Программа занятий учителя-дефектолога 2 класс легкая умственная отсталость
рабочая программа
программа занятий учителя-дефектолога 2 класс легкая умственная отсталость
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_2g.docx | 56.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ачинская школа № 3»
Рассмотрено на заседании МС __________________ Эксперт_______________ ___________/_____________ Протокол № _____ от «_____»______________202_г | Согласовано Заместитель директора по учебной работе _________/ «____»_____________202_г | Утверждаю Директор школы _________/И.Л. Шадрина Приказ № ________от «______»________202_г |
Рабочая программа
учителя-дефектолога
(подгрупповые занятия)
Класс 2г
Учитель Струченко Анна Михайловна
Количество часов по программе 68 часов
Ачинск 2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………………………………………... | 3 |
Характеристика обучающихся 2 г класса…………………………………………………………. | 6 |
Содержание программы………………………….………………………………………………… | 7 |
Учебно-тематический план………………………………………………………………………… | 7 |
Календарно-тематическое планирование………….……………………………………………… | 8 |
Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми 2 класса с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) на 2023-2024 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа составлена с учетом рекомендаций ПМПК, результатов диагностического обследования познавательной деятельности обучающихся.
Данная программа направлена на коррекцию и компенсацию дефектов развития детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель программы: формирование у обучающихся с легкой умственной отсталостью представлений об окружающем мире, развитие элементарных математических представлений. Развитие речи и всестороннее развитие сенсорных процессов, совершенствование навыков чтения.
Задачи программы:
- развивать базовые учебные действия и корректировать отклонения в развитии;
-корректировать недостатки познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
-стимулировать активность и вовлечение во все виды деятельности (познавательную, игровую, продуктивную);
-обогащать словарный запас детей;
-исправлять недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
-развивать математические представления, навыки письма и чтения.
При реализации данной программы соблюдаются следующие принципы:
Принцип развивающего обучения - развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. В соответствии с этим принципом должны учитываться темперамент, характер, способности и интересы, мысли, мечты и переживания воспитанников. Не менее важно учитывать их половозрастные особенности.
Принцип постепенности. Заключается в прогрессивном нарастании объема и интенсивности нагрузки и в усложнении техники выполняемых упражнении.
Принцип доступности предполагает построение обучения на уровне реальных познавательных возможностей учащихся.
Деятельностный принцип. Целью деятельностного принципа является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты
Тип занятий: занятие-изучение нового материала; занятие-повторение и усвоение пройденного материала; занятие-закрепление знаний, умений и навыков, занятие-применение полученных знаний и умений, комбинированное занятие, занятие-игра.
Формы работы: подгрупповые занятия
Методы обучения: наглядные, словесные, практические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративный.
Технологии обучения: игровые, практические, здоровьесберегающие, развивающие технологии.
Коррекционные занятия проводятся в первую и во вторую половину дня. Каждой подгруппе в расписании отводится 2 часа в неделю (34 рабочих недель), т.е. 68 часов в год. Продолжительность проведения подгруппового занятия 30 мин.
Занятия имеют следующую структуру:
- организационный этап;
- работа по теме занятия;
- самостоятельная работа;
- итог занятия.
Формирование БУД у обучающихся
Личностные:
- умение осознавать себя как ученика, заинтересованного в посещении занятий;
- самостоятельность во время выполнения заданий;
Коммуникативные учебные действия:
- вступать в контакт с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью при необходимости;
- слушать и понимать инструкцию.
Регулятивные учебные действия:
- ориентироваться в пространстве кабинета;
- работать с дидактическими материалами;
- контролировать свои действия.
Познавательные учебные действия:
- знать изученные буквы и звуки;
- уметь читать выразительно, не допуская ошибок;
-писать под диктовку, писать выборочно, удерживая инструкцию педагога;
-учить составлять предложения по картине;
-учить составлять рассказ;
-закреплять умение подбирать антонимы, синонимы;
- закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи;
- учить выстраивать ассоциативные связи между предметами/объектами;
-закреплять умение решать задачи.
Планируемые результаты описаны ниже для каждого раздела программы.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Во время прохождения программы предусмотрены текущий контроль и промежуточная аттестация, которые проводятся в форме:
- первичной (входящей) аттестации;
- текущего мониторинга;
- промежуточной аттестации в конце учебного года.
Аттестация осуществляется на индивидуальных занятиях по протоколу обследования, который позволяет отслеживать продвижение обучающегося в своем развитии и на основе которого составляется дефектологическое заключение на ребёнка и программа на подгруппу детей. Возможны корректировки программ в течение учебного года на основе выявленных особенностей. Первичная (входящая) аттестация проводится в первые две недели сентября, промежуточная - в последние две недели мая в форме практических заданий.
Текущий контроль осуществляется через текущий мониторинг, который проводится в форме наблюдений за обучающимися во время урочной и внеурочной деятельности (1 раз в полугодие), а так же их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня развития речи и отражается в виде рекомендаций для педагогов, работающих на классах.
Критерии оценивания мониторинга эффективности коррекционной работы
1 балл — ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает, принимает частично или только при пошаговой инструкции.
