Использование ЭОР как средства развития Критического мышления на уроках физики
методическая разработка по теме
Выпускная квалификационная работа слушателя курсов «Содержание и методика преподавания общеобразовательных дисциплин в учреждениях Н иСПО». В работе представлены теоретический материал «Развитие критического мышления и типология электронных образовательных ресурсов», практический «Разработка урока на основе технологии развития критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_eor_kak_sredstva_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.doc | 208 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Нижегородской области
ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»
Кафедра «Теории и методики профессионального образования»
Выпускная квалификационная работа
слушателя курсов
«Содержание и методика преподавания общеобразовательных дисциплин в учреждениях Н и СПО»
«Использование ЭОР как средства развития Критического мышления
на уроках физики»
Выполнил: преподаватель физики
ГБОУ СПО «Навашинский
судомеханический техникум»
Смирнова Татьяна Викторовна
Научный Руководитель:
канд. пед. наук, доцент
Полякова Александра Валентиновна
Доцент кафедры Т и МПО НИРО
Рецензент: канд. пед. наук, доцент
Л.Н.Казакова
Заведующая кафедрой Т и МПО
Нижний Новгород
2013 год
Содержание
1 | Введение | 3 |
1.1 | Актуальность использования технологии критического мышления в учебном процессе. | 3 |
2 | Основная часть | 4 |
2.1. | Развитие критического мышления через чтение и письмо | 4 |
2.2. | Типология электронных образовательных ресурсов ЭОР по физике | 9 |
3 | Разработка урока на основе технологии развития критического мышления | 11 |
3.1 | Приёмы технологии критического мышления на уроке | 11 |
3.2 | Требования к знаниям и умениям | 13 |
3.3 | Методическая характеристика урока | 13 |
3.4 | Конспект урока | 15 |
4 | Заключение | 20 |
5 | Литература | 21 |
- Введение
- Актуальность использования технологии критического мышления в учебном процессе.
В программе развития техникума записано, что его выпускник должен обладать высоким интеллектом, творческим потенциалом, быть способным к жизнетворческому и самостоятельному добыванию знаний, приобретению навыков, владеть практическими умениями для жизни в новой социокультурной ситуации.
Практика показывает, что формальное усвоение знаний по любому предмету, в том числе и по физике, большой пользы человеку не приносит. Жизнь со временем требует от бывшего учащегося сформированного определенным образом физического мышления и особенного деятельностного подхода к решению реальных физических задач.
В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а с другой стороны, доступным и интересным. В тоже время работа осложняется тем, что контингент, обучающихся техникума в основном представляет собой педагогически запущенных и социально не защищённых детей, у которых отсутствует мотивация к освоению предметов общеобразовательного цикла. В связи с этим остро встаёт проблема развития интереса к успешному усвоению знаний, в том числе и по физике.
Одной из профессиональных задач преподавателя физики, является задача использования современных научно-обоснованных приемов, методов и средств обучения физике, в том числе электронных средств обучения, информационных и компьютерных технологий. Новые информационные технологии в обучении физике используют аппаратные и программные средства. Помимо основного, многофункционального в области приложения, программного обеспечения, существуют и специфические для процесса обучения физике программные продукты, называемые электронными образовательными ресурсами (ЭОР) по физике. Именно в этих программах и проявляются основные возможности новых информационных технологий в обучении физике.
Для меня встал вопрос: как сделать свои занятия увлекательными и емкими. Изучив специальную литературу по данному вопросу, я пришла к выводу, что опыт творческой деятельности учащихся накапливается постепенно. Связь обучения с жизнью, с будущей профессией – одно из средств создания положительной мотивации к учению, формирования интереса к предмету. На предметах устно - практического характера, где приходится часто работать с текстами, очень актуальна технология критического мышления, что позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным, так же на уроке и во внеурочной деятельности по физике внедряю технологию использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Каждая из используемых технологий решает свои задачи и направлена на формирование как ОУУ учащихся, так и личностных качеств.
изучив технологию критического мышления через чтение и письмо, а также возможности использования ЭОР на уроках физики, опыт других преподавателей,
разработать свой комплект методических пособий, необходимый для использования в процессе обучения, как преподавателем, так и учащимися в техникуме.
Задачи:
- изучить и сравнить статьи преподавателей, их приемы и методы работы с использованием критического мышления через чтение и письмо;
- изучить и сравнить статьи преподавателей, их приемы и методы работы с использованием ЭОР на уроках физики;
- разработать урок, комплект моделей, направленных на обучение в работе с информацией;
- апробировать разработанный и составленный материал на практике, проверить его эффективность;
- сделать выводы о проделанной методической работе.
