Тест по УД Психология общения
рабочие листы
Предварительный просмотр:
Примерные вопросы к Олимпиаде «Психология общения»
Уровень А. ВОПРОСЫ НА ВЫБОР ВАРИАНТА ОТВЕТА
- Определите, как называется группа средств невербального общения, которая характеризуется включением в речь пауз, плача, смеха, вздохов, кашля:
- экстралингвистика
- просодика
- кинесика
- такесика
- Определите название специальной области, занимающейся изучением норм пространственной и временной организации общения:
- такесика
- проксемика
- кинесика
- просодика
- Определите название позиции партнера по общению, состояние психики которого воспроизводит мысли и реакции, бывшие у индивида в раннем детстве:
- родителя
- ребенка
- взрослого
- неучастия
- Определите механизм познания другого человека, при котором индивид ставит себя на место партнёра по общению:
- идентификация;
- рефлексия;
- эмпатия;
- механизм обратной связи.
- Определите, в результате, какого эффекта восприятия наибольшее влияние на личность оказывает последняя по времени поступления информация:
- ореола;
- новизны;
- первичности;
- дезинформации.
6. Общение - это отношения как:
а) объединение людей
б) контакт между людьми
в) разговор людей
г) принятие людей
7. Функциями общения являются:
а) разговор между людьми и наблюдение
б) обмен информацией и взаимодействие
в) эксперимент и влияние людей друг на друга
г) познание и восприятие
8. Перцептивная сторона общения это:
а) обмен информацией между людьми
б) восприятие людей
в) взаимодействие людей
г) конфликты между людьми
9. К уровням общения относится:
а) гуманистический
б) авторитарный
в) манипулятивный
г) духовный
10. Средствами общения являются:
а) газеты, ТВ
б) речь, телодвижения
в) телефон, интернет
г) понятия, образы
11. Чем отличается эффективное деловое общение от неэффективного?
А) эффективное отличается четко поставленной целью;
Б) эффективное несет большую смысловую нагрузку
В) эффективное достигает поставленную цель.
12. «Золотое правило» этики общения гласит:
А) «нет лучшего собеседника, чем слушающий других»;
Б) «относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам»;
В) «в общении следует держаться так, чтобы друзей не делать врагами, а врагов друзьями».
13. ''Язык телодвижений'' - это:
А) двигательная реакция человека на обстоятельства общения;
Б) средство целенаправленного воздействия на собеседника;
В) получение и передача информации с помощью жестов, поз, мимики.
14. Общение «по горизонтали» - это:
А) общение между руководителем и подчиненным;
Б) общение между людьми одного возраста;
В) общение между коллегами.
15. Скрытое внедрение в психику делового партнера установок, намерений, желаний, которые ему внутренне не присущи, характерно для…
А) убеждающего делового общения;
Б) манипулятивного делового общения;
В) информационного делового общения.
16. Постижение эмоционального состояния другого человека, сопереживание при общении – это …
А) экспрессия
Б) рефлексия
В) эмпатия
17. Стиль разрешения конфликта, удовлетворяющий обе стороны?
a) Сглаживание;
б) Компромисс;
в) Приспособление;
- Как называется дистанция, на которой человек держится от малознакомых людей?
- социальная зона
- личная зона
- публичная зона
- интимная зона
- Согласно постулату «Научитесь «не заражаться» негативными эмоциями других людей» самым опасным человеком является:
- жулик
- жалобщик
- хвастун
- лжец
- К оборонительному типу модели поведения относятся:
- пассивные модели
- активные модели
- бытовые модели
- агрессивные модели
- Каким понятием обозначается трудноразрешимое противоречие, обусловленное действием примерно равных по силе, но противоположно направленных целей, мотивов, интересов, типов поведения, сопровождающееся острыми эмоциональными переживаниями?
- конфликт
- конфликтная ситуация
- инцидент
- эскалация
- Кратковременное психическое состояние, в основе которого лежит бурное эмоциональное переживание, характерно изменение сознания, нарушение волевого контроля
- стресс
- чувства
- настроение
- аффект
- Стиль управления, при котором руководитель стремится к выработке коллективных решений, интересом к неформальным, человеческим отношениям.
