ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ   СУИЦИДАЛЬНОГО  ПОВЕДЕНИЯ

 В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ.

C:\Users\Ирина\Pictures\ооо.png

Москва

2014

В данной методической разработке рассмотрены социально-психологические факторы формирования суицидального  поведения в молодежной среде, а в частности, дано общее представление о суициде, причины и факторы возникновения суицидальных намерений и реакций. А также проведен анализ мифов и фактов возникновения суицидального поведения у подростков.

Разработал: преподаватель социально-экономических дисциплин

                     Васильева Ирина Анатольевна

ВВЕДЕНИЕ

Темой данной работы является социально-психологические факторы формирования суицидального  поведения в молодежной среде,  то есть  проблема суицида в подростковом возрасте. В свое время данную проблему изучал Зигмунд Фрейд, а за ним и многие его последователи. По сей день причины и факторы, толкающие подростка к самоубийству, глубоко изучаются.

Поэтому актуальность данной темы не вызывает сомнения. Для того, чтобы доказать это хотелось бы привести некоторые фаты: в России каждый год жертвами суицида становятся около 60 тысяч человек, среди них около 2,5 тысячи – подростки, Россия занимает третье место в мире по количеству суицидов на душу населения после Шри-Ланки и Казахстана, в России самоубийство (как причина смерти) стоит на четвертом месте, сразу после автомобильных катастроф, по абсолютному количеству подростковых самоубийств среди детей в возрасте от 15 до 18 лет Россия занимает первое место.

Цель работы - рассмотреть  социально-психологические факторы, которые формируют суицидальное поведение подростка.

Гипотеза: Ученые и психологи предполагают, что подростки решаются на самоубийство не с целью уйти из жизни, а обратить внимание взрослых, реже сверстников на свои проблемы, протестуя, таким образом, против безразличия или жестокости окружающих.

Для подтверждения или опровержения гипотезы были поставлены следующие задачи:

  1. Изучив существующую литературу по данной проблеме, дать общее представление о суициде как акте самоубийства.
  2. Выделить причины и  изучить факторы, способствующие суицидальному поведению подростков.
  3. Проанализировать мифы и факты о подростковом суициде. Сделать выводы по теме курсовой работы.

Теоретическая и практическая значимость: Изучен и систематизирован материал по исследуемой проблеме: описаны характерные черты суицида как акта самоубийства, факторы, способствующие суицидальному поведению, а также специфические особенности суицидальной активности в подростковом возрасте. Материалы могут быть использованы всеми участниками образовательного процесса (педагогами, подростками и их родителями), как в плане просвещения, так и для выдачи конкретных рекомендаций, подготовки выступлений, докладом, а также психологами в профилактической и коррекционно-развивающей работе.

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СУИЦИДЕ

Самоубийство, противореча, казалось бы, прирожденному всем живым существам инстинкту самосохранения, с давних пор занимало умы многих исследователей. Задолго до возникновения суицидологии как медицинской науки самоубийство изучалось философами, на него обращали внимание летописцы, историки. Начиная с античности и до наших дней, огромное значение проблеме сознательного прекращения жизни придает философия. Альбер Камю считал, что «есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема – проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии». С.Кьеркегор проблему самоубийства относил к вершинам жизненной мудрости. Горькой иронией проникнуты его слова: «Повесься – ты пожалеешь об этом, не повесься – ты и об этом пожалеешь; в том и в другом случае ты пожалеешь об этом. Таково, милостливые государи, резюме всей жизненной мудрости…».

Несмотря на широкий интерес к данной проблеме, практически до начала XIX в. строго научного изучения самоубийств не предпринималось. Лишь в конце XIX в. появились первые основополагающие работы по суициду. Э.Дюркгейм – автор первого социологического исследования феномена самоубийства, переведенного в 1912 г. на русский язык. В дальнейшем интерес к проблеме самоубийства неуклонно возрастал. Различные аспекты самоубийства и суицидального поведения изучали G. Deshais, W. Stern, E. Ringel. Не оставались в стороне и русские исследователи. Библиографический указатель только русской дореволюционной литературы о самоубийстве насчитывает более ста пятидесяти авторов. Этой проблемой занимались многие известные врачи: Бехтерев, Сикорский, Корсаков; русские писатели: Достоевский, Толстой, Куприн, Мережковский; педагоги и публицисты. И в настоящее время интерес к этой проблеме не угасает. Ежегодно проходят международные симпозиумы, создана международная ассоциация по предупреждению самоубийств, выпускаются специальные журналы.

Суицид – акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства, либо под влиянием психического заболевания. Это осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при которых собственная жизнь как высшая ценность теряет для данного человека смысл.  Суицидальное поведение включает завершенное самоубийство, суицидальные попытки (покушения на свою жизнь) и намерения (идеи).

Суицидальное поведение представляет собой аутоагрессивные действия человека, сознательно и преднамеренно направленное на лишение себя жизни из-за столкновения с невыносимыми жизненными обстоятельствами.

 Суицидальное поведение является динамическим процессом, состоящим из следующих этапов.

