Личностно-ориентированный подход в формировании социально-бытовых навыков у молодых людей с легкой умственной отсталостью и с психопатическим синдромом
учебно-методический материал
Выбор темы обусловлен моим интересом к изучению социально-бытовых навыков у обучающихся с умственной отсталостью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vkr_chukanovoy_2.docx | 60.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САРАТОВСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
КАФЕДРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностно-ориентированный подход
в формировании социально-бытовых навыков
у молодых людей с легкой умственной отсталостью и
с легкой умственной отсталостью с психопатическим синдромом
Выполнила: Чуканова Марина Борисовна
социальный педагог коррекционных групп
ГБПОУ СО «РПЛ»
Проверила: Шкель В.Ф., доцент кафедры
профессионального образования, к.п.н.
г. Саратов – 2016г
Содержание
Введение………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. Личностно-ориентированный подход в формировании социально-бытовых навыков у молодых людей с легкой умственной отсталостью и с легкой умственной отсталостью с психопатическим синдромом ……………………………………………………………………6
1.1. Особенности и механизм формирования навыков у детей с
нарушением интеллекта……………………………………………..………6
1.2. Личностно-ориентированный подход в формировании социально-бытовых навыков у молодых людей с легкой умственной отсталостью и с легкой умственной отсталостью с психопатическим синдромом ...............7
ГЛАВА II. Экспериментальное исследование социально-бытовых навыков у молодых людей с легкой умственной отсталостью и с легкой умственной отсталостью с психопатическим синдромом с учетом личностно-ориентированного подхода…………………………………………………..10 2.1.Развитие социально-бытовых навыков в условиях дома (общежития).11
2.2.Развитие социально-бытовых навыков вне дома (общежития)………..14 2.3.Развитие учебных навыков и навыков трудовой деятельности……….15 Заключение…………………………………………………………………….20
Использованная литература………………………………………………….21
Приложение …………………………………………………………………..22
Введение
Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления являются чрезвычайно важными.
Это достигается путем привлечения детей к общественно-полезной, профессиональной и продуктивной деятельности, которые являются составными компонентами системы профессиональной подготовки учащихся. Особое место в этой системе отводится формированию социально-бытовых навыков. В процессе самообслуживания не только формируются, но и совершенствуются, проверяются нравственные убеждения, развивается сознательность, накапливается опыт, обогащаются нравственные чувства, эмоционально-волевая сфера учащихся.
Личная актуальность: выбор темы обусловлен моим интересом к изучению социально-бытовых навыков у молодых людей с легкой умственной отсталостью и с легкой умственной отсталостью с психопатическим синдромом с учетом личностно-ориентированного подхода.
Цель: Изучение формирования социально-бытовых навыков
у молодых людей с легкой умственной отсталостью и с легкой умственной отсталостью с психопатическим синдромом с учетом личностно-ориентированного подхода
Круг вопросов, исследуемых в работе:
1. Какие особенности и механизм формирования навыков у детей с
нарушением интеллекта?
2. В чем смысл личностно-ориентированного подхода в формировании социально-бытовых навыков у молодых людей с легкой умственной отсталостью и с легкой умственной отсталостью с психопатическим синдромом?
3. Какие результаты диагностики социально-бытовых навыков у молодых
людей с легкой умственной отсталостью и с легкой умственной отсталостью с психопатическим синдромом с учетом личностно-ориентированного подхода.
В ГБОУ СО «РПЛ» обучаются 45 детей, закончивших коррекционную школу и имеющих диагноз F70.09. (Легкая умственная отсталость). Это дети с умственной отсталостью, проявляющейся в разной степени.
В соответствии с этим инженерно - педагогическому коллективу необходимо выстроить систему работы с такими студентами. Их социальная адаптация зависит от взрослых, которые до определенного времени находятся рядом с ними. Задача социального педагога: защита прав данной категории обучающихся; разъяснение им их прав и обязанностей; воспитание, диагностика и привитие элементарной культуры и навыков самообслуживания, необходимых для жизни.
