К ВОПРОСУ ПЛАНИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Акоста Валентина Евгеньевна,
педагог-психолог ГБОУ детский дом №8
Выборгского района Санкт-Петербурга,
кандидат психологических наук.
Статья «К ВОПРОСУ ПЛАНИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА»
Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников детского дома выступает как целенаправленный и организуемый процесс создания условий для их успешной социализации на основе оказания превентивной и оперативной помощи, способствующей удовлетворению потребности в социальной адаптации, идентификации своего «Я». Такое сопровождение осуществляется с учетом личностных особенностей воспитанников и самих условий детского дома через взаимодействие с психологом, педагогами и другими специалистами социальной службы.
Психолого-педагогическое сопровождение детей в условиях детского дома представляет собой деятельность, основанную на субъект-субъектных отношениях и направленную на создание оптимальных социально-психологических условий, которые способствуют успешному развитию, адаптации, эмоциональному благополучию каждого ребенка.
Основными критериями эффективности психолого-педагогического сопровождения детей в условиях детского дома выступают:
- успешная социальная адаптация;
- эмоциональная устойчивость и саморегуляция;
- адекватная самооценка;
- социальная активность и навыки конструктивного взаимодействия;
- коммуникативная компетентность;
- расширение представлений о себе и своих возможностях.
Поэтому одной из главных задач психолого-педагогического коллектива детского дома является создание психологических условий, позволяющих воспитанникам успешно действовать и развиваться в системе новых отношений.
Проблема актуализации психологического сопровождения в развитии личности воспитанников детского дома связана с процессами гуманизации нашего образования. Его психологический аспект заключается в жизненном самоопределении, в подготовке к осуществлению выборов в кризисных ситуациях, самораскрытии и устранении субъективных препятствий к развитию, в укреплении психологического здоровья, а также оказания помощи в конкретной психотравмирующей ситуации.
Одной из наиболее актуальных проблем воспитания детей в детском доме является проблема формирования личности ребенка, способной к полноценному содержательному развитию межличностных отношений со значимым окружением.
Дети, оставшиеся без попечения родителей и проживающие в детском доме, испытывают трудности, прежде всего, в своем личностном развитии, а также в вопросах социальной адаптации.
Это связано, прежде всего, с теми специфическими условиями, в которых они находятся, и которые непосредственно влияют на развитие и становление полноценной личности.
Рассмотрим данные условия.
Во-первых дети страдают от: ограничения контактов с внешним миром; отрыва от семьи; коллективного проживания, а во-вторых - ограниченность пространства жизнедеятельности; регламентированность основных жизненных проявлений; постоянство микросоциальных сфер; создание искусственной общности и обобществленности вещей и предметов; отсутствие личной территории; постоянство предметно-пространственного окружения; отсутствие возможности формирования полноценных отношений; полная зависимость от взрослых; отсутствие стереотипа для развития чувства половой принадлежности; отсутствие базы для формирования представлений о материальных взаимоотношениях между людьми; отсутствие возможности для формирования представлений о различных социальных ролях и т.д. все это отрицательно влияет на все психологические сферы ребенка.
Воспитанников детского дома также объединяют общие черты, при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения: бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов; низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность против сверстников, окружающих взрослых. У таких детей наблюдается крайняя самооценка, повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение.
Так, отличительной чертой детей, воспитывающихся в детском доме, является наличие не отдельных видов деформаций, а их комплекса, следствием чего является качественно иное состояние личности воспитанников, которое носит характер тотальной дезадаптации. Речь идет о нарушении процесса развития личности по большинству параметров: психическим, педагогическим, социальным и т.д.
Исходя из этого, возникает запрос принципиально новых подходов в воспитании и обучении данного контингента в структуре реабилитационных воздействий, а разработка качественно новой программы психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленной на коррекцию и развитие выше перечисленных особенностей, просто необходимость.
В качестве основных направлений программы психолого-педагогического сопровождения детей-сирот является, как мы уже говорили, коррекция нарушений личностного фактора, а именно: развитие самооценки; развитие образа «Я» и образа окружающего мира; развитие установки и отношения к себе как полноценному человеку; создание пространства (как межличностного, так и профессионального) для реализации такой установки и отношения.
Для разработки новой программы психолого-педагогического сопровождения воспитанников детского дома необходимо учитывать, что данная категория детей имеет определенные особенности развития:
1. Врожденно-наследственные факторы и анатомо-физиологические нарушения центральной нервной системы (наследственная отягощенность алкоголизмом, наркоманией и т.д.).
2. Проблемы внутриутробного развития ребенка: вынашивание нежелательной беременности потенциальными "отказницами", искажение жизненно важного взаимодействия во время внутриутробного развития между матерью и ребенком, нарушение сенсорных, обменных, гуморальных связей между ними.
3. Различные виды депривации (материнская, двигательная, сенсорная, психическая, эмоциональная, социальная). Депривация - (лат. deprivatio - потеря, лишение) - психическое состояние, при котором люди испытывают недостаточное удовлетворение своих потребностей.
4. Средовые влияния (педагогическая запущенность).
5. Надостатки организации образовательно-воспитательного процесса в учреждениях для детей-сирот.
Итак, инструментом практического осуществления и организации психолого-педагогического сопровождения выступает разработанная программа, которая включает основные блоки: развитие самосознания; формирование адекватной самооценки; развитие навыков социального общения; обучение механизму принятия решений.
Условиями эффективности ее реализации выступают: системность, целенаправленность и последовательность.
В разрабатываемой программе психолого-педагогического сопровождения воспитанников детского дома необходимо выделять несколько основных направлений в работе.
