План – конспект интегрированного логопедического занятия и урока «Мир природы и человека» для обучающихся 3 К класса с лёгкой и умеренной умственной отсталостью (1 – 4 класс).
план-конспект урока
Тема: «Жизнь лесных зверей зимой».
Класс: 3К.
Тип урока: обобщение и закрепление изученного материала.
Цель: формирование представлений учащихся о жизни лесных животных в зимний период.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lesnye.docx | 70.27 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект интегрированного логопедического занятия и урока «Мир природы и человека»
для обучающихся 3 К класса с лёгкой и умеренной умственной отсталостью (1 – 4 класс).
Составила: учитель О.Я. Шакая
Тема: «Жизнь лесных зверей зимой».
Класс: 3К.
Тип урока: обобщение и закрепление изученного материала.
Цель: формирование представлений учащихся о жизни лесных животных в зимний период.
Задачи:
Обучающие:
-актуализация уже известные знания учащихся об особенностях жизни зверей зимой на основе имеющихся представлений;
-сформировать новые знания об особенностях жизни зверей зимой.
Развивающие:
-развитие познавательной активности;
-развитие наблюдательности, любознательности, воображения.
Воспитательные:
-воспитание бережного отношения к животным;
-формирование умения слушать собеседника, вступать в коллективное; учебное сотрудничество, умение работать в группе.
Коррекционно-развивающие
- коррекция внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения учебных заданий и смены видов деятельности во время урока;
- развитие артикуляционного праксиса по средствам артикуляционной гимнастики;
- развитие лексико-грамматического строя речи;
- координация речи с движением с музыкальным сопровождением и без него;
- развитие логического мышления (установление причинно-следственных связей и последовательности явлений природы и поведением животных в природе зимой);
- коррекция и развитие кратковременной и долговременной памяти;
Ожидаемый результат: закрепление и совершенствование знаний о жизни лесных животных зимой и обогащение активного и пассивного словаря по данной теме.
Планируемые результаты:
Предметные: знают признаки млекопитающих; знают особенности жизни зверей в зимнее время.
Метапредметные: умеют планировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль учебных действий при помощи учителя.
Личностные: понимают, что к животным нужно относиться бережно.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Оборудование: рисунки с изображением лесных зверей зимой, следов зверей на снегу; контейнер с фигурками животных, проектор и интерактивная доска, массажные мячики, мяч, раздаточный материал с силуэтами животных.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
- Наступили холода,
Превратилась в лед вода
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым,
Перестал медведь реветь,
В спячку впал в бору медведь
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зимой)
- Присядьте на корточки рядом с контейнером, опустите в него руки и вытащите из контейнера по одной картинке (дети вытаскивают силуэты диких лесных животных и одна фигурка домашнего). Назовите, кого вы нашли, покажите друг другу свои картинки. Какое животное лишнее? Почему? (Кошка) Это домашнее животное, а все остальные дикие. Молодцы, почему их так называют? – они живут в лесу и сами строят себе жильё и добывают пищу. А если они живут в лесу, то это какие животные?
- Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? (Предположения детей)
- Тема нашего урока «Жизнь лесных животных зимой». Слайд1.
3. Изучение нового материала.
3.1. Фронтальная беседа «Как звери готовятся к зиме».
Как звери готовятся к зиме? У каких животных меняется окраска и густота шерсти? (У зайца, лисы, белки). Слайд 2.
Какие звери делают «зимние» запасы? (Белка, полевка). Слайд 3. Кто не делает запасов на зиму? (Ёж, медведь, летучие мыши, барсук, так как они проводят это время в глубоком сне). Слайд 4. Эти звери наедаются хорошенько за осенние месяцы и становятся «жирными».) Верно, жир – тот же запас пищи. Он лежит толстым слоем под кожей и, когда зверь спит, его организм питается запасами этого жира.
Все ли животные спят зимой? (Нет.) Жизнь продолжается и под снежным покровом. Глубоко в земле, и своих коридорах, в поисках личинок и червей бродит не засыпающий на зиму крот. Под покрывалом снега прячутся лесные мыши. Какую же роль выполняет снег в жизни лесных зверей?
Рассказ В. Бианки «На дне снежного моря». Слайд 5.
«Хуже нет для полевого и лесного зверья малоснежного начала зимы. Голая земля промерзает все глубже и глубже. Холодно становится в норках. Крот и тот страдает, с трудом роет своими лапами твёрдую, как камень, мерзлую землю. А каково мышам, полёвкам, ласке, горностаю?
