РП УД 10.02.05 Психология общения
учебно-методический материал
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.05. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
УГПС: 10.00.00 Информационная безопасность
Специальность: 10.02.05 Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем.
Форма обучения: очная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_ud_10.02.05_psihologiya_obshcheniya.doc | 198.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий РС(Я)
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия)
«Якутский колледж связи и информационных технологий
имени П.И.Дудкина»
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.05. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
УГПС: Информационная безопасность
Специальность: Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем.
Форма обучения: очная.
2023г.
Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем, укрупненной группы специальностей подготовки профессионального образования Информационная безопасность, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 9 декабря 2016 года, регистрационный № 1553
Организация: ГАПОУ РС (Я) «Якутский колледж связи и информационных технологий имени П. И. Дудкина»
Составитель Киселёва Е.В. /______________________/
преподаватель ГАПОУ РС(Я) «ЯКСИТ»
Рассмотрена на заседании ПЦК Общеобразовательных дисциплин___________________
Протокол № ____ от «__» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК Лепчикова П. Н. / ___________________/
СОДЕРЖАНИЕ | стр. |
| 4 |
| 7 |
| 11 |
| 12 |
5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ | 15 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Психология общения
- Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Психология общения» является частью основной профессиональной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности «Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем» (базовой подготовки), входящей в укрупненную группу специальностей «Информационная безопасность», утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. № 1553.
Программа учебной дисциплины «Психология общения» может быть использована в профессиональной подготовке в области электронной техники, радиотехники и связи при наличии среднего (полного) общего образования.
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина Психология общения относится к циклу основной профессиональной образовательной программы ОГСЭ.00 Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Цель:
приобретение студентами теоретических знаний и практических умений в области психологии общения.
Задачи:
- продолжить формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов;
- развивать навыки эффективного общения, необходимого для работы;
- научить использовать знания в области психологии общения в предотвращении и регулировании конфликтных ситуаций;
- сформировать навыки соблюдения этических норм общения.
Профессиональная деятельность специалистов предусматривает социально-психологические связи и отношения, что неразрывно связано с формированием знаний и умений в сфере общения.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- взаимосвязь общения и деятельности;
- цели, функции, виды и уровни общения;
- роли и ролевые ожидания в общении;
- виды социальных взаимодействий;
- механизмы взаимопонимания в общении;
- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
- этические принципы общения;
- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
Результатом освоения рабочей программы учебной дисциплины является овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями, личностными результатами (ЛР) реализации программы обучения и воспитания :
ОК 1. | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; |
ОК 2. | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности; |
ОК 3. | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие; |
ОК 4. | Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами; |
ОК 5. | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста |
ОК 6. | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей; |
ОК 7. | Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; |
Личностные результаты (ЛР) реализации программы воспитания:
Проявляющий активную гражданскую позицию на основе уважения закона и правопорядка, прав и свобод сограждан, уважения | ЛР 2 |
Демонстрирующий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям, культуре народов России, принципам честности, порядочности, открытости. Действующий и оценивающий свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков. Готовый к деловому взаимодействию и неформальному общению с представителями разных народов, национальностей, вероисповеданий, отличающий их от участников групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие социально опасного поведения окружающих и предупреждающий его. Проявляющий уважение | ЛР 3 |
Проявляющий и демонстрирующий уважение к труду человека, осознающий ценность собственного труда и труда других людей. Экономически активный, ориентированный на осознанный выбор сферы профессиональной деятельности с учетом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, российского общества. Выражающий осознанную готовность к получению профессионального образования, к непрерывному образованию | ЛР 4 |
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, народу, малой родине, знания его истории и культуры, принятие традиционных ценностей многонационального народа России. Выражающий свою этнокультурную идентичность, сознающий себя патриотом народа России, деятельно выражающий чувство причастности | ЛР 5 |
Ориентированный на профессиональные достижения, деятельно выражающий познавательные интересы с учетом своих способностей, образовательного и профессионального маршрута, выбранной квалификации | ЛР 6 |