- либеральный стиль
- демократический стиль
- авторитарный стиль
- попустительский стиль
- Позиция личности по Э.Берну, при которой человек оправдывается, подчиняется, действует эмоционально
- взрослый
- родитель
- ребенок
- младенец
25. К целям ведения конструктивного спора НЕ относится
- превратить дискуссию в схоластический спор
- привлечь внимание к проблеме как можно больше компетентных лиц
- привлечь на свою сторону как можно больше лиц, готовых к сотрудничеству
- опровергнуть некомпетентный подход к решению проблемы, разоблачить ложные слухи
- Навык эффективного общения – это один из самых важных и нужных навыков, позволяющих справляться с любой жизненной ситуацией. Какие элементы включает в себя эффективное общение (по Лассуэлл)?
1) Отправитель – Сообщение – Барьер – Получатель
2) Отправитель – Сообщение – Канал – Получатель – Обратная связь
3) Отправитель – Сообщение – Канал – Барьер – Получатель
4) Отправитель – Сообщение – Получатель.
- О каком средстве общения писал Даниэль Уэбстер: «Заберите у меня все, чем я обладаю. Но оставьте мне мою речь. И скоро я обрету все, что имел».
1) вербальные.
2) невербальные.
3) кинесические.
4) просодические.
- В эту зону общения допускаются только близкие, родные люди. В английском языке она называется buble, что означает «пузырь». Внутри нашего «пузыря» мы чувствуем себя безопасно. О какой зоне общения идет речь далее?
1) интимная
2) личная
3) социальная
4) публичная
- В психологии выделяют три стороны общения. Раскройте значение перцептивной стороны общения.
1) Процесс восприятия друг друга партнерами;
2) Обмен информацией между людьми;
3) Взаимодействие людей;
4) Установление деловых связей.
- В психологии выделяют три стороны общения. Раскройте значение интерактивной стороны общения.
1) Процесс восприятия друг друга партнерами;
2) Обмен информацией между людьми;
3) Взаимодействие людей;
4) Установление деловых связей.
- В психологии выделяют три стороны общения. Раскройте значение коммуникативной стороны общения.
1) Процесс восприятия друг друга партнерами;
2) Обмен информацией между людьми;
3) Взаимодействие людей;
4) Установление деловых связей.
- «Сытый голодного не разумеет»; «Сытый голодному не товарищ». Проанализируйте значение данных пословиц и определите к какому типу коммуникативного барьера можно отнести их?
1) Профессиональный барьер;
2) Социальный барьер;
3) Стилистический барьер;
4) Профессиональный барьер.
Уровень Б. ВОПРОСЫ НА ВЫБОР НЕСКОЛЬКИХ ВАРИАНТОВ ОТВЕТА
1. Что из перечисленного относится к общим причинам конфликта?
а) социально-политические и экономические
б) неудовлетворенность условиями труда
в) нарушение служебной этики
г) социально-демографические
д) социально-психологические
е) различия в целях и средствах их достижения
2. В общении человек может быть в роли (по Э. Бёрну):
а) начальника
б) подчиненного
в) дитя
г) родителя
д) покупателя,
е) взрослого
ё) студента
3. В общении человек может занимать пристройки:
а) сверху
б) эгоцентризма
в) лидерства
г) снизу
д) высокомерия
е) аутсайдера
ё) на равных
4. Зоны общения:
а) интимная
б) закрытая
в) публичная
г) личная
д) комфортная
е) безопасная
ё) открытая
5. К эффектам межличностного общения относятся:
а) эффект проецирования
б) эффект края
в) эффект ореола
г) эффект первичности
д) эффект Зейгарник
е) эффект Даннинга-Крюгера
ё) эффект отдачи
6. Барьерами общения являются:
а) семантический
б) логический
в) фонетический
г) технический
д) дидактический
е) классический
ё) природный
7. Формы реализации делового общения
А) брифинг
Б) переговоры
В) видеоконференция
Г) беседа
Д) оперативка
Е)совещание
8. Стили общения бывают:
А) Ритуальный.