1. Этап суицидальных тенденций. Суицидальные тенденции проявляются в мыслях, намерениях, чувствах или угрозах. Они являются прямыми или косвенными признаками, свидетельствующими о снижении ценности собственной жизни, утрате ее смысла и о нежелании жить.

2. Этап суицидальных действий. Начинается, когда тенденции переходят в конкретные поступки. Под суицидальной попыткой понимается сознательное стремление лишить себя из жизни, которое по независящим от человека обстоятельствам (своевременное оказание помощи, успешная реанимация и т.п.) не было доведено до конца.

3. Этап постсуицидального кризиса. Он продолжается от момента совершения суицидальной попытки до полного исчезновения суицидальных тенденций, иногда характеризующихся цикличностью проявления. Этот этап охватывает состояние психического кризиса суицидента, признаки которого (соматические, психические или патологические) и их выраженность могут быть различными.

Самоубийства – очень сложный и многогранный феномен, аккумулирующий проблемы философские (утрата смысла жизни) и психологические (психологическая дезадаптация, фрустрация), социальные (социальная неустроенность, неудовлетворенность, утрата статуса, престижа и т.п.) и нравственные, правовые и медицинские (тяжелая болезнь, психические расстройство).

Особенностью суицида является то, что суицид – чисто мужское явление. Причем это характерно, только для России. Число молодых людей, окончивших жизнь самоубийством, указывает на первенство лиц мужского пола: приблизительно 3 мальчика и 1 девочка.

Одна из основных проблем суицидального поведения заключается в опасности повторения: около 40% молодых людей, пытающихся расстаться с жизнью, уже имели, по меньшей мере, одну попытку; чем моложе субъект, тем больше опасность рецидива в течение года после суицидальной попытки (этот срок не превышает года в 64% случаев); чем больше попыток, тем больше физический риск, так как каждая попытка может повлечь за собой нарушение здоровья (риск остаточных явлений, более длительная госпитализация); наконец, по некоторым данным, 1-2% людей, пытавшихся покончить с собой, умирают в результате суицида через 12 месяцев после их попытки независимо от предыдущего способа покончить с собой.

Н. Фабероу и Э. Шнейдерман выделили три типа суицидов:

1. Эготические самоубийства. Их причиной является интрапсихический диалог, конфликт между частями Я, а внешние обстоятельства играют дополнительную роль.

2. Диадические самоубийства. В их основе лежат нереализованные потребности и желания, относящиеся к значимому близкому человеку. Таким образом, внешние факторы доминируют, делая этот поступок актом отношения к другому.

3. Агенеративные самоубийства. Их причиной является желание исчезнуть из-за утраты чувства принадлежности к поколению или человечеству в целом, например суициды в пожилом возрасте.

Социолог Э.Дурхейм выделяет 4 главные категории самоубийств:

1. Эгоистическое самоубийство, которое коренится в отчужденности. Люди, склонные к эгоистическому самоубийству, представлены самим себе, их мало что связывает с окружающим миром, у них малая зависимость от людей, они склонны к одиночеству.

2. Альтруистическое самоубийство, напротив, совершается тогда, когда человек тесно связан с другими людьми, коллективом и готов пойти ради него на все.

3. Аномическое самоубийство – такое самоубийство, когда люди не могут рационально справится с трудностям, и видят выход в уходе из жизни. Это часто происходит, когда внезапно и шокирующее меняются отношения человека с обществом.

4. Фаталистическое самоубийство, как правило, вызывается чрезмерно строгим контролем над личностью, ее свободой. Жертва не видит перед собой будущего.

Общие черты суицида (модель Э. Шнейдермана):

1. Общая цель всех суицидов – поиск решения. Суицид не является случайным действием. Его никогда не принимают бессмысленно или бесцельно. Он является выходом из затруднений, кризиса или невыносимой ситуации.

2. Общей задачей всех суицидов является прекращение сознания невыносимой боли. Отчаявшемуся человеку приходит в голову мысль о возможности прекращения сознания в качестве выхода из ситуации. Идея постепенно разворачивается в активный суицидальный сценарий.

3. Общим стимулом при суициде является невыносимая психическая (душевная) боль. Если прекращение сознание – это то, к чему стремится суицидент, то невыносимая душевная боль является тем, от чего он убегает.

4. Общим стрессором при суициде является фрустрированные психологические потребности. Суицид кажется логичным фрустрированному человеку, так как он не видит иного способа удовлетворения своих важных психологических потребностей и избавления от состояния фрустрации.

5. Общими суицидальными эмоциями являются беспомощность и безнадежность. При работе с человеком, находящимся в душевном смятении с явными суицидальными тенденциями, нецелесообразно использовать увещевания, разъяснительные беседы, порицание или оказывать давление: это либо не эффективно, либо даже усиливает суицидальные тенденции.

6. Общим внутренним отношением к суициду является амбивалентность. Человек может одновременно хотеть умереть и желать спасения (и даже планировать его) через вмешательства других.

7. Общим состоянием психики является сужение когнитивной сферы. Сознание становится «туннельным». Варианты выбора поведения, обычно доступные сознанию человека, резко ограничиваются.

