Методические рекомендации по самоанализу урока
методическая разработка

Наральтуева Дарья Бадмажаповна
 Педагогическое мастерство, напрямую зависит от тщательного анализа каждого проведенного урока. Умение анализировать свою педагогическую деятельность, лежит в основе творческого труда педагога.  Самоанализ – это, прежде всего умение самостоятельно оценивать себя. Самостоятельным и независимым можно назвать только того, кто сам может вынести точную оценку своей работе, и кто научен и приучен анализировать свою деятельность.  Самоанализ урока, подразумевает анализ построения учебного процесса на уроке, выявление оптимальных учебных задач, оценку рациональности подобранных преподавателем форм, содержания, методики обучения. Эффективность отдельного урока определяется не задачами, которые были поставлены педагогом, а знаниями, усвоенными учениками во время урока.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr_po_samoanalizu_uroka.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

Самоанализ урока

Педагогическое мастерство, напрямую зависит от тщательного анализа каждого проведенного урока. Умение анализировать свою педагогическую деятельность, лежит в основе творческого труда педагога.

Самоанализ – это, прежде всего умение самостоятельно оценивать себя. Самостоятельным и независимым можно назвать только того, кто сам может вынести точную оценку своей работе, и кто научен и приучен анализировать свою деятельность.

Самоанализ урока, подразумевает анализ построения учебного процесса на уроке, выявление оптимальных учебных задач, оценку рациональности подобранных преподавателем форм, содержания, методики обучения. Эффективность отдельного урока определяется не задачами, которые были поставлены педагогом, а знаниями, усвоенными учениками во время урока.

В современной педагогике выделяют несколько видов самоанализа урока, каждый из которых затрагивает отдельную составляющую часть всего урока. Классификация видов самоанализа:

  • Краткий — самый простой вид, дающий главную оценку уроку: каковы были задачи, выполнены ли все заявленные цели урока.
  • Структурный, или поэтапный — анализ каждого этапа урока, каждого элемента, и, что не менее важно, анализ взаимосвязи этих этапов и элементов урока. 
  • Структурно-временной. Во время такого самоанализа учитель анализирует время, которое затрачивается на тот или иной этап урока, рациональное использование отведенного времени. Помогает понять, не была ли затянутой, к примеру, проверка домашнего задания, не мало ли времени было отведено времени на практическое применение нового правила или стоило уделить больше внимания объяснению новой темы.
  • Комбинированный — это оценка основной дидактической цели урока и его структурных элементов.
  • Дидактический — анализ методов и приемов, использованных учителем для достижения главной дидактической цели: формирования ЗУН.
  • Аспектный анализ — полная и подробная оценка отдельного аспекта урока: например, использование развивающих методов, использование приемов дифференцированного обучения, проверка ЗУН учащихся, применение технологии проблемного обучения, использование ИКТ на уроке и т.д.
  • Полный самоанализ. Этот тип самоанализа совмещает дидактический, аспектные виды анализа, проверку ЗУН учащихся и оценку результативности урока.
  • Психологический — оценивает, как учитель обеспечивает внимание учащихся на каждом этапе, как проводит индивидуальную работу, как используется мотивация и т.д.
  • Комплексный — объединяет в себе все вышеперечисленные типы анализов. Такой вид самоанализа применяется для оценки целого ряда уроков (например, при проведении аттестации учителя).

В основном в работе мы с вами используем полный самоанализ.

Рассмотрим структуру самоанализа урока по ФГОС.

Пример самоанализа урока

1. Обозначить тему урока.

2. Указать тип урока.

3.  Характеристика цели урока и планируемых результатов.

4. Взаимосвязь изучаемого с пройденным ранее материалом.

5. Общая характеристика, которая включает в себя анализ:

  • общего развития обучающихся;
  • знаний обучающихся;
  • личностного развития обучающихся.

6. План урока. Характеристика:

  • универсальные учебные действия;
  • методы преподавания;
  • формы контроля.

7. Проанализировать, насколько рационально выделено время для каждого вида работы и для каждого этапа урока. Насколько логично выстроена структура, как организованы связки между этапами урока.

8. Проанализировать, какие наглядные, дидактические материалы, информационно – технические ресурсы были использованы на уроке. Соответствует ли отбор этих материалов поставленным целям?

9. Анализ качества отношений между обучающимися и педагогом.

10. Оценка конечного результата:

  • определение того, насколько запланированная цель достигнута на уроке;
  • если не достигнута, то по каким причинам это произошло;
  • вывод.

Вспомогательная таблица

Структура урока

Планируемые УУД

Методы обучения, формы контроля

I Организационный этап

II Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.

Описание целей и задач урока

(Правильно ли была поставлена цель, определена задача?)

 

III Актуализация знаний.

Что было предложено, проведено, использовано преподавателем на данном этапе?

Как обучающимися было это воспринято (интересно, не интересно, скучно и т.п)

 

IV Первичное усвоение новых знаний.

V Первичная проверка понимания.

  1. Что было сделано преподавателем на данном этапе
  2. Реакция и восприятие обучающимися

VI Первичное закрепление.

Проделанная работа преподавателя на данном этапе. Вид, формат закрепления изученного материала

VII Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

VIII Рефлексия.

Выводы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по проведению урока физики по теме: "Фотоэффект"

Урок по физике "Фотоэффект" проводится  при изучении темы "Квантовая физика" (2 ч.) раздела "Строение атома и квантовая физика" (8 ч.) для учащихся НПО  ПУ  I курса, групп социаль...

Методические рекомендации по проведению урока Конституции РФ

Данный материал можно использовать преподавателям при подготовке уроков по Конституции РФ и классных часов....

Методические рекомендации к проведению уроков по теме: «Объёмы тел вращения».

Изложение  теории объёмов. В дальнейшем эти формулы помогут при решении задач на нахождение объёмов. круглых тел...

Методические рекомендации для проведения урока по дисциплине «Техническая механика» на тему: «Кинематика точки»

Данные методические рекомендации разработаны по теме «Кинематика точки» в объеме для изучения 2 часа и предназначена для преподавателей, преподаваемых дисциплину «Техническая механика» специальности 2...

Методические рекомендации по проведению уроков декоративно- прикладного искусства в технике узелкового батика

В данном материале рассказывается , как начать изучать технику узелкового батика.Эта техника интересна для детей, развивает фантазию и настолько многогранна, что осваивать её можно в течение всего кур...

Методические рекомендации к проведению урока-игры по дисциплине «Математика»

Цель данной методической разработки: изложение плановой темы «Последовательности. Предел последовательности» согласно программе в игровой форме.Цель урока:·...

Методические рекомендации по проведению урока по теме «Приготовление отделочных полуфабрикатов для тортов и пирожных».

Методические  рекомендации по проведению урока по профессиональному модулю 08 Приготовление и оформления хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий   профессии «Повар, кондитер...