ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА СПЕЦИАЛИСТА
статья
Демонстрационный экзамен представляет собой оценку результатов обучения методом наблюдения за выполнением трудовых действий на рабочем месте.
Демонстрационный экзамен проводится с целью определения у студентов и выпускников уровня сформированности профессиональных компетенций, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере или выполнять работу по конкретным профессии или специальности
Скачать:
Предварительный просмотр:
О.Г. Алешина
Алатырский технологический колледж
Минобразования Чувашии
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА СПЕЦИАЛИСТА
Задачи развития системы среднего профессионального образования,
связанные с переходом России на путь «новой индустриализации» определяют новые подходы к разработке образовательных программ, механизмам оценки и мониторинга качества подготовки рабочих кадров с учетом актуальных международных стандартов.
Профессиональная компетентность представляет собой результат
освоения специальной деятельности, методов ее анализов и механизмов
развития в процессе профессионального образования и становления
профессионализма в практической деятельности.
Если говорить об оценке уровня сформированности профессиональных
компетенций, то мы придем к выводу, что существующую систему
оценивания необходимо менять, в связи с тем, что оценочные материалы
проверяют в первую очередь теоретическую подготовку, а не практическую
подготовленность.
Современные требования к оцениванию направлены на оценивание
объективной готовности будущего специалиста к выполнению
определенного вида трудовой деятельности.
Оценочные средства носят комплексный характер, требует принятия
практических решений как в известной ситуации, так и в нестандартных
ситуациях. Современные оценочные средства должны быть направлены на
решение не теоретических, а профессиональных задач, требующих
применения информации из разных областей знаний. В идеальном случае
задание представляет собой показательную работу в реальных условиях.
Одним из таких оценочных средств, направленных на демонстрацию
компетенций, а также применения их в конкретной ситуации, является
демонстрационный экзамен.
Демонстрационный экзамен представляет собой оценку результатов
обучения методом наблюдения за выполнением трудовых действий на
рабочем месте.
Демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс – это форма государственной итоговой аттестации выпускников по программам среднего профессионального образования.
Демонстрационный экзамен проводится с целью определения у
студентов и выпускников уровня сформированности профессиональных
компетенций, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере или выполнять работу по конкретным профессии или
специальности в соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия.
Выпускники, прошедшие аттестационные испытания в формате
демонстрационного экзамена получают возможность:
- одновременно с подтверждением уровня освоения образовательной
программы в соответствии с федеральными государственными
образовательными стандартами подтвердить свою квалификацию в
соответствии с требованиями международных стандартов Ворлдскиллс без
прохождения дополнительных аттестационных испытаний;
- подтвердить свою квалификацию по отдельным профессиональным
модулям, востребованным работодателями и получить предложение о
трудоустройстве на этапе выпуска из образовательной организации;
- одновременно с получением диплома о среднем профессиональном
образовании получить документ, подтверждающий квалификацию,
признаваемый предприятиями, осуществляющими деятельность в
соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия.
Демонстрационный экзамен сдается путем демонстрации на практике
профессионального мастерства, определенного в базовом учебном плане.
Профессиональное мастерство оценивают специалисты трудовой
жизни и образования.
В 2020 – 2021 году в Алатырском технологическом колледже студенты специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет прошли государственную итоговую аттестацию в форме демонстрационного экзамена по компетенции R41 Бухгалтерский учет.
К демонстрационному экзамену были допущены лица, успешно прошедшие все предшествующие аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом и не имеющие академической задолженности.
План проведения демонстрационного экзамена корректировался главным экспертом площадки проведения демонстрационного экзамена в зависимости от времени, выделенного на проведение демонстрационного экзамена, количества участников и рабочих мест. Жеребьевку проводил главный эксперт за 1 день до начала демонстрационного экзамена.
Для проведения демонстрационного экзамена было представлено два модуля:
1) Модуль 1 «Текущий учет хозяйственных операций и группировка данных»;
2) Модуль 2 «Составление финансовой отчетности и ее анализ».
На проведение демонстрационного экзамена было отведено 6 часов.
Выполненные экзаменационные задания в ходе демонстрационного экзамена оценивались в соответствии со схемой начисления баллов, разработанными на основании характеристик компетенций, определяемых техническим описанием. Оценочные принципы разрабатываются согласно требованиям WorldSkills независимыми экспертами, а не образовательными организациями и поступают они за день до проведения, обеспечивая секретность. Все баллы и оценки регистрируются в системе CIS.
Члены Экспертной группы при оценке выполнения экзаменационных заданий имеют необходимый уровень профессионализма, что позволяет им безукоризненно и беспристрастно, соблюдать требования регламента проведения демонстрационного экзамена.