Осознающий и деятельно выражающий приоритетную ценность каждой человеческой жизни, уважающий достоинство личности каждого человека, собственную и чужую уникальность, свободу мировоззренческого выбора, самоопределения. Проявляющий бережливое и чуткое отношение к религиозной принадлежности каждого человека, предупредительный | ЛР 7 |
Проявляющий и демонстрирующий уважение законных интересов | ЛР 8 |
Сознающий ценность жизни, здоровья и безопасности. Соблюдающий и пропагандирующий здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, физическая активность), демонстрирующий стремление | ЛР 9 |
Бережливо относящийся к природному наследию страны и мира, проявляющий сформированность экологической культуры на основе понимания влияния социальных, экономических | ЛР 10 |
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. Критически оценивающий | ЛР 11 |
Принимающий российские традиционные семейные ценности. Ориентированный на создание устойчивой многодетной семьи, понимание брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей, неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений | ЛР 12 |
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями | |
Демонстрирующий умение эффективно взаимодействовать в команде, вести диалог, в том числе с использованием средств коммуникации. | ЛР 13 |
Демонстрирующий навыки анализа и интерпретации информации из различных источников с учетом нормативно-правовых норм | ЛР 14 |
Демонстрирующий готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. | ЛР 15 |
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
практические занятия | - |
лекционные занятия | 48 |
Итоговая аттестация в форме зачёта |
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология общения»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы и самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Раздел 1. Основы коммуникации. | |||||
Тема #1042;заимосвязь общения и деятельности. | Содержание учебного материала | ||||
1 | Цели, функции, виды и уровни общения. Классификация общения. Структура и средства общения. | 2 | 1 | ||
2 | Роли и ролевые ожидания в общении. Виды социальных взаимодействий. Механизмы взаимопонимания в общении. | 4 | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся «Роль и место общения в структуре деятельности». /Доклады и выступления/ | 3 | ||||
Раздел 2. Межличностное общение | |||||
Тема Общение и взаимоотношения | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
1 | Механизмы взаимопонимания в общении. Техники и приёмы общения. Правила слушания, ведение беседы, убеждения. | ||||
Раздел 3. Конфликты. Тема 3 Коррекция общения. | Содержание учебного материала | ||||
1 | Коммуникативная функция общения. Невербальная коммуникация. Слушание как коммуникативный процесс. Коммуникативные барьеры и их преодоление. | 10 | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Доклады и выступления по теме: «Общение – основа человеческого бытия» | 2 | ||||
Лидерство и его разновидности. Механизмы межгруппового восприятия Перцептивная сторона общения. Эффекты межличностного восприятия. Трудности общения.Застенчивость. Дефицитное общение | 10 | 2 | |||
Дефектное и деструктивное общение. Эффективное общение. Специфика делового общения. Чувства и эмоции в общении. Отношения в развитии. Интерактивная функция общения. | 10 | 2 | |||
Типология характеров. Типы сотрудников. Стили управления. Имидж в деловом общении. Специфика делового общения.Деловая беседа, переговоры и совещания. Сущность и структура конфликта. Предупреждение и разрешение конфликтов. Решение ситуационных задач по профилактике возникновения конфликтов. | 10 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. Стереотип в профессиональной деятельности. Факторы, влияющие на восприятие и понимание людей. Связь между внешним видом человека и его успехом в профессиональной деятельности. | |||||
Психологический практикум. Развитие эффективных навыков. Описание поведения, последствий и чувств. | |||||
Психологический практикум. Разработка этических норм своей профессиональной деятельности. Использовать приёмы саморегуляции поведения в процессе общения «Руководитель-подчинённый» «Техник-клиент». | |||||
Всего: | 48 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
кабинет «Социально-экономических дисциплин», оснащенный оборудованием:
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места для обучающихся (столы и стулья по количеству обучающихся);
- доска;
- наглядные пособия;
- комплект учебно-методической документации;
- комплект учебно-методических материалов; техническими средствами обучения:
- персональный компьютер;
- мультимедиапроектор;
- экран.
- Информационное обеспечение реализации программы
- Основные печатные издания:
- Жарова М.Н. Психология общения: учебник для СПО / М.Н. Жарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. — 256 с.
- Основные электронные издания:
- Бороздина Г. В. Психология общения: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова; под общей редакцией Г. В. Бороздиной. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 463 с. — (Профессиональное образование). — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт.
- Леонов Н. И. Психология общения : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. И. Леонов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 193 с. — (Профессиональное образование). — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт.
- Дополнительные источники:
- Битянова М.Р. Социальная психология (учебное пособие) — СПб.: Издательский дом Питер, 2010. – 368 с.
- Волкова А.И. Психология общения (учебное пособие для ссузов) — Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2006. – 448 с.