8. Общим действием при суициде является бегство (эгрессия). Человек намерен уйти из зоны бедствия. К вариантам эгрессии относится уход из дома, из семьи. Суицид является предельным, окончательным бегством.

9. Общим коммуникативным актом при суициде является сообщение о намерении. Практически в каждом случае люди, намеревающиеся совершить суицид, сознательно или бессознательно подают сигналы бедствия: жалуются на беспомощность, взывают к поддержке, ищут возможности спасения.

10. Общей закономерностью суицида является его соответствие общему стилю поведения в жизни.

Особенности поведения, свидетельствующие о наличии суицидальных мыслей:

  • смерть и самоубийство, как постоянная тема разговоров;
  • предпочтение траурной или скорбной музыки;
  • разговоры об отсутствии ценности жизни;
  • фантазии на тему о смерти;
  • прямые высказывания типа «Я хочу умереть и умру; нет смысла жить дальше»;
  • косвенные высказывания типа «Ничего, скоро вы отдохнете от меня, он очень скоро пожалеет о том, что отверг меня»;
  • приобретение средств для совершения суицида;
  • жалобы на собственную беспомощность;
  • написание прощальных писем;
  • странное для окружающих прощальное поведение с людьми;
  • особый интерес к тому, что происходит с человеком после смерти;
  • проявление признаков депрессии.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СУИЦИДАЛЬНЫХ НАМЕРЕНИЙ

По определению суицид является преднамеренным лишением жизни. Почему у молодых людей возникает такое желание расстаться с жизнью? По мнению Карла Меннингера, для того чтобы совершить самоубийство, необходимо:

  • желание убить; суициденты, будучи в большинстве своем инфантильными личностями, реагируют яростью на помехи или препятствия, стоящие на пути реализации их желаний;
  • желание быть убитым; если убийство является крайней формой агрессии, то суицид представляет собой высшую степень подчинения: человек не может выдержать укоров совести и страданий из-за нарушения моральных норм и потому видит искупление вины лишь в прекращении жизни;
  • желание умереть; оно является распространенным среди людей, склонных подвергать свою жизнь необоснованную риску, а так же среди больных, считающих смерть единственным лекарством от телесных и душевных мучений.

У студентов причиной самоубийства может стать ряд проблем, таких как:

  • сложность адаптации к новым условиям, отсутствие дома (защиты);
  • коммуникативные сложности, резкое падение самооценки во время учебы;
  • проблемы скученности в общежитии, невозможность побывать наедине с собой, своими проблемами;
  • ранние браки и неудачный любовный опыт.

Существует определенная классификация суицидов:

  1. холодный суицид – это когда человек действительно хочет умереть, не хочет жить;
  2. суицид, который является определенной игрой, то есть человек до конца уверен в том, что его спасут, он просто хочет обратить на себя внимание (этот вид суицида больше распространен среди молодежи);
  3. суицид, как способ уйти от проблем.

Принадлежность к группе риска или наличие других факторов суицидального риска еще не означает склонности к суициду. Тем не менее, каждый фактор должен быть принят во внимание. Особо бдительно следует относиться к их сочетанию или существованию в течение длительного периода времени. Причин довольно много. Основные из них:

  • предшествующая попытка суицида;
  • потеря смысла жизни, отсутствие жизненных ценностей;
  • тяжелая морально-психологическая обстановка в коллективе, семье;
  • быстрое социальное расселение и обнищание населения;
  • смерть близкого, любимого человека, разрыв значимых любовных отношений;
  • выраженные акцентуации личности;
  • прогрессирующая тяжелая болезнь (например, рак, СПИД и т.п.);
  • переживание острого кризиса;
  • предательство близких;
  • измена любимого человека;
  • эмоциональные нарушения (острые приступы паники, острое чувство вины, стыда);
  • психические заболевания;
  • алкоголизм (25 % алкоголиков кончают жизнь самоубийством);
  • ранняя потеря матери или обоих родителей, особенно в результате самоубийства;
  • отверженность в детстве;
  • воспитание в семье, где есть алкоголики, наркоманы, психические больные;
  • наркомания;
  • значительные материальные и бытовые трудности;
  • совершение уголовно-наказуемого поступка;
  • психическая травма в результате насилия;
  • неразделенная любовь;
  • переживание самоубийства популярного в обществе или в конкретной группе человека;
  • сниженная адаптивная способность к изменениям.

ФАКТОРЫ ПРИВОДЯЩИЕ К СУИЦИДАЛЬНОЙ РЕАКЦИИ

 

Рассмотрим факторы, часто приводящие к суицидальной реакции более подробно:

  1. Семейные факторы. Чтобы понять суицидальных людей, нужно хорошо знать их семейную жизнь, поскольку она отражает эмоциональные нарушения у членов семьи. В семье могут возникнуть такие кризисные ситуации как смерть близких, развод, серьезное заболевание или потеря работы. Эти коллизии вызывают семейную тревогу и эмоциональные волнения. Так же членов семьи могут обуревать гнев и возмущение. Как правило, чтобы отреагировать свои эмоции, они могут бессознательно выбрать одного из близких объектом агрессии, которая может привести к самоубийству.
  2. Нарушения поведения. Признаки самоубийства бывают разными в зависимости от возраста. У юношей наиболее явным намеком на суицидальные тенденции являются злоупотребление алкоголем и наркотиками. Примерно половина молодых людей, совершавших суицид, принимали лекарства, прописанные их родителям. В среднем возрасте – это невозможность контролировать свою жизненную ситуацию, что часто проявляется в каком-либо психосоматическом заболевании. У пожилых людей признаками суицидальных мыслей могут быть разговоры об «отказе» от чего-либо.
  3. Психическое заболевание. Депрессивные расстройства являются одной из наиболее распространенных нервно-психических проблем нашего общества. Каждый 1/4 суицидент - это больные, страдающие психозами, шизофренией и маниакально-депрессивным психозом. Больные, страдающие психотической депрессией, часто совершают суицидальные действия в начале и при затихании психоза. Как было сказано, самыми уязвимыми являются люди, которые в прошлом совершали попытки самоубийства, или тесно контактировали с теми, кто старался, или осуществил это стремление.
  4. Эмоциональные нарушения. Эмоциональные нарушения являются одними из самых основных показателей возможности суицида. Любой внезапный личностный конфликт всегда является серьезным предупреждением. Большинство потенциальных самоубийц страдают от депрессии. Депрессия часто начинается постепенно, появляется тревога и уныние. Люди могут не осознать ее начала. Они только замечают, что последнее время стали подавленными, печальными и “хандрят”, будущее выглядит тусклым, и они считают, что его нельзя изменить. Часто они приходят к мысли, что больны раком, психическим или неизлечимым заболеванием. Перед суицидом они начинают думать о смерти. Им становится трудно выполнять даже простые обязанности, принять самое простое решение. Они жалуются на вялость, недостаток жизненной энергии и усталость. Признаком депрессии и обусловленных ею суицидальных мыслей может быть снижение сексуальной активности, они жалуются так же на бесплодие и импотенцию. Интимные связи не доставляют им удовольствия.

Признаками эмоциональных нарушений являются:

  • потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней;
  • частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);
  • необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
  • постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;
  • ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствия;
  • уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку;
  • нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
  • погруженность в размышления о смерти;
  • отсутствие планов на будущее;
  • внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.
  1. Ситуационные факторы. Стрессовая ситуация делает людей более восприимчивы к самоубийству. В это время нечто происходит как внутри, так и вокруг них. В кризисных обстоятельствах они утрачивают все перспективы и ориентации, под угрозой оказывается их выживание. Прогнозы на будущее кажутся мрачными и безнадежными. Ситуации могут быть разные: хронические болезни, экономические неурядицы, смерть любимого человека, развод и семейные конфликты.

Социологи рассматривают самоубийство как барометр социального напряжения. Психологи интерпретируют его как реакцию давления на личность. Однако и те, и другие согласны, что самоубийство возникает, если у человека появляется чувство отсутствия приемлемого пути к достойному существованию. Вместе с тем далеко не каждый, у кого нарушены связи с обществом или возникли неудачи на работе, становится жертвой самоубийства.

Большое влияние на это явление оказывают СМИ и популярная литература. В случае подростков суицидное поведение может стать подражательным. Подростки копируют образцы поведения, которые они видят вокруг себя, которые им предлагает TV, массовая литература. Особенно подражательность характерна для незрелых, внушаемых субъектов. Так, подросток может увидеть, что смерть устрашает окружающих и является действенным средством нажима на обидчиков.

Также, предпосылкой аутодеструктивного поведения и суицида в частности является апатия, неверие в личные перспективы, снижение творческой и витальной активности в результате психической травмы.

У суицидальных подростков есть отягощенное социальное окружение: неблагополучная семья, одиночество и заброшенность, отсутствие опоры на взрослого. Мотивы суицида, как правило, незначительны: двойка по предмету, обида на взрослого, переживание несправедливого обращения и т.п.

Суицидальная готовность возникает на фоне довольно длительных ударов, психотравмирующих переживаний. У подростка снижается толерантность эмоциональной сферы, нарастает агрессивность, обнаруживается неумение противостоять житейским трудностям.

Большинство попыток самоубийств имеют единственную цель – привлечь к себе внимание родителей и близких друзей. «Настоящему» самоубийце не нужна шумиха, он постарается уйти незаметно. Демонстративный суицид обычно обставлен различными атрибутами: трогающее до слез прощальное письмо, яркий пузырек из-под таблеток, валяющийся на видном месте, аккуратный макияж. Такие самоубийцы никогда не выберут способ ухода из жизни, связанный с болью или травмами. Им важно, как они будут выглядеть после смерти, чтобы вызвать у окружающих раскаяние за несправедливое отношение к умершему, а не отвращение. То, что попытка самоубийства происходит напоказ, вовсе не исключает трагического исхода. Одни подростки не собираются покончить с собой, но ошибаются в расчетах, другие – не до конца осознают, что после того, как мама поплачет на похоронах и признается, что была не права, уже не будет возможности встать из гроба и помириться. Как правило, прежде чем решиться на попытку суицида, подросток шантажирует своих близких возможностью самоубийства, предъявляет какие-то требования. Не следует игнорировать эти угрозы. Разозлившись и решив, что его берут на «слабо», подросток может реализовать задуманное. Необходимо найти с ним компромисс, продемонстрировать уважение к его мнению и показать, как можно разрешать все конфликты.

Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания нет, представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков.

Суицид подростков имеет следующие черты:

  • суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе);
  • конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;
  • уицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п.
  • суицидное поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику»;
  • суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета;

средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-3 этажа, малотоксические вещества, тонкая веревка и т.п.).

Абсолютно точных признаков суицидального риска нет, но наиболее общими являются:

  1. Признаки замышляемого суицида. К ним относятся: разговоры на темы самоубийств, смерти, сны с сюжетами катастроф, сны с гибелью людей или собственной гибелью, повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни, рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разговоры прощального характера.
  2. Наличие опыта самоубийства в прошлом, наличие примера самоубийств в близком окружении, особенно родителей и друзей; максималистические черты характера, склонность к бескомпромиссным решениям и поступкам, деление мира на белое и черное.
  3. Объективная тяжесть жизненных обстоятельств: детство, прошедшее в неблагополучной семье; плохие отношения с близкими в данный период; потеря дорогого человека, общественное отвержение; тяжелое заболевание и т.д.
  4. Снижение ресурсов личности, позволяющих противостоять трудностям: депрессия, стрессовые состояния, беспомощность, болезни, насилие в близком окружении, истощенность физического или психического плана, неопытность и неумение преодолевать трудности.

Существуют также некие симптомы, по которым можно определить готовность ребенка к суициду. К ним относятся:

  • тревожно-ажитированное поведение, внешне даже похожее на подъем, однако, с проявлениями суеты, спешки;
  • затяжные нарушения сна: подростка преследуют страшные сны с картинами катаклизмов, катастроф, аварий или зловещих животных;
  • напряжение аффекта, периодически разряжаемого внешне не мотивированной агрессией;
  • депрессия, апатия, безмолвие: подросток тяжел на подъем, уходит от обязанностей, бессмысленно проводит время, в поведении видно оцепенение, сонливость;
  • выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда за себя, отчетливая неуверенность в себе. Этот синдром может маскироваться нарочитой бравадой, вызывающим поведением, дерзостью;
  • тяжело протекающий пубертат с выраженными соматическими эндокринными и нервно-психическими нарушениями;
  • употребление алкоголя, токсикомания, наркомания.

               К внешним же обстоятельствам относятся такие факторы как:

  • неблагополучная семья: тяжелый психологический климат, конфликты родителей, алкоголизм в семье, утрата родителей;
  • беспризорность подростка, отсутствие опоры на значимого взрослого, который бы занимался подростком;
  • неблагоприятное положение подростка в семье: отвержение, назойливая опека, жестокость, критичность к любым проявлениям подростка;
  • отсутствие у подростка друзей, отвержение в учебной группе;
  • серия неудач в учебе, общении, межличностных отношениях с родственниками и взрослыми.

Согласно данным этого исследования главный источник негативных переживаний – семейные конфликты. На это указали 50% мальчиков и 78% девочек из группы «трудных» подростков. Среди «благополучных» подростков эти показатели 47% и 18% соответственно.

Важная причина подростковых переживаний – частые наказания детей. В группе «трудных» - эту причину указали 35% опрошенных, тогда как среди «благополучных» 21% мальчиков и 2% девочек.

Частые наказания провоцируют развитие лживости как средства скрыть проступок. На этот мотив лжи указывают 71% мальчиков и 63% девочек из группы «трудных» подростков.

Досаждает подросткам и неумелое морализаторство родителей. На эту причину указали 65% мальчиков и 72% девочек.

АНАЛИЗ МИФОВ И ФАКТОВ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Суицидальные подростки редко хотят умереть, они желают уйти от обстоятельств, которые считают невыносимыми. «Если бы я умер, мне не было бы так больно», - говорил один старшеклассник, подавленный тем, что его не приняли в избранный им институт. В этом случае, к сожалению, близкие не распознали его боль, не выслушали его и не проявили свою любовь и он лиши себя жизни. Следует развеять существующие в обыденном сознании мифы о подростковых самоубийствах, потому что они могут стоить человеческой жизни.  Приведем некоторые их них.

МИФ: «Те, кто говорят о самоубийстве, редко предпринимают попытку или совершают его».

ФАКТ: Большинство молодых людей до совершения суицидальных попыток или самоубийств приводят важные словесные доказательства своих намерений. Говорящий о самоубийстве переживает психическую боль и таким образом «кричит» о помощи и ставит в известность о своей боли людей.

МИФ: Настоящее самоубийство случается без предупреждения.

ФАКТ: Примерно 8 из 10 суицидентов подают окружающим предупреждающие знаки о грядущем поступке.

МИФ: «Тенденция к суициду наследуется».

ФАКТ: Не существует достоверных данных о генетической предрасположенности к самоубийству. Тем не менее, предыдущий суицид в семье может быть деструктивной моделью для подражательного поведения. Человек лишь использует аутоагрессивные модели поведения, если они существуют в семье или значимом окружении.

