Методическая разработка открытого урока теоретического обучения на тему: «Технология и техника дуговой наплавки»
план-конспект урока по теме

Ташкинов Андрей Александрович

МДК.07.01 Технология электросварочных работ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx240.21 КБ
Office presentation icon tehnologiya_i_tehnika_dugovoy_naplavki.ppt1.83 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Сергачский агропромышленный техникум

Методическая разработка

открытого урока теоретического обучения

на тему: «Технология и техника дуговой наплавки»

Разработал: преподаватель Т/О

                         Ташкинов А.А.

г. Сергач – 2014

ПЛАН УРОКА № 88

Предмет: «Технология ручной электродуговой сварки»

Тема: Технология и техника дуговой наплавки.

 Тип урока:

  • Урок  сообщения новых знаний с применением ТСО
  • Урок применения знаний и формирования умений
  • Урок комбинированный
  • Урок повторения и обобщения знаний
  • Урок проверки знаний, умений, навыков  (урок контроля знаний)

       Цели:

1.Обучающие:

При сообщении нового материала.

Изучить технологию и технику дуговой наплавки.

Показать факторы, влияющие на усвоение учащимися нового материала.

Объяснить сущность дуговой наплавки на металл.

При применении знаний

Изучить способы дуговой наплавки на металл.

Научить работе со справочными материалами, нормативной документацией: учебные пособия, ГОСТы, справочники, Интернет.

При закреплении знаний

Обобщить знания о технологии и технике дуговой наплавки.

При контроле знаний

Проверить умение применять полученные знания на уроках производственного обучения.

2.Развивающие цели

  • Развивать речь, память, воображение
  • Развивать способность к логическому мышлению
  • Развивать способность анализировать свою деятельность
  • Прививать навыки самостоятельно работать с источниками информации.
  • Развивать интерес к предмету «Технология ручной электродуговой сварки».

   3. Воспитательные цели

  • Воспитывать стремление к глубоким знаниям
  • Формировать научное мировоззрение
  • Воспитывать чувство ответственности за результат своего труда
  • Способствовать формированию чувства уверенности в себе
  • Прививать навыки коллективного труда

Технические средства и учебно-наглядный материал:

Мультимедийный проектор, компьютер, доска-полотно.

  1. Учебники: Э.С. Каракозов, Р.И. Мустафаев "Справочник молодого электросварщика". -М. 1992
  2. masterweld.ru/naplavka 

Ход урока

1. Организационный момент (проверка присутствующих): 2 минуты.

2. Актуализация знаний (тестовый опрос):  индивидуальный опрос по пройденному ранее материалу: 5 минут. (см. Приложение1,2)

3. Изложение нового материала (краткий план-конспект): 25 минут.

 Наплавлять можно металл или одинаковый по составу, структуре и свойствам с основным металлом,  или значительно отличающийся от него. В последнем случае на основной металл часто предварительно наплавляют промежуточные слои. При выполнении наплавки необходимо ограничивать перемешивание наплавляемого металла с основным  для обеспечения заданного химического состава наплавленного слоя и предупреждения появления трещин. Протяженность зоны термического влияния при  наплавке должна быть минимальной — это позволяет предотвратить возникновение значительных сварочных напряжений и деформаций.

Подготовка поверхности под наплавку

Перед наплавкой поверхность тщательно очищают от масла, краски, окалины и других загрязнений. Поверхностные дефекты, в том числе и ранее наклепанный слой, удаляют механическим путем или резаком для поверхностной кислородной резки. С целью снижения сварочных напряжений необходимо добиваться равномерной толщины наплавленного слоя. Поверхность, имеющую неравномерную выработку с большими колебаниями по высоте, выравнивают механическим путем на металлорежущем оборудовании.

При подготовке под наплавку поверхностей с локальными износами следует избегать плавных переходов наплавляемого металла к основному (рис. 18.1).

Рис. 18.1. Правильная (П) и неправильная (Н) подготовка поверхностей под наплавку;

1...6 — последовательность наложения валиков

Наплавку плоских и фасонных поверхностей выполняют отдельными валиками (рис. 18.2, а...г) или челночным способом (рис. 18.2, д). При наплавке отдельными валиками каждый из них накладывают на всю длину на расстоянии друг от друга, равном 1/3 ширины валика. После очистки наложенных валиков от шлака заполняют промежутки между ними (см. рис. 18.2, б,д). Применяют и другие способы наплавки валиками, например, как показано на рис. 18.2, а, — с перекрытием 1/3 ширины валика после очистки предыдущего валика от шлака.