Процедура оценивания результатов выполнения экзаменационных заданий осуществляется в соответствии субъективно и объективно оценивается как ходе выполнения работы, так и оценивании конечных результатов работы.
Преподаватели специальных дисциплин ответственно подошли к проведению, подготовке и успешной сдаче студентами демонстрационного экзамена. Студенты показали хороший уровень теоретических знаний на практике и по итогам сдачи демонстрационного экзамена получили документ, подтверждающий уровень профессиональных компетенций в соответствии со стандартами WorldSkills Russia – паспорт компетенций (Skills Passport).
По итогам проведенного в прошедшем учебном году демонстрационного экзамена мною было четко сформулировано свое видение данного вопроса.
К преимуществам демонстрационного экзамена можно отнести:
Во-первых, экзамен именно демонстрационный, так как образовательное учреждение наглядно может продемонстрировать различный уровень подготовки обучающихся, использовать автоматизированные системы для учета и т.д.
Во-вторых, демонстрационный экзамен проходит в строгом соответствии со
стандартами «WorldSkills», что немаловажно, а это высокие требования к независимой
оценке выполненных работ, современные сварочные технологии, оборудование,
инструменты и материалы, т. е. моделирование реальных условий производственных
процессов.
В-третьих, при проведении демонстрационного экзамена каждое образовательное
учреждение привлекает для оценки работ обучающихся независимых экспертов
«WorldSkills», имеющих сертификат. В процессе оценивания мы видим работы
обучающихся, положительные и отрицательные стороны работ, наблюдаем за
обучающимися во время проведения демонстрационного экзамена на площадке, но лично
не знакомы, не видим ведомостей успеваемости, а даем выполненным работам оценку
действительно независимую и качественную.
В-четвертых, помимо независимых экспертов на площадке при проведении
демонстрационного экзамена присутствуют представители работодателей крупных
предприятий, которые дают возможность обменяться опытом работы нам экспертам с
работодателем, а обучающимся представить в выгодном для себя свете свои навыки и
умения. Очень часто при проведении демонстрационного экзамена обучающиеся
получают очень выгодные предложения от работодателя и решают вопросы дальнейшего
трудоустройства.
Помимо вышеперечисленных и других преимуществ есть и
отрицательные стороны демонстрационного экзамена:
− высокая стоимость расходных материалов, в расчете на одного
студента;
− разный уровень подготовки к демонстрационному экзамену обучающихся. Как
правило, все обучающиеся не могут иметь высокий уровень подготовки, он
различный, как бы ни старались преподаватели, а критерии оценки
очень высокие, в соответствии со стандартами «WorldSkills», поэтому
образовательное учреждение немного проигрывает в этом плане;
− психологическая подготовка обучающихся, так как помимо профессиональных
навыков должна быть готовность к конкуренции и стрессоустойчивость.
− демонстрационный экзамен позволяет выявить уровень подготовки самого
образовательного учреждения к новым условиям жизни и требованиям
современного производства, а именно наличие современного оборудования,
материально-технической базы, площадки для проведения демонстрационного
экзамена, квалифицированных кадров, подготовки пакета документов. И все это в
соответствии с современными требованиями жизни и стандартами «WorldSkills».
Список литературы
1. Демонстрационный экзамен в процедуре государственной итоговой аттестации по программам СПО в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, 2019 год: итоги. Аналитический отчет. — М.: ЦРПО, 2019.— 84 с.
2. Павлова О.А. Демонстрационный экзамен: приоритеты образовательной политики в СПО и новая реальность для образовательных организаций. // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. – 2016. – No 5–6 (27–28).
3. Станулевич О.Е. Профессиональные компетенции как показатель качества профессионального образования / О.Е. Станулевич // Среднее профессиональное образование. 2013. No 4. С. 5-10.
Предварительный просмотр:
О.Г. Алешина
Алатырский технологический колледж
Минобразования Чувашии
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА СПЕЦИАЛИСТА
Задачи развития системы среднего профессионального образования,
связанные с переходом России на путь «новой индустриализации» определяют новые подходы к разработке образовательных программ, механизмам оценки и мониторинга качества подготовки рабочих кадров с учетом актуальных международных стандартов.
Профессиональная компетентность представляет собой результат
освоения специальной деятельности, методов ее анализов и механизмов
развития в процессе профессионального образования и становления
профессионализма в практической деятельности.
Если говорить об оценке уровня сформированности профессиональных
компетенций, то мы придем к выводу, что существующую систему
оценивания необходимо менять, в связи с тем, что оценочные материалы
проверяют в первую очередь теоретическую подготовку, а не практическую
подготовленность.
