Конспект урока "Омонимы" 5 класс
план-конспект урока на тему
Предварительный просмотр:
Русский язык
(5 класс)
Омонимы.
Цель:
Образовательные:
- познакомить учащихся с омонимами,
- научить различать омонимы и многозначные слова
Развивающие:
- развивать мышление на основе анализа (всестороннего разбора) и синтеза
Воспитательные:
- способствовать осознанию того, что мир на Земле – главная ценность для человека
Ход урока.
1. Организационный момент.
Встали, подровнялись. Сегодня на уроке вам понадобиться учебник, тетрадь, ручка и карточки. Все остальное уберите на край стола.
2. Постановка целей и задач урока.
Сегодня у нас новая тема. Вы видите, что строчка, где мы обычно записываем тему урока, пустует. Это ненадолго. А пока повторим пройденный материал.
3. Актуализация средств усвоения.
1.Вид работы: мини-опрос
Дидактическая задача: организовать работу по актуализации средств усвоения (многозначные и однозначные слова)
Содержание:
- Какие слова называются многозначными?
- В чём особенность многозначных слов? (сходство в значениях, тесно связаны по смыслу)
- Приведите примеры многозначных слов.
2.Вид работы: игра «третий лишний»
Дидактическая задача: организовать работу по актуализации средств усвоения
Организация:
В ряду слов найдите слово, отличающееся от 2-х других каким-то признаком. Подчеркните его, объяснив свой выбор
Содержание:
Айсберг, маяк, земля Флора, игла, планёр
- Какие слова лишние? Почему? («земля», «игла» - многозначные слова)
4. Изучение нового понятия «омоним»
1. Вид работы: работа с иллюстрациями
Дидактическая задача: организовать работу по изучению нового материала
Организация: На доске размещены рисунки и записаны слова.
Содержание:
На доске заранее размещены рисунки.
капитан кран¹ кран²
Перед вами 4 рисунка. Предлагаю вам поразмышлять и ответить на вопрос: «Почему слово капитан расположено между двумя рисунками слева, а рисунки справа имеют каждый свою подпись?»
Капитан – многозначное слово, в каждом его значении имеется сходство: главный в группе.
У предметов, называющихся крАнами, - никакого сходства в значении нет.
Слова КРАН-1 и КРАН-2 называются омонимами.
- Давайте, составим с этими словами предложения.
2. Вид работы: работа с текстом учебника
Дидактическая задача: организовать работу по формулированию понятия «омоним»
Организация: Чтобы больше узнать об омонимах, обратимся к учебнику.
Содержание:
(дети читают материал в учебники)
- Что нового вы узнали?
5. Закрепление нового понятия «омоним»
1.Вид работы: работа со стихотворением
Дидактическая задача: организовать работу по закреплению умения составлять словосочетания с омонимами, развивать мышление детей
Организация: На доске записаны слова в 3 столбика. Составьте СС со словами, которые находятся в центре, и соедините их
Содержание:
(На доске записаны слова в 3 столбика)
птичья | клетка | математическая |
барабанная | наряд | девичья |
праздничный | дробь | грудная |
острая | коса | милиции |
2.Вид работы: работа с текстом
Дидактическая задача: организовать работу по закреплению умения находить омонимы в тексте.
Организация: У вас на партах розданы тексты, прочитайте его внимательно и потом мы с вами побеседуем по его содержанию
Содержание:
(На партах разложен текст «Главное слово»)
Главное слово
Хотите, я расскажу вам сказку? Я слышала её от своей бабушки.
Есть на белом свете Золотая Дверь. Если её распахнуть пошире, то все люди на Земле будут счастливы.
И вот однажды к этой Двери съехались мальчики и девочки со всего света. Одни приехали из стран, где яркое небо, солнце и пальмы. Другие – с Крайнего Севера, где вечная мерзлота.
Дети окружили Золотую Дверь и увидели флажок. На нём было написано: «Чтобы Дверь открылась, нужно сказать главное слово».
Одна девочка сказала:
- Я живу в пустыне. Кругом один песок, горячий, как огонь. Вода встречается редко. А без воды жизни нет… Главное слово – вода!
Но Дверь не открывалась.
Тогда заговорил мальчик:
- В тех местах, где живу я, - настоящее царство мерзлоты. Много месяцев висит над землёй полярная ночь. Без света, без тепла мы бы давно погибли. Главное слово – огонь!
Но дверь и теперь не открылась.
Одна маленькая девочка прошептала:
- Я знаю! Это хлеб. Без него все умрут с голоду.
Дети с надеждой посмотрели на Дверь. Она была заперта.
И тогда мальчик уверенно проговорил:
- Я знаю это слово! Оно коротенькое, но самое важное. Это – МИР! Мир – это радость. Мир – это синее небо и жаркое солнце. Мир – это хлеб и вода. Мир – это счастливые люди.
Золотая Дверь торжественно распахнулась.
- Кто главные герои сказки?
- Откуда они приехали?
- Зачем хотели дети открыть Золотую Дверь?
- Что нужно было сделать для этого?
- Какие слова дети считали главными?
- Почему Дверь не открывалась?
- Какое слово самое главное для всех детей на планете?
- А почему?
- Встретились ли вам в этом тексте омонимы? Выпишите.
6. Подводятся итоги урока.
- Что называется омонимами?
- Чем различаются омонимы и многозначные слова?
- Где чаще всего используются омонимы?
7. Оценка деятельности учащихся на уроке
8. Домашнее задание: & 67, упр.347
Теоретические сведения на стр.142
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект мастер-класса. Тема: « Создай свой образ».
План-конспект мастер-класса. Тема: « Создай свой образ».Методы проведения занятия: беседа, имитационная игра «Дамский мастер», практическая работа с применением компьютера.Объект труда: выполнение мод...
Конспект Мастер-класс "Минем тылсымлы әкиятем"
Уеннар ярдәмендә рус телле укучыларны татар сөйләменә өйрәтү....
план-конспект мастер-класса на 20 минут по теме "Части тела"
План-конспект мастер-класса на 20 минут по теме "Части тела". Занятие проводилось в группе 5-го класса. Основной задачей занятия является повторение и закрепление лексики по теме "Части тела"....
Конспект мастер класса на районном методическом объединении педагогов дополнительного образования Тема: «Новогодняя игрушка».
Конспект мастер класса на районном методическом объединении педагогов дополнительного образованияТема: «Новогодняя игрушка»....
План-конспект занятия (класс гитары) "Игра в ансамбле как средство изучения простых музыкальных форм", авторская разработка учебного модуля
Занятие разработано в рамках авторского учебного модуля "Ансамблевая деятельность как средство изучения простых музыкальных форм". Данный модуль предполагает свою реализацию в рамках освоени...
Конспект мастер-класса "Осторожно, манипуляция!"
Конспект сосавлен в соавторстве с Е.Н. Мещеряковой для проведения мастер-класса "Осторожно, манипуляция" и посвящен раскрыт...
Конспект мастер-класса по изготовлению тряпичной куклы "Кувадки"
Данный мастер-класс способствует привитию интереса к русской истории, традициям, обрядам, связанным с изготовлением тряпичных кукол....