Мастер-класс `«Критическое мышление»
материал

Смолянова Валерия Владимировна

В эпоху постправды и фейковых новостей, средивсей ежедневнополученнойразнообразной информации, нам необходима понимать где правда, а где ложь. Чтобы не ошибиться, нам необходимоуметь размышлять, взвешивать варианты, расставлять приоритеты и думать наперед, т.е. обладать навыки критического мышления.

В современном мире критическое мышление является одним из ключевых умений, наряду с креативностью, способностями к кооперации и коммуникации,является основой эффективного существования человека в современном информационном пространстве, в профессиональной сфере.

Но, к сожалению, такими навыками обладает далеко не каждый человек, но научитьсяэтому может каждый.

Данный мастер-класс разработан с целью формирования представлений о критическом мышлении и возможности применения данных представлений на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

`«Критическое мышление»

Автор-составитель:  педагог-психолог Смолянова В.В.

Адресат программы: Студенты/преподаватели

Продолжительность: 30 минут

Цель мастер-класса: 

-формирование представлений о том, что такое критическое мышление и применение этих представлений на практике.

Задачи мастер-класса:

- расширить представление о критическом мышлении;

- создать условия для рефлексии собственных личностных качеств, значимых для критического мышления.

Материально-техническое обеспечение программы:

1. Проектор или доска с мелом/фломастерами

2. Бумага-стикер (по количеству участников)

3. Фломастеры/карандаши/ручки (по количеству участников)

4. Листы (А4)

Участники: 9студентов различных групп (+возможно преподаватели по желанию).

Пояснительная записка

В эпоху постправды и фейковых новостей, средивсей ежедневнополученнойразнообразной информации, нам необходима понимать где правда, а где ложь. Чтобы не ошибиться, нам необходимоуметь размышлять, взвешивать варианты, расставлять приоритеты и думать наперед, т.е. обладать навыки критического мышления.

В современном мире критическое мышление является одним из ключевых умений, наряду с креативностью, способностями к кооперации и коммуникации,является основой эффективного существования человека в современном информационном пространстве, в профессиональной сфере.

Но, к сожалению, такими навыками обладает далеко не каждый человек, но научитьсяэтому может каждый.

Данный мастер-класс разработан с целью формирования представлений о критическом мышлении и возможности применения данных представлений на практике.

Ход занятия.

1. Приветствие. Введение. (3 минуты)

Ведущий: В эпоху постправды и фейковых новостей, когда мы сталкиваемся с массой информации, которая заставляет нас что-то купить, за кого-то проголосовать или просто забивает нашу голову ложью и манипуляциями, очень важно уметь находить и понимать во всем этом, чему верить, а чему нет, где правда, а где ложь, и для этого нам необходимы навыки критического мышления.

Что такое критическое мышление?

Критическое мышление – это тип мышления, основанный на когнитивных (умение пользоваться информацией, поступающей ежедневно из окружающей среды)навыках и стратегиях, позволяющий приходить к результатам, которые отличаются своей взвешенностью, логичностью и целенаправленностью.

Именно оно является ключевым, когда речь идет о поиске истины и умении размышлять, когда мы взвешиваем варианты, расставляем приоритеты и думаем наперед.

Быть объективным, отбросить эмоции – фундаментальная часть критического мышления. Это означает умение проводить анализ проблемы, не позволяя личным предубеждениям, чувствам, предположениям влиять на ход и суть мышления.

Т.е.критическое мышление как одна из ключевых умений, наряду с креативностью, способностями к кооперации и коммуникации, рассматривается как основа для эффективного существования человека в современном информационном пространстве. Но, к сожалению, такими навыками обладает далеко не каждый человек, да и обучают технологии критического мышления далеко не везде. Научиться делать это может каждый. И специально для этого был разработанданный мастер-класс.

2. Упражнение «Ассоциации» (7 минут)

Каждому выдается по стикеру. Задача каждого участника написать на бумажке ассоциацию на словосочетание  «критическое мышление» и передать ее ведущему.

Все ассоциации вешаются на доске и делятся ведущим на два столбика: критическое мышление как позитивное явление и критическое мышление как негативное явление.

Ведущий предлагает участникам догадаться, по какому принципу ассоциации разделены на две группы.  Обсуждение положительных и отрицательных сторон.