МИФ: «Ничего не могло бы остановить ее, если бы она уже приняла решение покончить с собой».

ФАКТ: Большинство подростков, обдумывающих возможность самоубийства, разрываются между желаниями жить и умереть. Они хотят, чтобы их страдания закончились, и в то же время стремятся найти альтернативу или пути разрешения боли, но слишком часто их крик о помощи остается не услышанным друзьями, семьей и даже специалистами.

МИФ: «Суицидальные подростки являются психически больными».

ФАКТ: Большинству молодых людей, предпринимающих попытку самоубийства, не может быть поставлен диагноз психического заболевания, хотя, естественно, хроническая душевная болезнь повышает риск самоубийства. Многие совершающие самоубийство не страдают никакими психическими заболеванием.

МИФ: «Разговоры о суициде могут способствовать его совершению. Лучше избегать этой темы».

ФАКТ: Разговор о самоубийстве не является его причиной, но может стать первым шагом его предупреждения суицида.

МИФ: «Подросток, переживший суицид, в дальнейшем может чувствовать себя в безопасности».

ФАКТ: Много молодых людей переживает состояние депрессии, получают врачебную помощь, выздоравливают и ведут нормальную здоровую жизнь. Значение предупреждающих сигналов суицида и владение способами помощи тревожным и потенциально суицидальным юношам может помощь им остаться в живых.

МИФ: «Если человек в прошлом совершил суицидальную попытку, то больше подобное не повторится, так что опасность позади, можно не заботиться об этом».

ФАКТ: Очень многие повторяют эти действия вновь и вновь и достигают желаемого результата.

МИФ: «Покушающийся на самоубийство желает умереть, поэтому помощь ему нельзя. Это их дело».

ФАКТ: Подавляющее большинство суицидентов хотят избавиться от невыносимой душевной боли и не видят другого выхода, поэтому перед суицидальными действиями они часто обращаются за помощью. Иногда они прямо говорят о самоубийстве, а иногда говорят о невыносимом страдании, о бессмысленности жизни, о вине, о бессилии и т.п.

МИФ: «Все самоубийства импульсивны, их нельзя предвидеть и предупредить»

ФАКТ: Большинство суицидентов вынашивают свои планы, прямо или косвенно сообщая о них окружающим.

МИФ: «Все самоубийцы – депрессивные люди, поэтому помощь им может только врач».

ФАКТ: Не все суициденты страдают депрессией. Практически самоубийство может быть совершено любым человеком, Любого типа характера, с любыми наклонностями.

МИФ: «Самоубийственное заражение».

ФАКТ: Психологи, педагоги, социологи – все, кто, причастен к проблеме детских суицидов, знают: самоубийство – «заразное явление», особенно среди подростков. Подростки вообще внушаемы, и если в школе была серьезная попытка самоубийства, в особенности – завершенная, следует ожидать, что за ней потянется «шлейф» подражательных попыток.

МИФ: «Есть мнение, что если подросток принял решение расстаться с жизнью, то помешать ему уже невозможно. Считается так же, что если подростку не удалось покончить с собой с первого раза он будет совершать суицидальные попытки снова и снова, до тех пор, пока не добьется своего».

ФАКТ: В действительности же, молодые люди пытаются, как правило, покончить с собой один раз. Большинство из них представляют опасность для самих себя лишь в продолжение короткого промежутка времени – от 24 до 72 часов. Если же кто-то вмешается в их планы и окажет помощь, то больше покушаться на свою жизнь они никогда не будут.

МИФ: «Существует точка зрения, будто разговоры с подростками на «суицидальные» темы представляют немалую опасность, так как они могут захотеть испытать эту опасность на себе».

ФАКТ: На самом же деле, разговаривая с подростком о суициде, мы вовсе не подталкиваем его суицид совершить. Напротив, подростки получают возможность открыто говорить о том, что уже давно их мучает, не дает им покоя. Суицидальные мысли, которыми делятся с собеседником, перестают быть суицидальноопасными.

Анализ:

1. Суицид является «убийцей №2» молодых людей в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. «Убийцей №1» являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления. По мнению же суицидологов, многие из этих несчастных случаев в действительности были суицидами, замаскированными под несчастные случаи. Если суицидологи правы, то тогда главным «убийцей» подростков является суицид.

2. Суицид – это не просто способ обратить на себя внимание. Часто друзья и родители пропускают мимо ушей слова подростка: «Я хочу покончить с собой». Им кажется, что подросток хочет, чтобы на него обратили внимание, или же что ему просто что-то нужно. Лучше всего прислушаться к его словам.

3. Суицидальные подростки считают, что их проблемы серьезны. Разные люди смотрят на одну и ту же ситуацию, на одну и ту же проблему по-разному. То, что одному кажется ерундой, другому может показаться концом света. На жизнь по-разному смотрят не только родители и дети. Даже у самых близких друзей может быть разная точка зрения: то, что «здорово» для тебя, для одного твоего друга «паршиво», а для другого – «нормально».

