Профилактика самовольных уходов среди детей детских домов.
статья по теме
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей оставшихся бес попечения родителей «Елабужский детский дом»
Тема выступления: Профилактическая работа с подростками, склонными к самовольным уходам.
Цели и задачи :
поиск эффективных технологий работы с детьми, склонными к самовольным уходам.
оптимизация процесса адаптации и социализации детей через раскрытие условий и механизмов социально-реабилитационной работы в условиях такого специализированного учреждения как детский дом.
создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у детей определенного возраста.
Выступление подготовила воспитатель
Жабрикова Ольга Ивановна
Проблема поиска эффективных технологий работы с детьми, склонными к самовольным уходам, не утратила своей актуальности в современной социально-экономической реальности. Самовольный уход воспитанника - это показатель повышенной тревожности, прогрессирующей отчужденности, протестной реакции, это показатель наличия у подростка склонности к асоциальному поведению и бродяжничеству.
Первоочередной задачей в решении перечисленных социально-психологических и медико-социальных проблем, становится оптимизация процесса адаптации и социализации детей через раскрытие условий и механизмов социально-реабилитационной работы в условиях такого специализированного учреждения как детский дом. Недостатки, объясняются неполноценными условиями жизнедеятельности и воспитания в неблагополучной семье, в психофизиологическом, социальном и эмоциональном развитии ребенка к подростковому возрасту трансформируются в искажение ценностных ориентиров и направленности интересов.
Ребенок попадает в социальное учреждение из привычной ему среды в совершенно незнакомую обстановку, где ему необходимо стать самостоятельным, наладить контакты, чтобы не быть одиноким в новом социальном окружении.
Как правило, подросток на момент поступления детский дом уже имеет индивидуальный опыт семейного неблагополучия, асоциального поведения и социальной реабилитации. Большинство подростков отличаются:
- низким уровнем социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы и правила, необходимость соответствовать им;
- низкой самооценкой, отсутствием друзей и близких и постоянной поддержки с их стороны;
- несформированностью волевой сферы, отсутствием целеустремленности, направленности на будущую жизнь;
- низкой социальной активностью, безразличием к судьбе окружающих и своей собственной;
- потребительским отношением к близким, обществу и государству в целом.
Изъятие ребенка из семьи и помещение в специализированное учреждение для детей, выступая психотравмирующим фактором, усиливают дезадаптацию.
.Профилактическая работа – процесс сложный, многоаспектный и продолжительный во времени. В деятельности по предупреждению самовольных уходов акцент смещается на раннюю профилактику. Основой которой является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у детей определенного возраста. Задача взрослых – помочь ребенку адаптироваться, создать такой психологический климат в учреждении, который способствовал бы доброжелательному, равноправному и уважительному общению и помогал стать полноправным субъектом такого общения. Ребенок уже с первых минут должен почувствовать, что он здесь нужен, что его здесь ждут
Значение ранней профилактики определяется тем, что при правильной организации она более эффективна и экономична по сравнению с другими уровнями профессиональной деятельности, так как направлена на предотвращение или устранение относительно слабых изменений личности подростков, не ставших еще устойчивыми. При условии своевременного проведения она может дать значительные положительные результаты и тем самым исключить необходимость применения более суровых мер, в том числе и уголовно-правового характера.
В качестве основных направлений работы по профилактике самовольных уходов воспитанников можно выделить следующие:
1. Административно-организационные меры по предупреждению самовольных уходов и правонарушений воспитанников.
2. Комплекс социально-реабилитационных мер.
3. Меры по розыску воспитанников, допустивших самовольный уход из учреждения.
4. Реабилитационные меры после возвращения ребенка в учреждение.
С целью предупреждения самовольных уходов несовершеннолетних и совершения противоправных действий, администрацией учреждения изданы распорядительные документы, разработаны локально-нормативные акты и методические материалы.
Коллективом Елабужского детского дома накоплен богатый опыт работы по профилактике правонарушений и преступлений в подростковой среде. Все это помогает структурировать и организовать работу коллектива на основе комплексного подхода; организовать деятельность администрации и персонала в случае самовольных уходов воспитанников, распределить ответственность между членами коллектива; вооружить специалистов, непосредственно оказывающих социальные услуги, практическими рекомендациями.
