Социальная психология
презентация к уроку

Белая Виктория Валентиновна

 

«Социальная психология» появилась на стыке наук - психологии и социологии. Поэтому она изучает и социальные, и психологические аспекты и взаимодействует 
со многими науками, и с философией, и с педагогикой, и  с другими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnaya_psihologiya.pptx2.1 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Социальная психология ПОНЯТИЕ ГРУППЫ

Слайд 2

Понятие групповых феноменов (эффектов)

Слайд 3

Понятие групповых феноменов Динамика группы – это социально-психологические процессы приводящие группу в определенные состояния посредством различных групповых механизмов и обеспечивающие ее формирование, функционирование и развитие. В зарубежной социальной психологии существует целое направление исследований, получившее название «Групповая динамика». Основателем этого направления был американский психолог К. Левин. В отечественной социальной психологии также занимаются проблемами динамики групп. Представление о динамике группы предполагает рассмотрение следующих вопросов: групповые процессы; групповые состояния; групповые эффекты (феномены); уровни развития группы.

Слайд 4

Понятие групповых феноменов Влияние присутствия других людей на психику и поведение отдельного человека является основополагающим феноменом социальной психологии и осуществляется бессознательно. Впервые этот эффект описали В. Мёде, Фл . Олпорт , В.М. Бехтерев в 20-х годах XX века. Люди не индефферентны по отношению друг к другу. Самыми разнообразными сторонами своей психики они реагируют на окружающих. Человек – существо общественное и его реакция на присутствие других проявляется в виде веера самых разнообразных эффектов.

Слайд 5

Понятие групповых феноменов Групповые эффекты – это механизмы функционирования группы, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния. Они являются средствами, которые обеспечивают интеграцию индивидуальных действий в совместной групповой деятельности и общении. В социальной психологии существуют два базовых групповых эффекта: реакция человека на присутствие других людей и чувство принадлежности к группе.

Слайд 6

Базовые групповые эффекты

Слайд 7

Групповые феномены (эффекты)

Слайд 8

Эффект социальной фасилитации Люди реагируют на присутствие друг друга бессознательно. Согласно Д. Майерсу, факторами, определяющими степень реакции, являются:

Слайд 9

Эффект социальной фасилитации Д. Майерс указывает три причины возникновения эффекта социальной фасилитации :

Слайд 10

Эффект принадлежности к группе Эффект принадлежности к группе – это второй базовый групповой эффект. В истории социальной психологии разные ученые изучали этот эффект и обозначали его различными терминами.

Слайд 11

Эффект принадлежности к группе

Слайд 12

Эффект принадлежности к группе Французский психолог С. Московичи предложил гипотезу о том, что сознание человека строится как идентификационная матрица, в основе которой лежат множество групповых идентичностей. Опираясь на идеи С. Московичи, можно разделить групповые идентичности на три группы.

Слайд 13

Психофизиологический эффект Психофизиологический эффект – это изменение психофизиологических реакций и состояния человека в присутствии других людей. Было экспериментально установлено, что усиливается потоотделение, учащается дыхание, усиливаются мышечные сокращения, повышается давление крови и частота пульса. Причем, чем значимее ситуация группового взаимодействия и значимее окружающие люди, тем ярче выражен психофизиологический эффект.

Слайд 14

Эффект группомыслия Эффект группомыслия – это способ мышления, приобретаемый людьми в ситуации, когда поиск согласия становится настолько доминирующим в сплоченной группе, что начинает пересиливать реалистическую оценку возможных альтернативных действий. Открытие этого феномена и изобретение термина « группомыслие » или « огруппление мышления» принадлежит американскому психологу Ирвингу Джанису .

Слайд 15

Эффект группомыслия Эффект «группомыслия» возникает как противоположность эффекту «синергии», при котором предлагаются, а затем и обсуждаются различные варианты решения задачи. Эффект «группомыслия» возникает в ситуации, когда критерием истинности служит сплоченное мнение группы, которое противопоставляется мнению отдельного человека. В том случае, когда члены группы сталкиваются с угрозой разногласий, споров и конфликтов, они стараются уменьшить групповой когнитивный диссонанс и устранить возникшие при этом негативные чувства, пытаясь найти решение, устраивающее всех, даже если это решение не будет объективным и разумным с точки зрения каждого отдельного члена группы.

Слайд 16

Эффект группомыслия

Слайд 17

Эффект конформизма Эффект конформизма – это изменение поведения или мнения человека в результате реального или воображаемого давления группы.

Слайд 18

Условия возникновения конформизма

Слайд 19

Эффект конформизма Противоположным конформизму является поведение самостоятельное, устойчивое к групповому давлению. В отношении к давлению группы мы различаем четыре типа поведения

Слайд 20

Эффект подражания Эффект подражания – это следование общим образцам поведения, примерам, эталонам, стереотипам, принятым в группе. Подражание – один из основных механизмов групповой интеграции. В процессе группового взаимодействия члены группы вырабатывают общие стереотипы поведения, следование которым подчеркивает и укрепляет их членство в группе. Во внешнем выражении такая стереотипизация даже может вылиться в униформу (например, форма военных, деловой костюм бизнесмена, белый халат врача), которая показывает окружающим, к какой именно социальной группе принадлежит тот или иной человек, какими нормами, правилами и стереотипами регулируется его поведение.

