Методические рекомендации по проведению урока физики по теме: "Фотоэффект"
методическая разработка по теме

Коваленко Маргарита Юрьевна

 

Урок по физике "Фотоэффект" проводится  при изучении темы "Квантовая физика" (2 ч.) раздела "Строение атома и квантовая физика" (8 ч.) для учащихся НПО  ПУ  I курса, групп социально - экономического профиля, где на изучение физики как раздела естествознания дается всего 64 часа в год.

Тип урока "Фотоэффект": урок изучения нового материала.

Цель урока: дать  понятие  фотоэффекта, объяснить  природу фотоэффекта с точки зрения квантовой теории.

Способ  проведения:  киноурок.

Для активизации познавательного интереса у учащихся к изучаемому материалу на уроке применялись педагогические технологии: информационно - коммуникативная (авторы:  Громов, В.И. Гриценко, В.Ф Шолохович) - использование ЭОР - доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, ) через глобальную компьютерную сеть; элементы проблемного обучения (авторы: И. Я. Лернер, М.И. Махмутов); элементы групповой технологии ( авторы: Г.К. Селевко).

Цель использования образовательной технологии:

- Усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе.

-  Формирование умений работать с информацией.

Описание внедрения технологии в практической деятельности:

-Использование Интернет-ресурсов для подготовки к уроку.

-Создания собственных образовательных ресурсов (учебно-методического материала ).

-Работа с информационными источниками.

- Использование на уроках  образовательных ресурсов на электронных носителях в качестве наглядных пособий.

Результат использования:

-Повышается умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, уметь увидеть, сформулировать и решить проблему.

-Повышается эффективность и качество процесса обучения.

- Осуществляется эффективно индивидуальный контроль знаний учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_fotoeffekt.docx44.59 КБ

Предварительный просмотр:

Коваленко М.Ю.

Тема урока:  "Фотоэффект"

Цель урока:  дать  понятие  фотоэффекта, объяснить  природу фотоэффекта с точки зрения квантовой теории

Задачи урока:

образовательная - выяснить причины появления фотоэффекта, сформулировать определение фотоэффекта, изучить законы фотоэффекта;

развивающая - развитие  логического мышления, умения анализировать результаты эксперимента;

воспитательная - развитие научного мировоззрения, убеждения  в познаваемости мира и объективности наших знаний о нем.

Тип урока: урок изучения нового материала

Типология по основному способу проведения:  киноурок

Продолжительность урока: 40 минут.

Используемые педагогические технологии:

информационно - коммуникативная;

элементы проблемного обучения,

элементы групповой технологии (работа в парах).

Оборудование: телевизор, DVD - плеер, электронный носитель DVD с информацией - ЭОР - видеофильмы, скаченные с Ютуба: "Фотоэффект", "История открытия фотоэффекта", "Три закона фотоэффекта", "Солнечная батарея";

портреты ученых на дереве "Джеймса Клерка Максвелла" и "Макса Планка",

батарея солнечная кремниевая, осветитель  "Фотон", демонстрационный         гальванометр,

План.

1. Организационный момент

2. Этап актуализации знаний

3. Изучение нового материала

4. Первичное закрепление знаний

5. Первичная проверка усвоения знаний

6. Домашнее задание

7. Подведение итогов 

8. Рефлексия

Ход урока:

1. Организационный момент (сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности);

2. Этап актуализации знаний (подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний)

В 1865 году Максвелл показал теоретически, что свет представляет собой электромагнитные волны порядка 400-800 нм. Теория Максвелла, подтвержденная опытами Генриха Герца, связывает оптические, электрические и магнитные свойства вещества.

Методическое указание. Создание проблемной ситуации.

Как объяснить природу света?

По мере развития физики стали накапливаться  факты, которые не согласовывались ни с классической теорией излучения, ни с волновыми представлениями о природе света.

Чтобы достигнуть согласия между теорией и опытом, надо было принять, что свет излучается и поглощается отдельными порциями (квантами). Это означало, что свет обладает свойствами не только волн, но и частиц.

3. Изучение нового материала

Историческая справка о рождении квантовой теории

Квантовая теория света была выдвинута Максом Планком 14 декабря 1900 года на собрании Немецкого физического общества, где он высказал мысль о том, что энергия излучения состоит из отдельных малых и неделимых частей – квантов или фотонов.