Современные требования к оцениванию направлены на оценивание
объективной готовности будущего специалиста к выполнению
определенного вида трудовой деятельности.
Оценочные средства носят комплексный характер, требует принятия
практических решений как в известной ситуации, так и в нестандартных
ситуациях. Современные оценочные средства должны быть направлены на
решение не теоретических, а профессиональных задач, требующих
применения информации из разных областей знаний. В идеальном случае
задание представляет собой показательную работу в реальных условиях.
Одним из таких оценочных средств, направленных на демонстрацию
компетенций, а также применения их в конкретной ситуации, является
демонстрационный экзамен.
Демонстрационный экзамен представляет собой оценку результатов
обучения методом наблюдения за выполнением трудовых действий на
рабочем месте.
Демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс – это форма государственной итоговой аттестации выпускников по программам среднего профессионального образования.
Демонстрационный экзамен проводится с целью определения у
студентов и выпускников уровня сформированности профессиональных
компетенций, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере или выполнять работу по конкретным профессии или
специальности в соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия.
Выпускники, прошедшие аттестационные испытания в формате
демонстрационного экзамена получают возможность:
- одновременно с подтверждением уровня освоения образовательной
программы в соответствии с федеральными государственными
образовательными стандартами подтвердить свою квалификацию в
соответствии с требованиями международных стандартов Ворлдскиллс без
прохождения дополнительных аттестационных испытаний;
- подтвердить свою квалификацию по отдельным профессиональным
модулям, востребованным работодателями и получить предложение о
трудоустройстве на этапе выпуска из образовательной организации;
- одновременно с получением диплома о среднем профессиональном
образовании получить документ, подтверждающий квалификацию,
признаваемый предприятиями, осуществляющими деятельность в
соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия.
Демонстрационный экзамен сдается путем демонстрации на практике
профессионального мастерства, определенного в базовом учебном плане.
Профессиональное мастерство оценивают специалисты трудовой
жизни и образования.
В 2020 – 2021 году в Алатырском технологическом колледже студенты специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет прошли государственную итоговую аттестацию в форме демонстрационного экзамена по компетенции R41 Бухгалтерский учет.
К демонстрационному экзамену были допущены лица, успешно прошедшие все предшествующие аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом и не имеющие академической задолженности.
План проведения демонстрационного экзамена корректировался главным экспертом площадки проведения демонстрационного экзамена в зависимости от времени, выделенного на проведение демонстрационного экзамена, количества участников и рабочих мест. Жеребьевку проводил главный эксперт за 1 день до начала демонстрационного экзамена.
Для проведения демонстрационного экзамена было представлено два модуля:
1) Модуль 1 «Текущий учет хозяйственных операций и группировка данных»;
2) Модуль 2 «Составление финансовой отчетности и ее анализ».
На проведение демонстрационного экзамена было отведено 6 часов.
Выполненные экзаменационные задания в ходе демонстрационного экзамена оценивались в соответствии со схемой начисления баллов, разработанными на основании характеристик компетенций, определяемых техническим описанием. Оценочные принципы разрабатываются согласно требованиям WorldSkills независимыми экспертами, а не образовательными организациями и поступают они за день до проведения, обеспечивая секретность. Все баллы и оценки регистрируются в системе CIS.
Члены Экспертной группы при оценке выполнения экзаменационных заданий имеют необходимый уровень профессионализма, что позволяет им безукоризненно и беспристрастно, соблюдать требования регламента проведения демонстрационного экзамена.
Процедура оценивания результатов выполнения экзаменационных заданий осуществляется в соответствии субъективно и объективно оценивается как ходе выполнения работы, так и оценивании конечных результатов работы.
Преподаватели специальных дисциплин ответственно подошли к проведению, подготовке и успешной сдаче студентами демонстрационного экзамена. Студенты показали хороший уровень теоретических знаний на практике и по итогам сдачи демонстрационного экзамена получили документ, подтверждающий уровень профессиональных компетенций в соответствии со стандартами WorldSkills Russia – паспорт компетенций (Skills Passport).
По итогам проведенного в прошедшем учебном году демонстрационного экзамена мною было четко сформулировано свое видение данного вопроса.
К преимуществам демонстрационного экзамена можно отнести:
Во-первых, экзамен именно демонстрационный, так как образовательное учреждение наглядно может продемонстрировать различный уровень подготовки обучающихся, использовать автоматизированные системы для учета и т.д.
Во-вторых, демонстрационный экзамен проходит в строгом соответствии со
стандартами «WorldSkills», что немаловажно, а это высокие требования к независимой
оценке выполненных работ, современные сварочные технологии, оборудование,
инструменты и материалы, т. е. моделирование реальных условий производственных
процессов.