Челночный способ используют для наплавки поверхностей шириной 40...80 мм. Особенность способа заключается в том, что шлак на предыдущем валике не успевает затвердеть, а следовательно, отпадает необходимость в удалении шлака с предыдущего валика.

Наплавку тел вращения выполняют одним из трех способов — по образующим, по окружностям и по винтовой линии.

Наплавку по образующим (рис. 18.3, а) ведут отдельными валиками так же, как и плоских поверхностей в нижнем положении, периодически поворачивая наплавляемое изделие.

Наплавку по окружностям (рис. 18.3,6) выполняют тоже отдельными валиками. Последующий валик накладывают после очистки от шлака предыдущего с перекрытием ≈1/3 ширины валика.

Наплавку по  винтовой линии (рис. 18.3,в)  осуществляют непрерывно, а очистка предыдущего валика от шлака может производиться подпружиненными резцами.

Предотвращение возникновения напряжений

В процессе наплавки в изделии появляются значительные внутренние напряжения, которые приводят к его короблению, а иногда и к разрушению. К мерам, принимаемым для предотвращения возникновения напряжений или снятия их с целью уменьшения деформации изделия, относятся следующие: предварительный подогрев до 200...400 °С; ведение наплавки с погружением изделия в воду без смачивания наплавляемой поверхности; ведение процесса при жестком закреплении изделия в приспособлении; предварительный изгиб изделия в направлении, обратном ожидаемому изгибу; высокотемпературный отпуск после наплавки с нагревом до 650...680 °С.

Рис. 18.2. Схемы наплавки плоских и фасонных поверхностей:

а, б — отдельными валиками соответственно маленьких и больших плоских поверхностей, в, г — отдельными валиками соответственно зуба и впадин шестерни, д — челночным способом; 1...24 — последовательность наложения валиков

Рис. 18.3. Схемы наплавки тел вращения:

а — по образующим, б — по окружностям,  в — по винтовой линии; 1...6 — последовательность наложения валиков

4. Закрепление нового материала (вопросы по новой теме): 10 минут

1. Какова технологическая последовательность выполнения валиков?

2. Каким диаметром электродов выполняют наплавку?

3. Как обрабатывается деталь после наплавки?

4. Какие меры применяют для предотвращения образования внутренних напряжений и деформаций?

5. Выдача домашнего задания: учить конспект.

6. Подведение итогов урока: 3 минуты

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Тема: Деформации и напряжения при сварке

1. Как изменяются размеры детали при нагреве?

а) размеры детали увеличиваются

б) размеры детали уменьшаются

в) размеры детали не меняются

2. Причиной возникновения деформаций при сварке является:

а) неравномерный нагрев и охлаждение свариваемой детали

б) нерациональная сборка детали под сварку

в) неправильно проведенная термообработка детали после сварки

3. В каком состоянии находится  металл сварного шва после сварки и полного остывания?

а) металл сварного шва сжат

б) металл сварного шва растянут

в) металл сварного шва не деформирован

4. Зависят ли величины деформации после сварки от размеров свариваемых пластин?

а) да, зависят

б) нет, не зависят

в) зависят, если свариваются пластины разной ширины

5. Каким способом можно уменьшить сварочные деформации при сварке пластин встык?

а) путем правильного выбора взаимного расположения свариваемых деталей с учетом последующей деформации от сварки

б) нельзя уменьшить

в) путем нагрева отдельных зон

6. Изменение формы и размеров изделия под действием внешней и внутренней силы называется

1.Деформацией

2.Напряжением

3.Прочностью

4.Растяжением

7. Существуют способы уменьшения, предупреждения деформаций при сварке. Один из них - обратный выгиб детали - это:

 а) когда деформированное соединение обрабатывают на прессе или кувалдой

 б) перед сваркой детали предварительно изгибают на определенную величину в обратную сторону по сравнению с изгибом, вызываемым сваркой