2 балла — ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого; переносит способ действия на аналогичные задания.
3 балла — ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно или с незначительной помощью учителя.
Материально-техническое оснащение
Для обеспечения коррекционно-развивающей работы с детьми подготовлен кабинет дефектолога, оснащенный:
- мебелью: ученические столы и стулья, шкафы для дидактических и наглядных пособий;
- техническими средствами обучения: ноутбук, принтер;
- дидактическими материалами по темам реализуемой программы;
- наглядно-иллюстративным материалом;
- учебно-методическими материалами: учебники по школьным предметам, специальная литература, учебные пособия с дидактическими заданиями и упражнениями для организации познавательной деятельности обучающихся;
- оборудованием для развития мелкой моторики.
Характеристика обучающихся 2 г класса.
В класс зачислено 9 обучающихся. По результатам проведенной диагностики, в зависимости от нарушений у учащихся, класс разделен на 4 подгруппы:
-1 подгруппа - Андрей Ч, Юра Г.
-2 подгруппа - Витя С, Костя П.
-3 подгруппа – Савелий Р., Руслан П., Андрей М.
-4 подгруппа – Кирилл Н., Паша Р.
У учащихся наблюдается отставание активного словаря от пассивного. Активный лексикон не только ограничен, но и перегружен штампами (одними и теми же словосочетаниями). Фразы бедные, односложные. Имеются затруднения в оформлении своих мыслей, передаче содержания прочитанного или услышанного.
Учащиеся недостаточно улавливают сходство и различие между предметами и явлениями, что можно объяснить затруднениями анализа и синтеза воспринимаемой информации.
Мышление у учащихся 2 г класса ограничено непосредственным опытом и необходимостью обеспечения своих сиюминутных потребностей, непоследовательное и стереотипное, некритичное.
Ребята многое запоминают механически, не умеют работать с материалом, кроме перечисления. Механическая память отличается замедленностью и непрочностью запоминания, быстротой забывания, неточностью воспроизведения. Поступки недостаточно целенаправленны, импульсивны. Поведение в связи с этим крайне непоследовательно, неожиданно. Оно то отличается пассивностью, то прерывается неожиданными и обычно неуместными поступками. Часто наблюдается плаксивость, отказ от выполнения заданий.
Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения, а также жестикуляция и мимика.
Содержание программы
Аттестация первичная и промежуточная, целью которых является определения уровня развития детей и освоения ими образовательных программ.
Развитие речи:
- закреплять умение читать без ошибок
-закреплять навык выразительного чтения
-учить писать под диктовку
- учить различать буквы, схожие по написанию
-учить составлять предложения по картине
-учить составлять рассказ
- закреплять умение определять слова, обозначающие предметы, действия, признак предмета
-закреплять умение подбирать антонимы
-закреплять умение подбирать синонимы
Математические представления:
-закреплять знания о числовом ряде
-учить сравнивать числа
-закреплять сложение и вычитание в пределах 20
-закреплять умение решать задачи
-закреплять умение составлять задачи
- закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи
-учить детей находить лишнее в ряде предметов, мотивировать свой ответ
-учить детей находить ошибки, объяснять, в чем ошибка, как исправить
-учить отгадывать загадки
-учить толковать прямой и переносный смысл пословиц
- учить выстраивать ассоциативные связи между предметами/объектами
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов | Кол-во часов |
I четверть | 16 | |
1 | Первичная (входящая) аттестация | 4 |
2 | Развитие речи | 8 |
3 | Математические представления | 4 |
II четверть | 16 | |
1 | Развитие речи | 9 |
2 | Математические представления | 7 |
III четверть | 22 | |
1 | Развитие речи | 12 |
2 | Математические представления | 10 |
IV четверть | 14 | |
1 | Развитие речи | 6 |
2 | Математические представления | 4 |
3 | Промежуточная аттестация | 4 |
Итого: | 68 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Дата | |
По плану | По факту | ||
I четверть | |||
Первичная (входящая) аттестация | |||
1 | Диагностика | 05.09.2023 | |
2 | Диагностика | 07.09.2023 | |
3 | Диагностика | 12.09.2023 | |
4 | Диагностика | 14.09.2023 | |
Развитие речи | |||
1 | Д/и «Что сначала, что потом» | 19.09.2023 | |
2 | Д/и «Что перепутал художник?» | 21.09.2023 | |
3 | Занятие-игра «Отгадай загадку. Придумай загадку» | 26.09.2023 | |
4 | Чтение текста «Осень», работа по содержанию. | 28.09.2023 | |
5 | Д/и «Вставь букву» | 03.10.2023 | |
6 | Диктант | 05.10.2023 | |
7 | Д/и «Найди букву» | 10.10.2023 | |
8 | Д/и «Пазлы-читазлы» | 12.10.2023 | |
Математические представления | |||
