урок по русскому языку на тему : "Фразеологизмы" 6 класс
план-конспект урока
Урок по русскому языку на тему : "Фразеологизмы" 6 класс
В уроке по русскому языку на тему «Фразеологизмы» ученик 6 класса исследует мнения разных ученых-лингвистов по вопросу возникновения в языке такого явления, как фразеологизм, а также выясняет, где, когда и кто впервые применил фразеологизм, и по какому поводу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект уроеа на тему "Фразеологизмы" 6 кл | 56.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока на тему "Фразеологизмы" Составила учитель русского языка
и литературы: Айбазова Б.А
(6 класс)
Урок № ________
Тема: «Фразеологизмы»
Цель урока: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.
Задачи:
предметные: знать определение фразеологизмов; развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи;
метапредметные: формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи; развивать творческие способности и образное мышление школьников; обогащать словарный запас школьников;
личностные: воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ход урока
Деятельность учителя на уроке | Деятельность обучающихся на уроке | ||||||
| |||||||
Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи. | Приветствуют. Дежурные по классу отвечают. | ||||||
| |||||||
Проверка наличия домашнего задания | Показывают работы. | ||||||
| |||||||
Лексический терминологический диктант (нужно определить слова по лексическому значению и записать их в тетрадь) с последующей взаимопроверкой. 1) Раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка и его основную единицу — слово. (Лексикология) 2) словарный запас одного человека (лексикон); 3) слова, одинаковые по значению и написанию, но совершенно разные по лексическому значению (омонимы); 4) слова с противоположным лексическим значением (антонимы); 5) слова, обозначающие одно и то же, но с разными оттенками лексического значения (синонимы); 6)слова, употребляемые жителями той или иной местности (диалектизмы); 7) слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой (жаргонизмы); 8) новые слова, возникающие в языке (неологизмы). | У учеников в тетради должна получиться запись: лексикология, лексикон, омонимы, антонимы, синонимы, диалектизмы, жаргонизмы, неологизмы.
Взаимопроверка. | ||||||
| |||||||
«Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето. - Скоро. Ты и оглянуться не успеешь. Светлана стала как-то странно вертеться. - Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет… Что имела в виду мама Светланы? Почему девочка не поняла ее? В основе этого забавного случая, рассказанного писателем К. Чуковским в книге «От двух до пяти», лежит сложное и интересное явление русского языка. Кроме отдельных слов с самостоятельными значениями, из которых мы составляем в речи словосочетания и предложения, в русском языке есть еще и более сложные языковые единицы – устойчивые сочетания слов, в этих сочетаниях слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет все выражение в целом. Например, «бить баклуши» - бездельничать, «зарубить на носу» - запомнить. Такие выражения нельзя понимать буквально, так как их смысл не исходит из смысла слов, составляющих выражение». Определите тему урока. | Анализируют, осмысливают.
Прогнозируют тему урока. | ||||||
| |||||||
Объявляет тему, цель, задачи урока, план. Запись на доске и в классном журнале. | Оформление тетради. Оформление эпиграфа. | ||||||
| |||||||
Наверное, нет человека, который бы не слышал в свой адрес: «Не валяй дурака!», «Не бей баклуши!» или «Заруби себе на носу!» Каждый хорошо владеющий родным языком прекрасно понимает, о чём идёт речь, и не удивляется ни “сидоровой козе”, ни дождику, который почему-то идет в четверг. А помогает нам в этом изучение сегодняшней темы. Итак, не будем бить баклуши. Вы засучите рукава. Задания приготовьтесь слушать, Чтоб не кружилась голова. Работа над новым материалом. Работа с учебником – прочитать материал учебника. |
| ||||||
«Фразеология – от греч. фразис – «выражение» и логос – «учение» – раздел науки о языке, изучающий фразеологизмы». Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению словосочетанию либо целому предложению. Задание: найдите (устно) и запишите запомнившиеся фразеологические обороты в тексте стихотворения В. Суслова и объясните их значение.
| Запись в тетрадь.
Работают в парах. | ||||||
| |||||||
Ухо – нос. Левой рукой ребёнок захватывает кончик носа, правой рукой – противоположное ухо. Затем я хлопаю в ладоши. Он отпускает их, меняет местами положение рук. | Выполняют разминку. | ||||||
| |||||||
Задание: найдите объяснение каждому фразеологизму Клевать носом; идти в ногу; вставлять палки в колёса; заячья душа; играть первую скрипку; заблудиться в трёх соснах. Для справок. Трусливый человек; дремать; мешать; быть самым главным; действовать согласованно; не суметь разобраться в чём-то простом. Задание: синтаксический разбор предложения. Солнце блестит во всю ивановскую, и берёзы распустились. (А.П. Чехов) Вывод: Фразеологизм выполняет роль одного члена предложения. История появления фразеологизма. Во всю ивановскую значит «что есть мочи, изо всех сил». Очень давно, в XVI – XVII веках, указы русских царей зачитывались на городских площадях. В Москве указы русских царей зачитывались на Ивановской площади в Кремле (у колокольни Ивана Великого). Площадь была шумная, многолюдная. Дьяки, читавшие царёвы указы, старались своим голосом заглушить гомон толпы. Им приходилось не читать, а кричать на всю площадь, во всю Ивановскую. С тех пор и пошло выражение: кричит во всю ивановскую. Вы тоже на следующий урок найдете историю наиболее понравившегося фразеологизма. | Записать фразеологизмы, устно объяснить значение, записать кратко толкование.
| ||||||
| |||||||
Задание: ну а сейчас мы обязательно посетим фразеологический зверинец, где вы, несомненно, должны угадать несколько фразеологизмов. Дополните их, соединяя стрелками. Взаимопроверка | Коллективная работа.
