Рабочая программа логопедических коррекционных занятий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 классы
рабочая программа
Важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка занимает логопедическая работа. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учащихся. Специфика логопедической работы обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями умственно отсталого ребенка, с другой – особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта. Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико - фонемтическую, так и лексико – грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 217.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочие материалы составлены на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), «Положения о рабочих материалах (программах) по учебному предмету (курсу) педагога МКОУ школы-интерната городского округа Павловский Посад Московской области», учебного плана МКОУ школы-интерната.
Рабочая программа составлена на основе авторских работ по коррекции нарушений письма и речевых нарушений, указанных в учебно-методическом обеспечении.
Важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка занимает логопедическая работа. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учащихся. Специфика логопедической работы обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями умственно отсталого ребенка, с другой – особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта. Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико - фонемтическую, так и лексико – грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект.
В связи с тем, что старые условно – рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны, необходимо тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме, характерна для логопедической работы в коррекционной школе. Учитывая быструю утомляемость умственно отсталых детей, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключения ребенка с одной формы работы на другую. Так как нарушения речи у умственно отсталых детей носят стойкий характер, логопедическая работа в нашей школе осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормальными детьми.
Цели и задачи программы.
Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.
Основные задачи программы:
- Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
- Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
- Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.
- Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
Организационно-педагогические условия реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения (1 четверть – 18 часов, 2 четверть – 14 часов, 3 четверть – 21 часов, 4 четверть – 17 часов) и составлена на 70 часов (35 недель). Подгрупповые занятия проводятся 2 раза в неделю по 30-40 мин., индивидуальные – 2 раза в неделю по 20 мин.
Общая характеристика программы.
Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Нарушения речи у большинства поступающих в данное учреждение носят характер, системного недоразвития речи средней степени для которого характерно: нарушение звукопроизношения; недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа; аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения; нарушения сложных форм словообразования; недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий); выраженная дислексия; дисграфия. Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
Организация работы по программе.
Коррекция нарушений речи учащихся МКОУ школы-интерната городского округа Павловский Посад Московской области требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида предусмотрены часы логопедических занятий.
В начале учебного года логопед планирует работу на год. На основании материалов обследования школьников составляет индивидуальные планы занятий, а также перспективные планы для каждой группы обучающихся. В конце учебного года логопед составляет отчет о работе, проделанной за год.
Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у обучающихся, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных классов. Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 обучающихся.
Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
В структуру занятия может входить:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
Коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
Формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением, текстом;
- обогащение и активизация словарного запаса.
При умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: её фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй, связная речь. Нужно отметить, что в школу поступают дети с двуязычием или дети совсем не знающие русского языка, у которых возникают большие трудности в процессе обучения. Встречаются трудности в произношении, в письме.
Данная программа разработана с учетом последовательной поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности.
Программа состоит из следующих разделов:
1) коррекция звукопроизношения,
2) коррекция фонематических процессов,
3) коррекционная работа на лексическом уровне,
4) коррекционная работа на синтаксическом уровне,
5) совершенствование связной речи.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 2-го класса.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать слова по слоговому и звуковому составу,
- различать гласные и согласные звуки,
- различать твердые и мягкие согласные,
- придумывать слова из 3-5 букв.
Учащиеся должны знать:
- все буквы русского алфавита;
- правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,
- употребление большой буквы в именах людей кличках животных,
- написание предложения (начало с большой буквы конец предложения точка),
- придумывать слова на заданные звуки.
Мониторинг определяет 5 уровней речевого развития обучающихся с ОВЗ:
- Оптимальный (звуки поставлены, автоматизированы в словах, словосочетаниях и фразовой речи, читает по норме, пишет с минимальным количеством ошибок, которые исправляет самостоятельно или после замечаний учителя).
- Выше среднего (звуки поставлены, автоматизированы, в речи допускает соскальзывания, читает по норме, пишет и списывает с различных источников, допускает ошибки, которые сам не исправляет)
- Средний (звуки поставлены, изолированно-автоматизированы, в речи встречаются частые соскальзывания, читает по норме, пишет с ошибками различного характера)
- Ниже среднего (звуки ставятся с трудом, в речи быстро соскальзывают, требуется дополнительная работа по постановке каждого звука, читает ниже нормы, но прочитанное частично осознает, пишет медленно, с ошибками различного характера)
- Низкий (звуки ставятся с трудом, в речи автоматизируются трудно, нет никакого контроля со стороны ребенка, к дефектам речи безразличен, читает ниже нормы, прочитанного не осознает, пишет медленно, с ошиками, имеет низкую учебную мотивацию).
Календарно-тематическое планирование логопедической коррекции
2 класс (70 ч.)
№ п/п | Тема | Кол-во ча-сов | Дата проведения | |||
по плану | по факту | |||||
Обследование. | ||||||
Изучение медицинских карт, сведений о семье ребенка, данных о раннем речевом развитии. Провести первичную диагностику. | 1 | 04.09.2018 | ||||
Обследование импрессивной речи. Обследовать речь на уровне понимания слов, предложения, грамматических форм, текст. | 1 | 06.09.2018 | ||||
Обследование экспрессивной речи. Выявить степень сформированности развернутого самостоятельного высказывания. Обследование связной речи. | 1 | 11.09.2018 | ||||
Обследование словарного запаса. Выявить соответствует ли словарь возрастной норме; точность употребления лексических значений слов. | 1 | 13.09.2018 | ||||
Обследование слоговой структуры слов. Выявить степень владения слоговой структурой. | 1 | 18.09.2018 | ||||
Обследование чтения. Обследование письма. Выявить наличие нарушений чтения. | 1 | 20.09.2018 | ||||
Звуковой анализ | ||||||
Органы речи. Сравнить речевые и неречевые звуки. Познакомить со строением речевого аппарата. Образование звуков речи. Показать, как образуются звуки речи. | 1 | 25.09.2018 | ||||
Гласные звуки. Узнавание гласного звука на слух. Развивать фонематический слух. | 1 | 27.09.2018 | ||||
Слова, отличающиеся одним гласным звуком. Формировать понятие о фонеме как смыслоразличительной единице языка. | 1 | 02.10.2018 | ||||
Согласные звуки. Показать различие в образовании гласных и согласных звуков. Слова, отличающиеся одним согласным звуком. Закрепить понятие о фонеме как смыслоразличительной единице языка. | 1 | 04.10.2018 | ||||
Звуковой анализ односложных слов. Упражнять в определении количества и последовательности звуков в слове. | 1 | 09.10.2018 | ||||
Звуковой анализ двусложных слов. Упражнять в определении количества и последовательности звуков в слове. | 1 | 11.10.2018 | ||||
Дифференциация звонких и глухих парных согласных | ||||||
Дифференциация Б – П в слогах и словах. Учить различать звуки, имеющие акустико- артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | 1 | 16.10.2018 | ||||
Дифференциация Б – П в предложении. Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | 1 | 18.10.2018 | ||||
Дифференциация В - Ф в слогах и словах. Учить различать звуки, имеющие акустико- артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | 1 | 23.10.2018 | ||||
Дифференциация В -Ф в предложении. Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | 1 | 25.10.2018 | ||||
Дифференциация Г - К в слогах и словах. Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | 1 | 30.10.2018 | ||||
Дифференциация Г – К в предложении. Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | 1 | 01.11.2018 | ||||
Дифференциация Д – Т в слогах и словах. Учить различать звуки, имеющие акустико- артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | 1 | 13.11.2018 | ||||
Дифференциация Д - Т в предложении. Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | 1 | 15.11.2018 | ||||
Дифференциация Ж - Ш в слогах и словах. Учить различать звуки, имеющие акустико- артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | 1 | 20.11.2018 | ||||
Дифференциация Ж - Ш в предложении. Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | 1 | 22.11.2018 | ||||
Дифференциация З – С в слогах и словах. Учить различать звуки, имеющие акустико- артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | 1 | 27.11.2018 | ||||
Дифференциация З - С в предложении. Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | 1 | 29.11.2018 | ||||
Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными. | ||||||
Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными И – Ы. Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда. | 1 | 04.12.2018 | ||||
Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными А – Я. Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда. | 1 | 06.12.2018 | ||||
Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными У – Ю. Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда. | 1 | 11.12.2018 | ||||
Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными О – Ё. Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда. | 1 | 13.12.2018 | ||||
Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Е». Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда. | 1 | 18.12.2018 | ||||
Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Ь» в словах. Наглядно показать количественную разницу между звуковым и буквенным составом слова. | 1 | 20.12.2018 | ||||
Дифференциация сонорных согласных. | ||||||
Дифференциация согласных Р – Л в слогах и словах. Уточнить артикуляцию данных звуков. Учить различать на слух и в произношении. | 1 | 25.12.2018 | ||||
Дифференциация согласных Р – Л в предложении. Уточнить артикуляцию данных звуков. Учить различать на слух и в произношении. | 1 | 27.12.2018 | ||||
Дифференциация свистящих и шипящих согласных. | ||||||
Дифференциация С – Ш в слогах и словах. Учить различать звуки, имеющие акустикоартикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении. | 1 | 10.01.2019 | ||||
Дифференциация С – Ш в предложении. Учить различать звуки, имеющие акустикоартикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении. | 1 | 15.01.2019 | ||||
Дифференциация З - Ж в слогах и словах. Учить различать звуки, имеющие акустикоартикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении. | 1 | 17.01.2019 | ||||
Дифференциация З - Ж в предложении. Учить различать звуки, имеющие акустикоартикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении. | 1 | 22.01.2019 | ||||
Дифференциация С - Щ в слогах и словах. Учить различать звуки, имеющие акустикоартикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении. | 1 | 24.01.2019 | ||||
Дифференциация С - Щ в предложении. Учить различать звуки, имеющие акустикоартикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении. | 1 | 29.01.2019 | ||||
Дифференциация согласных. | ||||||
Дифференциация С – Ц в слогах и словах. Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении. | 1 | 31.01.2019 | ||||
Дифференциация С - Ц в предложении. Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении. | 1 | 05.02.2019 | ||||
Дифференциация Ч – Ц в слогах и словах. Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении. | 1 | 07.02.2019 | ||||
Дифференциация Ч - Ц в предложении. Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении. | 1 | 12.02.2019 | ||||
Дифференциация Ч – Щ в слогах и словах. Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении. | 1 | 14.02.2019 | ||||
Дифференциация Ч - Щ в предложении. Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении. | 1 | 19.02.2019 | ||||
Дифференциация Ш – Щ в слогах и словах. Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении. | 1 | 21.02.2019 | ||||
Дифференциация Ш - Щ в предложении. Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении. | 1 | 26.02.2019 | ||||
Дифференциация И – Й изолированно и в словах. Показать различие в образовании данных звуков. | 1 | 28.02.2019 | ||||
Слоговая структура слова. | ||||||
Анализ односложных слов. Развивать умение анализировать слоговую структуру слова. | 1 | 05.03.2019 | ||||
Анализ двусложных и трехсложных слов. Учить преобразовывать двусложные слова в трёхсложные. Закрепить понятие о слоге как части слова. | 1 | 07.03.2019 | ||||
Определение ударного слога в словах. Учить определять ударный слог. | 1 | 12.03.2019 | ||||
Слова, обозначающие предметы. | ||||||
Различение одушевлённых и неодушевлённых предметов. Учить различать предметы по вопросам «Кто это?», «Что это?», | 1 | 14.03.2019 | ||||
Слова, обозначающие один и много предметов. Учить образовывать множественное число имени существительного. | 1 | 19.03.2019 | ||||
Слова, обозначающие действия предметов. | ||||||
Различение животных по их действиям. Учить различать предметы по их действиям и группировать действия по признаку их однородности ( кто как передвигается, кто как голос подаёт). | 1 | 21.03.2019 | ||||
Упражнение в подборе слов, обозначающих предметы, к словам, обозначающим действия. Учить подбирать слова – действия к словам – предметам. | 1 | 02.04.2019 | ||||
Работа с предлогами. | ||||||
Применение предлогов в речи. Познакомить детей с предлогами на практическом уровне. | 1 | 04.04.2019 | ||||
Дифференциация предлогов на – в. Уточнить конкретно – пространственное значение предлогов. | 1 | 09.04.2019 | ||||
Дифференциация предлогов с - из. Уточнить конкретно – пространственное значение предлогов. | 1 | 11.04.2019 | ||||
Дифференциация предлогов от - к. Уточнить конкретно – пространственное значение предлогов. | 1 | 16.04.2019 | ||||
Дифференциация предлогов под – над. Уточнить конкретно – пространственное значение предлогов. | 1 | 18.04.2019 | ||||
Закрепление понятия о предлогах. Закрепить умение выделять предлоги в предложении. | 1 | 23.04.2019 | ||||
Предложение. | ||||||
Обозначение границ предложения. Выделение предложений из текста. Формировать умение правильно оформлять границы предложения в устной и письменной речи, выделять законченные предложения из сплошного текста. | 1 | 25.04.2019 | ||||
Дополнение предложений с помощью вопросов и слов для справок. Формировать умение распространять простое двусоставное предложение. | 1 | 30.04.2019 | ||||
Составление предложений из слов, данных в нужной форме вразбивку. Учить составлять грамматически верное предложение. | 1 | 02.05.2019 | ||||
Текст. | ||||||
Ознакомление с признаками текста. Формировать умение отличать текст от группы предложений. Восстановление деформированного текста. Формировать умение устанавливать последовательность предложений в тексте. | 1 | 07.05.2019 | ||||
Пересказ текста по вопросам. Формировать умение составлять ответ на вопрос, учитывая связь предложений в тексте. | 1 | 14.05.2019 | ||||
Составление рассказа по серии картинок. Учить выделять части в рассказе, последовательно излагать текст. | 1 | 16.05.2019 | ||||
Обследование. | ||||||
Фронтальное обследование. | 1 | 21.05.2019 | ||||
Фронтальное обследование. | 1 | 23.05.2019 | ||||
Фронтальное обследование. | 1 | 28.05.2019 | ||||
Фронтальное обследование. | 1 | 30.05.2019 |
Особенности индивидуальной работы с ребенком, имеющего нарушения звукопроизношения.
Цель: организация коррекционно-развивающей работы с учащимся, имеющим нарушения звукопроизношения, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности; устранить недостатки устной и предупредить нарушения письменной речи у младшего школьника.
Основные задачи:
- Создать условия для формирования правильного звукопроизношения у школьника.
- Развить артикуляционную моторику.
- Коррекция нарушений звуков, их автоматизация и дифференциация.
- Формировать фонематический слух, восприятие, анализ и синтез.
- Развивать пространственно-временные представления.
- Совершенствовать лексико-грамматическую сторону речи:
- Формировать связную речь как средство и форму мыслительной деятельности.
- Совершенствование мелкой моторики.
- Курс коррекционного обучения рассчитан на 9 месяцев (сентябрь — май).
Ожидаемые результаты
В результате проведенной работы к концу учебного года ребенок должен научиться правильно произносить согласные звуки, овладеть элементами звукового анализа и синтеза, овладеть навыком употребления в речи слов разной слоговой структуры, уметь называть предметы и их свойства, освоить обобщающие понятия, научиться употреблять в речи: прилагательные, глаголы и предлоги. Кроме этого ребенок должен освоить навыки словообразования и словоизменения, соотносить и согласовывать различные части речи, уметь составлять предложения, отвечать на поставленные вопросы и овладеть диалогической речью.
Содержание работы:
1 этап: Подготовительный.
Цель работы: Формирование артикуляционной базы речи.
Задачи:
- Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.
- Выработка умения узнавать и различать фонемы.
- Формирование артикуляционной базы звука, т.е. артикуляционных умений и навыков.
- Формирование и развитие мелкой моторики в процессе систематических тренировок.
- Укрепление физического здоровья в процессе различных оздоровительных мероприятий и процедур (массаж, медикаментозное лечение, консультирование врачей-специалистов).
Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, по завершении обследования. Знакомство с органами артикуляции. Выделение звуков в словарном ряду. Вызывание звука по подражанию. Подготовительные артикуляционные упражнения (создание артикуляционной базы звука). Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дыхание. Пальчиковая гимнастика.
2 этап: Формирование первичных произносительных умений и навыков
Цель работы: Формирование первоначальных умений и навыков правильного произнесения звука на специально подобранном материале.
Задачи:
- Постановка звука.
- Автоматизация звука в словах и предложениях.
- Формирование умения не смешивать звуки.
- Формирование и развитие мелкой моторики.
Постановка звуков. Последовательность постановки звуков определяется индивидуальным подходом, в зависимости от подготовленности артикуляционных укладов: дорсальной, какуминальной, альвеолярной. Г.В. Чиркина предлагает два этапа в постановке звуков и их дифференциации:
- I этап. Отрабатываются звуки: а, п, у, м, к, ы, н, х, в, о, т, с, л автоматизируются. На этом этапе планируют дифференциацию: п-м, м-н, к-х, т-с, а-у-о-ы.
- II этап. б, д, з, г, ж, ш, щ, ч, ц, р.
- Дифференцируют: с-з, ш-ж, ц-ч, ч-щ, ч-ть.
Автоматизация поставленного звука в слогах: прямых, в обратных, со стечением согласных звуков. Автоматизация звука в словах проводится по следам автоматизации в слогах в той же последовательности. Автоматизация звука в предложениях. Выделение звука в словах, предложениях. Пальчиковая гимнастика. Работа над звуковым анализом и синтезом. Лексико-грамматические задания. Графомоторные упражнения.
3 этап: Этап коммуникативных умений и навыков
Цель работы: Формирование умений и навыков безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.
Задачи:
- Автоматизация звука в текстах, выделение звука в текстах. Развитие внимания, памяти.
- Автоматизация звуков в речи. Развитие внимания, памяти, мелкой моторики. Развитие мышления. Автоматизация поставленных звуков в чистоговорках, пословицах, поговорках, загадках, потешках, стихах.
- Автоматизация в связной речи: пересказ, составление рассказов по картинке, по серии картинок и т.д.
- Автоматизация поставленных звуков в спонтанной речи: в играх, экскурсиях, на прогулках и других формах жизнедеятельности учащихся.
- Дифференциация поставленных и автоматизированных звуков. Работа над звуковым анализом и синтезом. Лексико-грамматические задания. Графомоторные упражнения. Пальчиковая гимнастика.
4 этап: Оценочный
Цель работы: Подведение итога логопедической работы.
Задачи:
1. Оценка результативности коррекционной работы.
2. Определение перспективы дальнейшей деятельности.
Формы и средства контроля
Основная цель контроля - проверка знания изученного материала.
На основе индивидуального логопедического сопровождения ребёнка как часть адаптированной образовательной программы составлен перспективный план работы с ребенком, имеющим нарушение звукопроизношения. (Приложение 1)
Приложение 1
Перспективный план работы с ребенком _____________________________,
имеющим нарушение звукопроизношения (звуки: ______________________________).
Темы занятий | Цели занятий | Кол-во занятий |
Подготовительные упражнения (артикуляционная гимнастика) Развитие фонематического слуха . | Выработка правильных, полноценных артикуляционных укладов. Направления:
| 4-5ч |
Постановка звука | Добиваться правильного произношения отдельных звуков. 1способ–по подражанию (слух, зрение, тактильно-вибрационными ощущениями) 2 способ - смешанный (подражание + словесные пояснения) Развивать мелкую моторику рук. Развивать фонематический слух, память, мышление. | 9-10ч. |
Автоматизация звука в словах. | Добиваться правильного произношения звуков. Работа ведется с опорой на слуховой и кинестетический самоконтроль. Развивать слуховой самоконтроль, мелкую моторику рук, фонетико-фонематический слух, логическое мышление, память, внимание. Работать над пополнением активного и пассивного словарного запаса. |
|
а) автоматизация в прямых слогах | Добиваться правильного произношения в прямых слогах | 1-2 ч |
б) автоматизация в обратных слогах. | Добиваться правильного произношения в обратных слогах. | 1-2ч |
в) автоматизация в слогах со стечением согласных | Добиваться правильного произношения звуков в слогах со стечением. | 1ч. |
г) автоматизация в словах (в начале слова) | Добиваться правильного произношения звука в начале слова (односложные, двусложные …) | 1ч |
д) автоматизация в середине слова | Отработать правильное произношение в середине слова. | 1ч. |
е) автоматизация звука в конце слова. Закрепление звука в словах (в разных позициях) | Отработать правильное произношение звука в конце слова. Уметь выделять изучаемый звук. | 1ч |
ж) произношение слов с несколькими изучаемыми звуками в одном слове | Отработать правильное произношение звука несколько раз встречающие в одном слове. | 1ч. |
4. Автоматизация звука в предложениях. | Воспитание правильного произношения звука в предложениях. Работа ведется с опорой на слуховой и зрительный анализаторы. Направления :
| 10-12ч |
а) автоматизация во фразовой речи | Воспитание правильного, четкого произношения во фразовой речи. | 2ч. |
б) автоматизация звука в простом предложении | Воспитание правильного, четкого произношения в простом предложении. Умение составлять простые предложения с опорой на картинки. | 2ч. |
в) автоматизация звука в простом распространенном предложении | Воспитание правильного, четкого произношения в простом распространенном предложении. Учить составлять и работать с простым распространенным предложением. Пополнять словарный запас. | 2-3ч |
г) автоматизация в сложном предложении | Воспитание правильного, четкого произношения в сложном предложении. Учить пользоваться союзами (а, и, но) и предлогами, при составлении предложений с опорой на картинки и самостоятельно. | 2-3ч. |
5. Автоматизиция звука : - чистоговорках ; -стихах; - скороговорках; - поговорках; -шутках; - потешках; | Автоматизировать произношение звука. Развивать память, мышление внимание. Прививать любовь к народному творчеству. | 6-7ч. |
6. Автоматизация в коротких рассказах. | Следить за правильным звукопроизношением в рассказах. Учить находить главную мысль в рассказе. Учить давать полные ответы на поставленные вопросы. Чтение коротких рассказов. Составление рассказов по серии картинок. | 5-6ч. |
7.Автоматизация в длинных рассказах. | Следить за правильным звукопроизношением в рассказах. Учить передавать прочитанное. Развивать память, внимание, речь, словарь. | 5-6ч. |
8. Автоматизация в разговорной речи. | Следить за правильным звукопроизношением в разговорной речи. | 2-3ч. |
9. Дифференциация звуков: - изолированное произношение; - в слогах; - в словах; - в предложениях; - чистоговорках; - стихах; | Учить детей различать звуки и правильно употреблять их речи. | 6-7ч. |
Учебно-методическое обеспечение предмета
Ресурсное обеспечение рабочей программы.