- Основная часть
- Развитие критического мышления через чтение и письмо
Технология критического мышления известна в России с 1997г. Её авторы - американские педагоги (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит, Д. Халперн и др.). С точки зрения психологии, критическое мышление - это разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать; использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают получение желательного результата, отличается взвешенностью, логичностью, целенаправленностью. В педагогике - это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный опыт, т.е. методика обучения, отвечающую на вопрос: как учить мыслить. Школа – это, то место, где учащийся отвечает на вопросы, которые он не задавал, занятия, выстроенные по технологии "критического мышления", побуждают студентов самих задавать вопросы, активизировать к поиску ответа и вовлекать в процесс обучения. Это позволяет активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность студента, его личностное начало. Исходя из этого, критическое мышление может развивать следующие качества обучающегося:
- готовность к планированию (упорядоченность мыслей - признак уверенности в знаниях);
- гибкость (восприятие идей других);
- настойчивость ( достижение цели);
- готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения обучения);
- осознание (отслеживание хода рассуждений);
- поиск компромиссных решений (важно, чтобы принятие решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний).
Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках физики позволяет формировать:
- развитую личность, способную к творческому осмыслению, освоению и применению научного опыта предшествующих поколений;
- личность умеющую адаптироваться в мире быстро меняющихся технологий;
- личность способную прогнозировать последствия своей деятельности и критически ее оценивать;
- личность, сохраняющую интерес к миру природы и готовую к получению нового знания.
Таблица 1.
Структура технологии развития критического мышления
по Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит, Д. Халперн
Технологические этапы | ||
I стадия | II стадия | III стадия |
Вызов: | Осмысление содержания: | Рефлексия: |
- актуализация имеющихся знаний; - пробуждение интереса к получению новой информации; - постановка учащимся собственных целей обучения. | - получение новой информации; - корректировка учащимся поставленных целей обучения. | - размышление, рождение нового знания; - постановка учащимся новых целей обучения. |
Таблица 2.
Технология развития критического мышления – стадии и методические приемы по Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит, Д. Халперн
Стадия (фаза) | Деятельность педагога | Деятельность учащегося | Возможные приемы и методы |
1. Вызов (evocation) | направлена на: - вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу; - активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе. | направлена на: - вспоминание того, что ему известно по данному вопросу; - выдвижение предположений; - систематизацию информации до изучения нового материала; - формулировку вопросов, на которые хотелось бы получить ответы. | составление блока «известной информации»: - рассказ-предположение по ключевым словам; - графическая систематизация материала: кластеры, таблицы; - выбор среди верных и неверных утверждений; - перепутанные логические цепочки. |
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах | |||
2. Осмысление содержания (realization of meaning) | направлена на: - сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией; - постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». | направлена на: - восприятие (аудийное, визуальное), текста; - использование предложенных педагогом активных методов чтения/восприятия (пометки на полях, записи по мере осмысления информации). | методы активного чтения/восприятия: - маркировка восприятия текста с использованием значков «V», «+», «-», «?»; - ведение различных записей типа бортовых журналов (с таблицами «известная информация/новая информация»); - поиск ответов на вопросы, поставленные в первой части занятия. |
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (печатный текст, фильм, лекция и т.д.). Работа ведется индивидуально или в парах. | |||
3. Рефлексия (reflection) | направлена на: возвращение учащихся к первоначальным записям-предположениям; - внесение изменений, дополнений; - творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. | направлена на: - сравнение «новой» и «старой» информации (на базе знаний, полученных на стадии осмысления содержания). | - заполнение кластеров, таблиц; - установление причинно-следственных связей между блоками информации; - возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; - ответы на поставленные вопросы; - организация устных и письменных круглых столов; - организация различных видов дискуссий; - написание творческих работ; - исследования по отдельным вопросам темы и т.д. |
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах. |
Вслед за американскими коллегами российские педагоги и исследователи М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская представили образовательную технологию развития критического мышления в виде следующих этапов:
- Вызов: актуализация имеющихся знаний; пробуждение интереса к получению новой информации; постановка учащемся собственных целей обучения (если представить возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает по изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов. Именно эта задача решается на стадии вызова).
- Осмысление содержания: получение новой информации; корректировка учащимся поставленных целей обучения.
- Рефлексия: размышление, рождение нового знания; постановка учеником новых целей обучения.
Структура занятия в концепции критического мышления по М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская:
1 этап - Вызов (ликвидация чистого листа). Обучающийся ставит перед собой вопрос "Что я знаю?" по данной проблеме.