1 | Решение примеров | 17.10.2023 | |
2 | Сравнение чисел | 19.10.2023 | |
3 | Счет от заданного числа | 24.10.2023 | |
4 | Решение задачи | 26.10.2023 | |
II четверть | |||
Развитие речи | |||
1 | Д/и «Найди лишнее» | 07.11.2023 | |
2 | Выполнение корректурной пробы | 09.11.2023 | |
3 | Д/и «Продолжи закономерность» | 14.11.2023 | |
4 | Работа с пословицей, расшифровка смысла | 16.11.2023 | |
5 | Д/и «Поймай молоточком ответ на загадку» | 21.11.2023 | |
6 | Чтение текста «Школа», работа по содержанию. | 23.11.2023 | |
7 | Чтение по ролям (отработка навыков выразительного чтения) | 28.11.2023 | |
8 | Составление рассказа по опорным картинкам | 30.11.2023 | |
9 | Чтение и пересказ рассказа «Новогодние традиции» | 05.12.2023 | |
Математические представления | |||
1 | Графический диктант | 07.12.2023 | |
2 | Ориентировка на листе бумаги, ориентировка в собственном теле | 12.12.2023 | |
3 | Д/и «Части суток» | 14.12.2023 | |
4 | Решение примеров | 19.12.2023 | |
5 | Построение геометрических фигур | 21.12.2023 | |
6 | Д/и «Какое число пропустили?» | 26.12.2023 | |
7 | Решение задачи | 28.12.2023 | |
III четверть | |||
Развитие речи | |||
1 | Д/и «Продолжи рисунок» | 09.01.2024 | |
2 | Выполнение корректурной пробы | 11.01.2024 | |
3 | Д/и «Исключи лишнее» | 16.01.2024 | |
4 | Д/и «Как связаны предметы?» | 18.01.2024 | |
5 | Д/и «Найди отличия» | 23.01.2024 | |
6 | Диктант | 25.01.2024 | |
7 | Д/и «Найди в тексте слова, обозначающие предмет» | 30.01.2024 | |
8 | Д/и «Скажи наоборот» | 01.02.2024 | |
9 | Д/и «Придумай слово-действие» | 06.02.2024 | |
10 | Выборочное письмо | 08.02.2024 | |
11 | Д/и «Скажи также, но другим словом» | 13.02.2024 | |
12 | Чтение и пересказ рассказа «Наша армия» | 15.02.2024 | |
Математические представления | |||
1 | Д/и «Круглый год» | 20.02.2024 | |
2 | Д/и «Увеличь на» | 22.02.2024 | |
3 | Решение задачи | 27.02.2024 | |
4 | Графический диктант | 29.02.2024 | |
5 | Д/и «Где больше?» | 05.03.2024 | |
6 | Ориентировка на листе бумаги | 07.03.2024 | |
7 | Д/и «Сосчитай и напиши» | 12.03.2024 | |
8 | Решение примеров | 14.03.2024 | |
9 | Д/и «Уменьши на» | 19.03.2024 | |
10 | Графический диктант | 21.03.2024 | |
IV четверть | |||
Развитие речи | |||
1 | Д/и «Бывает или не бывает?» | 02.04.2024 | |
2 | Викторина «Плохо или хорошо?» | 04.04.2024 | |
3 | Д/и «Кто кем будет?» | 09.04.2024 | |
4 | Чтение и пересказ рассказа «Весна» | 11.04.2024 | |
5 | Д/и «Противоположности» | 16.04.2024 | |
6 | Выборочное письмо | 18.04.2024 | |
Математические представления | |||
1 | Решение примеров | 23.04.2024 | |
2 | Графический диктант | 25.04.2024 | |
3 | Д/и «Придумай задачу» | 30.04.2024 | |
4 | Д/и «Слушай и двигайся» | 07.05.2024 | |
Промежуточная аттестация | |||
1 | Диагностика | 16.05.2024 | |
2 | Диагностика | 21.05.2024 | |
3 | Диагностика | 23.05.2024 | |
4 | Диагностика | 28.05.2024 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое логопедическое занятие в 1 классе для детей с легкой степенью умственной отсталости
Путешествие в сказку...
Программа коррекционного курса РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (индивидуальные занятия 1- 4 класс)
Данная коррекционно-развивающая программа разработана и составлена на основе программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1...
Рабочая программа логопедических коррекционных занятий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 классы
Важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка занимает логопедическая работа. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслит...
Личностно-ориентированный подход в формировании социально-бытовых навыков у молодых людей с легкой умственной отсталостью и с психопатическим синдромом
Выбор темы обусловлен моим интересом к изучению социально-бытовых навыков у обучающихся с умственной отсталостью...
Коррекционно-развивающий маршрут для ребенка с легкой степенью умственной отсталости
Данная программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ (умственной отсталостью) создана для решения проблемы инклюзивного образования данного ребенка. Программа позволяет организовать ...
Методика по использованию учителем-дефектологом инновационного метода канис-терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 1-4 класс
Использование инновационного метода канис-терапии в условиях коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ младшего школьного возраста направлено на формирование и развитие таких базовых жизнен...
Рабочая коррекционная программа психологического сопровождения обучающихся 1 класса с легкой умственной отсталостью
Рабочая коррекционная программа психологического сопровождения обучающихся 1 класса с легкой умственной отсталостью...