При работе над темой были изучены следующие материалы:
1.Диагностика и формирование навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового и ручного у умственно ограниченных детей. Методические материалы в помощь педагогам специальных учреждений и родителям. Минск,2007. В помощь педагогам специальных учреждений и родителям, авторы раскрыли диагностику и формирование навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового и ручного у умственно ограниченных детей.
2. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М.2008. Эта книга посвящёна проблеме диагностики учащихся с умственными отклонениями.
3.Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика). М.,2000 В этой книге автор резюмирует общие и специфические особенности развития социальных и трудовых навыков умственно отсталых молодых людей в процессе их обучения.
4.Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника. / С.Я.Рубинштейн. - М.: Просвещение, 2010. Автор раскрывает особенности развития умственно отсталого ребенка
ГЛАВА I. Личностно-ориентированный подход в формировании социально-бытовых навыков у молодых людей с легкой умственной отсталостью и с легкой умственной отсталостью с психопатическим синдромом
1.1. Особенности и механизм формирования навыков у детей с
нарушением интеллекта
В отечественной педагогике и психологии под умственной отсталостью понимается стойкое, необратимое нарушение умственного и психического развития, обусловленное органическими нарушениями головного мозга. Выделение умственной отсталости основывается на клинико-психологической структуре дефекта с ведущей недостаточностью познавательной деятельности и дефицитарности абстрактного мышления, процессов обобщения в сочетании с нарушенной динамикой - инертностью психических процессов (М. Г.Блюмина, Е. М.Мастюкова).
Без знания особенностей развития детей с нарушениями развития нельзя правильно организовать процесс обучения и воспитания в лицее подготовить учащихся к самостоятельной жизни и труду. Прежде чем говорить об особенностях формирования навыка у умственно отсталых учащихся следует отметить некоторые особенности их психофизического развития. В этом анализе необходимо, прежде всего, исходить из того, что внешние воздействия на человека всегда опосредуются его внутренними условиями. При объяснении любых психических явлений, по мнению С. Л.Рубинштейн, личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия.
Внешними компонентами внутренних условий личности являются история ее развития и свойства нервной системы. Поскольку история развития и высшая нервная деятельность учащихся с нарушениями интеллектуального развития характеризуется глубоким своеобразием, их личность сильно отличается от личности нормально развивающихся детей. Своеобразие развития личности указанных учащихся обусловлено нарушением познавательной деятельности и эмоционольно-волевой сферы. В основе этого нарушения лежит аномальное, атипичное развитие психики, обусловленное поражением головного мозга. В силу поражения головного мозга психическое развитие ребенка с нарушением интеллекта характеризуется существенными отклонениями многие авторы в своих публикациях (Г. М.Дульнев, Л. В.Занков, Ю. Т.Матасов, В. Г.Петрова, Пузанов Б.П. И. М.Соловьев, Ж. И.Шиф и др.) отмечают, что замедленность, недифференцированность восприятия не позволяет умственно отсталому учащемуся должным образом ориентироваться в процессе деятельности, осуществлять отдельные действия и операции на основе предварительной ориентировки в окружающей обстановке и складывающихся в ходе работы условий. Недостаточная аналитичность внимания в ряде случаев приводит к тому, что любые действия выполняются учащимися без предварительного установления их порядка и последовательности (Л. В.Занков, И. М.Соловьев, В. Г.Петрова, Ж. И.Шиф и др.). Умственно отсталых детей характеризует малый объем памяти, низкий уровень запоминания информации.
Таким образом, нарушение интеллекта рассматривается как явление необратимое, но это не означает, что оно не поддается коррекции. В результате систематического изучения. Г.М.Дульнев особенно подчеркивает следующее - зависимость развития познавательных процессов от обучения является почти общепризнанной. При правильно организованном психолого-педагогическом воздействии в условиях образовательных учреждений отмечают положительную динамику в развитии обучающихся. Система этих воздействий благоприятно влияет на адаптацию детей к процессу воспитания и обучения в условиях образовательных учреждений и формированию социально-бытовых навыков.
