Рабочая программа ОП.02 «Материаловедение». Специальность 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 15.02.12. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ N 1580 от 9 декабря 2016 г. и с учетом примерной основной образовательной программы (дале ПООП), разработанной ГАПОУ СО «Верхнесалдинский авиаметаллургический техникум»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pr_2022_op.02_materialov_15.02.12_18.09.22.docx | 52.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования Ярославской области
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области
Переславский колледж им. А. Невского
Рабочая программа
учебной дисциплины ОП.02
Материаловедение
по специальности
15.02.12. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)
2022
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 15.02.12. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ N 1580 от 9 декабря 2016 г. и с учетом примерной основной образовательной программы (дале ПООП), разработанной ГАПОУ СО «Верхнесалдинский авиаметаллургический техникум».
Организация-разработчик: ГПОУ ЯО Переславский колледж им. А. невского
Разработчики:
Трунов Алексей Иванович, заведующий кафедрой механических дисциплин и автоматизации технологических процессов.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. | СТРУКТУРА ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
3. | ПРИМЕРНЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ | 10 |
4. | КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 12 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП. 02 Материаловедение»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина.
Учебная дисциплина имеет практическую направленность и имеет межпредметные связи
с общепрофессиональными дисциплинами ОП. 01Инженерная графика, ОП. 03 Техническая механика, ОП.04 Метрология, стандартизация и подтверждение соответствия, ОП. 05 Электротехника и основы электроники, ОП.06 Технологическое оборудование, ОП. 07 Технология отрасли, ОП.08 Обработка металлов резанием, станки и инструменты, ОП. 09 Охрана труда и бережливое производство, ОП. 11 Информационные технологии в профессиональной деятельности, профессиональными модулями ПМ.01. Монтаж промышленного оборудования и пусконаладочные работы, ПМ.02. Техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования и ПМ. 03.Организация ремонтные, монтажные и наладочные работы по промышленному оборудованию.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
В соответствии ФГОС 15.02.12 | ||
ОК 01-11, ПК 1.1.-1.3. ПК 2.1-2.4. ПК 3.1.-3.4. |
|
|
С учетом ПООП | ||
ОК 01-11, ПК 1.1.-1.3. ПК 2.1-2.4. ПК 3.1.-3.4. |
|
|
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Обязательная учебная нагрузка | 82 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 48 |
лабораторные занятия | 8 |
практические занятия | 8 |
Самостоятельная работа | 8 |
Промежуточная аттестация | 10 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Осваиваемые элементы компетенций |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Физико- химические закономерности формирования структуры материала | 24 | ||
Тема 1.1. Строение и свойства материалов | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01-11, ПК 1.1.-1.3. ПК 2.1-2.4. ПК 3.1.-3.4. |
1. Элементы кристаллографии: кристаллическая решётка, анизотропия, диффузия в металлах и сплавах; жидкие кристаллы: структура полимеров, древесины, стекла. | 2 | ||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 2 | ||
1. Лабораторная работа №1 Исследование твёрдости материалов по методу Бринелля. | 1 | ||
2. Лабораторная работа №2 Испытание материалов на твёрдость по Роквеллу. | 1 | ||
Тема 1.2. Формирование структуры литых материалов | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01-11, ПК 1.1.-1.3. ПК 2.1-2.4. ПК 3.1.-3.4. |
1. Кристаллизация металлов и сплавов. Форма кристаллов и строение слитков. Получение монокристаллов. | 2 | ||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | — | ||
Тема 1.3. Диаграммы состояния металлов и сплавов | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01-11, ПК 1.1.-1.3. ПК 2.1-2.4. ПК 3.1.-3.4. |
1. Понятие «сплав». Классификация и структура металлов и сплавов. Диаграмма состояния железоуглеродистых сплавов. Влияние легирующих элементов на структуру стали. | 2 | ||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 2 | ||
1. Лабораторная работа №3 Исследование диаграммы состояния железоуглеродистых сплавов Fe-FeC. | 2 | ||
Тема 1.4. Формирование структуры деформированных металлов и сплавов | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01-11, ПК 1.1.-1.3. ПК 2.1-2.4. ПК 3.1.-3.4. |
1. Пластическая деформация поликристаллов. Диаграмма растяжения металлов. | 2 | ||
2. Свойства пластически деформированных металлов. | 2 | ||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 2 | ||
1. Лабораторная работа №4 Испытание на растяжение материалов. | 2 | ||
Тема 1.5. Термическая и химико-термическая обработка металлов и сплавов | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01-11, ПК 1.1.-1.3. ПК 2.1-2.4. ПК 3.1.-3.4. |
1. Классификация видов термической обработки. Основное оборудование для термической обработки. | 2 | ||
2. Поверхностная закалка стали. Дефекты термической обработки. | 2 | ||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 2 | ||
1. Лабораторная работа №5 Определение твёрдости стали после закалки. | 1 | ||
2. Лабораторная работа №6 Термическая обработка дуралюмина. | 1 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 2. Материалы, применяемые в машиностроении и приборостроении | 24 | ||
Тема 2.1. Конструкционные материалы | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01-11, ПК 1.1.-1.3. ПК 2.1-2.4. ПК 3.1.-3.4. |
1. Общие требования, предъявляемые к конструкционным материалам. Методы повышения конструкционной прочности. | 2 | ||
2. Классификация конструкционных материалов и их техническая характеристика. Углеродистые стали. | 2 | ||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 2 | ||
1. Практическая работа №1 Проведение микроанализа конструкционных сталей. | 2 | ||
Тема 2.2. Материалы с особыми технологическими свойствами | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01-11, ПК 1.1.-1.3. ПК 2.1-2.4. ПК 3.1.-3.4. |
1. Стали с высокой технологической пластичностью и свариваемостью. Железоуглеродистые сплавы. | 2 | ||
2. Общая характеристика и классификация медных сплавов. | 2 | ||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 2 | ||
1. Практическая работа №2 Исследование структуры и свойств легированной стали. | 2 | ||
Тема 2.3. Износостойкие материалы | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01-11, ПК 1.1.-1.3. ПК 2.1-2.4. ПК 3.1.-3.4. |
1. Рессорно-пружинные стали. Пружинные материалы в приборостроении. Классификация и особенности термической обработки. | 2 | ||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | — | ||
Тема 2.4. Материалы с упругими свойствами | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01-11, ПК 1.1.-1.3. ПК 2.1-2.4. ПК 3.1.-3.4. |
1. Рессорно-пружинные стали. Пружинные материалы в приборостроении. Классификация и особенности термической обработки. | 2 | ||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | — | ||
Тема 2.5. Материалы с малой плотностью | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01-11, ПК 1.1.-1.3. ПК 2.1-2.4. ПК 3.1.-3.4. |
1. Сплавы на основе алюминия. Общая характеристика и классификация алюминиевых сплавов. Сплавы на основе магния. | 2 | ||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 2 | ||
1. Практическая работа № 3 Исследование магниевых сплавов. | 2 | ||
Тема 2.6. Материалы с высокой удельной прочностью | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01-11, ПК 1.1.-1.3. ПК 2.1-2.4. ПК 3.1.-3.4. |
1. Титан и сплавы на его основе. Общая характеристика и классификация титановых сплавов. Бериллий и сплавы на его основе. | 2 | ||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | — | ||
Тема 2.7 Материалы, устойчивые к воздействию температуры и рабочей среды | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01-11, ПК 1.1.-1.3. ПК 2.1-2.4. ПК 3.1.-3.4. |
1. Коррозионностойкие материалы, коррозионностойкие покрытия. Хладостойкие материалы. Радиационно-стойкие материалы. | 2 | ||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | — |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 3. Материалы с особыми физическими свойствами | 7 | ||
Тема 3.1. Материалы с особыми магнитными свойствами | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01-11, ПК 1.1.-1.3. ПК 2.1-2.4. ПК 3.1.-3.4. |
1. Общие сведения о ферромагнетиках, их классификация. Магнитно-мягкие материалы. Высокочастотные материалы. Общие требования к материалам со специальными магнитными свойствами. | 2 | ||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | — | ||
Тема 3.2. Материалы с особыми тепловыми свойствами | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01-11, ПК 1.1.-1.3. ПК 2.1-2.4. ПК 3.1.-3.4. |
1. Сплавы с заданным температурным коэффициентом линейного расширения. | 2 | ||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | — | ||
Тема 3.3. Материалы с особыми электрическими свойствами | Содержание учебного материала | 3 | ОК 01-11, ПК 1.1.-1.3. ПК 2.1-2.4. ПК 3.1.-3.4. |
1. Материалы высокой электрической проводимости. Полупроводниковые материалы, их строение и получение. Диэлектрики, эмали, лаки. | 2 | ||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 1 | ||
1. Практическая работа №4 Проведение микроанализа сталей с особыми свойствами. | 1 | ||
Раздел 4. Инструментальные материалы | 4 | ||
Тема 4.1. Материалы для режущих и измерительных инструментов | Содержание учебного материала | 3 | ОК 01-11, ПК 1.1.-1.3. ПК 2.1-2.4. ПК 3.1.-3.4. |
1.Материалы для режущих инструментов: углеродистые стали, высоколегированные и низколегированные. Твёрдые сплавы, сверхтвёрдые материалы для инструментов. | 2 | ||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 1 | ||
1. Практическая работа № 5 Проведение микроанализа инструментальных сталей. | 1 | ||
Тема 4.2. Стали для инструментов, обработки металлов давлением | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01-11, ПК 1.1.-1.3. ПК 2.1-2.4. ПК 3.1.-3.4. |
1. Стали для инструментов холодной обработки давлением. Стали для инструментов горячей обработки давлением. | 2 | ||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | — | ||
Раздел 5. Порошковые и композиционные материалы | 4 | ||
Тема 5.1. Порошковые материалы | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01-11, ПК 1.1.-1.3. ПК 2.1-2.4. ПК 3.1.-3.4. |
1. Получение изделий из порошка. Метод порошковой металлургии. | 2 | ||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | — | ||
Тема 5.2. Композиционные материалы | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01-11, ПК 1.1.-1.3. ПК 2.1-2.4. ПК 3.1.-3.4. |
1. Композиционные материалы: классификация, строение, свойства, достоинства и недостатки. | 2 | ||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | — |
1 | 2 | 3 | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся (примерная тематика): Изучение устройства и работы микроскопа. Изучение методов получения монокристаллов. Изучение формы кристаллов и строения слитков. Построение диаграммы растяжения. Изучение дефектов термической обработки металлов и сплавов. Изучение свойств медных сплавов, латуни, бронзы. Изучение маркировки материалов с высокой удельной прочностью. Изучение термической обработка титановых сплавов. Изучение маркировки материалов с особыми тепловыми свойствами. Изучение сверхтвёрдых материалов и их применения. | 8 | ||
Промежуточная аттестация | 10 | ||
Всего: | 82 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Материаловедение», оснащенный оборудованием:
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места по количеству обучающихся;
- наглядные пособия (модели изделий, диаграммы, комплект плакатов), а также техническими средствами обучения: компьютер;
- мультимедиа проектор;
- экран.
Лаборатория «Материаловедения» оснащенная необходимым для реализации программы учебной дисциплины оборудованием:
- твердомеры;
- микроскопы;
- печи муфельные для закалки (на 1000–1300 °С) и отпуска (на 200–650 °С);
- наборы образцов, детали;
- наглядные пособия (таблицы, ГОСТы).
Технические средства обучения:
- компьютер;
- мультимедиа проектор;
- экран.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания
- Чумаченко Ю.Т. Материаловедение и слесарное дело: учебник / Ю.Т. Чумаченко, Г.В. Чумаченко. - М.: КНОРУС, 2013. - 296 с. - (Начальное и среднее профессиональное образование).
- Черепахин А. А. Материаловедение : учебник для студ. учреждений сред, проф. образования / А. А. Черепахин. - 2-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 256 с.
3.2.2. Литература в формате PDF
- Адаскин А. М. Материаловедение (металлообработка): учеб, пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / А. М. Адаскин, В.М.Зуев. - 11-е изд., стер. - М. Издательский центр «Академия», 2014. - 288 с.
- Адаскин, А. М. Материаловедение в машиностроении. В 2 ч. Часть 1 : учебник для СПО / А. М. Адаскин, Ю. Е. Седов, А. К. Онегина, В. Н. Климов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 258 с. - (Серия : профессиональное образование).
- Адаскин, А. М. Материаловедение машиностроительного производства. В 2 ч. Часть 2 : учебник для СПО / А. М. Адаскин, Ю. Е. Седов, А. К. Онегина, В. Н. Климов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 291 с. - (Серия : Профессиональное образование).
- Кириченко Н. Б. Автомобильные эксплуатационные материалы: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Н. Б. Кириченко. - 9-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 208 с.
