Мастер-класс `«Критическое мышление»
материал
В эпоху постправды и фейковых новостей, средивсей ежедневнополученнойразнообразной информации, нам необходима понимать где правда, а где ложь. Чтобы не ошибиться, нам необходимоуметь размышлять, взвешивать варианты, расставлять приоритеты и думать наперед, т.е. обладать навыки критического мышления.
В современном мире критическое мышление является одним из ключевых умений, наряду с креативностью, способностями к кооперации и коммуникации,является основой эффективного существования человека в современном информационном пространстве, в профессиональной сфере.
Но, к сожалению, такими навыками обладает далеко не каждый человек, но научитьсяэтому может каждый.
Данный мастер-класс разработан с целью формирования представлений о критическом мышлении и возможности применения данных представлений на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 25.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
`«Критическое мышление»
Автор-составитель: педагог-психолог Смолянова В.В.
Адресат программы: Студенты/преподаватели
Продолжительность: 30 минут
Цель мастер-класса:
-формирование представлений о том, что такое критическое мышление и применение этих представлений на практике.
Задачи мастер-класса:
- расширить представление о критическом мышлении;
- создать условия для рефлексии собственных личностных качеств, значимых для критического мышления.
Материально-техническое обеспечение программы:
1. Проектор или доска с мелом/фломастерами
2. Бумага-стикер (по количеству участников)
3. Фломастеры/карандаши/ручки (по количеству участников)
4. Листы (А4)
Участники: 9студентов различных групп (+возможно преподаватели по желанию).
Пояснительная записка
В эпоху постправды и фейковых новостей, средивсей ежедневнополученнойразнообразной информации, нам необходима понимать где правда, а где ложь. Чтобы не ошибиться, нам необходимоуметь размышлять, взвешивать варианты, расставлять приоритеты и думать наперед, т.е. обладать навыки критического мышления.
В современном мире критическое мышление является одним из ключевых умений, наряду с креативностью, способностями к кооперации и коммуникации,является основой эффективного существования человека в современном информационном пространстве, в профессиональной сфере.
Но, к сожалению, такими навыками обладает далеко не каждый человек, но научитьсяэтому может каждый.
Данный мастер-класс разработан с целью формирования представлений о критическом мышлении и возможности применения данных представлений на практике.
Ход занятия.
1. Приветствие. Введение. (3 минуты)
Ведущий: В эпоху постправды и фейковых новостей, когда мы сталкиваемся с массой информации, которая заставляет нас что-то купить, за кого-то проголосовать или просто забивает нашу голову ложью и манипуляциями, очень важно уметь находить и понимать во всем этом, чему верить, а чему нет, где правда, а где ложь, и для этого нам необходимы навыки критического мышления.
Что такое критическое мышление?
Критическое мышление – это тип мышления, основанный на когнитивных (умение пользоваться информацией, поступающей ежедневно из окружающей среды)навыках и стратегиях, позволяющий приходить к результатам, которые отличаются своей взвешенностью, логичностью и целенаправленностью.
Именно оно является ключевым, когда речь идет о поиске истины и умении размышлять, когда мы взвешиваем варианты, расставляем приоритеты и думаем наперед.
Быть объективным, отбросить эмоции – фундаментальная часть критического мышления. Это означает умение проводить анализ проблемы, не позволяя личным предубеждениям, чувствам, предположениям влиять на ход и суть мышления.
Т.е.критическое мышление как одна из ключевых умений, наряду с креативностью, способностями к кооперации и коммуникации, рассматривается как основа для эффективного существования человека в современном информационном пространстве. Но, к сожалению, такими навыками обладает далеко не каждый человек, да и обучают технологии критического мышления далеко не везде. Научиться делать это может каждый. И специально для этого был разработанданный мастер-класс.
2. Упражнение «Ассоциации» (7 минут)
Каждому выдается по стикеру. Задача каждого участника написать на бумажке ассоциацию на словосочетание «критическое мышление» и передать ее ведущему.
Все ассоциации вешаются на доске и делятся ведущим на два столбика: критическое мышление как позитивное явление и критическое мышление как негативное явление.
Ведущий предлагает участникам догадаться, по какому принципу ассоциации разделены на две группы. Обсуждение положительных и отрицательных сторон.
По результатам делается вывод о том, что критическое мышление – это использование таких познавательных (когнитивных) навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого результата. Отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью. Оценочное, рефлексивное, открытое, не принимающее догм (не требующих доказательств), развивающееся путем построения новой на личный жизненный опыт.