По результатам делается вывод о том, что критическое мышление – это использование таких познавательных (когнитивных) навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого результата. Отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью. Оценочное, рефлексивное, открытое, не принимающее догм (не требующих доказательств), развивающееся путем построения новой на личный жизненный опыт.

К 14-16 годам у человека наступает этап, когда критическое мышление получает свое наибольшее развитие, стоит отметить, что этот навык развит по-разному.

3. Упражнение «Верю - не верю» (5 мин)

Группа в произвольном порядке делится на четыре части. Ведущий всем участникам зачитывает первое утверждение из списка и предлагает в группах обсудив, принять решение о его истинности или ложности. После того как каждая подгруппа высказывается, ведущий говорит правильный ответ, после чего переходит к следующему утверждению. Таким образом, участники обсуждают каждое указанное ниже утверждение.

Утверждения:

- Расстояние между Россией и США - менее 4 километров. (правда)

- С 2003 года официально существует вид спорта, объединяющий бокс и шахматы - шахбокс. (правда) (это бой из 11 раундов, нечётные раунды - быстрые шахматы, а чётные - бокс.Четыре минуты на партию, три - на раунд, а перерыв между ними - всего минута)

- Мёд никогда не портится. (ложь)(При соблюдении требуемых условий хранения качественный и полностью вызревший мед)

- Генномодифицированные продукты питания меняют днк людейГенномодифицированные продукты питания меняют днк людей. (ложь)(попадая в пищеварительный тракт, подвергается расщеплению и теряет свои свойства кодировать белки)

-У однояйцевых близнецов разные отпечатки пальцев. (правда)

- Самая посещаемая в мире страна – Франция. Она принимает более 81 млн. туристов в год. (правда)

- Люди с голубыми глазами лучше видят в темноте. (правда)(Они чувствительны к солнечным лучам и яркому свету)

- Кошки не мяукают друг другу, а делают это специально для людей. (ложь)

- Одним из ингредиентов кока-колы раньше был кокаин. (правда)(из рецепта этот ингредиент был убран только в 1903 году)

4. Упражнение «Логическая цепочка» (10 мин)

Возьмите любое утверждение, которое вызывает дебаты в сообществе. К примеру, актуально: «Выполнение вакцинации от вируса новыми препаратами приносит больший вред людям, чем пользы».

  • В два столбца запишите аргументы «за» и «против».

Продумайте, какие исследования (виды, их продолжительность, группа участников) необходимо провести, чтобы точно ответить на вопрос. Изложите возможные выводы.

5. Подведение итогов занятия (5 мин) Круг обратной связи.

Ведущий: «Вспомните, пожалуйста, все, что происходило на сегодняшнем занятии. Что вам понравилось больше всего? Что вы можете использовать в своей повседневной жизни?».

ИТОГ: Развитие критического мышления– необходимый шаг для достижения успеха в карьере, жизни. Приемы применения критического мышления в профессиональной сфере дают возможность быстро проводить обработку и систематизацию данных для определения проблемы, разработки эффективных решений.

Список литературы:

Бутенко А.В., Ходос Е.А Критическое мышление: метод, теория, практика: Учебно-методическое пособие.-М.:МИРОС,2002.

Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Альянс «Дельта», 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления

Понимая тенденции развития современного общества, я постепенно стала внедрять на занятиях технологию развития критического мышления. На мой взгляд, самое важное в этой технологии – большая самостоятел...

Использование технологий критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах.

laquo;Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духов...

Методические приемы использования технологии критического мышления на уроках естественно- научного цикла (математика).

Перед учителем математики встает задача не просто ознакомить ребят с правилами и приемами решения задач, а в первую очередь, научить их ориентироваться в большом объеме информации, находить прич...

Использование ЭОР как средства развития Критического мышления на уроках физики

Выпускная квалификационная работа слушателя курсов «Содержание и методика преподавания общеобразовательных дисциплин в учреждениях Н иСПО». В работе представлены теоретический материал «Развитие крити...

технология критического мышления

Основное содержание данной технологии, способ ее применения....

Приёмы технологии критического мышления на уроках английского языка в колледже.

В статье рассматриваются основне приёмы технологии критического мышления на уроках, особое внимание уделено кластеру  как методу стимулирования мыслительной деятельности студентов, который способ...

Методическая разработка мастер-класса по теме «Методы и приемы развития критического мышления»

Методическая разработка мастер-класса по теме  «Методы и приемы развития критического мышления» в помощь учителям и преподавателям  для повышения компетентности в области педагог...