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 1998. - С. 18-46, 74-97, 105-169.
- Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.-С. 80-256.
- Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 1999.-С. 39,46, 114-115.
- Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей. М.: Просвещение, 1979.
- Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М.: Просвещение, 1987.-С. 15
- Ханьшева, Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на-Дону:, «Феникс», 2006г.
- Смирнова, Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М:, «Мозайка», 2004г.
- Пожиленко,Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М:, «Владос» - 2003 г.
- Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.
- Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г.
- Юрова , Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г.
- Филлипова, «Говори правильно». – М:, Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2007 г.
- Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.
- Елецкая,О.В., Горбачевская,Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». – М:, «Творческий центр»,2005 г.
- Сахарова И.И. «Чистоговорки в картинках». – М:, «Творческий Центр Бриз», 2008 г.
- Киселёва, В.А. «Двигаемся, играем, рисуем». – М:, «Творческий Центр Сфера», 2008 г.
- Морозова, И.А., Пушкарёва, М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г.
- Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
- Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и Аграмматическая дисграфия». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
- Ефименкова, Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М:, «Владос», 2004 г.
Литература, используемая учителем – логопедом в работе над программой.
- Логопедия под редакцией Волковой – М.: «Просвещение», 1989 г.
- Филичева, Т.Г., Чевелёва, Н.А., Чиркина, Т. В. «Основы логопедии». – М.: «Просвещение» , 1989 г.
- Лалаева, Р. И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: «Владос»,
1998 г.
- Лалаева, Р. И. « Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы», - М.: « Просвещение», 1978 г.
- Аксёнова, А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». – М.: «Владос»,1999 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/01/picture-887675-1485970502.jpg)
Доклад «Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее ― АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью ― это общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории о...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/08/picture-1091026-1544263424.jpg)
Рабочая программа логопедических коррекционных занятий обучающихся с задержкой психического развития (2 классы)
Рабочая программа составлена на основе авторских работ по коррекции нарушений письма и речевых нарушений, указанных в учебно-методическом обеспечении. Данная программа предназначена для логопедических...
ПРОГРАММА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1 класс (вариант 2) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (в...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/08/picture-361486-1386475382.jpg)
Методика по использованию учителем-дефектологом инновационного метода канис-терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 1-4 класс
Использование инновационного метода канис-терапии в условиях коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ младшего школьного возраста направлено на формирование и развитие таких базовых жизнен...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/26/picture-342651-1414342325.jpg)
Система оценки достижений обучающимися с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых (возможных) результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы Вариант 2
Программа Система оценки достижений обучающимися с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых (возможных) результатов освоения адапти...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/09/picture-714275-1654759889.jpg)
Адаптированная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа для детей и взрослых с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития педагога-дефектоло
СОГЛАСОВАНА:Протокол педагогического совета от ___________________ 2020 г. УТВЕРЖДЕНА:И.о. директора________Агинова С.Б. Адаптированная дополнительная общеобразовательная...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/17/picture-1009141-1679039250.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитания детей с умственной отсталостью (интеллектуального нарушения) на 2023-2024 уч. год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвоспитания детей с умственной отсталостью (интеллектуального нарушения)на 2023-2024 уч. год1-3, 2 «А» класс (1 группа)...