1.2. Личностно-ориентированный подход в формировании социально-бытовых навыков у молодых людей с легкой умственной отсталостью и с легкой умственной отсталостью с психопатическим синдромом
Вся моя деятельность направлена на развитие и совершенство социально-бытовых навыков у молодых людей с легкой умственной отсталостью и с легкой умственной отсталостью с психопатическим синдромом с учетом личностно-ориентированного подхода.
Одна из концептуальных основ является положение личностно - ориентированного подхода. Оно объединяет и воплощает следующие воспитательные идеи и принципы: идею развития личности, или личностной направленности воспитания, образования, принцип гуманизма, идею демократизации отношений как основы формирования демократической личности; принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей; принцип природосообразности обучения и воспитания; идею активизации и использования внутренних саморегулирующих механизмов развития личности.
Личностный подход ставит в центр внимания развитие целостной совокупности качеств личности, мера развития которых провозглашается главным критерием качества работы социального педагога, воспитателя, учителя, специалиста учреждения системы защиты несовершеннолетних в целом.
Гуманистический смысл личностного подхода состоит в признании подростка полноценной человеческой личностью, обладающей такими же, как и взрослый человек, качествами самобытности, уникальности, богатством желаний и возможностей. Недостатки подростка не могут быть основанием для отрицательной оценки его личности в целом, для неприятия её, проявления неуважения к ней.
Исследователи выделяют типичные особенности личности подростка с отклоняющимся поведением: отставание психофизического развития от возрастной нормы; психическая неуравновешенность; слабость воли; неадекватная самооценка; отсутствие правильных представлений об этических, эстетических и правовых нормах; лживость; эгоцентризм; отсутствие целей и целеустремленности; безыдейность, антисоциальность взглядов; преобладание материальных потребностей; неуважение и равнодушие к окружающим людям; низкие показатели деятельности, слабая социальная активность.
Социально - педагогическая работа направлена на поддержку, помощь такой личности. Гуманизм также включает оптимистическую веру в ребёнка, в его творческие силы и способности, выявление и стимулирование лучших черт личности. Такое понимание принципа гуманизма наилучшим образом способствует формированию человечного, гуманного отношения развивающейся личности к окружающим людям, обществу, природе, миру.
Таким образом, мы считаем, что личностный подход требует демократизации отношений, предоставления подростку личностного равенства с воспитателем, педагогом, специалистом ряда свобод и демократических возможностей. Только при таких условиях можно сформировать у молодых людей осознанную гражданскую позицию, готовность к выполнению своих прав и обязанностей, участию в демократическом общественно - государственном управлении, ответственность за свою судьбу.
ГЛАВА II. Экспериментальное исследование социально-бытовых навыков у молодых людей с легкой умственной отсталостью и с легкой умственной отсталостью с психопатическим синдромом с учетом личностно-ориентированного подхода.
Свою работу, как социального педагога, я начала с диагностики. Прежде всего, я проводила исследование состояния социально-бытовых навыков и эмоционально-поведенческих реакций непосредственно при обследовании самих учащихся с легкой умственной отсталостью (ЛУО) и с легкой умственной отсталостью с психопатическим синдромом (ЛУО с ПС).
Изучая социально-бытовую адаптацию, я опиралась на 3 группы показателей:
I. Социально-бытовые навыки в условиях дома (общежития):
1. навыки личной гигиены (умение пользоваться зубной щеткой, полотенцем, мылом, расческой);
2. навыки самообслуживания за столом;
3. выполнение обязанностей по дому (комнате);
4. осведомленность о правилах техники безопасности дома;
5. умение пользоваться телефоном.
II. Социально-бытовых навыки вне дома (общежития):
- умение ориентироваться в магазине;
- правила дорожной безопасности;
- поведение на улице и в транспорте;
- поведение в ситуации «Если ты заблудился».
III. Развитие учебных навыков и навыков трудовой деятельности: владение навыками чтения, письма, счета, выполнение несложных трудовых операций, представление о профессиях, понимание значимости трудовой деятельности для человека.
Анализ результатов я проводила по двум группам молодых людей: с легкой умственной отсталостью и с легкой умственной отсталостью с психопатическим синдромом. В коррекционных группах ГБОУ СО «РПЛ» обучается 51 человек. Из них с диагнозом легкая умственная отсталость - 47 человек, с диагнозом легкая умственная отсталость с психопатическим синдромом - 4 человека.