4. Суицид следствие не одной неприятности, а многих. Существует выражение: «Последняя капля, которая переполнила чашу терпения». Причины, ведущие к суициду, подобны капающим в чашу терпения каплям. Каждая капля – ничто, двум каплям, десяти каплям ни за что не заполнить чашу доверху. А если капель этих не десять и даже не сто, а многие тысячи. В какой-то момент чаша терпения будет переполнена. Обычно люди не совершают самоубийство из-за одной какой-то неприятности. Большей частью они пытаются уйти из жизни не из-за одной неудачи, а из-за серий неудач.

5. Самоубийство может совершить каждый. Предотвращать суицид было бы проще, если бы его совершали только определенные подростки. К сожалению, тип «суицидоопасного подростка» установить невозможно. Подростки из богатых семей подвержены суицидальным настроениям не меньше, чем подростки из семей нуждающихся. Суицид совершают не только те подростки, которые плохо учатся, ни с кем не ладят, но и молодые люди, у которых нет проблем ни в школе, ни дома. Благополучие – вовсе не гарантия от суицида.

6. Чем больше настроение у суицидента, тем больше риск. Самоубийство подростка, который вроде бы уже выходит из кризиса, для многих является полной неожиданностью. Большинство молодых людей пытаются покончить с собой всего один раз в жизни; для тех же подростков, которые могут совершить вторичную попытку, самое опасное время – 80-100 дней после первой попытки. После первой попытки расстаться с жизнью подростки ощущают постоянную поддержку окружающих. Друзья, родители, учителя уделяют повышенное внимание, у них возникает чувство, что все их любят. Однако спустя три месяца жизнь возвращается в прежнее русло. Друзья, родители и учителя по-прежнему окружают совершившего суицид немалой заботой, однако жизнь, как говорится, «берет свое», появляются у них дела и кажется, что худшее позади. Однако совершивший суицидальную попытку подросток возвращается в нормальное состояние медленнее, чем может показаться. Страхи и неприятности, подтолкнувшие его к суициду, еще не прошли окончательно, еще дают о седее знать. Вот почему этот этап наиболее опасен: все опекавшие подростка занялись своим делами, у него же возникает впечатление, что от него отвернулись, и ему может прийти в голову мысль, совершить еще одну суицидальную попытку, чтобы «вернуть» к себе внимание окружающих. Вид у него при этом совершенно счастливый, ведь про себя он думает: «Ничего, скоро все это кончится». В этом случае их друзьям следует быть настороже.

7. Друг может предотвратить самоубийство. От заботливого, любящего друга зависит многое. Он может спасти потенциальному суициденту жизнь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Со смертью каждого человека гибнет Вселенная – неповторимый мир идей, чувствования, переживаний, мир индивидуального, неповторимого опыта. Очевидно, что общество не может и не должно по отношению к этому оставаться спокойным и безучастным.

Суицид рассматривается как ведущая причина смертей во всем мире, поэтому он является значительной общественной проблемой. Проблема подросткового суицида является одной из первостепенных для России. Во время неожиданных экономических спадов и подъемов старые социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию, что способствует росту девиаций, в т.ч. самоубийств. Особенно актуальной эта проблема становится в обществе на переходных этапах его развития. Социальная незащищенность, экономическая нестабильность, политический хаос обуславливают интенсивный процесс отчуждения. Разрушение семьи ведет также к «ослаблению значения морально- этических принципов, ослаблению потребности служить социуму, относится ответственно и доброжелательно к людям», что неминуемо способствует усилению эгоцентрических тенденции. Это в первую очередь сказывается на подростках – самой легкоуязвимой социальной группе. Конечно, у каждой социальной попытки – своя причина. Но, по сути все сводится к одному: ребенок не в силах самостоятельно одолеть какую-то трудную ситуацию, а понимающего это взрослого человека рядом нет.

Главной целью данной работы являлось изучение и рассмотрение социально-психологических факторов влияющих на формирование суицидального  поведения в молодежной среде. С помощью анализа литературы и данных интернет сайтов мы рассмотрели данную проблему с точки зрения особенностей подросткового возраста, исходя из свойств личности характерных для данного периода, а также путем анализа общих данных по проблеме суицида.

        На основе этих данных можно сделать следующие выводы:

  1. Проблема суицида широко распространена в мире и особенно на территории Российской Федерации.
  2. Суицид всегда связан с внутренними переживаниями человека.
  3. Склонность к суициду в подростковом возрасте наиболее высока из-за внутренних особенностей данного возраста.
  4. Внешние обстоятельства также играют немалую роль в совершении подростками суицидальных действий.
  5. Суицидальное поведение редко связано с психическими отклонениями, но всегда связан с психологическими проблемами.
  6. Выявить потенциальных самоубийц иногда невозможно, но все же при чутком отношении к подростку можно предотвратить трагическое событие. Также можно сказать, что склонность к суициду может корректироваться с психологической точки зрения.

 «Не хочу жить!» - как мигающая лампочка пожарной сигнализации, требующая вмешательства и помощи. К такому безвыходному выводу приводит одиночество, непонимание в семье, жалость к себе, жажда любви. Или это следствие ощущения своей исключительности, которую не способны оценить окружающие. В любом случае, произносящие эту фразу буквально кричат: «Я очень хочу жить! Только заметьте меня, помогите мне!»