 14 декабря 1900 г - день рождения квантовой теории   

Согласно квантовой теории каждый фотон (квант) имеет энергию:

        

ν – частота испускаемого излучения

h = 6,62 10 -34  Дж с – постоянная Планка

Фотоэффект не мог быть объяснен волновой теорией, но прекрасно объяснялся квантовой теорией.

Фотоэффект - вырывание электронов из вещества под действием света.

Фотоэффект бывает двух видов: внешний и внутренний.

Оборудование: батарея солнечная кремниевая, осветитель  "Фотон", демонстрационный         гальванометр.

Демонстрация учителем работы солнечной батареи (полупроводникового фотоэлемента)

Объяснение природы внутреннего фотоэффекта

Внешний фотоэффект

Демонстрация видеофильма  "Фотоэффект"

Перед демонстрацией фильма учащимся предлагаются вопросы, на которые предстоит ответить вовремя просмотра.

4. Первичное закрепление знаний

Учащиеся видят вопросы на доске и в рабочей тетради составляют ответы.

Методическое указание. Учитель останавливает просмотр фильма, акцентируя внимание учащихся на определенные моменты, или сами учащиеся просят еще раз показать видеофрагмент, к которому возникли вопросы.

Вопросы на доске

 1. Какой фотоэффект рассматривается в фильме?

2.  Что называют фотоэффектом?

3. Кто впервые наблюдал фотоэффект?

4. Кто из русских физиков исследовал фотоэффект?

5. Какой электрод (катод или анод) разряжается под действием света?

5. Что называют фотоэлектроном?

6. Какое излучение вызывает фотоэффект у цинкового катода?

7. Почему в установке используется кварцевое стекло?

8. Какая зависимость фототока от напряжения между электродами?

9. Какая существует зависимость между световым потоком и током насыщения?

10. От чего зависит энергия фотоэлектронов?

11. Что называется красной границей фотоэффекта?

Демонстрация видеофрагмента "Три закона фотоэффекта"

работа с учебником С. Тихомировой, Б.М. Яворского "Физика - 11"  с. 146

Выписать с учебника в тетрадь три закона фотоэффекта.

5. Первичная проверка усвоения знаний

Методическое указание. Работа в парах. Взаимопроверка.

Оценка результата: нет ошибок - 5 баллов;  1 - неправильный ответ - 4 балла,  2 - неправильных ответа - 3 балла.

6.  Постановка домашнего задания

Параграф 52 - 53 с.144 - 147  учебник С.А. Тихомирова, Б.М. Яворский "Физика - 11"  

Подготовить рефераты "А.Г. Столетов", "Макс Планк", "Применение фотоэффекта".

7. Подведение итогов, выставление оценок.

8. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по проведению урока Конституции РФ

Данный материал можно использовать преподавателям при подготовке уроков по Конституции РФ и классных часов....

Методические рекомендации к проведению уроков по теме: «Объёмы тел вращения».

Изложение  теории объёмов. В дальнейшем эти формулы помогут при решении задач на нахождение объёмов. круглых тел...

Методические рекомендации для проведения урока по дисциплине «Техническая механика» на тему: «Кинематика точки»

Данные методические рекомендации разработаны по теме «Кинематика точки» в объеме для изучения 2 часа и предназначена для преподавателей, преподаваемых дисциплину «Техническая механика» специальности 2...

Методические рекомендации по проведению уроков декоративно- прикладного искусства в технике узелкового батика

В данном материале рассказывается , как начать изучать технику узелкового батика.Эта техника интересна для детей, развивает фантазию и настолько многогранна, что осваивать её можно в течение всего кур...

Методические рекомендации к проведению урока-игры по дисциплине «Математика»

Цель данной методической разработки: изложение плановой темы «Последовательности. Предел последовательности» согласно программе в игровой форме.Цель урока:·...

Методические рекомендации по проведению урока по теме «Приготовление отделочных полуфабрикатов для тортов и пирожных».

Методические  рекомендации по проведению урока по профессиональному модулю 08 Приготовление и оформления хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий   профессии «Повар, кондитер...

Методические рекомендации по проведению урока на тему: Ароматические амины. Анилин

Методическая разработка предназначена для проведения   урока по теме «Ароматические амины. Анилин» для обучающихся 2 курса по дисциплине «Органичечкая химия» специаль...