2.1.Развитие социально-бытовых навыков в условиях дома (общежития).
Оценка социально-бытовых навыков показала, что у всех молодых людей (100%) с умственной отсталостью они сформированы в основном, как в условиях дома (общежития), так и вне дома (общежития), но уровень развития различен. Среднее значение сформированности этих навыков в условиях проживания в общежитии составляло12,4 балла (при максимуме 13), а вне общежития – 31,1 балла (при максимуме 34).Как в условиях дома (общежития), так и вне его, в группе обследованных с легкой умственной отсталостью 85,6% молодых людей имели высокий уровень сформированности социально-бытовой адаптации (табл. 1).
В группе молодых людей с легкой умственной отсталостью с психопатическим синдромом сформированность социально-бытовых навыков была ниже. У 83,0% обследованных проживающих в общежитии и у 50,0% - вне общежития выявлялась низкая социально-бытовая адаптация, причем ее средние значения составляли 8,0 баллов в общежитии и 14,5 баллов – вне общежития, то есть были в 1,6 и 2,1 раза ниже, чем при легкой умственной отсталости. По уровням сформированности этих навыков (табл. 1) выявлялась неоднозначная ситуация: высокий уровень отмечался у 64,5% учащихся с легкой умственной отсталостью с психопатическим синдромом проживающих в общежитии и у 31,2 – вне общежития.
При получении представлений о степени владения молодыми людьми навыками личной гигиены мною выделены следующие уровни оценки:
- высокий уровень (ВУ) – владеет самостоятельно (чистит зубы, не требует помощи при принятии ванны, уборку комнаты и т.д.);
- средний уровень (СУ) - владеет частично, требуется посторонняя помощь при ежедневном выполнении гигиенических процедур.
Самостоятельно владеют навыками личной гигиены большинство (68%) лиц с ЛУО и лишь 25% лиц с ЛУО с ПС. Они не требуют помощи при умывании, чистке зубов, принятии ванны.
Эти результаты можно видеть на (рис. 1.)
У 24% лиц с ЛУО и у большей части лиц с ЛУО с ПС(52%) частично, то есть в ряде случаев им необходима помощь либо контроль над выполнением со стороны взрослых.
Степень владения молодыми людьми навыками самообслуживания оценивали в зависимости от объема и качества выполнения ими действий по самообслуживанию.
Исследование навыков самообслуживания показало, что незначительная часть лиц с ЛУО и ЛУО с ПС владеют ими удовлетворительно (43 и 27%, соответственно), то есть они могут самостоятельно переодеться, подогреть себе пищу, сходить в магазин за покупками, заняться дома уборкой. И все же (32 и 37%) эти навыки сформированы недостаточно, в связи с чем необходим контроль над их выполнением со стороны взрослых.
Эти факты крайне тревожны, поскольку взрослые и воспитатели уделяют им мало внимания, не пытаясь обучить самостоятельности и стараясь сделать все за них. Полученные результаты настораживают еще и потому, что более половины из этих детей (64,5%) обучались в школе, где также, очевидно, очень мало внимания уделялось коррекционной работе с ними и подготовке их к самостоятельной жизни в пределах их возможностей. Возможно также, что часть из них потеряли ранее полученные адаптивные навыки.
В группе лиц с ЛУО с ПС только около 32% детей владеет навыками самостоятельного приема пищи, однако с помощью других они довольно сносно реализуют навыки личной гигиены, самообслуживания и питания. Очевидно, здесь есть достаточно значимый резерв для их обучения и развития этих навыков в большей степени.
Для социализации молодых людей с умственной отсталостью крайне важны умения и навыки работы по комнате в общежитии. Мы наблюдали их способности справляться с мытьем посуды, пола, сервировка стола, с необходимостью подогреть себе пищу, сделать бутерброды, постирать свою одежду, вытереть пыль и проч.
По способности умственно отсталых молодых людей справляться с обязанностями по комнате были выявлены два уровня.