Взрослым следует помнить:

  • ценить жизнь молодым людям помогает любовь, понимание и сочувствие;
  • от отчаянного шага молодых людей может удержать возможность поговорить по душам с человеком, который выслушает, посочувствует и поймет;

Нельзя растить их, как рыб, в аквариуме, но и «учить плавать», бросая в зараженные реки, нельзя: кто-то выплывет, кто-то нет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Самыгин, П.С. девиантное поведение молодежи [Текст]: / П.С. Самыгин. – Ростов-на-Дону: Феликс, 2006.
  2. Синягин, Н.Ю. Библиотека школы психолога [Текст]: / Н.Ю. Синягин. – М.: Владос, 2005.
  3. Петрушин, В.И. Валеология  / В.И. Петрушин, И.В. Петрушина. – М.: Гардарики, 2002.
  4. Исаев, Д.Н. Нужна ли подросткам помощь в восприятии смерти? [Текст]: / Д.Н. Исаев, Т.О. Новикова // Вопросы психологии. – 2002. – №3.
  5. Загвязенский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие. – М.: «Академия», 2005.
  6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебное пособие. – М.: «Академия», 2004.
  7. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: учебное пособие. – М.: «Академия», 2003.
  8. Статистика по суицидам http://dipres.narod.ru
  9. Сайт по подростковым суицидам http://TOOLofDeath.ru
  10. Славкина М.А. Возрастная психология (психология развития). 100 вопросов  - 100 ответов. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
  11. Тарасов Б.К. Суицид и подросток http://www.liveinternet.ru
  12. Тимофеев А.С. Суицидальные проявления у подростков http://www.lossofsoul.com/DEATH /suicide/index.htm
  13. Трегубов Л., Вагин Ю. Эстетика самоубийства. – М., 1993. //www.amdm.ru
  14. Ушаков С.В. Суицид - http://www.naritsyn.ru.
  15. Воликова С.В., Холмогорова А.Б. Проявления эмоциональной дезадаптации у школьников из различных социальных групп // Другое детство. Сб. научных статей / Л.Ф. Обухова, Е.Г. Юдина, И.А. Корепанова (ред.) М. – 2009. – С. 108-118.
  16. Выготский Л.С. Проблемы развития психики // Собр. соч. в 6-ти т. М. – 1983. – Т. 3.
  17. Гаранян Н.Г. Перфекционизм и враждебность как личностные факторы депрессивных и тревожных расстройств: Автореф. дисс. … док. психол. наук. М., 2010.
  18. Павлова Т.С., Холмогорова А.Б. Психологические факторы социальной тревожности в студенческом возрасте // Консультативная психология и психотерапия. – 2011. – № 1.
  19. Штерн В. Дифференциальная психология и её методические основы РАН, Ин-т психологии. — М.: Наука, 1998
  20. Франкл В. Воля к смыслу. — М.: Апрель Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2000.
  21. Мартыненко А. В. Суицид в молодежной среде // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 1. — С. 139-141.
  22. Паперно И. Самоубийство // Самоубийство как культурный институт. — М., 1999. — С. 5-98.
  23. Бачериков Н. Е., Михайлова К. В., Гавенко В. Л. и др. Клиническая психиатрия;  Под ред. проф. Н. Е. Бачерикова. — Киев: Здоровья, 1989


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка лекции по дисциплине "Социальная психология". Тема "Общение как перцептивный процесс"

Здесь представлена разработка лекции по дисциплине "Социальная психология" для студентов СПО....

Методическая разработка урока по предмету "Социальная психология"

Тема урока "Лидерство и руководство" для студентов среднего профессионального образования....

Методическая разработка урока по дисциплине «Технические средства информатизации» тема: «Внутреннее устройство системного блока компьютера» для специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах»

Методическая разработка урока по дисциплине «Технические средства информатизации» предназначена для проведения урока «Внутреннее устройство системного блока компьютера». В данной разработке раскрывают...

Методическая разработка урока по дисциплине: «Экономическая теория» на тему: «Расчет курса покупки и продажи валюты»

Учебная дисциплина: Экономическая теорияСпециальность: Экономика и бухгалтерский учет (в машиностроении)         Курс: 2Тема занятия: Расчет курса покупки ...

Методическая разработка урока по дисциплине "Техническая механика" на тему «Сопротивление усталости»

Урок на тему «Сопротивление усталости» является одним из основных в разделе. Данный раздел -  один  из базовых в дисциплине «Техническая механика». В результате изуче...

Методическая разработка урока по дисциплине "Технические измерения" на тему: "Шероховатость поверхности"

В данной публикации представлена методическая разработка урока "Шероховатость поверхности" по дисциплине "Технические измерения" для профессии 15.01.17 "Электромеханик по торг...

Методическая разработка урока по дисциплине «Конституционное право» на тему: «Президент Российской Федерации как глава государства»

Методическая разработка урока на тему "Президент РФ как глава государства" предназначена для преподавателей, работающих на отделении "Право и организация социального обеспечения" п...