Но вот, наконец, повалил снег. Валит и валит и уже больше не тает. Человеку снежное море по колено, а рябчики, тетерева, даже глухари ныряют в него с головой. Мыши, полёвки, землеройки – все зверюшки-норушки, что не спят зимой, – бегают по дну снежного моря. Как крошечный тюлень, без устали ныряет в нём хищная ласка. Выскочит на минутку, оглядится – не высунул ли где рябчик голову из снега? – и опять нырк на дно! Так невидимкой и подкрадывается к птицам под снегом. На дне снежного моря куда теплее, чем на его поверхности. Сюда не достаёт леденящий ветер, смертельное дыхание зимы. Толстый слой сухой воды не пропускает к земле большого мороза. Многие мышки-норушки строят себе зимние гнёзда прямо на земле под снегом– вроде как выезжают зимой на дачу. И вот так происшествие! У одной парочки куцехвостых полёвок из травы и шёрстки гнёздышко над землёй – на ветках засыпанного снегом куста. Из гнёздышка струится лёгкий пар.
А внутри этого тёплого гнёздышка под глубоким снегом голенькие слепые мышенята-полёвочки только что родились! А мороз-то, мороз – двадцать градусов!»
– Что нового вы узнали из рассказа В. Бианки?
3.2.Артикуляционная гимнастика. Слайд 6.
- Была я в лесу. Видела за елкой пробегали волки. Зарычал волчище – показал зубище… (длительно произносить звук [ы], рот открыть, зубы оскалить, губы выдвинуть вперед рупором).
- А потом зубами щелк, чтобы знали кто здесь волк (пощелкать зубами).
- Под сосной дремал медведь. Как проснулся, стал реветь (ээээ). Слайд 7.
- Знает это весь народ. Любит мишка вкусный мед (широко открываем рот и кончиком языка проводим по верхней губе слева направо. Выполняем 6-8 раз. Сглотнули слюнку, повторили упражнение).
- Белка щелкает орешки. Основательно, без спешки. (при закрытом рте упираем кончик напряженного языка попеременно то в левую, то в правую щечку).
- Ежик любит молочко (Широко открываем рот, делаем 4-5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот, убираем язычок). Слайд 8.
- Хомячок (вдох носом, надуть щеки и подержать 3-5 секунд, выдохнуть).
3.3. Домики животных
Ребята, посмотрите на доску. С одной стороны, вы видите лесных животных, а с другой стороны их домики. Вы должны помочь животным попасть в свои домики, не перепутать, найти именно свой домик. (Дети по очереди подходят к доске и находят домики для зверей).
3.4. Игра с мячом «Большие-маленькие»
А теперь вставайте в круг. Давайте поиграем. Я буду бросать вам мяч и называть лесное животное. А вы ловить мяч и называть сначала одного детеныша, а потом много детенышей и возвращать мяч мне.
Волк – волчонок, волчата
Лиса – лисенок, лисята
Медведь – медвежонок, медвежата
Заяц – зайчонок, зайчата
Ёж – ежонок, ежата
Белка – бельчонок, бельчата
Барсук – барсучонок, барсучата
Лось – лосенок, лосята
Молодцы! Садитесь на свои места.
3.5. Зима в лесу. Слайд 8.
Глубок снег. Спят медведи и барсуки в своих зимних спальнях, в сухие листья спрятались мотыльки и жучки. Все стихло, только голоса птиц и следы животных рассказывают о жизни зимнего леса. Зимой меняется окраска шерсти у зверей – зайца, лисы. Некоторые животные не запасают корм на зиму – это еж, медведь, барсук. Они проводят время в глубоком снегу. Жир зверей – запас пищи, он лежит под кожей, и когда зверь не ест, проникает в кровь, а та разносит пищу по всем органам. Давайте выполним задание. Назовите животных, которые запасают корм на зиму. А кто из животных добывает себе пищу в зимнем лесу?
| ||
|
|
|
Рис. 1 |
| Рис. 2 |
Рис. 3
| ||
|
|
|
Рис. 4 |
| Рис. 5 |
Рис. 6
Как лось использует снег? Лось использует снег как защиту от холода. Их лежка – яма в снегу, по форме напоминает корыто. Как ведут себя лоси в снегу? Зимой лоси собираются в группы, и если на лося нападают, например, волки, то лось одним ударом может убить волка. Что вы знаете о жизни белок зимой? Белку спасает от мороза теплая шубка и гнездо. Она строит гнездо из прутиков, а щели конопатит мхом. В гнезде даже в сильные морозы всегда около 18о тепла. А прокормиться ей помогают сделанные запасы. Обычно у белки не один домик, а несколько: для сна, для зимовки, для выведения потомства. А кто нам расскажет о зайце? Скачками передвигается заяц. Зимой он белый, шубка теплая. А домика у него нет, спит заяц на снегу. Прячется от врагов тоже на снегу. Запасов заяц не делает, обгладывает кору молоденьких осинок, грызет тонкие веточки.