Ответ: кашу маслом не испортишь, как об стенку горох, хоть кол на голове теши, сказано – сделано, не видать как своих ушей, всему своё время, ему про Ерёму, а он про Фому, как с Луны свалился, русским языком сказано.
| ||||||
1. Я вам прочитаю сказку, а вы должны найти и выписать 10 фразеологизмов Кашу маслом не испортишь. | |||||||
Задание: творческий диктант: Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …;взять голыми …; водить за …; не разольёшь …; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; гроша медного не …; днём согнём не …; в ежовых рукавицах …; палец о палец не … | Ученики записывают начало фразеологизма под диктовку учителя и самостоятельно продолжают фразеологизм: | ||||||
| |||||||
- Что нового узнали на уроке о фразеологических оборотах? - Чему научились? - Что бы вы посоветовали ученику, изучающему эту тему самостоятельно? | Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают. | ||||||
Заключительное слово учителя: Знакомство с фразеологией помогает понять историю и характер нашего народа. Во фразеологизмах отразилось отношение народа к человеческим достоинствам и недостаткам |
| ||||||
| |||||||
№19, упр.156,158 Найдите историю наиболее понравившегося фразеологизма. | Запись в дневник. | ||||||
Работа с приложением | |||||||
Приложение к уроку |
| ||||||
Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма. 1) хоть пруд пруди 1) куда глаза глядят 2) кто во что горазд 2) в двух шагах 3) как снег на голову 3) куры не клюют 4) ни рыба ни мясо 4)кто в лес, кто по дрова 5) рукой подать 5) как гром среди ясного неба 6) куда ноги несут 6) ни то ни сё 7) с пустыми руками 7) приводить в бешенство 8) ни кровинки в лице 8) несолоно хлебавши 9) доводить до белого каления 9) как мел Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика: 1) рукой подать 1) мастер на все руки 2) на вес золота 2) спустя рукава 3) семи пядей во лбу 3) у черта на куличках 4) песок сыплется 3) взять себя в руки 5) в час по чайной ложке 5) грош цена 6) мастер кислых щей 6) хоть кол на голове теши 7) засучив рукава 7) молоко на губах не обсохло 8) потерпеть фиаско 8) потерпеть фиаско 9) душа в душу 9) одержать победу 10)засучить рукава 10)на всех парах | |||||||
Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика: 1) хоть пруд пруди 1) куда глаза глядят 2) кто во что горазд 2) в двух шагах 3) как снег на голову 3) куры не клюют 4) ни рыба ни мясо 4)кто в лес, кто по дрова 5) рукой подать 5) как гром среди ясного неба 6) куда ноги несут 6) ни то ни сё 7) с пустыми руками 7) приводить в бешенство 8) ни кровинки в лице 8) несолоно хлебавши 9) доводить до белого каления 9) как мел |
| ||||||
Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика: 1) рукой подать 1) мастер на все руки 2) на вес золота 2) спустя рукава 3) семи пядей во лбу 3) у черта на куличках 4) песок сыплется 3) взять себя в руки 5) в час по чайной ложке 5) грош цена 6) мастер кислых щей 6) хоть кол на голове теши 7) засучив рукава 7) молоко на губах не обсохло 8) потерпеть фиаско 8) потерпеть фиаско 9) душа в душу 9) одержать победу 10)засучить рукава 10)на всех парах |
| ||||||
Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика: 1) хоть пруд пруди 1) куда глаза глядят 2) кто во что горазд 2) в двух шагах 3) как снег на голову 3) куры не клюют 4) ни рыба ни мясо 4)кто в лес, кто по дрова 5) рукой подать 5) как гром среди ясного неба 6) куда ноги несут 6) ни то ни сё 7) с пустыми руками 7) приводить в бешенство 8) ни кровинки в лице 8) несолоно хлебавши 9) доводить до белого каления 9) как мел |
| ||||||
Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика: 1) рукой подать 1) мастер на все руки 2) на вес золота 2) спустя рукава 3) семи пядей во лбу 3) у черта на куличках 4) песок сыплется 3) взять себя в руки 5) в час по чайной ложке 5) грош цена 6) мастер кислых щей 6) хоть кол на голове теши 7) засучив рукава 7) молоко на губах не обсохло 8) потерпеть фиаско 8) потерпеть фиаско 9) душа в душу 9) одержать победу 10)засучить рукава 10)на всех парах |
| ||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа по русскому языку по теме "Глагол" 4 класс
Проверочная работа по русскому языку по теме "Глагол" 4 класс по программе "Школа России"...
Домашняя работа по русскому языку на тему "Местоимение" 3 класс
Домашняя работа по русскому языку на тему "Местоимение" 3 класс...
Конспект урока по русскому языку по теме "Повторение по теме "Местоимение" 6 класс
Цель: Повторение и обобщение знаний о местоимении.Задачи: 1. Обобщить и систематизировать теоретические сведения по разделу....
Технологическая карта урока русского языка в 6-м классе. Тема урока - "Повторение по теме Имя числительное".
Тема: «Повторение по теме «Имя числительное» Тип урока: урок общеметодологической направленностиВид урока: урок-совершенствование...
Открытый урок по русскому языку на тему "Падеж имён существительных", проведенный в 5 классе на муниципальном уровне
Разработка открытого урока в 5 классе на тему "Падеж имён сужествительных"...
Конспект урока по русскому языку на тему : "Обобщение знаний об имени существительном" 2 класс
Методическая разработка урока по русскому языку с мультимедийной поддержкой и использованием платформы "Яндекс.учебник" на тему: "Обобщение знаний об имени существительном" 2 класс...
Конспект урока по русскому языку по теме: «Суффикс как часть слова», 2 класс
На уроке "Суффикс как часть слова" испльзуется технология проблемного обучения. Ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователе...