Программа занятий учителя-дефектолога 2 класс легкая умственная отсталость
рабочая программа

Струченко Анна Михайловна

программа занятий учителя-дефектолога 2 класс легкая умственная отсталость

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_2g.docx56.33 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Ачинская  школа № 3»

Рассмотрено

на заседании МС

__________________

Эксперт_______________

___________/_____________

Протокол № _____ от

«_____»______________202_г

Согласовано

Заместитель директора по учебной работе _________/

«____»_____________202_г

Утверждаю

Директор школы

_________/И.Л. Шадрина

Приказ № ________от

«______»________202_г

Рабочая программа

учителя-дефектолога

(подгрупповые занятия)

Класс     2г

       

Учитель        Струченко Анна Михайловна        

Количество часов по программе      68 часов 

Ачинск 2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка……………………………………………………………………………...

3

Характеристика обучающихся 2 г класса………………………………………………………….

6

Содержание программы………………………….…………………………………………………

7

Учебно-тематический план…………………………………………………………………………

7

Календарно-тематическое планирование………….………………………………………………

8

Пояснительная записка

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми 2 класса с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) на 2023-2024 учебный год.

              Рабочая программа составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программа составлена с учетом рекомендаций ПМПК, результатов диагностического обследования познавательной деятельности обучающихся.

   Данная программа направлена на коррекцию и компенсацию дефектов развития детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

         Цель программы: формирование у обучающихся с легкой умственной отсталостью представлений об окружающем мире, развитие элементарных математических представлений. Развитие речи и всестороннее развитие сенсорных процессов, совершенствование навыков чтения.

        Задачи программы:        

      - развивать базовые учебные действия и корректировать отклонения в развитии;

      -корректировать недостатки познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

     -стимулировать активность и вовлечение во все виды деятельности (познавательную, игровую, продуктивную);

    -обогащать словарный запас детей;

      -исправлять недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;

   -развивать математические представления, навыки письма и чтения.

При реализации данной программы соблюдаются следующие принципы:

Принцип развивающего обучения - развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. В соответствии с этим принципом должны учитываться темперамент, характер, способности и интересы, мысли, мечты и переживания воспитанников. Не менее важно учитывать их половозрастные особенности.

Принцип постепенности. Заключается в прогрессивном нарастании объема и интенсивности нагрузки и в усложнении техники выполняемых упражнении.

Принцип доступности предполагает построение обучения на уровне реальных познавательных возможностей учащихся.

Деятельностный принцип. Целью деятельностного принципа является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты

Тип занятий: занятие-изучение нового материала; занятие-повторение и усвоение пройденного материала; занятие-закрепление знаний, умений и навыков, занятие-применение полученных знаний и умений, комбинированное занятие, занятие-игра.

Формы работы: подгрупповые занятия

Методы обучения: наглядные, словесные, практические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративный.

Технологии обучения: игровые, практические, здоровьесберегающие, развивающие технологии.

Коррекционные занятия проводятся в первую и во вторую половину дня. Каждой подгруппе в расписании отводится 2 часа в неделю (34 рабочих недель), т.е. 68 часов в год.  Продолжительность проведения подгруппового занятия 30 мин.

Занятия имеют следующую структуру:

- организационный этап;

- работа по теме занятия;

- самостоятельная работа;

- итог занятия.

Формирование БУД у обучающихся

Личностные:

 - умение осознавать себя как ученика, заинтересованного в посещении занятий;

- самостоятельность во время выполнения заданий;

Коммуникативные учебные действия:

- вступать в контакт с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью при необходимости;

- слушать и понимать инструкцию.

Регулятивные учебные действия:

- ориентироваться в пространстве кабинета;

- работать с дидактическими материалами;

- контролировать свои действия.

Познавательные учебные действия:

- знать изученные буквы и звуки;

- уметь читать выразительно, не допуская ошибок;

-писать под диктовку, писать выборочно, удерживая инструкцию педагога;

-учить составлять предложения по картине;

-учить составлять рассказ;

-закреплять умение подбирать антонимы, синонимы;

- закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи;

- учить выстраивать ассоциативные связи между предметами/объектами;

-закреплять умение решать задачи.

Планируемые результаты описаны ниже для каждого раздела программы.

Система оценки достижения планируемых результатов.

          Во время прохождения программы предусмотрены текущий контроль и промежуточная аттестация, которые проводятся в форме:

  • первичной (входящей) аттестации;
  • текущего мониторинга;
  • промежуточной аттестации в конце учебного года.

Аттестация осуществляется на индивидуальных занятиях по протоколу обследования, который позволяет отслеживать продвижение обучающегося в своем развитии и  на основе которого составляется дефектологическое заключение на ребёнка и программа на подгруппу детей. Возможны корректировки программ в течение учебного года на основе выявленных особенностей.  Первичная (входящая) аттестация проводится в первые две недели сентября, промежуточная - в последние две недели мая в форме практических заданий.

