конспект урока по географии 7 класс
план-конспект урока
Урок №21: «Реки и озера Земли».
Тип урока (по ФГОС): урок усвоения новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
21urok_7_klass.docx | 26.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата проведения _______
Урок №21: «Реки и озера Земли».
Тип урока (по ФГОС): урок усвоения новых знаний.
Цели:
- Образовательные: выявлять причинно-следственные связи между зависимостью рек и озёр от рельефа и климата
- Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительным материалом, делать выводы, развивать творческие, коммуникативные способности, воображение обучающихся.
3. Воспитательные: воспитание культуры общения, любви к природе.
Планируемые результаты:
Предметные: Планируемые результаты обучения:
1.формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о зависимости рек и озёр от рельефа и климата, о распространении рек и озёр на Земле;
2.формирование умений и навыков использования знаний о реках и озёрах в повседневной жизни, соблюдения мер безопасности на воде.
Метапредметные: формирование умений:
1) работать с различными источниками географической информации —текстом, картами, схемами;
2) самостоятельно решать учебные и познавательные задачи;
3) устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
4) создавать схемы;5) осуществлять комментированное чтение; формирование и развитие экологического мышления
Личностные:
формирование познавательного интереса на основе изучения материала параграфа; усвоение правил безопасного индивидуального и коллективного поведения на воде; формирование основ экологической культуры —охрана водоёмов от загрязнения.
Основные понятия. Водность реки. Речной сток. Твёрдый сток. Дельта. Эстуарий. Бассейн океана. Бассейн внутреннего стока.
Оборудование: учебник, атлас, физическая карта полушарий, презентация.
Практикум. Нанесение на контурную карту крупнейших рек и озер Земли.
1. Организационный момент.
Девиз нашего урока:
«Я могу ошибаться, и ты можешь ошибаться, но совместными усилиями мы можем постепенно приближаться к истине».
Посмотрели друг на друга, улыбнулись, пожелали успешной работы
2.Проверка домашнего задания:
Фронтальный опрос- Ответьте на вопросы.
- Что называют океаническим течением?
-Известный американский океанограф М.Ф. Мори сказал: «В океане есть река. Она не пересыхает и в самые сильные засухи и не выходит из берегов даже при самых сильных наводнениях. Её берега и ложе из холодной воды, а её стремнина из теплой… нигде в мире нет более величественного потока воды. Он быстрее Амазонки, стремительнее Миссисипи, а масса обеих рек, взятых вместе, не составит тысячной доли объема воды, которые несет он».
- О какой реке идет речь? (об океаническом течении).
- Объясните основные причины образования течений? (ответ: постоянные ветры, рельеф дна, очертания материков, отклоняющаяся сила вращения Земли вокруг своей оси).
- Какими бывают течения по температуре? (теплые и холодные).
- Каким образом обозначают океанические течения на карте? (линии в виде стрелок красного или синего цвета).
- Какова закономерность распределения течений по поверхности земного шара? (от полюсов к экватору движутся холодные течения, а от экватора к полюсам – теплые. Течения в океане образуют круговые движения вод; в северном полушарии – по часовой стрелке, а в южном полушарии - против часовой стрелки. Направление течений зависит от направления ветров.)
- Перуанское течение движется к экватору. Не глядя на карту, определите, теплое оно или холодное? (холодное).
-Бразильское течение движется в сторону от экватора. Не глядя на карту, определите, теплое оно или холодное? (теплое)
- Известный климатолог А.И. Воейков назвал течения Мирового океана «отопительной системой планеты». Объясните, как вы понимаете этот факт? (холодные течения охлаждают побережье, устанавливается высокое давление и сухая погода, теплые - несут тепло и влагу).
3. Мотивация учебной деятельности.
- Я рождаюсь из снегов, ручейков и родников.
То быстра я и игрива, то теку неторопливо.
Мелкою бываю в русле, или же глубокою,
Я вверху бываю узкой, а внизу – широкою.
- Какую же тему мы будем изучать сегодня на уроке?
- Океаническое течение можно сравнить с рекой, но все же настоящие реки находятся на поверхности суши.
4.Актуализация знаний.
- Есть горные реки, есть реки долин,
Все они разных длин и глубин.
- Что называют рекой? (река – это водный поток, текущий в выработанном им углублении).
- Назовите части реки. «Установи соответствие» (групповая работа по 2 чел.)
- Что такое режим реки? (последовательность изменения уровня воды в реке)
5. Получение новых знаний.
- Река, словно живое существо... У каждой реки свой характер, целый ряд только ей присущих черт и особенностей.
- Сравните на рисунках горную и равнинную реки. Объясните черты «характера» каждой реки.