В-третьих, при проведении демонстрационного экзамена каждое образовательное
учреждение привлекает для оценки работ обучающихся независимых экспертов
«WorldSkills», имеющих сертификат. В процессе оценивания мы видим работы
обучающихся, положительные и отрицательные стороны работ, наблюдаем за
обучающимися во время проведения демонстрационного экзамена на площадке, но лично
не знакомы, не видим ведомостей успеваемости, а даем выполненным работам оценку
действительно независимую и качественную.
В-четвертых, помимо независимых экспертов на площадке при проведении
демонстрационного экзамена присутствуют представители работодателей крупных
предприятий, которые дают возможность обменяться опытом работы нам экспертам с
работодателем, а обучающимся представить в выгодном для себя свете свои навыки и
умения. Очень часто при проведении демонстрационного экзамена обучающиеся
получают очень выгодные предложения от работодателя и решают вопросы дальнейшего
трудоустройства.
Помимо вышеперечисленных и других преимуществ есть и
отрицательные стороны демонстрационного экзамена:
− высокая стоимость расходных материалов, в расчете на одного
студента;
− разный уровень подготовки к демонстрационному экзамену обучающихся. Как
правило, все обучающиеся не могут иметь высокий уровень подготовки, он
различный, как бы ни старались преподаватели, а критерии оценки
очень высокие, в соответствии со стандартами «WorldSkills», поэтому
образовательное учреждение немного проигрывает в этом плане;
− психологическая подготовка обучающихся, так как помимо профессиональных
навыков должна быть готовность к конкуренции и стрессоустойчивость.
− демонстрационный экзамен позволяет выявить уровень подготовки самого
образовательного учреждения к новым условиям жизни и требованиям
современного производства, а именно наличие современного оборудования,
материально-технической базы, площадки для проведения демонстрационного
экзамена, квалифицированных кадров, подготовки пакета документов. И все это в
соответствии с современными требованиями жизни и стандартами «WorldSkills».
Список литературы
1. Демонстрационный экзамен в процедуре государственной итоговой аттестации по программам СПО в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, 2019 год: итоги. Аналитический отчет. — М.: ЦРПО, 2019.— 84 с.
2. Павлова О.А. Демонстрационный экзамен: приоритеты образовательной политики в СПО и новая реальность для образовательных организаций. // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. – 2016. – No 5–6 (27–28).
3. Станулевич О.Е. Профессиональные компетенции как показатель качества профессионального образования / О.Е. Станулевич // Среднее профессиональное образование. 2013. No 4. С. 5-10.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по профессиональным модулям ПМ 01 «УПРАВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТОМ ТОВАРОВ» МДК 01.01 «Управление ассортиментом товаров» ПМ 02 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ МДК 02.01«Оценка качества и основы э
Тема: «Формирование ассортимента кисломолочных товаров на основе оценки конкурентоспособности товара» Тип занятия: формирования умений и навыковВид занятия: практическое, с элементами деловой игр...
Контрольно – оценочные средства для проведения квалификационного экзамена по профессиональному модулю ПМ. 02 ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ специальность 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
КОС предназначены для контроля и оценки результатов освоения профессионального модуля ПМ. 02 ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ по специальности: 100801 Товароведение и экспертиза качеств...
КОС по квалификационному экзамену по ПМ 01Управление ассортиментом товаров и ПМ 02 Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров, специальность" Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров"
оценочные средства для проведения квалификационного экзамена по модулям...
Применение программы AutoCAD и 3DS Max в процессе выполнения курсовых и дипломных проектов для освоения профессиональных компетенций, реализации и оценки качества подготовки специалиста техника-строителя в СПО
В данной статье содержится обоснование структуры, разработки и реализации содержания занятий спецдисциплин с использованием программы AutoCAD и 3DS MAX при выполнении курсовых и дипломных ...
Комплект контрольно-оценочных средств для оценки освоения итоговых образовательных результатов учебной дисциплины Правила и безопасность дорожного движения программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образо
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования для специальности среднего профессионального ...
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО МЕТОДИКЕ WSR КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА КВАЛИФИКАЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ПОО
Современный, конкурентоспособный специалист должен отвечать всем требованиям стандарта и мировым тенденциям развития рынка труда, уметь быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям труда, о...
Демонстрационный экзамен по стандартам WORLDSKILLS - эффективный инструмент оценки подготовки фармацевтов
Статья о введении нового формата ГИА - проведении демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Russia. Демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills Russia - это форма государственной ито...