- Лабораторный практикум по материаловедению в машиностроении и металлообработке : учеб, пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / [В. Н. Заплатин, Ю. И. Сапожников, А. В. Дубов, Е.М. Духнеев] ; под ред. В.Н. Заплатина. - 4-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2016. - 240 с.
- Соколова Е.Н. Материаловедение (металлообработка) : раб. тетрадь : учеб, пособие для нач. проф. образования / Е. Н. Соколова. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 96 с.
3.2.3. Электронные ресурсы
- Материаловедение [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.materialscience.ru/ subjects/materialovedenie/.
- Материаловедение.инфо [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://materiology.info.
- Все о материалах и материаловедении [Электронный ресурс]: сайт // Режим доступа: Маteriall.ru: URL: http://materiall.ru/.
- Электронные библиотеки России /pdf учебники студентам [Электронный ресурс]: сайт // Режим доступа : http://www.gaudeamus.omskcity.com/my_PDF_library.html.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
Знания Закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, основы их термообработки, способы защиты металлов от коррозии; | Перечисляет закономерности процесса кристаллизации в зависимости от температуры; Перечисляет способы термообработки материалов; Перечисляет способы процесса защиты металлов от коррозии | Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося при выполнении и защите результатов практических занятий, Тестирование, Устный опрос, Зачет |
Классификацию и способы получения композиционных материалов; | Перечисляет принципы получения композиционных материалов, их особенности в зависимости от компонентов; Классифицирует по заданным критериям | |
Принципы выбора конструкционных материалов для применения в производстве строение и свойства металлов, методы их исследования; | Аргументировано объясняет на основе нормативных источников причины выбора материалов для конкретной технологической машины | |
Классификацию материалов, металлов и сплавов, их области применения; | Перечисляет виды конструкционных материалов и сплавов; Дает краткую характеристику по химическому составу; Перечисляет область применения разных групп материалов в пищевой промышленности | |
Методику расчета и назначения режимов резания для различных видов работ. | Перечисляет группы станков для металлообработки; Объясняет принципы назначения режимов резания; По алгоритму определяет припуск на обработку, скорость резания, частоту вращения заготовки, подачу инструмента | |
Умения Распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам; | Определять виды конструкционных материалов; Выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации; | Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося при выполнении и защите результатов практических занятий, Проектная работа, Оценка решений ситуационных задач, Зачет |
Определять виды конструкционных материалов; | ||
Выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации; | По заданному критерию (прочности, твердости) условиям эксплуатации осуществляет выбор материала для конкретной конструкции. | |
Проводить исследования и испытания материалов; | Осуществляет процесс испытания материалов; Перечисляет основные характеристики материала. | |
Рассчитывать и назначать оптимальные режимы резанья. | Воспроизводит технологию обработки заготовки, выбирает тип металлорежущего станка и рассчитывает технологическое время обработки |
Приложение 1
Критерии оценки знаний и умений
Уровень усвоения учебного материала и его характеристика | Критерии оценок при проверке знаний, умений и навыков | Оценка |
1-й уровень (начальный) – узнавание изученных ранее объектов, свойство, процессов в данной профессиональной деятельности и выполнение действий с опорой (подсказкой) | Теоретические знания:
Практические умения и навыки:
| «3» |
2-й уровень (основной) – самостоятельное выполнение по памяти основного действия | Теоретические знания:
Практические умения и навыки:
| «4» |
3-й уровень (продвинутый) – продуктивное действие, т.е. самостоятельное создание собственного алгоритма деятельности в нетиповой ситуации на основе ранее изученных типовых действий. | Теоретические знания:
Практические умения и навыки:
| «5» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ОП.01 «Инженерная графика». Специальность 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (д...
Рабочая программа ОП.08 «Обработка металлов резанием, станки и инструменты». Специальность 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (д...
Рабочая программа ОП.06 «Технологическое оборудование». Специальность 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (д...
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01. Монтаж промышленного оборудования и пусконаладочные работы. Специальность 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)
Рабочая программа профессионального модуля (далее ПМ) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионально...
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02. Техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования. Специальность 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)
Рабочая программа профессионального модуля (далее ПМ) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионально...
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.03. Организация ремонтных, монтажных и наладочных работ по промышленному оборудованию. Специальность 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)
Рабочая программа профессионального модуля (далее ПМ) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионально...
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.04. Выполнение работ по профессии «Слесарь-ремонтник». Специальность 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (д...