Б) Манипулятивный.
В) Иронический.
9. Функции общения:
А) Инструментальная.
Б) Интрегративная.
В) Деловая.
Г) Трансляционная.
Д) Экспрессивная.
10. Механизм общения включает в себя:
А) Заражение.
Б) Внушение.
В) Убеждение.
Г) Принуждение.
Д) Копирование.
11. Барьеры восприятия в общении бывают:
А) Эстетический барьер.
Б) Барьер « возраста».
В) Состояние здоровья.
Г) Некомпетентность.
Д) Барьер «боязни контактов».
12. Перечислите, какие фазы присутствуют всегда в деловом общении:
А) подготовка
Б) вхождение в контакт
В) концентрация внимания
Г) мотивационный зондаж
Д) поддержание внимания и переключение
Е) аргументация и убеждение
Ж) перерыв в работе
З) фиксация результата
13. Какие из перечисленных ниже примеров относятся к барьерам коммуникации?
- барьер психологической защиты
- барьер техники и навыков общения
- барьер слушания
- барьер речи
- барьер мотивации
- Понятия, которыми обозначается стремление человека быть в обществе других людей, наладить с ними эмоционально-положительные отношения:
- альтруизм
- потребность в общении
- мотив достижения успеха
- аффилиация
- Согласно мнению ученых самоподача превосходства как один из механизмов социального восприятия выражается:
- в управлении вниманием партнера
- в работе, которая затрачена людьми на приведение внешнего вида в соответствие с внешними данными
- в употреблении оборотов как «я не виноват, что...», «обстоятельства так сложились, что...»
- в характере одежды, манеры речи и поведения партнера
- Из приведенного ниже списка отметьте формы делового общения, выделяемые по характеру и содержанию общения:
- непосредственное
- деструктивное
- конструктивное
- опосредованное
- Из перечисленного ниже списка в рамках норм и правил этикета при приветствии друг друга отметьте верные преимущества:
- запаздывающий обязан приветствовать ожидающего первыми
- младшие обязаны приветствовать старших первыми
- ожидающий обязан приветствовать запаздывающего первыми
- старшие обязаны приветствовать младших первыми
- Какие из перечисленного ниже списка симптомов стресса, относятся к группе симптомов, связанных с социальными отношениями?
- раздражительность и агрессивность
- нарушения сна, бессонница
- чувство вины
- ощущение собственной угнетенности и бессмысленности всего происходящего, пессимизм
- нежелание работать, перекладывание ответственности
- Древнегреческая мудрость гласит: «Природа наделила нас двумя глазами, двумя ушами, но лишь одним языком, дабы мы смотрели и слушали больше, чем говорили». Из них следует, что большое количество погрешностей в общении связано с неумением слушать. Ниже приводятся несколько приемов активного слушания. Выберете те из них, которые являются правильными:
- Парафраз;
- Уточнение;
- Поддержание зрительного контакта;
- Повтор.
- Основные черты толерантной личности:
- Снисходительность;
- Терпение;
- Доверие;
- Высокомерие;
- Доброжелательность.
- Этические принципы и нормы поведения деловых людей – это общепринятые в деловом мире принципы поведения. К ним относятся:
1) делай всё вовремя;
2) громко не смейся;
3) не болтай лишнего;
4) будьте любезны, доброжелательны и любезны;
5) думайте о других, а не только о себе;
6) не будьте неряшливы;
7) говорите и пишите грамотно.
22. Этикет приветствий и представлений — совокупность правил первоначального межличностного взаимодействия, касающихся внешнего проявления отношения к людям. Укажите правила представления:
- женщина первая представляется мужчине;
- лица с более высоким статусом представляются людям со статусом более низким;
- младшие по возрасту представляются старшим;
- мужчина первым представляется женщине.