- Жарова М.Н. Психология общения – М.: ОИЦ «Академия», 2014. – 256 с.
- Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений — СПб.: Издательский дом Питер, 2010. – 576 с.
- Канке А.А., Кошевая И.П. Профессиональная этика и психология делового общения (учебное пособие для ссузов) - М.: Форум, 2009. – 304 с.
- Курбатов В.И. Конфликтология — Ростов на Дону: Издательство «Феникс», 2009.
- – 448 с.
- Руденко , Самыгин СИ. Деловое общение (учебное пособие) - М.: КноРус, 2010. – 440 с.
- Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления (учебник для ссузов)
- - Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2009. – 409 с.
- Сухов А.Н. Социальная психология (учебное пособие для ссузов) - М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 240 с.
- Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения (учебное пособие для среднего профессионального образования) — М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 178 с.
13. Шеламова Г.М. Этикет делового общения. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 187
#1050;ОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины «Психология общения» осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, выполнения контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Итоговым контролем освоения обучающимися дисциплины «Психология общения» является комплексный зачет.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; - использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составить план действия; определить необходимые ресурсы; − оценивать результат и последствия своих действий самостоятельно или с помощью; − определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - взаимосвязь общения и деятельности; - цели, функции, виды и уровни общения; - роли и ролевые ожидания в общении; - виды социальных взаимодействий; - механизмы взаимопонимания в общении; - техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; - этические принципы общения; -источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов; -актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; − алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов, решения задач профессиональной деятельности; − психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; − сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по специальности. | Формы контроля обучения: - устный опрос, - письменное тестирование; - контрольные работы; - домашнее задание творческого характера; - практические задания; - активность на занятиях (экспертное суждение; дополнения к ответам сокурсников и т.п.) Методы оценки результатов обучения: - мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся; - накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка. - традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка. «Отлично» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, умения сформированы, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено высоко. «Хорошо» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые умения сформированы недостаточно, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, некоторые виды заданий выполнены с ошибками. «Удовлетворительно» - теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые умения работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство Примеры форм и методов контроля и оценки • Тестирование на знание терминологии по теме; • Самостоятельная работа. • Защита реферата • Семинар • Наблюдение за выполнением практического задания (деятельностью студента) • Подготовка и выступление с докладом, сообщением, презентацией • Решение ситуационной задачи значимость результатов поиска; − применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования; − организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности; − описывать значимость своей специальности предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий содержат ошибки. «Неудовлетворительно» - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые умения не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки. |
Результаты (освоенные общие компетенции, ЛР) | Основные показатели оценки результата |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; |
|
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. |
|
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. |
|
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. |
|
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста. |
|
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. |
|
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. |
|
Разработчик: Киселева Е.В. преподаватель _____________________________
ГАПОУ РС (Я) «Якутский колледж связи и информационных технологий имени П. И.Дудкина»
- ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
Дата | Содержание изменений | Разделы | Подпись |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.06 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 230115 ПРОГРАММИРОВАНИЕ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМАХ (БАЗОВАЯ ПОДГОТОВКА)
Программа по ФГОС предназначена для преподавателей психологии....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ
Гуманитарный профиль.Для студентов очной формы обучения....
Учебно-методическое пособие по психологии общения «Раскрываем секреты общения» для педагогов, учителей, воспитателей ГПД.
Учебно-методическое пособие по психологии общения для учителей, педагогов-организаторов, воспитателей ГПД, вожатых....
Методическая разработка по психологии на тему:"Психология общения"
Общение составляет большую часть нашей жизни. Каждый день мы общаемся друг с другом в личных или деловых целях. И, казалось бы, нет ничего проще общения, но как мы с вами уже знаем из теоретических за...
презентация по психологии на тему "Психология общения"
Презентация к занятию по дисциплине "Психология", отражает основные аспекты проблемы общения....
"Барьеры общения" - презентация к уроку по предмету психология общения
Сопроводительная презентация урока по теме "Барьеры общения" по предмету психология общения, раскрывающая основные теоретические моменты и предлагающая некоторые практические задания для зак...
Методическая разработка по дисциплине «Психология общения» на тему: «Вербальное и невербальное общение внутри коллектива»
Во все времена, общение играло и играет самую важную роль во взаимоотношении людей. Но не все ребята знают о многогранности общения. Данное занятие поможет разобраться в видах общения, изучить словесн...