1. Диагностическая деятельность:
1) психологическое исследование каждого воспитанника с целью прогнозирования и разработки индивидуальной программы развития;
2) совместно со специалистами соответствующего профиля первичная дифференциация возможных девиаций развития;
3) мониторинг развития воспитанников в процессе обучения и воспитания в учреждении.
Психологическое обследование в первую очередь должно быть направлено на оценку эмоционально-психической сферы ребенка, его нервной системы, особенностей поведения, характер общения, отношение к взрослым и детям. Необходимые обследования когнитивной сферы: общий уровень интеллектуального развития, его соответствие возрастным нормативам, особенности памяти, внимания, мышления.
Для проведения такой психологической диагностики можно использовать разнообразные методики, например, карта наблюдений Стотта, тест Векслера, который позволяет определить уровень интеллектуального развития ребенка; опросник, разработанный А.Захаровым для выявления детских неврозов; а с помощью цветового психодиагностического теста Люшера определить эмоциональное состояние воспитанника; получить разнообразные сведения об индивидуальных особенностях детей возможно с помощью проективных рисуночных тестов «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное», «Нарисуй человека» и т.д.
2. Профилактическая деятельность.
Она должна быть направлена на:
1) создание условий для успешной адаптации воспитанников к широкому социальному окружению за пределами учреждения;
2) оптимизация межличностных отношений;
3) создание условий для активного присвоения и использования социально-психологических знаний в процессе обучения, общения, личностного развития;
4) обучение воспитанников навыкам самопознания, применение своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития;
5) повышение психологической культуры всех членов образовательного процесса.
3. Коррекционно-развивающая и реабилитационная деятельность.
Это: 1) разработка и применение программ, направленных на коррекцию и развитие личности ребенка;
2) психотерапевтическая помощь и поддержка;
3) планирование и осуществление совместно с педагогическими работниками мероприятий развивающего и коррекционного характера.
4. Психокоррекционная деятельность.
Учитывая особенности и специфику работы детского дома, необходимо:
1. повышение уровня адаптации воспитанников к новым жизненным условиям;
2. развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и с взрослыми;
3. развитие у детей познавательных способностей (памяти, внимания, мышления, воображения и др.);
4. формирование устойчивой самооценки на фоне позитивной Я-концепции;
5. стабилизация эмоционального состояния детей: снятие страха и тревожности; повышение уверенности в себе; снижение агрессии и негативных эмоций; приемы методов саморегуляции и т.д.
5. Психологическое консультирование:
1) оказание помощи воспитанникам, испытывающим трудности в адаптации, общении или психическом самочувствии;
2) оказание психологической помощи и поддержки детям, находящимся в состоянии стресса, конфликта;
3) консультирование педагогов по вопросам воспитания детей с учетом их индивидуальных особенностей.
Деятельность психологической службы будет эффективна в том случае, если она осуществляется во взаимодействии со всеми службами и направлениями работы детского дома, включая педагогический коллектив, узких специалистов и весь персонал в целом.
Использованная литература:
- Абрамова, Г.С. Возрастная психология текст. / Г.С. Абрамова. -М., 1997
- Аксенова, В.И., Бушкова, Н.П., Палиева H.A. Социализация воспитанников детского дома: проблемы, поиски, решения: Науч.-метод. пос. текст. / В.И.Аксенова, Н.П.Бушкова, H.A. Палиева. Ставрополь: СКИПКРО, 2003.
- Галигузова, Л.Н., Мещерякова С.Ю., Царегородцева JI.M. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах. // Вопросы психологии. 1990. - №6.
- Дубровина, И. В., Борисова, Е. М., Прихожан, А. М. Модель развития психологической службы системы образования России текст. / И.В. Дубровина , Е.М. Борисова, A.M. Прихожан // Детский практический психолог. 1994 Январь. - С. 6-13.
- Слюсарев, Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности текст. /Ю.В. Слюсарев: Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб., 1992.
- Хорошилова, Н.Ю. Психологическое сопровождение социализации подростков в условиях детского дома : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.07. Сочи, 2010.- 237 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-19/16
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Музыкальное творчество – эффективное средство социализации воспитанников детского дома».
Особенно остро в современном обществе стоит проблема музыкального творчества в жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как эффективного средства их социализации.Тема проекта: «Му...
Адаптированная образовательно-воспитательная программа «Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни в современном обществе".
В наше время социально-экономической нестабильности во всех сферах жизни, особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь, дети-сироты. На обеспечение социальной защиты...
Организация работ по профилактике правонарушений среди воспитанников детского дома «Құлыншақ» «КАКИМИ ИМ БЫТЬ?» 2015-2018 г.г.
Проблема отклоняющего поведения детей и подростков всегда была актуальной. Девианты – это дети и подростки с неадекватной социализацией, т.е. те, кто недостаточно усвоил ценности и нормы обществ...
Использование интернет-ресурсов в коррекционной работе с воспитанниками детского дома
В настоящее время в образовании произошли кардинальные изменения. Одним из важных компонентов профессиональной компетенции современного педагога является умение использовать средства изучения и обучен...
Индивидуальный план самообразования по теме «Активизация творческой деятельности воспитанников детского дома, через раскрытие внутреннего творческого потенциала воспитанника»
Самообразование педагога есть необходимое условие его профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогам самые высокие требования. Тема с...
Индивидуальный план профессионального развития Тема самообразования педагога: «Активизация творческой деятельности воспитанников детского дома, через раскрытие внутреннего творческого потенциала воспитанника»
Тема самообразования педагога: «Активизация творческой деятельности воспитанников детского дома, через раскрытие внутреннего творческого потенциала воспитанника» Развитие ...
Постинтернатное сопровождение воспитанников детского дома.
Описание работы постинтернатного сопровождения воспитанников детских домов...