Программа коррекционного курса РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (индивидуальные занятия 1- 4 класс)
рабочая программа на тему
Данная коррекционно-развивающая программа разработана и составлена на основе программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева – Коррекционная педагогика, 3 (9), 2005г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_psithomot._tyazhel_umst._otst.docx | 56.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа коррекционного курса
РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ
для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью
(индивидуальные занятия 1- 4 класс)
Содержание
Пояснительная записка…………………………………….................................с 3
Содержание коррекционного курса..…………………………………………..с 6
Тематический план………………………………………………………………с 8
Учебно-методическое и материально–техническое обеспечение
образовательной деятельности…………………………………………….......с 17
Список литературы…………………………………………………………….с 18
Пояснительная записка
Данная коррекционно-развивающая программа разработана и составлена на основе программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева – Коррекционная педагогика, 3 (9), 2005г.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1.Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
2.Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
3.ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599;
Закона Тамбовской области от 01.10.2013 г. №321-3 «Об образовании в Тамбовской области»;
4.Закона Тамбовской области от 01.10.2013 г. №321-3 «Об образовании в Тамбовской области».
Развитие психомоторики и сенсорных процессов у детей с умеренными и тяжелыми интеллектуальными нарушениями является важной задачей специальной (коррекционной) школы, так как способствует коррекции недостатков физического и психического развития данной категории детей.
Сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой – составляет фундамент общего умственного развития ребенка.
Программа коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» имеет следующую цель: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Цель: на основе создания оптимальных условий познания ребёнком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное представление, об окружающей действительности способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в общество.
Задачи коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»:
- формировать на основе активизации работы всех органов чувств адекватное восприятие явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- формировать у обучающихся систематическое и целенаправленное восприятие формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
- формировать пространственно-временные ориентировки;
- обогащать словарный запас детей на основе использования соответствующей терминологии;
- коррекция недостатков моторики; совершенствовать зрительно-двигательной координацию;
- коррекция точности и целенаправленности движений и действий.
Рабочая программа коррекционного курса «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» составлена на основе Программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов», авторы Э.Я. Удалова, Л.А. Метиева (научно-методический журнал «Коррекционная педагогика», №3.-2005г.) Данная программа соответствует требованиям и методическим рекомендациям Комитета образования ЕАО по разработке и утверждению учебных программ от 06.06.13г. Программа составлена с учетом требований реализации ФГОС для умственно отсталых детей (вариант С).
Данный курс осуществляется с детьми, имеющими умеренную и тяжелую интеллектуальную недостаточность и рассчитан на 35 часов, по 1 часа в неделю. На каждое занятие отводится по 20-25 минут учебного времени. В начале учебного года проводится первичная диагностика с целью выявления уровня сформированности сенсомоторных умений и навыков.
Принципы построения программы:
коррекционная направленность - предусматривает преодоление недостатков психофизического развития обучающихся посредством формирования новых способов познавательной деятельности, общения, поведения и эмоционального реагирования;
индивидуально-дифференцированный подход - обеспечивает реализацию программы с учётом особенностей обучающихся в процессе коррекционно-развивающей работы;
принцип комплексного подхода – способствует развитию сенсомоторных и познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и личности умственно-отсталого школьника в целом;
преемственность - обеспечивает взаимосвязь ранее полученных знаний и личного опыта обучающихся.
Требования к уровню подготовки детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью, обучающихся по данной программе.
- целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
- правильно пользоваться письменными принадлежностями;
- анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;
- различать основные цвета;
- классифицировать геометрические фигуры;
- составлять предмет из частей;
- определять на ощупь величину предметов;
- зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов;
- различать речевые и неречевые звуки;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги и на собственном теле;
- выделять части суток и определять порядок дней недели.
