Адаптированная образовательно-воспитательная программа «Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни в современном обществе".
рабочая программа на тему
В наше время социально-экономической нестабильности во всех сферах жизни, особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь, дети-сироты. На обеспечение социальной защиты, воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государством и обществом затрачиваются значительные средства, а результаты далеко не всегда оправдывают ожидания, так как воспитанники детских домов, как правило, с большим трудом адаптируются в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптированная образовательно - воспитательная программа
«Подготовка воспитанников детского дома
к самостоятельной жизни в современном обществе»
Автор: педагог – психолог
Пайвандова Фарида Фаридовна
г. Альметьевск
2014 год
Оглавление
- Пояснительная записка
- Тематический план
- Содержание программы
- Список литературы
Пояснительная записка
В наше время социально-экономической нестабильности во всех сферах жизни особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь, дети-сироты. На обеспечение социальной защиты, воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государством и обществом затрачиваются значительные средства, а результаты далеко не всегда оправдывают ожидания, так как воспитанники детских домов, как правило, с большим трудом адаптируются в обществе.
И основная миссия детского дома – помощь в социальной адаптации воспитанников. К сожалению, в настоящее время уровень социальной адаптации воспитанников детских домов является недостаточным, о чем свидетельствуют цифры статистики. Обобщение опыта работы детских домов, социологические и психологические исследования свидетельствуют, что дети, воспитывающиеся без попечения родителей, испытывают большие трудности, вступая в самостоятельную жизнь.
У выпускников детских домов – масса проблем.
Одна из основных – неумение успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить вариант достойного Человека, Гражданина и Семьянина.
Для тех, кто провел свое детство в стенах детского дома, создание своей собственной семьи является едва ли не самой заветной мечтой, однако они чаще, чем их домашние сверстники, терпят неудачи. Отсутствие позитивного образца отношений «родитель-родитель», «ребенок-родитель» приводит к смещению ценностных ориентацией детей–сирот, осложняет создание собственной семьи или приводит к копированию негативных родительских образцов.
Профессиональный выбор воспитанников недостаточен: слабая учебная подготовка, отсутствие мотивации на развитие в профессиональном плане, карьерные достижения. Большая часть выпускников нашего детского дома продолжают обучение в профессиональных училищах, только несколько человек — в учреждениях среднего профессионального образования и в ВУЗах.
Подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является серьезной и очень сложной проблемой, актуальность которой не снижается.
Настоящая программа «Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни в современном обществе» и призвана (хотя бы временно) заполнить этот пробел.
Данная программа рассчитана на 2 года (26 ч.), включает в себя 3 блока:
1блок «Основы семейного воспитания»;
2 блок «Основы социально-правового воспитания»;
3 блок «Профориентация».
Все блоки взаимосвязаны между собой и способствуют полноценной реализации поставленных целей и задач.
Цель: оказание помощи в социальном становлении выпускников детского дома, подготовки их к решению сложных социальных проблем, которые ждут выпускников детского дома на их жизненном пути.
Основными задачами данной программы являются:
- воспитание потребности в создании семьи, готовности к вступлению брак, умения правильно строить внутрисемейные отношения и растить будущих детей;
- знакомство с основами социально-правовой сферы, с перечнем льгот выпускников детского дома;
- знакомство с миром профессий и овладение элементарными профессиональными умениями.
Программа предназначена для воспитанников в возрасте 14-16 лет, рассчитана на 2 года. Групповые занятия с воспитанниками организуются 1-2 раза в месяц. Длительность занятия от 45 минут до 1 часа.
Прогнозируемые результаты:
Воспитанники должны овладеть понятием «семья», понимать её значение в жизни человека, овладеть основами социально-правовой поддержки выпускников государством, основами профориентации, понимать важность выбора профессии.
Воспитанники должны знать основные родственные связи в семье, основные обязанности членов семьи; уметь различать близких и дальних родственников; соблюдать основные этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой, основные нравственные правила поведения людей в ситуациях конфликта; понимать важность такого шага как создание собственной семьи; знать основы семейного законодательства, знать основные права и гарантии выпускников детского дома, знать основы профессиональной ориентации.
Воспитанники должны уметь объяснять, какие условия необходимы для вступления в брак, уметь правильно пользоваться льготами выпускников детского дома, уметь правильно выбрать себе профессию, уметь находить работу.
Один раз в год для отслеживания и оценивания результатов работы по программе используется:
Анкета «Готовность старшеклассников к самостоятельной семейной жизни»;
Опросник «Карта интересов»;
Методика «Изучение уровня развития социальных навыков».