Можно предложить студенту работу с вопросами по проблеме. Работа с вопросами может проходить в два этапа: "я сам", "мы вместе" (парная или групповая работа). Хороший прием, который может использоваться на данной стадии - это "мозговая атака". На стадии вызова у обучающегося должно сформироваться представление, чего же он не знает, "Что хочу узнать?".
«В процессе реализации стадии вызова важно:
1) давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем;
2) фиксировать все высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей работы, при этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний;
3) сочетать индивидуальную и групповую работу: индивидуальная позволит каждому учащемуся актуализировать свои знания и опыт; групповая – услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать выработке новых идей» [Заир-Бек, Муштавинская, 2004, с.15].
2 этап - Осмысление (реализация осмысления). На данной стадии обучающийся под руководством преподавателя и с помощью своих товарищей ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).
Здесь может быть предложена работа с текстом: прочитать, пересказать, растолковать соседу (группе), заполнение матричной таблицы, чтение с пометками текста (“V” - уже знаю ; “+” - новое; “-” - противоречит взглядам; “?” - “хочу узнать подробнее”), выписка из текста.
3 этап - Рефлексия (размышление). Размышление и обобщение того, “что узнал” обучающийся на занятии по данной проблеме. Учащийся соотносит «новую» и «старую» информацию. На этой стадии может быть составлен опорный конспект в тетради учащегося. Кроме того, могут быть осуществлены: а) возврат к стадии вызова; б) возврат к ключевым словам; в) возврат к перевернутым логическим цепочкам; г) возврат к кластерам.
Методические приемы критического мышления по М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская:
Вызов:
- Парная мозговая атака.
- Групповая мозговая атака. (В случае отказа: напиши, почему отказываешься? Посиди в группе и послушай).
- Работа с ключевыми терминами.
- Перевёрнутые логические цепи (связать последовательность элементов информации в нужной последовательности).
- Свободное письмо (задаётся тема, а способ воплощения - нет; пишите всё, что приходит в голову: это может быть связанный текст, или опорные словосочетания).
- Разбивка на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей).
- Механизм ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал).
Стадия осмысления:
- Маркировочная таблица ( V - я так и думал, + - новая информация, + ! - очень ценная информация, - - у меня по-другому, ? - не очень понятно, я удивлён).
- Взаимоопрос и взаимообучение (например, задать друг другу вопросы).
- Двойной дневник (страница делиться на две части: слева - что понравилось, запомнилось, справа - почему, какие ассоциации).
Рефлексия:
- Возврат к стадии вызова (обсудить, что совпало).
- Возврат к ключевым словам.
- Возврат к перевернутым логическим цепочкам.
- Возврат к кластерам (их заполнение).
- Возврат к ЗХУ.
Дополнительные приемы:
- Трёхчастный дневник (В третьей колонке - письмо преподавателю, описание впечатлений, предложения).
- Работу с «деревом»
- Графическая организация материала (Концептуальная таблица).
- Кубик. Грани
- Дай описание.
- Сравни с чем-нибудь.
- Проассоциируй (на что похоже).
- Проанализируй (из чего состоит).
- Примени это.
- Приведи примеры.
- строка - одно существительное,
- строка - два прилагательных,
- строка - три глагола,
- строка - крылатая фраза,
- строка - одно существительное, которое выражает суть.
2.2. Типология электронных образовательных ресурсов ЭОР по физике
Применение электронных образовательных ресурсов на уроках физики в техникуме, должно оказать существенное влияние на изменение деятельности преподавателя, его профессионально-личностное развитие, инициировать распространение нетрадиционных моделей обучения и форм взаимодействия педагогов и учащихся, основанных на сотрудничестве, а также появлению новых моделей обучения, в основе которых лежит активная самостоятельная деятельность обучающихся.
Направления использования ЭОР в обучении физики:
- При подготовке преподавателя к уроку:
- компоновка и моделирование урока на основе отдельных цифровых объектов;
- использование дополнительной справочной информации для углубления знаний о предмете;
- подготовка творческих заданий;
- подготовка поурочных планов с использованием ЭОР;
- обмен результатами деятельности с другими преподавателями через Интернет и носители информации.
- При проведении урока:
- демонстрация подготовленных ЭОР через проектор;
- использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ;
- компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;
- индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с электронными образовательными ресурсами на уроке.
- Самостоятельной деятельности учащихся на уроке:
- автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время;
- подготовка выступлений, докладов, рефератов, презентаций;
- получение дополнительной информации энциклопедического характера;
- развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде.