Содержание коррекционного курса
№ | Раздел | Содержание |
1 | Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий | |
2 | Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков | Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движений руки и глаза (нанизывание бус, завязывание шнурков, застегивание пуговиц, кнопок). Упражнения на совмещение отверстия с предметом. Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. |
3 | Тактильно-двигательное восприятие | Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их фактур. Определение температуры воды на ощупь. |
4 | Кинестетическое и кинетическое развитие | Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей. Формирование точности выполнения движений Выразительность движений (имитация повадок зверей) |
5 | Восприятие формы, величины, цвета | Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) и геометрических тел (куб, шар, конус) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур и тел. Классификация предметов и их изображений по форме по показу. Формирование у детей сенсорных эталонов размера. Сопоставление 2-х предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). |
6 | Восприятие особых свойств предметов (развитие, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) | Контрастные температурные ощущения (холодный - горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, соленый). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый - легкий). |
7 | Развитие слухового восприятия | Различение звуков и шумов окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание), музыкальных звуков. Развитие слуховой память. |
8 | Восприятие пространства | Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (близко- далеко, дальше-ближе, вверху - внизу). |
9 | Восприятие времени | Формирование представления о сутках и временной последовательности событий. Формирование представлений о порядке следования дней недели |
Тематический план
№ | Тема занятия | Цель, задачи занятий, коррекционно-развивающая деятельность | Наглядный материал и оборудование | Количество часов |
1 | Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий | Выявить уровень развития сенсорных и психомоторных процессов на начало года | Диагностический инструментарий | 1 |
2 | Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика | Задачи:
Упражнения для кистей рук «Фонарики», «Мы капусту рубим». Динамическое упражнение «Моя семья», выполняется правой и левой руками поочередно. | Демонстрационные картинки: фонарики, квашеная капуста, семья | 1 |
3 | Развитие мелкой моторики, определение ведущей руки | Задачи:
Сортировка мелких предметов. Перебирание фасоли и гороха. Сортировка пуговиц 2-3 размеров | Фасоль, горох, пуговицы разного размера | 1 |
4 | Развитие мелкой моторики, соотносящих движений пальцев рук | Задачи:
Нанизывание бусин на стержень, на шнур: от большого к маленькому, от маленького к большому, чередование цветных бусин в заданном порядке. | Стержень, шнур, крупные бусины разного цвета, бусины разного размера. | 1 |
Задачи:
Упражнения по самообслуживанию: застегивание пуговиц (больших и маленьких), кнопок; шнуровка одежды, обуви. | Рамки с застежками; рамками с двумя видами шнуровки, деревянный следок для шнуровки. | 1 | ||
5 | Развитие умения совмещать предмет с отверстием, действовать целенаправленно ведущей рукой | Задачи:
Знакомство с досками Сегена: заполнение отверстий втулками. Упражнение «Бусы для Кати» на соотнесение отверстия шарика со шнурком. | Доски Сегена, шарики, шнурки. | 1 |
8 | Развитие тактильно-двигательного восприятия | Задачи:
Упражнение «Волшебный мешочек» на нахождение нужного предмета на ощупь. Нахождение геометрической фигуры на ощупь по зрительно-воспринимаемому образу – игра «Узнай фигуру». | «Волшебный мешочек», предметы разной формы, величины, фактуры. Два набора плоскостных и объемных геометрических фигур (кубики, шарики, конусы, квадраты, треугольники) | 1 |
Задачи:
Знакомство с фактурами предметов: шершавый – гладкий. Ощупывание предметов с открытыми и закрытыми глазами. | набор пластин с гладкой и шершавой поверхностью | 1 | ||
Задачи:
Знакомство с температурами предметов. Различение температуры воды на ощупь, использование слов: теплый, холодный, горячий. Определение температуры предмета по картинке. | Предметы, имеющие разную температуру, три миски с водой, изображения предметов, имеющих различную температуру (снег, огонь, сосулька и т.д.) | 1 | ||
9 | Формирование точности выполнения движений | Задачи:
Упражнение «Каток» на формирование точности выполнения движения. Упражнение «Через реку по мостику» на развитие равновесия и координации движений. Прохождение по «Сенсорной тропе» для развития тактильной чувствительности ступней ног. | Скамейка, мяч, «сенсорная тропа». | 1 |
10 | Движения и позы верхних и нижних конечностей | Задачи:
Выполнение движений, указанных на карточках «Сделай по рисунку». | Карточки со схематичным изображением человечков в различных позах | 1 |
11 | Имитация движений и поз | Задачи:
Изображение по показу и самостоятельно: летящей бабочки, прыгающей обезьяны, скачущего кенгуру, подпрыгивающий мячик, плывущую рыбу, идущую по следу собаку. | 1 | |