          Текущий контроль осуществляется через текущий мониторинг, который проводится в форме наблюдений за обучающимися во время урочной и внеурочной деятельности (1 раз в полугодие), а так же их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня развития речи и отражается в виде рекомендаций для педагогов, работающих на классах.

Критерии оценивания мониторинга эффективности коррекционной работы

1  балл — ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает, принимает частично или только при пошаговой инструкции.

2  балла — ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого; переносит способ действия на аналогичные задания.

3  балла — ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно или с незначительной помощью учителя.

Материально-техническое оснащение

Для обеспечения коррекционно-развивающей работы с детьми подготовлен кабинет дефектолога, оснащенный:

- мебелью: ученические столы и стулья, шкафы для дидактических и наглядных пособий;

- техническими средствами обучения: ноутбук, принтер;

- дидактическими материалами по темам реализуемой программы;

- наглядно-иллюстративным материалом;

- учебно-методическими материалами: учебники по школьным предметам, специальная литература, учебные пособия с дидактическими заданиями и упражнениями для организации познавательной деятельности обучающихся;

- оборудованием для развития мелкой моторики.

Характеристика обучающихся 2 г класса.

В класс зачислено 9 обучающихся. По результатам проведенной диагностики, в зависимости от нарушений у учащихся, класс разделен на 4 подгруппы:

-1 подгруппа - Андрей Ч, Юра Г.

-2 подгруппа -  Витя С, Костя П.

-3 подгруппа – Савелий Р., Руслан П., Андрей М.

-4 подгруппа – Кирилл Н., Паша Р.

У учащихся наблюдается отставание активного словаря от пассивного. Активный лексикон не только ограничен, но и перегружен штампами (одними и теми же словосочетаниями). Фразы бедные, односложные. Имеются затруднения в оформлении своих мыслей, передаче содержания прочитанного или услышанного.

Учащиеся недостаточно улавливают сходство и различие между предметами и явлениями, что можно объяснить затруднениями анализа и синтеза воспринимаемой информации.

Мышление у учащихся 2 г класса ограничено непосредственным опытом и необходимостью обеспечения своих сиюминутных потребностей, непоследовательное и стереотипное, некритичное.

Ребята многое запоминают механически, не умеют работать с материалом, кроме перечисления. Механическая память отличается замедленностью и непрочностью запоминания, быстротой забывания, неточностью воспроизведения. Поступки недостаточно целенаправленны, импульсивны. Поведение в связи с этим крайне непоследовательно, неожиданно. Оно то отличается пассивностью, то прерывается неожиданными и обычно неуместными поступками. Часто наблюдается плаксивость, отказ от выполнения заданий.

Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения, а также жестикуляция и мимика.

Содержание программы

Аттестация первичная и промежуточная, целью которых является определения уровня развития детей и освоения ими образовательных программ.

Развитие речи:

- закреплять умение читать без ошибок

-закреплять навык выразительного чтения

-учить писать под диктовку

- учить различать буквы, схожие по написанию

-учить составлять предложения по картине

-учить составлять рассказ

- закреплять умение определять слова, обозначающие предметы, действия, признак предмета

-закреплять умение подбирать антонимы

-закреплять умение подбирать синонимы

Математические представления:

-закреплять знания о числовом ряде

-учить сравнивать числа

-закреплять сложение и вычитание в пределах 20

-закреплять умение решать задачи

-закреплять умение составлять задачи

- закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи

-учить детей находить лишнее в ряде предметов, мотивировать свой ответ

-учить детей находить ошибки, объяснять, в чем ошибка, как исправить

-учить отгадывать загадки

-учить толковать прямой и переносный смысл пословиц 

- учить выстраивать ассоциативные связи между предметами/объектами

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов

Кол-во

часов

I четверть

16

1

Первичная (входящая) аттестация

4

2

Развитие речи

8

3

Математические представления

4

II четверть

16

1

Развитие речи

9

2

Математические представления

7

III четверть

22

1

Развитие речи

12

2

Математические представления

10

IV четверть

14

1

Развитие речи

6

2

Математические представления

4

3

Промежуточная аттестация

4

Итого:

68

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Дата

По плану

По факту

I четверть

Первичная (входящая) аттестация

1

Диагностика

05.09.2023

2

Диагностика

07.09.2023

3

Диагностика

12.09.2023

4

Диагностика

14.09.2023

Развитие речи

1

Д/и «Что сначала, что потом»

19.09.2023

2

Д/и «Что перепутал художник?»

21.09.2023

3

Занятие-игра «Отгадай загадку. Придумай загадку»

26.09.2023

4

Чтение текста «Осень», работа по содержанию.