 в) перед сваркой детали очень жестко закрепляют и оставляют в таком виде до полного охлаждения после сварки

8. Сварочные деформации при сварке плавлением возникают:

 а) всегда

 6) очень редко

 в) никогда

9. Литейная усадка наплавленного металла возникает при его:

1) охлаждении;

2) нагреве

10. Для полного снятия напряжений сварные соединения подвергают обработке:

1) механической

2) термической

3) химической

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Ответы на вопросы теста:

1. а

2. б

3. а

4. а

5. а

6. 1

7. б

8. а

9. 2

10. 2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕХНОЛОГИЯ И ТЕХНИКА ДУГОВОЙ НАПЛАВКИ

Слайд 2

Подготовка поверхности под наплавку:

Слайд 3

Перед наплавкой поверхность тщательно очищают от масла, краски, окалины и других загрязнений.

Слайд 4

Поверхностные дефекты, в том числе и ранее наклепанный слой, удаляют механическим путем или резаком для поверхностной кислородной резки. С целью снижения сварочных напряжений необходимо добиваться равномерной толщины наплавленного слоя.

Слайд 5

Поверхность, имеющую неравномерную выработку с большими колебаниями по высоте, выравнивают механическим путем на металлорежущем оборудовании.

Слайд 6

Правильная (П) и неправильная (Н) подготовка поверхностей под наплавку; 1...6 — последовательность наложения валиков

Слайд 7

Наплавку плоских и фасонных поверхностей выполняют отдельными валиками (а...г) или челночным способом (д).

Слайд 8

Положение электрода при выполнении наплавки

Слайд 9

Перекрытие валиков при нанесении слоя

Слайд 10

Наплавку тел вращения выполняют одним из трех способов: а — по образующим, б — по окружностям, в — по винтовой линии;

Слайд 11

Меры применяемые для предотвращения возникновения внутренних напряжений и деформаций при выполнении наплавки: предварительный подогрев до 200...400 °С; ведение наплавки с погружением изделия в воду без смачивания наплавляемой поверхности; ведение процесса при жестком закреплении изделия в приспособлении; предварительный изгиб изделия в направлении, обратном ожидаемому изгибу; высокотемпературный отпуск после наплавки с нагревом до 650...680 °С.

Слайд 12

Используемая литература: Э.С. Каракозов, Р.И. Мустафаев "Справочник молодого электросварщика". -М. 1992 masterweld.ru / naplavka

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока теоретического обучения "Организация обслуживания в организациях общественного питания"

Контрольно-проверочный урок проводится в виде конкурса, в котором обучающиеся, распределенные на малые группы, выполняют роли директоров, администраторов, старших официантов, официантов ресторана. Обу...

Методическая разработка урока теоретического обучения по профессии 15.01.25 Станочник (металлообработка) по теме «Фрезерные станки»

Методическая разработка урока теоретического обучения по профессии «15.01.25 Станочник (металлообработка)» по теме «Фрезерные станки». Тема урока изучается в учебной дисциплине ОП 05. Общие основы тех...

Методическая разработка урока производственного обучения на тему: "Технология классической химической завивки"

В данной разработке представлен алгоритм действий при выполнении химической завивики, дневник наблюдений за качеством работы обучающихся, инструкционо-технологическая карта, разноуровневые тесты прове...

Методическая разработка урока теоретического обучения по профессии 13.01.10 "Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)" по теме "Расчет параметров трансформатора".

В иллюстрированной методической разработке представлен подробный порядок расчета трансформатора исходя из его магнитопровода (формы листов электротехнической стали, их общего сечения), метод расчета д...

Методическая разработка урока теоретического обучения.Тема программы. Тема 1.2.Моделирование и композиция причесок 2. Тема урока. Компоненты: форма и силуэт

Пояснительная записка к уроку по теме «Компоненты композиции: форма и силуэт» . Данная презентация может быть использована в качестве наглядного пособия при изучении темы «Компо...

Методическая разработка. План-конспект урока теоретического обучения на тему: "Человек в современном мире. Мировоззрение".

Данная методическая разработка представляет собой план-конспект урока теоретического обучения на тему "Человек в современном мире. Мировоззрение", специально разработанный для психокоррекцио...