Таблица 1
Использование ЭОР в традиционной модели обучения физике
Традиционные методы обучения | Традиционные средства и их дидактические возможности | Совершенствование за счет применения ЭОР |
Словесные: рассказ, беседа, объяснение, инструктаж | Устное слово, печатное слово (учебники и учебные пособия, книги) Ведущее средство – живое слово, которое легко сочетается с другими средствами обучения. Позволяет в сжатые сроки обогатить память учащихся обобщенными научными знаниями. | Подача текстовой информации с экрана, сообщение знаний (текст читает диктор). Возможность многократного повторения материала. Гиперссылки, ускоряющие процесс поиска информации. |
Наглядные: демонстрация, макета, демонстрация трудового приема или операции, экранная демонстрация | Натуральные объекты, модели, макеты, коллекции, таблицы, плакаты, схемы, иллюстрации, видеофильмы. Статичная демонстрация с экрана. Наблюдение за неподвижными объектами. | Мультимедийный показ приемов и операций; виртуальное преобразование предметов в пространстве и на плоскости; визуализация процессов, невозможных для рассмотрения в реальных условиях Лучше усваивается учебная информация, так как привлекаются все органы чувств |
Практические: упражнение, практические и лабораторные работы | Учебные задания для практической работы. Учебная практика при выполнении упражнений, практических и лабораторных работ | Виртуальное практическое действие, плоскостное и пространственное моделирование объектов, автоматизация отдельных операций. Происходит логическая обработка практического материала, уменьшается количество организационных моментов |
ЭОР позволяют расширить набор педагогических приемов и методов преподавателя, нацелить учащихся на приобретение опыта поиска информации по предлагаемым вопросам, совершенствовать свои умения готовить рефераты, презентации, сообщения, доклады. Уже приобретенные учащимися знания являются ключом к получению новых знаний, причем не набора знаний, а их системы. Перед учащимися и преподавателем ставится задача научиться справляться с потоком новой информации. Это, прежде всего, способности искать и анализировать информацию, структурировать изучаемый материал, выделять главное, расставлять акценты. Важнейшая задача педагога не подавить, а развить индивидуальность учащихся.
Доминантой в использовании ЭОР является расширение самостоятельной работы учащихся при реализации современных педагогических технологий, повышение их мотивации к обучению через вовлечение в создание собственных индивидуальных учебных траекторий, исследовательских методов обучения, дистанционного обучения.
3. Разработка урока на основе технологии развития критического мышления
3.1. Приёмы технологии критического мышления на уроке физике
Вызов.
На данном этапе проводится
- целевая установка урока: формулируется тема, выбираются высказывания среди верных и неверных утверждений; определяются цели урока, заполняется третья колонка «хочу узнать» таблицы ЗУХ на доске;
- актуализация опорных знаний: фронтальный опрос по основным понятиям и определениям по теме «Электрические явления», заполнение первой колонки «знаю», таблицы «знаю, узнал, хочу узнать» на доске.
- индивидуальная работа: мозговая атака с отработкой записей первой и третей колонки таблицы ( «знаю», «хочу узнать» ) в тетрадях обучающихся с использованием опорных “ключевых слов” и понятий выведенных на доске.
Реализация (осмысление).
На этом этапе происходит:
- наблюдение видеофрагмента «Виды электрического тока» http://www.youtube.com/watch?v=m6KKDibyCDg
- наблюдение демонстраций моделей, показывающих наличие электрического тока в различных средах.
- прослушивание выступающих учащихся с результатами исследовательской работы по теме «Электричество и сварочная дуга»
- чтение текстов из дополнительных источников ЭОР http://fcior.edu.ru/card/20233/istochniki-pitaniya-svarochnoy-dugi.html
- проводится выбор информации для записей в последний столбик таблицы по результатам работы с учебными пособиями и по прослушанному объяснению учащихся. Этот этап реализуется с помощью организации дискуссии;
- заполняется последняя колонка таблицы на доске («узнал»). При данной работе эффективно пользоваться электронными образовательными ресурсами ФЦИОР с информацией нового материала; http://fcior.edu.ru/card/13987/klassifikaciya-svarochnoy-dugi.html
- индивидуальная работа: мозговая атака с отработкой записей третьей колонки таблицы («узнал») с использованием опорных “ключевых слов” и понятий выведенных на доске.
Рефлексия (самооценка).
На данном этапе осуществляется закрепление изученного материала:
- Индивидуальная работа с тестом «Электричество и безопасность».