- Соотнесите качества речи и их сущностными характеристиками:
простота речи | безыскусственность речи, ее естественность, отсутствие вычурности, «красивости» слога |
логичность речи | соответствие речи законам логики слушающего |
ясность речи | доступность речи пониманию |
точность речи | соответствие речи мыслям говорящего |
- Сопоставьте тактические приемы ведения переговоров с их сущностной характеристикой:
прием «выдвижения требований в последнюю минуту» | заключается в том, что когда все вопросы урегулированы и остается только подписать соглашение, одним из участников переговоров выдвигается новое требование |
прием «пакетирования» | состоит в том, что обсуждению подлежат не отдельные вопросы, а их комплекс |
прием «выражения согласия» | проявляется в подчеркивании общности с уже высказанными точками зрения партнеров |
прием «выжидания» | используется на многосторонних переговорах, когда та или иная сторона стремится сначала выслушать мнение или предложение партнера, с тем, чтобы в дальнейшем в зависимости от полученной информации сформулировать собственную точку зрения |
- Сопоставьте стили стратегии поведения в конфликте с их признаками:
стиль конкуренции | участник старается в первую очередь удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая их принимать ваше решение проблемы |
стиль приспособления | участник действует совместно с другим человеком, не пытаясь отстаивать собственные интересы |
стиль сотрудничества | оба участника конфликта должны понимать, в чем состоит причина конфликта, и иметь возможность вместе искать новые альтернативы или выработать приемлемые компромиссы |
стиль компромисса | участник немного уступает в своих интересах, чтобы удовлетворить их частично, и другая сторона делает то же самое |
26. Установите соответствие между героями мультфильма и типами их темперамента.
1 | Вини-Пух | А | холерик |
2 | ослик ИА | Б | сангвиник |
3 | Пятачок | В | флегматик |
4 | Сова | Г | меланхолик |
Ответы: 1Б, 2В, 3А, 4Г
27. Соотнесите понятия:
а. Активное слушание б. Пассивное слушание в. Эмпатическое слушание | 1. Готовность поддержать 2. Постоянное уточнение 3. Сопереживание и понимание |
а. Автократический стиль б. Авторитарный стиль в. Демократический стиль г. Либеральный стиль |
|
а. Соперничество б. Избегание в. Приспособление г. Компромисс д. Сотрудничество | 1. Отказ от борьбы 2. Уверенность в своих решениях 3. Совместное сосуществование 4. Взаимовыгодные уступки. 5. Уклонение от конфликта |
Уровень В. ВСТАВИТЬ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО
1. Специальная область, занимающейся изучением мимики, жестов, телодвижений называется кинесика.
2. Паралингвистика – это группа средств невербального общения, изучающая диапазон, тональность, тембр и качество голоса.
3. Перцептивная сторона общения - это процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
4. Барьер общения – это психологический феномен, представляющий собой трудности, которые проявляются в процессе общения коммуникатора и реципиента.
5. Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
6. Парафраз — передача содержания высказывания партнера другими словами.
7. Непосредственное общение - это вид общения, при котором происходит прямой контакт между субъектами общения.
8. Идентификация — один из механизмов познания и понимания человека, заключающийся в неосознанном уподоблении себя значимому другому.
9. Коммуникативная компетентность — способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.
10. Психогигиена - это наука об обеспечении и сохранении психического здоровья.
11. Совместимость — оптимальное сочетание качеств людей в процессе общения, способствующих успеху выполнения совместных акций.
12. Стандартизированный уровень общения характеризуется тем, что общение здесь происходит по определенным стандартам.
13. Эмпатия — переживание чувств, мыслей или установок другого человека.
- Реальная социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы и симпатий (референтная группа)
- Причины конфликта, обусловленные социальным статусом личности, называются … (конфликтогены)
- Дж.Брунер ввел термин … (социальная перцепция)
- Система этических ценностей, признающихся человеком называется:
Ответ: мораль
- «…….. человек предъявляет требования к себе, низкий человек — к другим» Конфуций
Ответ: Благородный
- При внушении (суггестии) осушествляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Явление сопротивления внушающему называется ….