Слайд 21

Эффект подражания Первый принцип «Мы считаем свое поведение правильным в данной ситуации, если часто видим других людей, ведущих себя подобным образом». Второй принцип «Когда люди не уверены в себе, а ситуация представляется им не ясной или двусмысленной, они склонны оглядываться на других и признавать их действия правильными». Р. Чалдини вводит два принципа для объяснения эффекта подражания. То есть, когда люди не чувствуют себя уверенно, они в большей степени ориентируются на действия других, чтобы решить, как действовать им самим. Люди более склонны следовать примеру похожего на них человека, чем непохожего. Эффект подражания близок к эффекту конформизма. Однако если при конформизме группа так или иначе оказывает давление на своего члена, то при подражании следование групповым требованиям является добровольным.

Слайд 22

Эффект «ореола» Эффект «ореола», или «гало-эффект» - это влияние на содержание знаний, мнений, оценок личности специфической установки, имеющейся у одного человека по отношению к другому. Специфическая установка может возникнуть у воспринимающего человека на основе ранее полученной информации или на основе искажения информации о статусе, репутации, профессиональных качествах или личностных характеристиках другого человека. Э. Аронсон отмечает, что то, что мы узнаем о человеке в первую очередь имеет решающее значение на наше суждение о нем. Сформировавшаяся специфическая установка служит «ореолом», мешающим видеть субъекту реальные черты, достоинства и недостатка объекта восприятия.

Слайд 23

Условия возникновения Эффекта «ореола»

Слайд 24

Эффект «бумеранга» Действия или информация, направленные против кого-либо, оборачиваются против тех, кто совершил эти действия или дал эту информацию. Эффект «бумеранга» впервые был зафиксирован в деятельности средств массовой коммуникации. Он заключается в следующем: человек, воспринимающий информацию, не признает ее содержание или вывод истинными и продолжает придерживаться ранее существовавшей установки или вырабатывает новое оценочное суждение по отношению к освещаемому событию, но это суждение или установка, как правило, оказываются противоположными той установке, которую пытались ему внушить через средства массовой коммуникации. Эффект «бумеранга» может возникнуть в случае противоречивости информации, недоверия к ее источнику, методам убеждения и пр.

Слайд 25

Эффект «мы и они» Эффект «мы и они» - это чувство принадлежности к определенной группе людей (эффект «мы») и соответственно чувство отстраненности от других, размежевания с другими группами (эффект «они»). Эффект принадлежности к группе включает в себя два более частных эффекта: эффект сопричастности; эффект эмоциональной поддержки.

Слайд 26

Эффект «мы и они» Эффект сопричастности Выражается в том, что член группы ощущает себя сопричастным проблемам, делам, успехам и неудачам той группы, к которой он реально принадлежит или субъективно причисляет себя. На основе эффекта сопричастности формируется чувство ответственности за результаты деятельности группы. Эффект эмоциональной поддержки Проявляется в том, что член группы ожидает эмоциональной поддержки, сочувствия, сопереживания, помощи со стороны остальных членов группы. Однако этот эффект предполагает также не только эмоциональную, но и реальную поддержку действиями других членов группы. Если такая поддержка члену группы не оказывается, то у него разрушается чувство «мы» , и возникает чувство «они», т.е. член группы, не получивший эмоциональной поддержки, способен воспринимать свою группу как группу чужаков, не разделяющих его интересы и заботы.

Слайд 27

Литература и источники сети интернет http://psylib.org.ua/books/andrg01/txt12.htm#9 http://pedlib.ru/Books/5/0325/5_0325-6.shtml#book_page_top http://psylist.net/socpsy/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка лекции по дисциплине "Социальная психология". Тема "Общение как перцептивный процесс"

Здесь представлена разработка лекции по дисциплине "Социальная психология" для студентов СПО....

Планы-конспекты занятий по социальной психологии

Планы учебных занятий по психологии....

План урока по социальной психологии

Проведение урока в виде  учебной деловой игры «Пресс-конференция».Цель игры – выработка и совершенствование умений и навыков в ходе усвоения знаний по социальной психологии, самовыражение с...

Рабочая программа дисциплины "Социальная психология"

Данная программа отражает все основные темы учебной дисциплины. Имеет чёткую структуру и логику размещения материала. Рассчитана на подготовку педагогов в ОУ системы СПО. Программой предусмотрены разн...

Контрольный срез по дисциплине "Социальная психология"

Контрольный срез знаний для студентов СПО по дисциплине "Социальная психология"....

Методические указания по дисциплине "Социальная психология"

Тема: «Социальная психология в общении».Цель: изучить процесс общения в социальной психологии, его функциях и видах,  овладеть культурой профессионального общения....