- От чего зависит скорость течения реки? (от рельефа, от наклона местности, от разницы высоты между истоком и устьем).
Вывод: река – продукт рельефа.
Обратите внимание на физическую карту.
- Как изображены реки на карте? (линиями синего цвета).
- Почему одни линии толстые, а другие тонкие? (крупные полноводные реки и мелкие реки).
- От чего зависит водность рек? (от климата) Найдите подтверждение этому факту в учебнике на стр. 64.
- От чего зависит режим рек? (от количества осадков и температур, и от распределения их по сезонам).
- Самая многоводная река мира Амазонка, почему? В России – это Енисей.
Вывод: река – продукт климата и природных условий.
Задание: Используя текст учебника, найдите определение терминам «дельта» и «эстуарии».на стр.64
Протекая по территориям, сложенным легко размываемыми породами, в устьях большинства рек образуется дельта – форма устья с протоками на мелководных участка моря (при большом количестве наносов) или эстуарии – воронкообразное устье реки, где море достаточно глубокое (здесь накопление наносов не происходит).
Задание: используя текст учебника §17 стр. 64приведите примеры и покажите на карте реки, имеющие устье в виде дельты или эстуарии.
Где текут самые крупные реки?
- Сравните физическую карту мира и климатическую. Сделайте выводы - где текут самые крупные реки?
- Где берут начало большинство рек мира? (с гор).
- Куда несут свои воды?
Задание: « Река – океан».
- Используя физическую карту, распределите реки по бассейнам стока: Дунай, Днепр, Дон, Печора, Волга, Урал, Амударья, Сырдарья, Обь, Енисей, Лена, Колыма, Амур, Хуанхэ, Янцзы, Меконг, Инд, Ганг, Тигр, Евфрат, Брахмапутра.
- Какой океан выделяется по объему стока? (Атлантический. Потому что в него впадают реки Европы, реки Южной и Северной Америки).
- Самые крупные реки начинаются в районе экватора. Почему? (выпадает много осадков).
Вывод: Характер рек зависит от рельефа, климата и природных условий.
Озёра Капля за каплей образуется озеро, а перестанет капать образуется пустыня. (Узбекская пословица)
Посреди поля лежит зеркало Стекло голубое, рама зеленая.
Глядятся в него молодые рябинки, Цветные свои, примеряя косынки.
Глядятся в него молодые березки, Свои перед ним поправляя прически.
Как это зеркало называется? (озеро)
- Поговорим о крупнейших озерах Земли.
- От чего зависит распространение озер на Земле? (от рельефа территории, от климата и от строения земной коры).
Задание «Озеро – материк».
Найдите на физической карте мира крупные озера и распределите по материкам.
Большое Медвежье Большое Невольничье Виннипег Атабаски Верхнее Мичиган Гурон
Виктория Чад Танганьика Ньяса Мертвое море Ладожское Онежское Байкал Титикака
Маракайбо Эйр - Норт
- Сделайте вывод, на каком континенте больше озер, на каком меньше.
Вывод: распространение озер на Земле зависит от рельефа и климатических условий, главным образом от количества осадков. Размер озер больше зависит от происхождения котловин
5. Первичное закрепление изученного материала.
- От чего зависит скорость течения реки? - От чего зависит водность рек?
- От чего зависит режим рек? - Где протекают самые крупные реки мира?
- Как отличить озеро от реки в природе и на карте?
Задание: «Третий лишний». Определите лишний географический объект и объясните, почему он лишний:
а) Онежское, Ладожское, Баренцево. б) Байкал, Каспийское, Азовское.
в) Обь, Енисей, Амур
6. Домашнее задание: 1. §17 2.Выполнить задания на стр. 67. 3.Нанесите на контурную карту реки и озера, названные в параграфе
7. Рефлексия. Улыбнитесь , если понравился урок, зажмуритесь . если нет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока во 2 классе по теме "Зима"
В данном материале представлен подробный конспект урока во 2 классе по теме "Зима". Урок ведется в игровой диалоговой форме с использованием тематической лексики....
Подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. Конспект урока в 8 классе.
Данный материал является разработкой конспекта урока в 8 классе. Урок разработан к УМК "Сферы" издательства "Просвещение"...
План-конспект урока во 2 классе
план-конспект урока английского языка во 2 классе при обучению чтению...
Конспект урока в 5 классе по теме "Фонетика. Повторение изученного."
Путешествие в чарующий мир букв и звуков...
Конспект урока "Омонимы" 5 класс
Разработка урока....
Конспект урока в 10 классе
Конспект урока в 10 классе. УМК Spotlight ...
План-конспект урока во 2 классе
План-конспект урока английского языка во 2 классе. Тема: «Иззи – это животное?»...