К 14-16 годам у человека наступает этап, когда критическое мышление получает свое наибольшее развитие, стоит отметить, что этот навык развит по-разному.
3. Упражнение «Верю - не верю» (5 мин)
Группа в произвольном порядке делится на четыре части. Ведущий всем участникам зачитывает первое утверждение из списка и предлагает в группах обсудив, принять решение о его истинности или ложности. После того как каждая подгруппа высказывается, ведущий говорит правильный ответ, после чего переходит к следующему утверждению. Таким образом, участники обсуждают каждое указанное ниже утверждение.
Утверждения:
- Расстояние между Россией и США - менее 4 километров. (правда)
- С 2003 года официально существует вид спорта, объединяющий бокс и шахматы - шахбокс. (правда) (это бой из 11 раундов, нечётные раунды - быстрые шахматы, а чётные - бокс.Четыре минуты на партию, три - на раунд, а перерыв между ними - всего минута)
- Мёд никогда не портится. (ложь)(При соблюдении требуемых условий хранения качественный и полностью вызревший мед)
- Генномодифицированные продукты питания меняют днк людейГенномодифицированные продукты питания меняют днк людей. (ложь)(попадая в пищеварительный тракт, подвергается расщеплению и теряет свои свойства кодировать белки)
-У однояйцевых близнецов разные отпечатки пальцев. (правда)
- Самая посещаемая в мире страна – Франция. Она принимает более 81 млн. туристов в год. (правда)
- Люди с голубыми глазами лучше видят в темноте. (правда)(Они чувствительны к солнечным лучам и яркому свету)
- Кошки не мяукают друг другу, а делают это специально для людей. (ложь)
- Одним из ингредиентов кока-колы раньше был кокаин. (правда)(из рецепта этот ингредиент был убран только в 1903 году)
4. Упражнение «Логическая цепочка» (10 мин)
Возьмите любое утверждение, которое вызывает дебаты в сообществе. К примеру, актуально: «Выполнение вакцинации от вируса новыми препаратами приносит больший вред людям, чем пользы».
- В два столбца запишите аргументы «за» и «против».
Продумайте, какие исследования (виды, их продолжительность, группа участников) необходимо провести, чтобы точно ответить на вопрос. Изложите возможные выводы.
5. Подведение итогов занятия (5 мин) Круг обратной связи.
Ведущий: «Вспомните, пожалуйста, все, что происходило на сегодняшнем занятии. Что вам понравилось больше всего? Что вы можете использовать в своей повседневной жизни?».
ИТОГ: Развитие критического мышления– необходимый шаг для достижения успеха в карьере, жизни. Приемы применения критического мышления в профессиональной сфере дают возможность быстро проводить обработку и систематизацию данных для определения проблемы, разработки эффективных решений.
Список литературы:
Бутенко А.В., Ходос Е.А Критическое мышление: метод, теория, практика: Учебно-методическое пособие.-М.:МИРОС,2002.
Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Альянс «Дельта», 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии развития критического мышления
Понимая тенденции развития современного общества, я постепенно стала внедрять на занятиях технологию развития критического мышления. На мой взгляд, самое важное в этой технологии – большая самостоятел...
Использование технологий критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах.
laquo;Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духов...
Методические приемы использования технологии критического мышления на уроках естественно- научного цикла (математика).
Перед учителем математики встает задача не просто ознакомить ребят с правилами и приемами решения задач, а в первую очередь, научить их ориентироваться в большом объеме информации, находить прич...
Использование ЭОР как средства развития Критического мышления на уроках физики
Выпускная квалификационная работа слушателя курсов «Содержание и методика преподавания общеобразовательных дисциплин в учреждениях Н иСПО». В работе представлены теоретический материал «Развитие крити...
технология критического мышления
Основное содержание данной технологии, способ ее применения....
Приёмы технологии критического мышления на уроках английского языка в колледже.
В статье рассматриваются основне приёмы технологии критического мышления на уроках, особое внимание уделено кластеру как методу стимулирования мыслительной деятельности студентов, который способ...
Методическая разработка мастер-класса по теме «Методы и приемы развития критического мышления»
Методическая разработка мастер-класса по теме «Методы и приемы развития критического мышления» в помощь учителям и преподавателям для повышения компетентности в области педагог...