Было установлено, что имели постоянные обязанности (сервировка стола, мытье посуды, уборка и др.) и выполняли их на высоком уровне 68% лиц с ЛУО и лишь 25% лиц с ЛУО с ПС. Эти молодые люди были способны пользоваться плитой для разогревания пищи, стирать белье, ходить в магазин за элементарными покупками. В целом, у них наблюдалось позитивное отношение к домашней работе, ответственное и своевременное ее выполнение.
Средний уровень выполнения обязанностей по дому был присущ 26% лиц с ЛУО и 47% лиц с ЛУО с ПС. Для молодых людей этого уровня было характерным выполнение определенных домашних обязанностей, однако зачастую у них отмечались низкая мотивация, нерегулярность исполнения и избегание работы по комнате.
Большую важность представляет знание умственно отсталыми молодыми людьми правил техники безопасности, поскольку зачастую они находятся в комнате одни и многие ситуации (насыщенные электроприборами, газовыми горелками и химическими веществами) могут представлять для них опасность. В связи с этим я обследовала степень владения навыками безопасного поведения в комнате по следующим параметрам: понимание смысла слов «опасно» и «безопасно»; выполнение элементарных правил пользования водой, газом, некоторыми электроприборами, режущими предметами; адекватное реагирование на звонок в дверь незнакомого человека
Изучение осведомленности молодых людей о правилах техники безопасности приведено по уровням владения этими знаниями.
Среди лиц с ЛУО 87% хорошо знают и выполняют правила техники безопасности в общежитии, 8% выполняют их частично, например, умеют пользоваться водой, газом, при этом могут открыть дверь незнакомому человеку или испытывают затруднения при пользовании электроприборами.
Молодые люди с ЛУО с ПС выполняют правила безопасности в общежитии. Не знакомы с данными правилами 10% обследованных молодых людей этой группы.
Немаловажной составляющей процесса успешной социальной адаптации умственно отсталого человека является умение связаться с нужным учреждением по телефону (простому и сотовому) в экстремальной ситуации.
Выявлено, что большинство ЛУО молодых людей (89%) умеют пользоваться телефоном, 10% могут воспользоваться им только в экстренных случаях, 2% не умеют пользоваться им вообще.
Напротив, среди обследованных лиц с ЛУО с ПС лишь 38% способны уверенно пользоваться телефоном , 43% из них могут делать это только в случаях вынужденной необходимости, а для 7% людей этой группы пользование телефоном недоступно.
Подобные низкие результаты в группе лиц с ЛУО с ПС выглядят естественно, поскольку многие из молодых людей этой группы являются «безречевыми», следовательно, общение по телефону для них не представляется возможным.
2.2.Развитие социально-бытовых навыков вне дома.
Для полноценной социальной реабилитации весьма важно научить умственно отсталых лиц наиболее необходимым и простым правилам поведения на улице и в транспорте (правила дорожного движения для пешеходов и проезда в транспорте; правила безопасного поведения при общении с незнакомыми людьми; представление о том, как вести себя в ситуации «если ты заблудился» (в магазине, в городе, в лесу)).
Исследование знания и выполнения умственно отсталыми молодыми людьми правил поведения на улице и в транспорте позволило выявить 3 уровня овладения этими навыками:
- высокий уровень (ВУ) – знаком с правилами дорожного движения, может самостоятельно пользоваться транспортом, ходить в магазин;
- средний уровень (СУ) – знания сформированы недостаточно, из дома выходит только во двор, на более дальние расстояния – в сопровождении взрослых; транспортом самостоятельно пользоваться не может.
Изучение правил поведений на улице и в транспорте показало, что все обследованные с ЛУО имеют представление о правилах поведения на улице и в транспорте, из них 63% знают их хорошо и выполняют, 24% - выполняют их частично и не всегда (рис. 2.)
Иную картину демонстрируют данные по лицам с ЛУО: только 28% из них хорошо знают и выполняют данные правила, 75% имеют элементарные представления.