Ответ: контрсуггестией.
- Американский ученый Э.Холл был одним из первых в области изучения пространственных потребностей человека и в 1969 г. издал книгу "Молчаливый язык ". Он же и ввел термин «______». Это та дистанция, которую соблюдают люди, и это биологическая закономерность.
Ответ: проксемика
- Совокупность побуждений, вызывающих активность организма и определяющих направленность личности – это …
Ответ: мотивация
- Способность поставить себя на место другого человека (или предмета), способность к сопереживанию. Как развивать эту способность?
Ответ: эмпатия
- Сложившееся у окружающих мнение о нравственном облике личности или коллектива, основанное на его предшествующем поведении и выражающееся в признании его заслуг, называется
Ответ: Репутация
- Служебные отношения, построенные по принципу иерархичности и направленные на поддержание дистанции между начальником и подчиненным.
Ответ: Субординация.
Уровень Г. ВПИСАТЬ РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ
- Интерактивная сторона общения - организация взаимодействия между индивидами.
- Компромисс – стратегия поведения в конфликте, ориентированная на определенные взаимные уступки.
- Конформизм - изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы.
- Сленг — неофициальный, нестандартный словарь.
- Стиль общения – это устойчивые характеристики общения в различных ситуациях.
Объяснить фразеологизмы:
- «Найти общий язык» – ………….(полное взаимопонимание)
- «Дать волю языку» – ………..(наговорить лишнего, несдержанность речи)
- «Говорить на разных языках» – ………..(по разному воспринимать суть разговора, непонимание друг друга)
- Задание на соответствие терминов и определений:
№ | термин | № | определение |
1 | Деловой этикет | А | совокупность правил и норм, общепринятых в деловой сфере |
2 | Светский этикет | Б | искусство красноречия |
3 | Этикетная формула | В | знания приличий, умение держать себя в обществе |
4 | Риторика | Г | фразеологизированные предложения, являющиеся готовыми языковыми средствами |
Ключ: 1-А, 2-В, 3-Г, 4-Б
- Соотнести стороны процесса общения с их характеристиками
№ п/п | сторона общения | № п/п | характеристика |
1 | Коммуникативная | А | взаимодействие между людьми (согласование действий, распределение функций, оказание влияния на настроение, поведение собеседника) |
2 | Перцептивная | Б | обмен информацией между людьми |
3 | Интерактивная | В | восприятие друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания. |
Ключ: 1-А , 2-В, 3- Б
11. Впишите определение, раскрывающего значение соответствующего вида конфликта
1 | Внутриличностый | Столкновение противоположно направленных мотивов одной личности |
2 | Межличностный | Столкновение интересов двух и более людей |
3 | Межличностно-групповой | Столкновение между личностью и группой |
4 | Межгрупповые | Столкновение интересов двух групп |
- Определите, с каких позиций/эго-состояний (по Э.Берну) идет диалог:
- Карина Егоровна, - говорит начальнице Руслан Гаврильевич, - у нас очень плохо с транспортом весной, и я могу иногда опаздывать на работу до конца следующей недели.
- Вечно ты какие-нибудь отмазки находишь, дурной ты человек! - отвечает Карина Егоровна.
Примерный ответ: РГ обращается из Взрослого состояния во Взрослое. Вместо того, чтобы отреагировать из Взрослого состояния, КЕ по каким-то своим причинам уходит в Родительское, и ответ рассчитан на Детское состояние РГ.
- Перечислите и опишите методы психологического воздействия.
Ответ:
- Заражение. Оно проявляется через передачу определенного эмоционального состояния.
- Внушение. Это целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого.
- Убеждение. Оно построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию.
- Подражание. Его специфика, в отличие от заражения и внушения, состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека, а воспроизведение им черт и образов демонстрируемого поведения.
- Что вы знаете об основных подходах к структуре общения?