Формы работы:
- Групповые;
- Индивидуальные.
Методы работы:
- Беседа;
- Дискуссия;
- Консультация;
- Практикум;
- Анкетирование;
- Профориентационная диагностика;
- Собеседование;
- Наблюдение;
- Метод стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимооценка).
Реализация программы основывается на следующих педагогических принципах:
- личностно – ориентированный подход;
- культуросообразности;
- добровольности;
- систематичности, последовательности и наглядности;
- свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации.
Условия реализации программы:
- наличие наглядного и дидактического материала в соответствии с тематикой занятий;
- создание атмосферы комфорта, доброжелательности и конфиденциальности;
- материально-техническое обеспечение: мультимедийный аппарат, канцелярские товары.
Тематический план
БЛОК 1. ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ | |||
| Тема занятия | Цель занятия | Содержание |
1. | «Семья. Функции семьи» | Формировать представления о семье, её значении в жизни человека; о различных социальных ролях людей в семье: мать, отец, жена, муж и т. д. |
|
2. | «Типы семей, их особенности и проблемы» | Формировать представления о типах семьи, их особенностей и проблемах. |
|
3. | Готовность старшеклассников к самостоятельной семейной жизни | Определить готовность старшеклассников к самостоятельной семейной жизни |
|
БЛОК 2. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ | |||
№ | Тема занятия | Цель занятия | Содержание |
1. | Основные права и гарантии выпускников детского дома | Ознакомить с основными правами и гарантиями выпускников детского дома | Беседа «Основные права и гарантии выпускников детского дома» |
2. | Право на образование | Ознакомить с правом на образование выпускников детского дома, с типами образовательных учреждений |
|
3. | Право на жильё | Ознакомить с правом выпускников детского дома на жильё, как решить основные жилищные проблемы |
|
4. | Право на медицинские услуги | Ознакомить с правом на получение медицинских услуг | Беседа «Право на медицинские услуги» |
5. | Трудоустройство | Ознакомить с правами выпускников детского дома в сфере трудоустройства | Беседа «Есть ли льготы у выпускника детского дома при трудоустройстве» |
6. | Подведение итогов | Подвеcти итог знакомства с основными правами выпускников | Дискуссия |
БЛОК 3. ПРОФОРИЕНТАЦИЯ | |||
№ | Тема занятия | Цель занятия | Содержание |
1. | Исследование профессиональных направленностей выпускников | Изучить профессиональную направленность выпускников | 1.Методика диагностики профессиональной направленности личности Дж. Голланда 2.Опросник Е.А. Климова «Дифференциально-диагностический опросник» |
2. | «В мире профессий» | Ознакомить с разнообразием профессий |
|
3. | «План поиска работы» | Составить план поиска работы | Дискуссия «План поиска работы» |
4. | «Способы поиска работы» | Ознакомить со способами поиска работы, научить составлять резюме |
|
5. | «Рекомендации для встречи с работодателем» | Ознакомить с рекомендациями для встречи с работодателем | Консультация «Рекомендации для встречи с работодателем» |
6. | «Как вести телефонные переговоры» | Научить вести телефонные переговоры | Дискуссия «Как вести телефонные переговоры» |
7. | Подведение итогов | Подведение итогов профориентационной работы с воспитанниками старших классов | Дискуссия |
Содержание программы
БЛОК 1.
Основы семейного воспитания
Цель: формирование у воспитанников представления о семье, её значимости для человека.
Содержание: Изучение, что такое семья, члены семьи, близкие и дальние родственники. Формирование чувства принадлежности к своей семье. Формирование позитивного отношения к своей семье. Изучение, какие бывают типологии семей. Возможные проблемы семей. Закрепление знаний практикумом. Диагностика готовности старшеклассников к самостоятельной семейной жизни.
БЛОК 2.
Основы социально-правового воспитания
Цель: знакомство воспитанников с основными правами и гарантиями выпускников детского дома.
Содержание: Знакомство с основными социальными правами и гарантиями выпускников. Рассмотрение основных прав выпускников в сфере образования, медицинского обслуживания, трудоустройства и жилищного хозяйства. Знакомство с типами образовательных учреждений. Рассмотрение возможных жилищных проблем и их решение. Подведение итога для закрепления полученной информации.
БЛОК 3.
Профориентация
Цель: определение профессиональной направленности воспитанников, знакомство с миром профессий, формирование основных умений трудоустройства.