2.3.Развитие учебных навыков и навыков трудовой деятельности
Исследование показало, что существуют значительные различия в степени владения учебными навыками (письма, счета, чтения) лицами с ЛУО и с ЛУО с ПС. В достаточной степени эти навыки сформированы у 83% лиц с ЛУО, 37% с ЛУО с ПС. Могут написать свое имя, адрес, сосчитать до 5-10 и проч.- 37% лиц с ЛУО и 47% с ЛУО с ПС.
При исследовании выполнения более тонких и сложных трудовых операций разного рода (работа с ножницами, цветной бумагой, клеем и т.д.) были выявлены различия в способности их реализации обследуемым. Хорошо справлялись и имели высокую мотивацию 62% лиц с ЛУО и небольшая часть лиц с ЛУО с ПС (30%).
Большая часть обследуемых обеих групп (68% лиц с ЛУО и 43% лиц с ЛУО с ПС), хотя и овладели навыками работы с ножницами, бумагой, клеем и т.д., делали это неохотно и лишь при помощи взрослых членов семьи.
По субтесту «Представление о профессиях» также выявлены отчетливые различия в обследованных группах (табл. 2).
Почти у половины обследованных с тяжелой умственной отсталостью полностью отсутствуют представления о профессиях.
Понимание молодыми людьми с нарушениями интеллекта значимости трудовой деятельности для человека выявляли по задаваемым вопросам и предъявляемым картинкам. Для этого использовались следующие вопросы: «Для чего люди ходят на работу?» «Какая профессия тебе нравится? Почему?» и др.
Большая часть молодых людей с ЛУО (83%) и очень небольшая часть лиц с ЛУО с ПС (20%) имеют достаточно хорошо сформированное представление о значимости труда для человека, на примере могут рассказать, для чего нужно трудиться, какую пользу это приносит самому человеку и окружающим.
Частичные представления имеют 57% лиц с ЛУО и 49% лиц с ЛУО с ПС эти молодые люди смогли лишь фрагментарно описать смысл трудовой деятельности человека. Отвечая на уточняющие вопросы, они испытывали затруднения.
Если обратиться к конкретным примерам, то картина выглядит следующим образом.
Андрей, 19 лет. Имеет статус – сирота.
Обучается по специальности «Штукатур»
Диагноз: Легкая умственная отсталость с психопатическим синдромом. Депрессия. Психологические, аутистические и кататонические явления.
Физическое развитие. Осанка вялая. Походка, координация неуверенные, быстрота и точность движений снижены. Предпочитает спокойный, малоподвижный образ жизни, но с удовольствием выполняет несложные физические упражнения. Мелкая моторика развита плохо (не умеет завязывать шнурки, готовить бутерброды и т.д.).
Самообслуживание. Владеет необходимыми навыками личной гигиены: самостоятельно чистит зубы, умывается, не требует помощи при принятии ванны и т.д.). Самостоятельно принимает пищу, отношение к пище достаточно спокойное. Может выполнять отдельные поручения, но относится к ним безответственно, требуется постоянный контроль над их выполнением.
Может выполнять простейшие трудовые операции (работа с раствором, кирпичом), умеет пользоваться ножницами, кистью, клеем. Знания о правилах безопасности при пользовании водой, газом, электроприборами очень ограничены.
Обучение и интересы. Аутистически одинок. Пассивно слушает музыку, фантазирует, читает детские книги, имеет ограниченный круг пристрастий. Проживает в общежитие. Выполняет низкоквалифицированную работу под присмотром. Готовность к трудовой деятельности недостаточна (быстро утомляется, теряет интерес). Сексуален, онанирует.