28.09.2023

5

Д/и «Вставь букву»

03.10.2023

6

Диктант

05.10.2023

7

Д/и «Найди букву»

10.10.2023

8

Д/и «Пазлы-читазлы»

12.10.2023

Математические представления

1

Решение примеров

17.10.2023

2

Сравнение чисел

19.10.2023

3

Счет от заданного числа

24.10.2023

4

Решение задачи

26.10.2023

II четверть

Развитие речи

1

Д/и «Найди лишнее»

07.11.2023

2

Выполнение корректурной пробы

09.11.2023

3

Д/и «Продолжи закономерность»

14.11.2023

4

Работа с пословицей, расшифровка смысла

16.11.2023

5

Д/и «Поймай молоточком ответ на загадку»

21.11.2023

6

Чтение текста «Школа», работа по содержанию.

23.11.2023

7

Чтение по ролям (отработка навыков выразительного чтения)

28.11.2023

8

Составление рассказа по опорным картинкам

30.11.2023

9

Чтение и пересказ рассказа «Новогодние традиции»

05.12.2023

Математические представления

1

Графический диктант

07.12.2023

2

Ориентировка на листе бумаги, ориентировка в собственном теле

12.12.2023

3

Д/и «Части суток»

14.12.2023

4

Решение примеров

19.12.2023

5

Построение геометрических фигур

21.12.2023

6

Д/и «Какое число пропустили?»

26.12.2023

7

Решение задачи

28.12.2023

III четверть

Развитие речи

1

Д/и «Продолжи рисунок»

09.01.2024

2

Выполнение корректурной пробы

11.01.2024

3

Д/и «Исключи лишнее»

16.01.2024

4

Д/и «Как связаны предметы?»

18.01.2024

5

Д/и «Найди отличия»

23.01.2024

6

Диктант

25.01.2024

7

Д/и «Найди в тексте слова, обозначающие предмет»

30.01.2024

8

Д/и «Скажи наоборот»

01.02.2024

9

Д/и «Придумай слово-действие»

06.02.2024

10

Выборочное письмо

08.02.2024

11

Д/и «Скажи также, но другим словом»

13.02.2024

12

Чтение и пересказ рассказа «Наша армия»

15.02.2024

Математические представления

1

Д/и «Круглый год»

20.02.2024

2

Д/и «Увеличь на»

22.02.2024

3

Решение задачи

27.02.2024

4

Графический диктант

29.02.2024

5

Д/и «Где больше?»

05.03.2024

6

Ориентировка на листе бумаги

07.03.2024

7

Д/и «Сосчитай и напиши»

12.03.2024

8

Решение примеров

14.03.2024

9

Д/и «Уменьши на»

19.03.2024

10

Графический диктант

21.03.2024

IV четверть

Развитие речи

1

Д/и «Бывает или не бывает?»

02.04.2024

2

Викторина «Плохо или хорошо?»

04.04.2024

3

Д/и «Кто кем будет?»

09.04.2024

4

Чтение и пересказ рассказа «Весна»

11.04.2024

5

Д/и «Противоположности»

16.04.2024

6

Выборочное письмо

18.04.2024

Математические представления

1

Решение примеров

23.04.2024

2

Графический диктант

25.04.2024

3

Д/и «Придумай задачу»

30.04.2024

4

Д/и «Слушай и двигайся»

07.05.2024

Промежуточная аттестация

1

Диагностика

16.05.2024

2

Диагностика

21.05.2024

3

Диагностика

23.05.2024

4

Диагностика

28.05.2024


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционного курса РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (индивидуальные занятия 1- 4 класс)

Данная коррекционно-развивающая программа разработана и составлена на основе  программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1...

Рабочая программа логопедических коррекционных занятий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 классы

Важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка занимает логопедическая работа. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслит...

Личностно-ориентированный подход в формировании социально-бытовых навыков у молодых людей с легкой умственной отсталостью и с психопатическим синдромом

Выбор темы обусловлен моим интересом к изучению социально-бытовых навыков у обучающихся с умственной отсталостью...

Коррекционно-развивающий маршрут для ребенка с легкой степенью умственной отсталости

Данная программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ (умственной отсталостью) создана для решения проблемы инклюзивного образования данного ребенка. Программа позволяет организовать ...

Методика по использованию учителем-дефектологом инновационного метода канис-терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 1-4 класс

Использование инновационного метода канис-терапии в условиях коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ младшего школьного возраста направлено на формирование и развитие таких базовых жизнен...

Рабочая коррекционная программа психологического сопровождения обучающихся 1 класса с легкой умственной отсталостью

Рабочая коррекционная программа  психологического сопровождения обучающихся 1 класса с легкой умственной отсталостью...