3.6. Работа с силуэтными картинками
Внимательно рассмотрите картинки и раскрасьте тех животных, которые запасают пищу и жир на зиму?
Кого вы раскрасили? (ёж, медведь, белка, барсук, мышка – полевка)
3.7. Физкультминутка «Гладь мои ладошки ёж»
Устали наши пальчики, дадим им отдохнуть…
Гладь мои ладошки ёж.
Ты колючий, ну и что ж.
Я хочу с тобой поладить.
Я хочу тебя погладить.
3.8. Игра «Чьи следы на снегу?»
На доске картинки с животными и их следами, ученики должны найти и сопоставить след и кому он принадлежит.
- Посмотрите на доску, скажите, где следы: лося, белки, зайца, сороки, волка?
4.Закрепление изученного материала.
4.1 Викторина «Кто зимой не спит?».
1. Небольшой зверек с большим пушистым хвостом, который на зиму надевает серую шубку. Гнездо строит в развилках веток или дуплах деревьев, стенки гнезда выстилает мхом… К зиме делает припасы, питается орехами, грибами, которые насушил летом и осенью. (Белка.)
2. Очень ловкий хищный зверек, «самый маленький хищник» – называют этого зверька. Неутомимый охотник за мышами и полевками. Зимой становится целиком белым. (Ласка.)
3. Сильный умный хищник, его добычей становятся не только зайцы, но и крупные звери – кабан, лось. Обычно охотятся небольшими стаями. Морда хищника выразительна, богата мимикой. Размером этот зверь с крупную овчарку. (Волк.)
4. Это животное всеядное. Тело его покрыто щетиной. Этот зверь быстро бегает, часто роет землю клыками и пятачком, чтобы добыть пищу. Кормится обычно днем, а ночью отдыхает. Детеныши этого животного очень симпатичные, полосатые. (Кабан.)
4.2 Картина леса
На доске висит картина зимнего леса, а у учащихся изображение животных.
Задание: давайте все вместе поместим животных на эту картину, вспомните, кто спит, кто бодрствует, кто где живёт.
5. Релакс
Игра«У зайчонка…, у рысенка …» ( координация речи с движением).
У зайчонка шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
У зайчонка шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Двумя ладонями дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
У рысенка пятна, пятна, пятна, пятнышки везде
У рысенка пятна, пятна, пятна, пятнышки везде
Поглаживаем себя, как бы разглаживая пятна
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Ладонями дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
У медведя складки, складки, складки, складочки везде
У медведя складки, складки, складки, складочки везде
6.Итог урока.
О каких животных мы сегодня говорили? Что больше всего вам запомнилось?
7.Домашнее задание:
Нарисуйте рисунок на тему: «Жизнь лесных зверей зимой».
Спасибо вам за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная программа по логопедии по курсу «Формирование и развитие устной и письменной речи у обучающихся со сложным дефектом и глубокой степенью умственной отсталости»
Содержание: Пояснительная запискаТематический планЛогопедические занятия. Обучающиеся с РДАЛогопедические занятия. Обучающиеся с глубокой умственной отсталостьюПерспективное планирование логопеди...
Методическая разработка. ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия в 1классе по теме " Русская народная сказка «Курочка Ряба». Инсценировка"
Групповое логопедическое занятие в 11 классе для детей с интеллектуальными нарушениямиТема занятия: «Курочка Ряба. Инсценировка»Цель: коррекция произносительной стороны речи в театрализова...
Коррекционное занятие по математике для обучающихся 4 класса с умеренной умственной отсталостью, РАС и ТМНР по теме: "Играю, думаю, считаю"
Корекционное занятие по математике для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости....
Создание условий для формирования у обучающихся с умеренной умственной отсталостью положительных эмоций по отношению к учебной деятельности
Учебная мотивация детей с умеренной умственной отсталостью характеризуется качественным своеобразием. Ученые описывают мотивационную сферу таких детей как незрелую, их побуждения к учебной деятельност...
Конспект урока мира природы и человека в 3 классе спец. кор. школы. Тема урока: дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.
Конспект урока мира природы и человека в 3 классе спец. кор. школы. Тема урока: дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.На изучение данной темы в программе отводи...
Логопедическая работа с детьми с умеренной умственной отсталостью
Представлен многолетний опыт работы учителей-логоредов с детьми с умеренной умственной отсталостью в начальных классах общеобразовательной школы....