Речь и навыки общения. Характер поведения, общения и взаимодействия с другими людьми неоднозначен. В ситуациях проблемного общения чаще конфликтен, проявляет агрессию, в основном вербальную. Отмечается стремление к лидерству. Старается привлечь внимание новых людей в своем окружении, быть для них значимым. Владение вербальными средствами общения удовлетворительное, понимает простые предложения в обращенной к нему речи, пользуется в разговоре вежливыми формами обращения, но речевое выражение своих мыслей эгоцентрично, стремится перевести разговор на себя и свои проблемы, довольствуется собственным монологом, навязчив в желании овладеть вниманием собеседника. Невербальные средства общения развиты слабо, мимика и язык тела не адекватны выражаемым чувствам. Самооценка завышена.Отмечается эмоциональная лабильность с широким диапазоном фона – от равнодушно-негативного до активно выраженного позитивного. Умеренный уровень тревожности. Понимание собственных чувств и их адекватность низкая. Понимание эмоциональных состояний других людей отсутствует, дифференцирует лишь отдельные элементарные эмоции при яркой выраженности, что заметно снижает адекватность ответной реакции при общении. Саморегуляция поведения затруднена, нуждается в контроле во избежание эмоциональных срывов.
Елена, 17 лет. Имеет статус – сирота.
Обучается по специальности «Оператор швейного оборудования»
Диагноз: Легкая умственная отсталость. Поведенческие нарушения: расторможенность, болтливость, чрезмерная общительность, эйфория, повышенная аффективная возбудимость, пугливость.
Физическое развитие. Передвигается самостоятельно. Отмечается нарушение осанки, походки, координации движений. Мелкая моторика развита недостаточно, но может завязать шнурки, застегивает пуговицы.
Самообслуживание. Владеет навыками личной гигиены (чистит зубы, умывается и т.д.). Самостоятельно одевается. Выполняет ряд обязанностей по комнате (накрывает на стол, умеет пользоваться плитой, может подогреть себе пищу, сделать бутерброд). Отношение к домашней работе позитивное. Выполняет простейшие трудовые операции(работа с тканью, пользование иглой, ножницами и т.д.) При необходимости может воспользоваться телефоном и обратиться за помощью к знакомым. Соблюдает элементарные правила безопасности при пользовании водой, электроприборами. На улице (знает правила для пешеходов и при проезде в транспорте).
Обучение и интересы. Владеет академическими навыками (обучалась в коррекционной школе), умеет читать, писать. Проявляет интерес к чтению. Имеет достаточно полное представление о профессиях. Выбранная профессия очень нравится.
Речь и навыки общения. Уровень развития речи – развернутая речь, являющаяся основным средством общения. Понимает обращенную речь, выражает свои желания, знания, умеет начать беседу, поддержать ее, адекватно отвечает на вопросы, приветствия, просьбы и т.д. Владеет рядом невербальных средств общения (жесты, касания и т.д.).
Характер отношений со взрослыми доверительный, доброжелательный. Очень привязчива. Признает авторитет учителя, выполняет задания без принуждения, но под контролем. Не терпит критики, становится конфликтной. Самооценка завышена, но поддается коррекции, сознание своего «Я» в прошлом, настоящем и будущем адекватно. Способна организовать свое время, но четкий распорядок дня ее не устраивает.Несмотря на эмоциональную неустойчивость, основной эмоциональный фон позитивный. Способна дифференцировать отдельные ярко выраженные эмоции окружающих. Тревожность выражена умеренно. Понимает свои чувства и удовлетворительно выражает их вербальными и невербальными средствами.
Таким образом, эти примеры наглядно иллюстрируют особенности сформированности и использования социально-бытовых навыков и эмоционально-личностного поведения у умственного отсталых людей с разной степенью выраженности дефекта во взрослом состоянии, скорректированных в результате многолетней работы специалистов (педагогов и психологов). Резюмируя общие и специфические особенности развития социальных и трудовых навыков умственно отсталых молодых людей, можно заключить, что в силу тяжести нарушений в их физическом и интеллектуальном развитии, формирование этих навыков значительно затруднено, а в некоторых индивидуальных случаях может оказаться невозможным. Однако систематическая работа по развитию и закреплению учебных и трудовых навыков приносит положительные результаты. Многие студенты заканчивают обучение на «4» и «5», некоторые, решением ВТЭК Саратовской областной психиатрической больницы, снимают диагноз «Олигофрения в степени дебильности» Как правило, удовлетворительным уровнем сформированности тех или иных навыков обладают те дети, с которыми занимаются специалисты, прилагая к этому достаточно усилий и времени. Отношение педагогов к воспитанию «особого» ребенка и их реалистичная оценка возможностей этих детей играют существенную роль в развитии, реабилитации и дальнейшей социальной адаптации.