- Решение тестовых задач на закрепление материала http://fcior.edu.ru/card/13987/klassifikaciya-svarochnoy-dugi.html
- .Построение виртуальных электрических схем для повторения и отработки имеющихся навыков;
- Вывод. Возврат к теме и целевой установке урока, работа с «деревом»
Для привлечения внимания должны использоваться факторы:
3.2. Требования к знаниям и умениям
- что такое электрический тока, сила тока, напряжение, электрическое и удельное сопротивление, электродвижущая сила;
- основные понятия, такие как электрический заряд, электроны, протоны, ионы, проводники, диэлектрики, вакуум, жидкости, электролит, газы;
- определения электрического тока в металлах, полупроводниках, вакууме, электролитах; разновидности носителей электрического заряда и виды проводимости в рассмотренных ранее средах;
- физический смысл термоэлектронной эмиссии, электролитической диссоциации и электролиза.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться ЭОР, быстро находить необходимую информацию, выделять главную мысль из текста;
- строить и читать схемы замещения электрических цепей;
- делать необходимые вычисления, т.е. определять силу тока, напряжение, сопротивление, мощность и работу электрического тока;
- пользоваться законами Ома для участка и для полной цепи.
- сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы из полученной информации;
- ориентироваться в нестандартных учебных ситуациях, применяя ранее полученные знания.
3.3. Методическая характеристика урока
Тема урока: Электрические явления.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний по смежным предметам.
Цели урока:
Дидактические:
- Обеспечить усвоение понятий электрических явлений, законов постоянного тока;
- обеспечить формирование умений, навыков применять полученные знания на практике, соблюдая технику безопасности;
- обеспечить формирование умений работы с дополнительным тематическим материалом;
- обеспечить отработку умений обучающихся решать тестовые задания, используя имеющиеся и вновь полученные знания по теме.
Развивающие:
- создать условия для развития внимания (учить анализировать, выделять главное, и систематизировать); развития навыков устной и письменной речи, развития памяти; развития умения анализировать результаты эксперимента.
Воспитательные:
- воспитывать в обучающихся средствами урока уверенность в своих силах;
- воспитывать усидчивость, тактичность, уважительное отношение друг к другу.
Методы обучения:
- по источникам познания: словесный, наглядный;
- по характеру познавательной деятельности: репродуктивный, вербальный, проблемно-поисковый.
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение урока:
- учебник В.Ф. Дмитриева Физика для профессий и специальностей технического профиля;
- программное обеспечение: «Начало электроники», авторские программы: тест «Электричество и безопасность», тест «Электрические явления», таблица «Ведомость оценки знаний»; электронные образовательные ресурсы ФЦИОР;
- индивидуальный раздаточный материал: рабочие карты с текстом, тестом, задачами;
- оборудование для демонстрационного эксперимента: цифровой мультиметр, авторские модели демонстрации: «пьезоэффекта», «фотоэффекта», «термоэффекта», «химического эффекта»; « проводимость графита»
- презентация для заполнения таблицы «ЗУХ», теста, решения задач на доске, работа с «деревом», с ЭОР.
- оборудование для демонстрации презентации: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Подготовка к уроку:
- подготовить сообщения по результатам исследования: «Электричество и сварочная дуга»
- повторить темы:
- «Электрический ток»
- «Электрическое напряжение»
- «Электрическое сопротивление»
- «Законы Ома»
- «Соединение проводников»
- «Работа и мощность электрического тока»
- «Электрический ток в различных средах»
- разработать модели для демонстрации электрического тока в различных средах;
- экскурсия в лабораторию «Сварки».
Межпредметные связи:
- Электротехника, темы: «Проводники и диэлектрики», « Постоянный электрический ток».
- Технология сварочных работ, темы: «Характеристика сварочной дуги» и «Возбуждение и горение дуги».
- ОБЖ, темы « Электричество и безопасность»
3.4. Конспект урока.
- Организационный момент.
Преподаватель: Здравствуйте ребята! Прошу садиться…
- Вызов
Таинственное и непонятное всегда волновало человека.
Еще моряки Колумба наблюдали странные огоньки на мачтах кораблей.
Часто видели их и в средние века на башнях церкви святого Эльма, отсюда и название «Огни святого Эльма». В Арктике люди встретились с полярным сиянием. Хорошо нам знакомо потрескивание синтетических изделий, искра, проскальзывающая между рукой и водопроводным краном.
Ребята! С какими известными понятиями тесно связаны эти природные и естественные явления? (электричество)
Преподаватель: Запишем тему урока «Электрические явления».
Выберете среди предложенных утверждений верные и неверные высказывания.
