Привитие читательского интереса у воспитанниц детского дома.
учебно-методический материал

«Чтение – это окошко, через которое дети видят

и познают мир и самих себя»

 

В.А. Сухомлинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Привитие читательского интереса

у воспитанниц детского дома.

«Чтение – это окошко, через которое дети видят

и познают мир и самих себя»

В.А. Сухомлинский

Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором и прочими гаджетами. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили заметное снижение интереса к чтению у дошкольников, школьников и подростков; резко сокращена доля чтения в свободной деятельности детей, во многих семьях книги не имеют ценности, дети не приобретают опыт домашнего чтения-слушания. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, значение книги очень велико. Она знакомит детей с предметами, природой, всем, что их окружает. Книга является самым эффективным средством нравственного, умственного и эстетического воспитания ребенка. Художественная литература развивает фантазию, воображение, мышление, память, речь.

Все мы прекрасно знаем, что чтение имеет большое воспитательное значение, развивает положительные нравственные качества: любовь к своей Родине, чувство коллективизма, книги помогают познать мир, учат доброте, сопереживанию, справедливости.

Так как в нашей группе воспитываются и дети ЗПР, то роль книги и чтения в жизни таких детей переоценить невозможно: для большинства из них мир открывается именно через книгу. Такие дети не могут в полной мере осознать содержание прочитанной книги в силу того, что у них медленный темп чтения, бедный речевой запас слов. Они не умеют иногда правильно выбрать книгу, практически в два раза снижена любознательность в сравнении с обычными детьми. Таким детям нужна систематическая помощь со стороны учителя в школе, воспитателя. Именно они занимаются руководством чтения.

Для формирования читательского интереса в групповой комнате необходимо наличие книжного уголка. Чтобы книга стала для воспитанников потребностью, следует качественно проводить с детьми индивидуальную работу, а также массовые мероприятия, которые способны вызвать любознательность и интерес.

Взяв данную тему по самообразованию, я поставила перед собой задачу - это развитие творческих способностей воспитанниц путем приобщения их к чтению, а девизом моим стали слова Януша Корчака (педагога, врача, писателя): «Мы должны не снизойти до ребенка, а подняться до уровня его понимания».

Руководство чтением детей требует от меня, как педагога, творчества, мастерства и знания литературы. Очень важно увлечь ребёнка книгой, чтением, беседой, помочь ему преодолеть чувство неуверенности в себе, создать ситуацию успеха.

Основы культурного вдумчивого чтения, закладываются, естественно, в начальных классах.

В 2018 году в детском доме стал функционировать кружок «Мир поэзии», который посещают наши воспитанницы. Работа этого кружка предусматривает открытое сотрудничество библиотекаря, воспитателя и ребенка.

Работа с книгой (малые литературные формы) как форма проведения занятия является важным средством достижения коррекционно-развивающих задач. Она находит своё место во всех видах детской деятельности: она хороша для чтения и пересказа, для ролевой игры и театрализации, для конструирования, рисования и лепки.

В качестве учебного материала используются книги с чёткими, яркими, красивыми иллюстрациями, с общеизвестными текстами русских народных потешек и сказок, авторских прозаических и поэтических произведений.

К каждому тексту подобраны задания, которые способствуют активному восприятию произведений и целенаправленному общему развитию разных сторон психической деятельности учащихся. Много заданий на развитие внимания – детям предлагается анализировать имеющиеся рисунки, схемы, находить черты сходства и различия, выполнять задания по аналогии, устанавливать определённые закономерности, самим действовать по образцу или словесной инструкции взрослого. Предлагаются задания, развивающие творческое воображение, тренирующие зрительное и слуховое восприятие, зрительную и слуховую память. А также графические задания и упражнения на развитие мелкой моторики зрительно-двигательной координации, согласованных действий рук и ног.

В.Сухомлинский писал о том, что «Книга – это окошко, через которое дети видят и понимают мир и самих себя». Моя работа помогает, как можно раньше открыть им это окошко, ведь школьная библиотека – первая библиотека в жизни ребенка.

Моя задача заключается в том, чтобы сделать чтение интересной и желанной деятельностью, обеспечить эффективное восприятие и осознание прочитанного.

Формы работы разнообразны. Большой популярность среди детей пользуются: литературные беседы и обзоры к юбилейным датам любимых детских писателей, литературные викторины, громкие чтения.

Книги для чтения выбираем в соответствии с возрастом и уровнем развития ребят. Чаще всего для младших воспитанниц - это сказки. У детей это самый любимый жанр. Литературная и народная сказка по праву считаются ядром круга чтения учащихся младшего возраста. У детей сказка вызывает сильнейший эмоциональный отклик. Более всего младшие школьники ценят и любят сказочный жанр за возможность сопереживания, сострадания любимым героям. Вначале я объясняю детям, что сказки бывают литературные и народные. Народные сказки делятся на группы: это волшебные, бытовые сказки и сказки о животных. Объясняю, чем они отличаются друг от друга. Выразительное чтение и обсуждение сказки помогает ребенку усвоить идейное содержание текста, развить образное и логическое мышление.

Часто завершаем чтение рисунками или работой на гебордах. Рисовать, а особенно срисовывать понравившиеся картинки дети очень любят. Рисование благотворно влияет на психику, способствует развитию мышления, моторики рук. Поэтому часто провожу конкурсы на лучший рисунок по прочитанным произведениям.

Мною собраны и разработаны литературные викторины, конкурсы, турниры для учащихся разных возрастов. В основе этих игр лежит книга. Литературные игры контролируют и развивают знания детей. Они строятся на читательском багаже ребенка, и предлагают вспомнить то или иное произведение, назвать его героев или сюжет. Когда ребенок отвечает на вопросы викторины, то у него работает память, мышление и проверяются не только знания, но и глубина прочтения.

Становление ребенка как читателя проходит по этапам. Учащиеся младшего возраста мало подготовлены, у них еще слабые основы грамоты. Поэтому наиболее эффективными формами работы являются книжные выставки, литературные игры-загадки, викторина «Угадай сказку». У детей этого возраста уже есть свой, пусть еще совсем небольшой читательский опыт. Показываю учащимся, какие интересные, красочные книги есть у нас в группе, а также в библиотеке. Ребята радуются, встретив знакомую книгу. А правила обращения с книгой начинаю со сказки о книгах. Вместе с детьми выполняем простейшие операции по ремонту книг в мягкой обложке. Для закрепления пройденного материала использую загадки в стихотворной форме.

Читателей среднего звена и подростков уже отличает стремление к самостоятельности. Техникой чтения они уже более или менее овладели. Воспитанницы узнают об истории появления книг, об их существовании в древние времена, о структуре книги. Также начинается обучение читательской самостоятельности, и на этом фоне отрабатываются основные привычки читательского поведения: умение читать избирательно, соответственно со своими потребностями и возможностями.

Наблюдая за детьми в конце года, становится заметно, что многие из них становятся более уверенными, самостоятельными в чтении книг. Знают и применяют основные правила обращения с книгой. Умеют правильно называть произведение. Имеют представление о структуре книги и процессе ее изготовления. Используя элементы книги, могут определять по ним примерное содержание книги.

Ещё одним эффективным методом приобщения ребенка к чтению является применение новых информационных технологий, которые наглядно помогают лучше усвоить информацию. Мы стремимся создать комфортную среду для наших детей. В группе имеется компьютер, девочки пользуются интернетом на телефонах, а на занятиях используем мультимедиа.

Расширились возможности в проведении мероприятий: современные технические средства позволяют оживить мой рассказ, сделать его более наглядным, привлекать видео- и аудиоматериалы, создавать электронные версии литературных викторин и кроссвордов, использовать огромный ресурс при подготовке мероприятий, а так же шире раскрыть имеющийся фонд и дополнить недостающие материалы. Распечатать статью из электронной энциклопедии, или скопировать на съёмный носитель информацию из Интернета.

Мультимедийные средства являются инновационным направлением в нашей работе. На воспитательных занятиях используем мультимедиа материалы.

Часто на занятиях я использую презентацию, мультимедиа викторины и обзоры, видеосюжеты. Зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов делают занятие необычным, увлекательным, запоминающимся.

Роль книги и чтения расширяет эмоциональный мир ребенка, подстегивает творческий потенциал, формирует духовную основу личности, а также является необходимым условием социализации детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К ВОПРОСУ ПЛАНИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА

Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников детского дома выступает как целенаправленный и организуемый процесс создания условий для их успешной социализации на основе оказания превентивной и...

«Музыкальное творчество – эффективное средство социализации воспитанников детского дома».

Особенно остро в современном обществе стоит проблема музыкального творчества в жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как эффективного средства их социализации.Тема проекта: «Му...

Адаптированная образовательно-воспитательная программа «Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни в современном обществе".

В наше время социально-экономической нестабильности во всех сферах жизни, особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь, дети-сироты. На обеспечение социальной защиты...

СТАТЬЯ «Дополнительное образование в детском доме»

Социально-экономические и политические перемены последнего времени выдвинули перед образованием качественно новую общественную задачу: обеспечить каждому человеку постоянное творческое обновление, раз...

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя детского дома

Индивидуальный план профессионального развития на межаттестационный период 20015-2020 гг....

Методические рекомендации «Взаимодействие и сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя детского дома»

Логопед, и воспитатель должны ясно представлять характер и особенности своей работы, чтобы, помогая друг другу, достигнуть единой цели – воспитать у ребенка правильную речь и подготовить его для успеш...