Заключение.
Общество в XXI веке достигло определенного уровня цивилизованности и культуры, оно стремится его сохранить и повысить, и какие бы радикальные повороты ни происходили в его истории, оно должно будет воспринять и продолжить то лучшее, что было в прошлом, если общество желает оставаться в ряду цивилизованных стран. К разряду непреходящих ценностей, не имеющих исторических и государственных границ, относятся общечеловеческие нравственные ценности. Они- то в первую очередь и определяют собой цели воспитания на всех этапах социальной истории. Такие цели связаны с понятиями добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе. Это ещё и духовность, свобода, ответственность личности за то, что происходит с ней и вокруг неё, порядочность, скромность, человечность, бескорыстие, доброта. Общая цель современного воспитания состоит в том, чтобы сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями. Наряду с общей целью возникают и специальные социальные цели воспитания, они соответствуют изменчивым требованиям текущего момента истории данного общества и определяет собой актуальное направление этого процесса. Через некоторое время, когда общество завершит соответствующий этап своего развития и двинется дальше, они могут стать другими. Специальные цели воспитания, отвечающие современным тенденциям общественного прогресса в том, чтобы вырастить студентов инициативными, предприимчивыми людьми, стремящимися к достижению успехов.
Используемая литература.
1.Диагностика и формирование навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового и ручного у умственно ограниченных детей. Методические материалы в помощь педагогам специальных учреждений и родителям. Минск,2007.
2.Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М.2008.
3.Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика). М.,2000
4.Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника. / С.Я.Рубинштейн. - М.: Просвещение, 2010.
Приложение
Таблица 1
Уровни сформированности социально-бытовых навыков у молодых людей с нарушением интеллекта, %
Навыки | Уровень молодых людей группы с ЛУО | Уровень молодых людей группы с ЛУО с ПС | ||
высокий | средний | высокий | средний | |
Социально-бытовые навыки в домашних условиях | 85,6 | 7,3 | 64,5 | 18,4 |
Социально-бытовые навыки вне дома | 85,6 | 7,3 | 31,2 | 28,9 |
Таблица 2
Представление о профессиях
Группа обследованных | полное | частичное |
Молодые люди с легкой умственной отсталостью | 63,5 | 46,5 |
Молодые люди с легкой умственной отсталостью с психопатическим синдромом | 44,5 | 39,5 |
Рис. 1. Исследование уровня владения навыками личной гигиены у лиц с ЛУО и ЛУО с ПС.
Рис. 2 Исследование выполнения правил поведения на улице и в транспорте у лиц с ЛУО и ЛУО с ПС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое логопедическое занятие в 1 классе для детей с легкой степенью умственной отсталости
Путешествие в сказку...
Современные подходы и нетрадиционные методы в обучении детей с тяжелой умственной отсталостью» (из опыта работы).
Современные подходы и нетрадиционные методы в обучении детей с тяжелой умственной отсталостью» (из опыта работы)....
Проект "Модель работы воспитателя коррекционной школы по формированию социально-бытовых представлений и навыков у детей с ОВЗ в формате проектной деятельности"
Проект "Модель работы воспитателя коррекционой школы интерната по формированию социально-бутовых представлений и навыков у детей с ОВЗ в формате проектной деятельности"...
Коррекционно-развивающий маршрут для ребенка с легкой степенью умственной отсталости
Данная программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ (умственной отсталостью) создана для решения проблемы инклюзивного образования данного ребенка. Программа позволяет организовать ...
Рабочая коррекционная программа психологического сопровождения обучающихся 1 класса с легкой умственной отсталостью
Рабочая коррекционная программа психологического сопровождения обучающихся 1 класса с легкой умственной отсталостью...
Статья:Личностно-ориентированное обучение как средство формирования познавательной активности обучающихся
Личностно-ориентированное обучение как средство формирования познавательной активности обучающихся...
Программа занятий учителя-дефектолога 2 класс легкая умственная отсталость
программа занятий учителя-дефектолога 2 класс легкая умственная отсталость...