12 | Формирование навыков зрительного и тактильного обследования геометрических фигур двумя руками | Задачи:
Рассматривание и называние геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Выявление основных различий с помощью тактильного обследования | Набор геометрических фигур одного цвета и размера | 1 |
13 | Формирование навыков зрительного и тактильного обследования геометрических тел двумя руками | Задачи:
Рассматривание и называние геометрических тел (куб, шар, конус). Выявление основных различий с помощью тактильного обследования. | Набор геометрических тел одного цвета и размера | 1 |
14 | Развитие умения воспринимать плоскостное изображение геометрических тел | Задачи:
Демонстрация двух коробочек: в одной геометрические фигуры, а в другой геометрические тела. | 2 коробки, набор геометрических тел и фигур | 1 |
15 | Формирование сенсорных эталонов формы | Задачи:
Выделение формы по словестной инструкции: «Покажи круг». Группировка предметов по форме | Набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал); предметы круглой, квадратной, треугольной формы | 1 |
Задачи:
Восприятие изображений, составленных из геометрических фигур. Называние геометрических фигур, из которых состоит рисунок. | Набор изображений, составленных из геометрических фигур с увеличением степени сложности | 1 | ||
16 | Конструирование из геометрических фигур | Задачи:
Составление простой картинки из геометрических фигур (2-3 детали) по образцу и самостоятельно. | Геометрические фигуры, шаблон картинки. | 1 |
17 | Формирование сенсорных эталонов размера | Задачи:
Демонстрация способа сравнения предметов по величине (метод наложения). Раскладывание однородных предметов разной величины на 2 группы. Выделение и называние разных категорий величины по словестной инструкции. | Пары предметных изображений или натуральных объектов, отличающихся друг от друга одним из параметров величины (длина, высота, ширина, толщина) | 1 |
18 | Исследование и развитие восприятия размера | Задачи:
Сравнение фигур по разным параметрам величины. Подбор одежды нужного размера для картонных кукол разной величины | Набор карточек: с изображением фигур одного цвета, но разной величины; набор картонных кукол разной величины и одежда к ним | 1 |
Задачи:
Сравнение предметов по величине. Раскладывание предметов в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, поменьше, побольше, маленький. | .Набор из 3-4 матрешек разного размера | 1 | ||
19 | Формирование сенсорных эталонов цвета | Задачи:
Знакомство с названиями основных цветов (красный, зеленый, желтый, синий, черный, белый). Упражнения на усвоение названий сенсорных эталонов цвета «Какого цвета?», «Подбери чашки к блюдцам». | Цветные карточки, предметные картинки разных цветов, чайные чашки и блюдца разного цвета | 1 |
20 | Закрепление умения выделять основные цвета предметов | Задачи:
Раскладывание однородных предметов разного цвета на 2-3 группы. Выбор и группировка предметов по цветовому признаку – упражнение «Соедини предметы одинакового цвета». | Карточки основных цветов, предметные картинки разного цвета, карточки с изображением предметов разного цвета | 1 |
21 | Развитие умения выделять предмет заданного цвета из множества предметов разных цветов | Задачи:
Нахождение в окружающей среде предметов заданного цвета: по образцу, по словестной инструкции. Беседа с демонстрацией презентации «Что бывает такого цвета?». | Предметы разного цвета, презентация «Что бывает такого цвета?» | 1 |
22 | Развитие чувства обоняния | Задачи:
Беседа по соблюдению правил при знакомстве с новыми запахами. Определение и различение предметов по запаху с использованием слов: приятный, неприятный. Работа с баночками. | Баночки с наполнителями: мыло, чеснок, кофе, лук, растительное масло, хлеб, лавровый лист, апельсин, гнилой картофель, испорченное мясо | 1 |
23 | Развитие вкусовых ощущений | Задачи:
Беседа по соблюдению правил при знакомстве с новыми продуктами и напитками. Упражнение на развитие вкусов «Вкусовые баночки». Игра «Определи на вкус» на объяснение вкусовых ощущений словами. | «Вкусовые баночки» с разными видами раствора: кислый, сладкий, соленый, горький. | 1 |
24 | Развитие чувства тяжести | Задачи:
Беседа «Что тяжелее, что легче?». Различение и сравнение двух предметов по признаку веса, используя слова тяжелый – легкий. | Набор предметов разного веса | 1 |
25 | Развитие умения прислушиваться и различать шумы по громкости | Задачи:
Знакомство с наполнением и звуком «Шумовых коробочек». Работа с шумовыми коробочками – «Найди пару по звуку», «Самая громкая и самая тихая» | Шумовые коробочки, картинки с изображением наполнителей коробочек | 1 |
26 | Развитие дифференцированного и осмысленного слухового восприятия | Задачи:
Работа с аудиозаписями различных звуков. Определение происхождения звуков – упражнения «Кто что слышит?», «Что я делаю?». Каждый угаданный звук подкрепляется наглядной картинкой. | Аудиозапись с различными шумами, картинки с изображением источника звуков. | 1 |
Задачи:
Работа с аудиозаписями различных музыкальных инструментов. Демонстрация картинки музыкального инструмента с подкреплением аудиозаписи издаваемого звука. Игра «Угадай, какой музыкальный инструмент звучит» на различение звучания музыкальных инструментов. | Картинки музыкальных инструментов, аудиозапись музыкальных инструментов. | 1 | ||
27 | Формирование навыков ориентировки в схеме собственного тела | Задачи:
Знакомство с телом человека (правая и левая стороны). Нахождение у себя правой руки, правой ноги, левой руки и т.д. Упражнение «Веселые человечки» на определение понятий «право-лево». | 1 | |
28 | Формирование ориентировки в окружающем пространстве | Задачи:
Рассматривание иллюстраций с называнием места расположения предметов (далеко-близко). Словестная игра «Что к нам дальше, что к нам ближе?» с использованием слов: близко- далеко, дальше-ближе, к, от. | Иллюстрации с изображением предметов (далеко - близко) | 1 |
Задачи:
Обследование кабинета «Что вверху, что внизу?». Рассматривание иллюстраций с называнием места расположения предметов (вверху, внизу). | Иллюстрации с изображением предметов (вверху – внизу) | 1 | ||
29 | Формирование представления о сутках и временной последовательности событий | Задачи:
Демонстрация презентации «Сутки» Упражнение «В какое время уток это бывает?» на формирование представлений о временной последовательности событий. | Презентация «Сутки», сюжетные картинки с изображением постоянных видов деятельности людей в разное время суток | 1 |
30 | Формирование представлений о порядке следования дней недели | Задачи:
Объяснение понятия «Неделя». Игра «Неделька» на формирование представления о порядке следования дней недели. | Таблички с названиями дней недели. Модель «Неделя» - круг, разделенный на 7 частей – дней недели | 1 |
Всего часов | 35 |
Учебно-методическое и материально–техническое
обеспечение образовательной деятельности
Для реализации программного содержания используются следующие учебно-методические и технические средства обучения:
- Проектор.
- Компьютер.
- Демонстрационные картинки различной тематики.
- Наборы мелких предметов разных цветов, величины, фактуры, цвета.
- Сыпучий материал.
- Рамки с застежками.
- Шнуровка.
- Доски Сегена.
- Плоскостные геометрические фигуры.
- Объемные геометрические фигуры.
- Трафареты для ободки, штриховки.
- «Сенсорная тропа».
- Карточки основных цветов.
- Презентации различной тематики.
- «Вкусовые баночки».
- Баночки с различными ароматами.
- Набор предметов разного веса.
- «Шумовые коробочки».
- Аудиозаписи различной тематики.
- Дидактические игры.
Список литературы (основной).
1. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов»// научно-методический журнал «Коррекционная педагогика», №3.-2005.
2. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений упражнений. – М.: Издательство «Книголюб», 2007.
3. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей спец. (коррекц.) образоват. Учреджений VIII вида. – М.: Просвещение, 2009.
Список литературы (дополнительный).
1.Кисова В.В., Конева И.А. Практикум по специальной психологии.. – СПб.:Речь, 2006.
2.Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: «Генезис», 2007.
3.Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие речевого восприятия. – М.: Мозаика – Синтез, 2007.
4.Осипова И.А. Диагностика и коррекция внимания. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
5.Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по формированию психологического здоровья детей с глубокой умственной отсталостью с помощью сказкотерапии
Сказка - древнее знание, зашифрованное в привлекательных образах и интригующих ситуациях. Изначально сказка была жанром, предназначенным для взрослых людей, она поучала, объясняла, давала ...
ПРОГРАММА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1 класс (вариант 2) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (в...
конспект урока на ученика с глубокой умственной отсталостью
Конспект -урока для ученика с глубокой умственной отсталостью (F 73) по предмету-тактильная стимуляция...
Мониторинг реализации программы коррекционного курса «Дефектологические занятия».
Мониторинг реализации программы коррекционного курса «Дефектологические занятия»....
Адаптированная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа для детей и взрослых с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития педагога-дефектоло
СОГЛАСОВАНА:Протокол педагогического совета от ___________________ 2020 г. УТВЕРЖДЕНА:И.о. директора________Агинова С.Б. Адаптированная дополнительная общеобразовательная...
План – конспект интегрированного логопедического занятия и урока «Мир природы и человека» для обучающихся 3 К класса с лёгкой и умеренной умственной отсталостью (1 – 4 класс).
Тема: «Жизнь лесных зверей зимой».Класс: 3К.Тип урока: обобщение и закрепление изученного материала.Цель: формирование представлений учащихся о жизни лесных животных в зимний период....
Адаптированная рабочая программа курса коррекционных занятий «РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ» (групповые занятия 1- 4 класс)
Адаптированная рабочая программа курса коррекционных занятий «РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ» (групповые занятия ...