№ | Высказывание | Ответ |
1 | В живых организмах вырабатывается электричество | да |
2 | Распространение нервного возбуждения в живых организмах связано с передачей электрических сигналов | да |
3 | Огонь, вызванный током надо гасить водой | нет |
4 | Тела, имеющие электрические заряды одного знака, взаимно притягиваются? | нет |
5 | Земля заряжена отрицательно, а низ облаков – положительно | да |
6 | Воздух, которым мы дышим, содержит заряженные частицы – ионы | да |
7 | Нервные волокна в живых организмах выполняют роль металлических проводников | да |
8 | Биотоки возникают как следствие электрической активности мышечных и нервных клеток | да |
9 | Как правило, положительные ионы положительно действуют на здоровье человека. | нет |
10 | Кусты и деревья являются мощным экраном, который сдерживает проникновение электронаводок | да |
11 | Рыбы, обладающие электрическими органами (акулы и скаты) способны обнаружить добычу по работе её сердца, которое создает электрическое поле. | да |
12 | Если взять лимон или яблоко и воткнуть в него медную проволоку, а на расстоянии от неё кусочек оцинкованного железа, то получится гальванический элемент | да |
13 | Срезы листьев, стебля всегда заряжены | да |
14 | Можно пользоваться неисправными электрическими приборами и ремонтировать электрическую технику, не отключив её от источника тока. | нет |
15 | Напряжение между облаками во время грозы может достигать 100 миллионов вольт. | да |
Учащиеся: Обмениваются друг с другом своими знаниями, отвечают на вопросы
Преподаватель: Опираясь на предыдущие занятия, и материал, который вы подготовили к уроку, давайте сделаем предположения о задачах, которые нам с вами предстоит решить.
Учащиеся: На уроке нам предстоит вспомнить основные понятия электрических явлений, которые встречаются в природе и технике: «Электрический ток», «Электрическое напряжение», «Электрическое сопротивление», «Закон постоянного тока», «Соединение проводников», «Работа и мощность электрического тока», «Электрический ток в различных средах», «Электричество и безопасность», познакомиться с физическими основами сварки.
Преподаватель: Сегодня электричество используется нами повсеместно, оно несет нам тепло, свет, помогает в быту и в работе. Перемещает нас в пространстве, дает возможность общаться на расстоянии, вторгается в наш досуг, лечит нас. Но прежде чем приучить эти могучие силы природы и заставить их работать на человека, нужно было понять, что такое электричество?
Ребята! В тетради нарисуйте таблицу с тремя колонками. В левой колонке таблицы «Знаю» запишите все, что вы знаете об электричестве. Обменяйтесь своими мнениями в паре.
Знаю | Узнал новое | Хочу узнать |
Преподаватель: Рисует на доске таблицу с маркировкой первой колонки «Знаю».
Учащиеся: Вспоминают все, что связано с электрическим явлением. Рисуют маркировочную таблицу. Записывают в левую колонку все то, что вспомнили о законах электрического тока. Обмениваются друг с другом своими знаниями. Дополняют записи в левой колонке таблицы.
Преподаватель: Давайте обсудим то, что у нас получилось (что же мы знаем об электрических явлениях?)
Учащиеся. Отвечающий выходит к доске и записывает в первой колонки таблицы ключевые слова своего ответа (Электрический ток. Носители электрического заряда в металлах, в полупроводниках, жидкостях, газах, в вакууме. Электрическое сопротивление. Зависимость сопротивления проводника, полупроводников от температуры. Собственная проводимость полупроводников. Термоэлектронная эмиссия. Электролитическая диссоциация. Электролиз. Ионизация газов. Рекомбинации )
- Реализация (осмысление содержания)
Преподаватель: Демонстрирует короткий видеофрагмент по теме: «Виды электрического тока». http://www.youtube.com/watch?v=m6KKDibyCDg
Группа учащихся: демонстрируют модели, показывающие наличие электрического тока в различных средах.
Группа учащихся: выступают с результатами исследовательской работы по теме «Физические основы сварочной дуги»
Преподаватель: прочитайте текст «Сварочная дуга», сделайте пометки http://fcior.edu.ru/card/13987/klassifikaciya-svarochnoy-dugi.html
«V» - знаю;
«-» – противоречит моим первоначальным представлениям;
«?» – хочу узнать;
«+» – это для меня новое.
Учащиеся: Читают текст «Сварочная дуга» и делают предложенные преподавателем пометки.
Преподаватель: А теперь самостоятельно по услышанному и прочитанному материалу заполните последнюю колонку таблицы. Маркирует оставшуюся колонку таблицы: «Узнал».
Учащиеся: Самостоятельно в тетрадях заполняют маркировочную таблицу в соответствии со сделанными в тексте пометками.
Преподаватель: Давайте обсудим, что вы записали во 2 колонку. Заполняет вместе с учащимися вторую колонку таблицы «Узнал».
Учащиеся: Участвуют в обсуждении.
- Рефлексия (Закрепление изученного материала)
- Индивидуальная работа с раздаточным материалом
Преподаватель: Итак, мы с вами подробно разобрали явления электрического тока, а теперь индивидуальная работа с раздаточным материалом.
