Использование технологий критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах.
статья

Захарова Надежда Михайловна

«Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта», Стандарты второго поколения/. Другими словами нужен ученик, который не только овладел знаниями, умениями и навыками, но хочет и умеет самостоятельно добывать их. Хочу поделиться опытом своей работы по использованию технологий критического мышления на уроках литературного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование  технологий  критического  мышления  на  уроках литературного  чтения  в  начальных  классах.

 Мышление развивается в проблемной ситуации.

(Л. Выготский)

«Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов». «Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта»,  Стандарты второго поколения/.

Другими словами нужен ученик, который не только овладел знаниями, умениями и навыками, но хочет и умеет самостоятельно добывать их.

 

Таким образом, возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии.

Если брать во внимание на исследования болгарских учёных, то можно остановиться на таких цифрах

10% учащихся усваивают учебный материал прослушав объяснение учителя, 30% учащихся надо не только прослушать, но и просмотреть, 70% учащихся требуются несколько приёмов для запоминания, им надо не слушать и смотреть, а потрогать, обсудить, даже поспорить, то есть быть активными  участниками педагогического процесса.

Все эти новшества в образовательном процессе заставляют нас использовать новые подходы в обучении, из которых вытекают современные технологии обучения.

 Технология  развития критического мышления (ТРКМ) позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.

Уровнем развития критического мышления является не объём полученной информации, а умение применять её в жизни. Следовательно, перед учителем стоит важная  задача по формированию критического мышления учащихся. Нужно помнить, что оно состоит из трёх этапов: I этап – вызов, II этап – осмысление содержания, III этап – рефлексия.

 Хочу поделиться опытом своей работы по использованию технологий критического мышления на уроках литературного чтения.

Синквейн.

 Удобно использовать для составления характеристики героев. Например, фрагмент урока  во 2 классе (УМК 2100)  по теме: Герои «Сказки о рыбаке и рыбке».

- Предлагаю вам составить СИНКВЕЙН (Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять». Это маленькое стихотворение, всего пять строчек:

    1.Первая строчка содержит одно слово - герой; вопросительное слово -  КТО?

  1. Вторая строчка состоит из двух слов – признаки героя ; вопросительное слово – КАКАЯ?
  2. Третья строчка - из 3 слов;  вопрос – ЧТО ДЕЛАЕТ?
  3. Четвёртая строчка- 4 слова; они показывают  ОТНОШЕНИЕ АВТОРА  к этому герою.
  4. Пятая строка – одно слово-ВЫВОД (СЛОВО-синоним) для первой строки.

 

-Давайте вместе составим СИНКВЕЙН для Золотой рыбки.

1.Кто?                                                                   РЫБКА

2.Какая?                                                      ЗОЛОТАЯ, ГОВОРЯЩАЯ

3.Что делает?                                    СЛУШАЕТ, ВЫПОЛНЯЕТ, НАКАЗЫВАЕТ

4.Отношение авт                       ВОЛШЕБНАЯ ПОМОЩНИЦА ДЛЯ СТАРИКА

5.Слово-вывод.                                                     ДОБРОТА

-А теперь попробуйте составить СИНКВЕЙН для старика и старухи.

(Более точные варианты синквейна записать на доске)

СТАРИК                                                                                                СТАРУХА

ласковый, добрый                                                                           жадная, сердитая

отпустил, поклонился, выполнил                                    ругается, командует, злится

выполняет любые приказы старухи                           осталась у разбитого корыта

простоват                                                                                           глупая

     ИСТОРИЯ,РАССКАЗАННАЯ ПО ОЧЕРЕДИ.( Работа в группах.  )    

  1. Ребята делятся на две группы.

Каждая группа получает набор карточек(4 штуки) с отрывками из произведения.

-Вы получили 4 карточки. Послушайте задание.

1.Восстановите последовательность событий и договоритесь, кто будет выступать от вашей группы, но не читать текст, а пересказывать его.

2.Определите, какой частью произведения  является ваш отрывок.  

3.Подведение итогов работы в группах.

-Чьё выступление понравилось? При оценивании учитывайте правильность, точность, выразительность, эмоциональность.

Приём «Инсерт».

 1: Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки

: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы.

 2: Заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки:

«V»
поставьте « V » (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;

«+»
поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

« – »
поставьте « – » (минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;

«?»
поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Прием РАФТ:

Учитель: Определим четыре параметра будущего текста.

Р – роль (любой человек нашей планеты)

А – аудитория (кому вы будете писать – жителям планеты Венера)

Ф - форма – рассказ

Т – тема  «Живёт у нас добро». »

Учитель предлагает ученикам:

-Напишите небольшой рассказ(эссе)  на заданную тему от лица одного из героев прочитанного произведения  и предназначен он будет для жителей планеты Венера.

Ученики в течение 3-5 минут составляют и записывают рассказы, а затем зачитывают их.

Систематика вопросов, основанная на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом. «Блум» можно перевести с немецкого языка как «цветок».

Ромашка Блума или Ромашка вопросов. Этот приём формирует умение ставить различные вопросы к произведению , систематизировать их..

1.Простые вопросы.

Это вопросы, отвечая на которые  нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию. «Кто из героев сказки посадил репку?»

2.Уточняющие вопросы.

Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что..?», «Если я правильно понял,  то …?» Целью такого приёма является (без негатива к отвечающему) предоставление ученику возможности для обратной связи, уточнения, убеждения слушателей в своей правоте , иногда для получения информации скрытой, но подразумевающейся.)

3.Интерпретационные (объясняющие)  вопросы.  

Начинаются со слова «Почему?» Направлены на установление причинно-следственных связей. Эффективны  тогда, когда в ответе проявляется самостоятельность.

4.Творческие вопросы.

В вопросительном предложении присутствует частица «бы», элементы условности, предположения, прогноз.  «Как вы думаете, как будет поступать герой , если…?»

5.Оценочные вопросы.

Вопросы направлены на выяснение критериев оценки событий, поступков, явлений, фактов. «Почему это хорошо, а это плохо?»

6.Практические вопросы.

Вопрос направлен на установление связи между теорией и практикой. «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?

Если этот приём использовать в парах, то лепесток дети выбирают сами, на обратной стороне лепестка находится вопрос. Ответ начинаю словами:  «Я могу ответить на простой вопрос…»(для 1-2 класса)

Этот приём  можно использовать для работы в группах Тогда каждая группа записывает вопросы на   свой лепесток. «Мы можем составить уточняющие вопросы»(для 3-4 классов)

Можно использовать этот приём и в качестве домашнего задания (сложность вопросов дети выбирают сами).

Прием «Дерево предсказаний»

заимствован у американского учителя Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.

Формирует нестандартное мышление , умение отличать вероятные ситуации от тех, которые никогда не могут произойти.

Правила составления «Дерева предсказаний»:

1 этап - учитель предлагает учащимся высказать предположения (предсказания) 

2 этап - учащиеся озвучивают идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями? Если появляются противоречивые мнения, на доске фиксируются и  противоположные мнения. Количество ответов не ограничено.

3 этап - после  прочтения произведения  нужно вновь вернуться к «дереву предсказаний» и проверить, оправдались ли предположения детей.

МОНТАЖ ЛИТЕРАТУРНЫЙ (франц. montage - подборка, сборка).  М. л. есть сборник, составленный из отрывков художественного и иного текста, тематически объединенных. Путем монтажа частей произведений , составители М. л. стремятся дать характеристику лица, рассказать о событии или явлении.  

 Использую на уроках обобщения, когда собирается «Образ положительного героя» на примерах авторских сказок, «Так поступают отважные» на примере произведений о ВОВ  «Всё  тайное становится явным» на примере поступков героев В.Драгунского и т.п

Приём  «Шесть шляп». Каждая группа получает цветные шляпы с надписями.  После обсуждения в группах  выслушиваются ответы детей.

Белая шляпа. Факты.  Только то , что говорит автор.

Жёлтая. Позитивное мышление.  Всё хорошее ,даже в отрицательном герое.

Черная. Проблема.  Как можно помочь, что сделать, как поступить.

Красная. Эмоции.  Ваши ощущения, чувства. Отношение.

Зеленая. Творчество.  Представь, вообрази и тогда…

Синяя .Философия. Обобщают высказывания каждой группы.

Желаю удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тезисы по ВКР "Сборник заданий по разделу "И в шутку и всерьёз", направленных на развитие навыков выразительного чтения обучающихся на уроках литературного чтения во 2 классе".

Тезисы по выпускной квалификационной работе "Сборник заданий по разделу "И в шутку и всерьёз", направленных на развитие навыков выразительного чтения обучающихся на уроках литерату...

Приёмы композиционного анализа детского рассказа как средства формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе

Актуальность темы, обусловлена тем, что формирование познавательных УУД является неотъемлемой частью образовательного учебного процесса, оно существенно влияет на развитие полноценной личности, чему с...

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе

Приёмы для формирования функциональной грамотностиРабота с текстом во время чтения.Приёмы послетекстовой деятельности...

Сборник упражнений по выразительному чтению при изучении поэзии первой половины 20 века на уроках литературного чтения в начальной школе «Мир красивой речи»

В настоящее время в современном обществе заметно снижение количества читающих и любящих читательскую деятельность людей. Особенно это касается детей, которые практически всё свободное время проводят в...

Методическое пособие "Организация проектной деятельности на уроках литературного чтения в начальной школе"

Данное методическое пособие разработано на основе ФГОС НОО и ФОП НОО. Предназначено для студентов и молодых педагогов, которые осваивают теорию и практику классного руководства....

Методическое пособие "Организация проектной деятельности на уроках литературного чтения в начальной школе"

Данное методическое пособие разработано на основе ФГОС НОО и ФОП НОО. Предназначено для студентов и молодых педагогов, которые осваивают теорию и практику классного руководства....