Содержание: Изучение профессиональной направленности выпускников с помощью диагностических методик. Знакомство с разнообразием профессий. Рассмотрение плана и способов поиска работы. Научиться составлять резюме на практикуме. Знакомство с рекомендациями для встречи с работодателем. Обсуждение как вести телефонные переговоры. Подведение итогов профориентационной работы с воспитанниками старших классов.
Список литературы
- Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.) - М., 2004. - 543 с.
- Жилищный кодекс Российской Федерации. - М., 2005 - 254 с.
- Семейный кодекс российской Федерации. Последняя редакция. - М.: Юрайт-Издат, 2005 - 77 с.
- Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ.
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ.
- Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» от 24 июня 1999г. (с изменением от 13 января 2001 г.) № 120-ФЗ.
- Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 676.
- Прихожан, А. М., Толстых, Н. Н. Психология сиротства/ Прихожан А. М, Толстых Н. Н. - СПб.: Питер, 2005. - 400 с.
- Радина, Н. К. К вопросу о трудностях профессиональной социализации выпускников детских домов и интернатов// Журнал прикладной психологии. - 2005. - № 4 - С. 50 – 55
Литература для педагогов:
- Г.В. Резапкина «Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов». М.: Генезис, 2004. – 48 с.
- Е.М. Старобина «Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью: Метод. пособие. – М.: Изд – во НЦ ЭНАС, 2003. – 120 с.
- Игры – обучение, тренинг, досуг... (под ред. В.В. Петрусинского). – М.: Новая школа/1994.- 368 с.
- Климов Е.А. «Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д.:
- Пряжников Н.С. «Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 256 с.
Литература для детей:
- М. Бендюков, И. Соломин, Д. Чернейко «Дорога в будущее» самоучитель для начинающих.
- Путь к успеху. Информационно – справочный материал. – Надым, ЯНАО. ГУ ЦЗН, 2002 год. – 16 с.
- Технология. Профориентация: Тесты/Авт. – сост. И.П. Арефьев. – М.: Изд – во НЦ ЭНАС, 2005. – 96 с.
- Климов Е.А. Как выбрать профессию: Кн. для учащихся – М., 1990.
- Прощичкая Е.Н. Выбирайте профессию: Учеб. пособие для ст. кл. сред. сш. – М., 1991 г.
- Пряжников Н.С. Профориентационные упражнения – М., 1992
- Рувинский Л.С., Хохлов С.И. Как воспитывать волю и характер: Кн. для учащихся. – М., 1986 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/17/picture-420726-1395062520.jpg)
К ВОПРОСУ ПЛАНИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА
Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников детского дома выступает как целенаправленный и организуемый процесс создания условий для их успешной социализации на основе оказания превентивной и...
«Музыкальное творчество – эффективное средство социализации воспитанников детского дома».
Особенно остро в современном обществе стоит проблема музыкального творчества в жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как эффективного средства их социализации.Тема проекта: «Му...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/06/picture-807053-1481006601.png)
Организация работ по профилактике правонарушений среди воспитанников детского дома «Құлыншақ» «КАКИМИ ИМ БЫТЬ?» 2015-2018 г.г.
Проблема отклоняющего поведения детей и подростков всегда была актуальной. Девианты – это дети и подростки с неадекватной социализацией, т.е. те, кто недостаточно усвоил ценности и нормы обществ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/15/picture-1049555-1534300111.jpg)
отчет по самообразованию "Подготовка воспитанников детского к самостоятельной жизни"
Отчет по самообразованию...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/14/picture-678231-1589443580.jpg)
Индивидуальный план самообразования по теме «Активизация творческой деятельности воспитанников детского дома, через раскрытие внутреннего творческого потенциала воспитанника»
Самообразование педагога есть необходимое условие его профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогам самые высокие требования. Тема с...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/27/picture-506013-1414398900.jpg)
Круглый стол для воспитанников детского дома «Здоровье и выбор образа жизни».
Рассуждения с подростками о привычках и как они влияют на формирование ответственного отношения к своему здороввью, на образ жизни, его качество. Отвечая на вопросы, что такое образ жизни, уклад жизни...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/14/picture-678231-1589443580.jpg)
Индивидуальный план профессионального развития Тема самообразования педагога: «Активизация творческой деятельности воспитанников детского дома, через раскрытие внутреннего творческого потенциала воспитанника»
Тема самообразования педагога: «Активизация творческой деятельности воспитанников детского дома, через раскрытие внутреннего творческого потенциала воспитанника» Развитие ...