Ответ: выделяют 3 основных подхода к исследованию общения:
- Информационный подход, в соответствии с которым главная цель общения состоит в его коммуникативной стороне (обмене, передаче и получении сведений);
- Интерактивный подход, в основе которого лежит положение о том, что общение представлено взаимодействием (организацией взаимодействия между людьми, обменом знаниями, идеями и действиями);
- Перцептивный подход, который видит главной особенностью общения процесс восприятия друг друга собеседниками (на этой почве устанавливается взаимопонимание).
- При обмене визитными карточками получивший сразу же убрал её в кейс. Какие правила этикета он нарушил?
Ответ: Обмен Визитками ведется строго по ранжиру, начиная с самых высокопоставленных членов делегации. Если партнеры находятся на одном должностном уровне, первым вручает Визитку младший по возрасту.
Если Вы встречаетесь в Вашем офисе, этикет обязывает Вас первым вручить Визитку, так как хозяева делают это первыми.
Вручая визитку, произнесите свою фамилию вслух, чтобы иностранец мог более или менее усвоить ее.
Принимая Визитку, прочитайте вслух имя партнера и усвойте его должность.
Во время переговоров следует положить карточки перед собой, расположив их в том же порядке, в каком сидят партнеры.
- Почему важно быть толерантным?
Ответ: Терпимость. Толерантность – это залог мира во всем мире. Она не позволяет людям находить поводы для ненависти и столкновений в естественных отличиях одного человека от другого. Кроме того, она позволяет нам объективно оценивать друг друга без предрассудков и предубеждений.
- Что означает «конфликт» в переводе с латинского языка? Нужно ли избегать конфликта?
Ответ: Столкновение. Избегать конфликты нужно не всегда, так как конфликты часто возникают как желание разрешить возникшие противоречия, которые не исчезнут просто так.
- Как писал Ганс Селье: «Отсутствие стресса есть смерть». Почему жизнь без стресса невозможна?
Ответ: Жизнь без стресса не бывает. Проблемы со стрессом возникают не тогда, когда он просто «есть», а когда его становится слишком много, т. е. когда уровень стресса становится слишком высоким. Стресс не нужно убирать, стрессом нужно научиться управлять, приближая его уровень к наиболее оптимальному.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие по психологии общения «Раскрываем секреты общения» для педагогов, учителей, воспитателей ГПД.
Учебно-методическое пособие по психологии общения для учителей, педагогов-организаторов, воспитателей ГПД, вожатых....
Методическая разработка по психологии на тему:"Психология общения"
Общение составляет большую часть нашей жизни. Каждый день мы общаемся друг с другом в личных или деловых целях. И, казалось бы, нет ничего проще общения, но как мы с вами уже знаем из теоретических за...
презентация по психологии на тему "Психология общения"
Презентация к занятию по дисциплине "Психология", отражает основные аспекты проблемы общения....
"Барьеры общения" - презентация к уроку по предмету психология общения
Сопроводительная презентация урока по теме "Барьеры общения" по предмету психология общения, раскрывающая основные теоретические моменты и предлагающая некоторые практические задания для зак...
Методическая разработка по дисциплине «Психология общения» на тему: «Вербальное и невербальное общение внутри коллектива»
Во все времена, общение играло и играет самую важную роль во взаимоотношении людей. Но не все ребята знают о многогранности общения. Данное занятие поможет разобраться в видах общения, изучить словесн...
Контрольно-оценочные средства по дисциплине "Психология общения" (зачетный итоговый тест)
Зачетный итоговый тест содержит 30 вопросов по всем 6 разделам дисциплины "Психология общения": Характеристики общения, Многоплановый характер общения, Роли и ролевые ожидания, Умение слушат...
Технологическая карта открытого урока-семинара по дисциплине "Психология общения" на тему "Характеристики общения"
Итоговый урок по дисциплине "Психология общения" по блоку Характеристики общения подводит итог изученному и контролирует знания учащихся. Этому способствуют вопросы обобщающего и повторитель...