Задание №1 Тест «Электричество и безопасность»
Преподаватель: Предлагает студентам проверить результаты выполненной работы у доски.
Учащиеся: Участвуют в обсуждении.
Задание № 2. Дана электрическая схема. Как изменятся показания амперметра и вольтметра, если замкнуть ключ? Ответ пояснить экспериментально с помощью виртуальной лаборатории «Начало электроники»
Преподаватель: предлагает студентам проверить результаты выполненной работы у доски.
Учащиеся: Участвуют в обсуждении.
Задание № 3. Решить задачи.
- Среднее время разрядов молнии равно 0,002 с. Сила тока в канале молнии около 2.104 А. Какой заряд проходит по каналу молнии?
- Сопротивление резистора увеличили в 2 раза, а приложенное к нему напряжение уменьшили в 2 раза. Как изменилась сила тока, протекающего через резистор?
- В четырехвалентный кремний добавили в первый раз трехвалентный индий, а во второй раз пятивалентный фосфор. Каким типом проводимости в основном будет обладать полупроводник в каждом случае?
- Если площадь поперечного сечения однородного цилиндрического проводника и электрическое напряжение на его концах увеличатся в 2 раза, то сила тока, протекающая по нему.
- Как изменится мощность, потребляемая электрической лампой, если, не изменяя её электрическое сопротивление, уменьшить напряжение на ней в 3 раза?
Преподаватель: предлагает студентам проверить результаты выполненной работы у доски.
Учащиеся: Участвуют в обсуждении.
Задание № 4. Составьте этапы возникновения сварочной дуги
http://fcior.edu.ru/card/13987/klassifikaciya-svarochnoy-dugi.html
Преподаватель: предлагает студентам проверить результаты выполненной работы у доски.
Учащиеся: Участвуют в обсуждении.
- Вывод (Возврат к теме урока и целевой установке)
Преподаватель: Какие цели мы ставили перед собой?
Учащиеся: вспомнить основные понятия электрических явлений
Преподаватель: На интерактивной доске изображено «дерево» - ель, на стволе «дерева» преподаватель делает надпись — название темы «Электрические явления».
Учащиеся: Вызываемые по очереди пишут на ветвях названия основных понятий по теме «Электрические явления» ( «электрический ток», «сила взаимодействия точечных зарядов», «энергия» и т. д.), соответствующие им формулы на «елочных игрушках» и название «корней дерева» и «солнца».
Преподаватель: Единство всех электрических явлений определяет взаимодействие и движение элементарных частиц вещества, обладающих, разноименными электрическими зарядами, это они вызывают, грозовые разряды, электризацию поверхности тела, несут нам свет и тепло, позволяют передавать энергию на огромное расстояние. Электричество одна из основ нашего настоящего и будущего, поэтому знание его законов необходимо каждому.
Преподаватель: Подведем итоги с помощью оценочной таблицы, объявляет отметки.
- Домашнее задание.
Преподаватель: Сочините стихотворение из пяти строк приемом «Синквейн»
в первой строчке одно существительное,
во второй строчке два прилагательных,
в третьей строчке три глагола,
в четвертой строчке словосочетание,
в пятой резюме (краткий вывод).
Пример:
Заряды
Положительные, отрицательные
Передают, переносят, заряжают
Они создают электричество
Электричество основа настоящего и будущего
Заключение
Технологию критического мышления можно отнести к инновационным технологиям, так как она соответствует основным параметрам инновационного обучения.
Результаты экспериментальной работы показывают, что использование технологии критического мышления эффективно при обучении физике: оно развивает умение мыслить логично, позволяет сравнивать, сопоставлять и делать выводы. Приобретение знаний превращается в стартовую, но не в конечную стадию мыслительного процесса. Используя разнообразие стратегий критического мышления при изучении физики, преподаватель превращает группу в лабораторию демократического диалога, что важно для каждого студента. Важно отметить, что стратегия и приемы критического мышления предлагают эффективный способ интеграции знаний и методов различных предметных областей.
Применение нестандартных приемов обучения, рациональная организация учебного труда, систематический контроль, владение диагностикой успеваемости каждого студента помогает своевременно ликвидировать пробелы в знаниях обучающихся, добиваться высокой успеваемости до 100% и позволяет добиться качества знаний до 45 – 52 %.