Анализ самовольных уходов воспитанников из учреждения показал, что основными причинами ухода являются:
- психологические трудности в адаптации к новым условиям проживания в детском доме (на первом этапе реабилитации – от 1 до 3 месяцев пребывания в учреждении);
- желание навестить свое близкое окружение-родителей, родственников, друзей, потребность в теплых межличностных отношениях;
- жажда новых впечатлений и развлечений, желание освободиться от надзора, надоевшего режима;
- склонность к уходам, бродяжничеству, беспризорности и совершению преступлений («синдром бродяжничества»).
Минимизация таких внутренних факторов, как индивидуально-психологические особенности, проявления кризиса подросткового возраста, влияние на подростка стихийно-группового общения способствуют мероприятия медицинской, психологической, педагогической, физической, социально-правовой, творческой, профессионально-трудовой реабилитации, осуществляемые в режиме дня учреждения.
В рамках каждого из перечисленных видов реабилитации у нас разработаны и реализуются модифицированные рабочие программы воспитательной деятельности в соответствии с основными направлениями:
- формирование ценностных ориентиров личности;
- формирование здорового образа жизни;
- основы социализации, реализации творческих интересов;
- трудовое воспитание, жизнеобеспечение;
- эстетическое воспитание, самореализация личности.
Реабилитационно-воспитательная, и в том числе досуговая и профилактическая, работа в нашем детском доме проводится в соответствии с основными принципами работы с дезадаптивными детьми: принципами гуманизма, комплексности и индивидуального подхода.
Наравне с традиционными формами досуга, таких как тематические мероприятия, праздники; спортивными, народными, подвижными, сюжетно-ролевыми, деловыми играми; коллективными творческими делами введена новая форма организации досуга – инициативные досуговые дела. Это дела необычные по форме и содержанию, ориентированные на разнообразные постоянные или модные увлечения воспитанников.
Работа педагогов-психологов направлена на формирование коммуникативных компетенций детей, развитие позитивного социального опыта, изменения поведения подростков в конфликте, коррекцию психоэмоционального состояния.
Результативной технологией работы с девиантными детьми является игротерапия. Игры в образах, игры по литературным произведениям, инсценировки используются как инструмент для изучения ребенка, для воспроизведения психотравмирующей ситуации, для «лечения» искажений в развитии личности ребенка.
С целью наиболее эффективного сотрудничества с ребенком по коррекции его асоциального поведения на основе дифференцированного подхода, выстраивается индивидуальная социально-реабилитационная программа с обязательным включением социально-медицинских, психолого-педагогических и социально-педагогических мероприятий.
Это позволяет воспитаннику наиболее быстро адаптироваться к условиям жизни в детском доме, то есть воспринять установленные нормы и правила поведения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми, правила общежития.
В качестве концептуальной основы данной конструкции выступает личностно-ориентированный подход, реализующийся коллективом специалистов в профессиональной практике как:
- понимание детства как особой ценности;
- понимание возрастных особенностей не на житейском, а на научном уровне;
- выявление и своевременность социально-реабилитационной работы с личностными трудностями ребенка.
Путь к взаимопониманию между детьми и взрослыми – это очень серьезный эмоциональный и интеллектуальный труд. И, прежде всего, труд взрослого, находящегося рядом, возможный только на основе совершенствования себя, своих качеств, демократизации общения с детьми и с коллегами.
Заслужить авторитет и любовь ребят непросто. И главное – это не самоцель. Это должно стать результатом той работы организующей детей, воспитательной, которую они примут за дружбу и станут доверять взрослому. И это действительно будет дружба, потому что взрослый искренне хочет им добра, хочет сделать их счастливыми, а не подчинить, не демонстрировать свою власть. Чтобы работать с детьми, необходимо хорошо знать детей и их мир для того, чтобы не навредить, а помочь ребенку, чтобы сотрудничать с ним, а не конфликтовать, чтобы понимать и прощать его, быть требовательным и вести за собой, четко зная и информируя ребенка о том, куда и зачем.
Искренний интерес предполагает тонкое прикосновение к нравственному миру ребенка, умение видеть проблемы его не только и не столько с позиции взрослого, сколько с позиции самого ребенка.
Для того чтобы добиться благоприятного психологического климата в детском коллективе я следую следующим правилам:
Уважительное отношение к своим воспитанникам. С первых дней обращаться к детям надо по имени,подбирать нужный тон, жесты и слова, а также всегда обязательно следить за культурой речи.- Стараюсь избегать публичных замечаний, обсуждения поступков ребенка недопустимы, а тем более иронии по отношению к детям.
- Стремитесь проявлять чуткость, внимание, заботу.
- В общении с детьми исходить не только из педагогических целей и задач, но и из интересов ребенка.
- Лучше попросить, чем приказать, дети не выносят давления со стороны.
- Не читать детям нотации, дети все равно не воспринимают их, достаточно спокойно обсудить проблему, выслушать мнения всех желающих и сделать выводы.
- Старайтесь активнее влиять на психологическую атмосферу в детском коллективе, формировать положительный микроклимат.
- Быть справедливыми в разрешении конфликтов между детьми.
Хорошее чувство юмора помогает наладить отношения с воспитанниками. - В общении с детьми должна чаще звучать одобрение, похвала, поощрение.
В процессе совместной деятельности с ребятами наблюдаю за отношениями детей. Если понаблюдать за ребятами, то все отношения будут как на ладони. Наиболее важными показателями могут быть, кто с кем сидит в столовой, кто с кем пытается сидеть во время игр или в общем кругу. Но бывает так, что не все видно, когда не видно и не понятно, можно просто спросить. Для этого использую индивидуальные беседы.
Позитивным межличностным отношениям содействует совместная деятельность, которая направляет ребят на сотрудничество, поиск точки соприкосновения. Однако есть и обратная сторона - неуспешность , поэтому в данном случае стараюсь привлечь внимание сверстников в совместной работе к положительным качествам новичка.. В совместной деятельности каждому ребенку найдется место, которое позволит ему проявить себя с лучшей стороны, испытать успех, быть высоко оцененным окружающими.
Необходимое дать ребенку почувствовать себя не хуже других, а сравнение с другими позволяет оценивать свои силы, возможности и перспективы. Только четкое осознание своих «плюсов» и «минусов» позволяет двигаться вперед.
С точки зрения современной психологии сформулированы необходимые нормы поддержки, которые должны быть заложены в профессиональной позиции взрослого, работающего с детьми :
Любовь к ребенку и, как следствие, безусловное принятие его как личности и индивидуальности; душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживание, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать.
Приверженность диалоговым формам общения с детьми, умение с ними говорить по-дружески, без «сюсюканья» и без панибратства, умение слушать, слышать и услышать.
Уважение достоинства и доверие, вера в предназначение каждого ребенка.
Ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы.
Признание права на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право на «хочу» и «не хочу»).
Поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа.
Умение быть ему другом, готовность и способность быть на его стороне (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен.
Собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.
- Список использованой литературы
Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия / А. Бандура, Р. Уолтерс. – М., 2000. - Дорожевец А.Н. Когнитивные механизмы адаптации к кризисным событиям /
А. Н. Дорожевец. Журнал практического психолога, № 4, 1998. - Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми группы риска в учреждениях социальной помощи и поддержки // Приклад. психология и психоанализ / Т.И. Шульга. - №2, 1998.
- Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков / А.Е. Личко. – М., 1999.
- Методические рекомендации по работе с несовершеннолетними, склонными к самовольным уходам / сост.: Н.А. Разнадежина. – Сургут, 2010. – 46 с.
- Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства /
Ю. А. Александровский. – М., 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Тема : "Деятельность воспитателей по профилактике безнадзорностии самовольных уходов воспитанников из ОУ "
Какова деятельность педагога -воспитателя...
Социально-психологические особенности детей, воспитывающихся в условиях детского дома
Социально-психологические особенности детей, воспитывающихся в условиях детского домаНа сегодняшний день, исследование психологов показывает, что дети из детских домов отличаются от детей, растущих в ...
Организация работ по профилактике правонарушений среди воспитанников детского дома «Құлыншақ» «КАКИМИ ИМ БЫТЬ?» 2015-2018 г.г.
Проблема отклоняющего поведения детей и подростков всегда была актуальной. Девианты – это дети и подростки с неадекватной социализацией, т.е. те, кто недостаточно усвоил ценности и нормы обществ...
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО ДОМА ИНДУСТРИАЛЬНО-СУДОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ЛИЦЕЕ №116
Социальное воспитание детей, подростков, молодежи: проблемы формирования социального интеллекта детей с особыми образовательными потребностями: Материалы Второй научно-практической конференции с между...
Методические рекомендации: Организационная модель социально-педагогического сопровождения детей сирот с интеллектуальной недостаточностью в условиях детского дома интерната
В материале описываются особенности организации комплексного социально-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей находящихся в стационарном учреждении....
Организация работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних в условиях детского дома
Воспитание и профилактика правонарушений в условиях детского дома....