Качество образования моих студентов вполне конкурентоспособно на городском рынке труда, растет количество выпускников, поступающих в ВУЗы по результатам, 2013 года – 49 %. Ежегодно в качестве зачетных работ выполняются не менее 10 - 15 исследовательских работ, многие из них отмечены грамотами:
- двое студентов награждены Дипломами конкурса Россия – Ответственность – Стратегия - Технологии;
- один студент награжден Дипломом победителя международной олимпиады «IT – Планета 2010» по направлению «Цифровое творчество и 3D моделирование»;
- один студент награжден Грамотой за участие в зональных и научно – технических чтениях по направлению «Информационные технологии»;
- один студент награжден Дипломом победителя в областных инженерно – технических чтениях по направлению «Информационные технологии»;
- один студент награжден Грамотой за участие в областном конкурсе исследовательских и проектных работ по направлению «Биоиндикация и урбоэкология»;
- двое студентов имеют Сертификат участников Всероссийской олимпиады по физике.
Свободное владение интерактивными технологиями, пользование сетью Интернет, использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР), дает возможность не только быстро пополнять методический банк (учебная, справочная, дополнительная литература, наглядные пособия, презентации, видеофильмы), но также быть в курсе педагогической науки, поддерживать связь с коллегами, обмениваясь опытом. Используя интерактивные формы обучения, приобщаю студентов к разработке электронных программ по физике в среде Visual Basic, имею достаточный запас презентаций, тестов в электронном виде, которые эффективно использую как на уроках, так и во внеклассной работе.
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт – http://standart.edu.ru
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения вобщеобразовательных учреждениях"" (вводится с 1 сентября 2011 г.): http://rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html
- Информационно-образовательная среда - важнейший компонент новой системы образования -http://standart.edu.ru/attachment.aspx?id=360
- А. Ф. Кавтрев. «Методика использования компьютерных моделей на уроках физики». Пятая международная конференция «Физика в системе современного образования» (ФССО-99), тезисы докладов, том 3, Санкт-Петербург: «Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена», с. 98-99, 1999.
- П. И. Белостоцкий, Г. Ю. Максимова, Н. Н. Гомулина «Компьютерные технологии: современный урок физики и астрономии». Газета «Физика» N20, с. 3, 1999.
- Загашев, И.О. Критическое мышление: технология развития [Текст] / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек. - СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
- Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП [Текст] / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005.
- Селевко, Г.К. Альтернативные педагогические технологии [Текст] / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005.
- Федоров, А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза [Текст] / А.В. Федоров. - М., 2007.
- Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля.- М.: Издательский центр «Академия», 2011.
Рецензия на выпускную работу преподавателя физики Смирновой Т.В.
Рецензия.
Работа выполнена на актуальную тему: «Использование ЭОР как средства развития Критического мышления» на уроках физики.
Структура и содержание выпускной квалификационной работы соответствует требованиям, предъявляемых к выпускным квалификационным работам слушателей курсов повышения квалификаций.
Структура выпускной квалификационной работы включает: введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение и список используемой литературы. В работе представлены как теоретический материал «Развитие критического мышления и типология электронных образовательных ресурсов», так и практический «Разработка урока на основе технологии развития критического мышления по теме: Электрические явления». Список использованной литературы состоит из 10 наименований. Достоинством данной работы является обобщение и классификация приёмов технологии критического мышления и использование ЭОР на уроке физике. В практической части широко используются различные методы, формы и типы контроля качества знаний и умений обучающихся, которые должны в полной мере активизировать учебный процесс таким образом, чтобы учащиеся хотели и умели получать знания, могли их применять в жизненных ситуациях.
Заведующая кафедрой Т и МПО Л.Н.Казакова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ
настоящее время вопрос модернизации системы образования в России волнует очень многих. Это не удивительно, так как от того, как он будет решен, во многом зависит дальнейшая судьба России.Федеральный г...
Использование приемов и методов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Урок внеклассного чтения по современной литературе. Татьяна Толстая. «Любишь - не любишь». Рассказ.
Урок подготовила: Иутинская Галина Ивановна Урок 1-2 Татьяна Толстая . Рассказ «Любишь- не любишь»(Опыт прочтения текста вместе с детьми) Эпиграфы:Чем человек ум...
Методическая разработка урока по дисциплине «Анатомии и физиологии животных» с использованием технологии развития критического мышления
В данной методической разработке представлен урок по теме «Железы внутренней секреции» по дисциплине «Анатомия и физиология животных», разработанной с учетом новых требований, предъявляемых в ФГОС СПО...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «Боевое знамя воинской части. История возникновения, ритуал вручения, порядок хранения и содержания». Урок мужества (с использованием игровой технологии, диалоговой технологии, ИКТ и развития критического мышления)
Боевое Знамя воинской части является, пожалуй, самым значимым символом, который не только указывает на объединение воинской части и ее принадлежность к Вооруженным силам, но и вызывает уважение и треп...
Урок английского языка с использованием технологии развития критического мышления
Урок-круглый стол с использованием технологии развития критического мышления при обучении говорению на старшем этапе обучения...
Статья: "ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ".
Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализи...