Приёмы технологии критического мышления на уроках английского языка в колледже.
статья на тему
В статье рассматриваются основне приёмы технологии критического мышления на уроках, особое внимание уделено кластеру как методу стимулирования мыслительной деятельности студентов, который способствует эффективному развитию общих компетенций на уроках английского языка в колледже.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priyomy_tekhnologii_kriticheskogo_myshleniya.docx | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБОУ СПО «Десногорский энергетический колледж»
ПРИЁМЫ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ
Автор работы: Дюбанова Елена Геннадьевна,
преподаватель СОГБОУ СПО
«Десногорский энергетический колледж»
«Важнейшая задача цивилизации
- научить человека мыслить»
Т. Эдисон
В современном обществе все более возрастает роль иностранных языков. Изучение языка происходит наиболее эффективно, когда студенты имеют возможность использовать язык в конкретных целях. Целенаправленная деятельность помогает преодолеть разрыв между «искусственными» условиями обучения и реальным миром.
Знание иностранного языка дает молодежи возможность приобщиться к мировой культуре, использовать в своей деятельности потенциал обширных ресурсов глобальной сети Интернет. В условиях глобализации, когда весь мир рассматривается как «global village», умение слушать, говорить и читать по-английски является необходимым для общения. Предметом особой заботы преподавателя является то, каким образом обучающийся может получить эти знания наиболее эффективно. Процесс формирования языковой коммуникативной и профессионально-коммуникативной компетенции сегодня эффективен путём применения современных педагогических технологий. Обновляются формы работы преподавателя, как вне урока, так и непосредственно на уроке. Создание инновационных условий для организации работы студента на уроке - все это вместе открывает такой спектр учебных действий, обращение к которому значительно видоизменяет лицо учебного процесса.
Современная система образования направлена не только на передачу определённого набора знаний, умений и навыков, но и на интеллектуальное и нравственное развитие личности. Основные цели обучения – формирование креативного и критического мышления, умения оперировать полученной информацией и применять знания на практике в различных ситуациях. Критическое мышление (англ. critical thinking) — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.
Студенты должны быть вовлечены в исследовательские и творческие занятия, чтобы научиться понимать, изобретать, осваивать новое, выражать свои мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Студент должен обладать речевой, языковой, социокультурной компетенциями и научиться использовать их в жизни.
Кроме того, хочется, чтобы процесс обучения был увлекательным как для студента, так и для преподавателя. Приёмы, предлагаемые технологией критического мышления, позволяют сделать работу интересной и творческой, а главное – результативной: возрастает уровень знаний, активность студентов разных уровней. И процесс обучения становится увлекательным и эмоциональным не только для преподавателя, но и для студентов.
В начале, кажется, что критическое мышление предполагает спор, дискуссию, конфликт, т.к. «критическое» ассоциируется с чем-то отвергающим, негативным. Но российские учёные-авторы определяют критическое мышление как разумное рефлексивное мышление. Мышление развивается в проблемной ситуации, когда студент формирует своё представление о том, что происходит с предметом изучения. Критическое мышление – поиск здравого смысла и умение отказаться от собственных предубеждений, можно выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, что очень важно при решении проблем.
Существуют различные приёмы критического мышления такие как, синквейн, «за и против», «преимущества и недостатки», «концептуальная таблица», «сводная таблица», кластеры и др. Цель данной технологии – развитие интеллектуальных способностей студентов, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение применять решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений, сравнивать, работать самостоятельно, в группе, коллективе и др.)
Основными этапами урока с использованием данной методики являются вызов, осмысление и рефлексия. Известно, что любое знание будет лучше и качественнее, если оно будет основано на собственном опыте. Вызвать на поверхность представления или более устойчивые формы знания студента по изученной теме – задача нелегкая, но она многократно упростит ребятам путь к новому знанию. На протяжении нескольких лет в своей практической деятельности я апробирую использую технологию развития критического мышления через чтение и письмо. Структура технологии РКМЧП, разработанная американскими педагогами Дж. Стил, К. Меридитом и Ч. Темплом, стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. Кластер - один из эффективных приёмов, который я применяю на уроке английского языка.
Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Cluster-Method — служит для стимулирования мыслительной деятельности. Спонтанность, освобождённая от какой - либо цензуры. Графический приём систематизации материала. Мысли не громоздятся, а "гроздятся”, т. е. располагаются в определённом порядке. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Технология создания кластера:
- Ключевое слово;
- Запись слов, спонтанно приходящих в голову, записываются вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом.
- Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки.
- Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.
Хотелось бы отметить, что кластеры могут стать ведущим приёмом как на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Кластер – графический прием систематизации материала. Актуальность применения кластеров состоит в том, что в настоящее время идет процесс введения федеральных государственных образовательных стандартов, и важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение студентами конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
В Федеральных государственных образовательных стандартах обозначены несколько групп УУД, в том числе и знаково-символические УУД. Знаково-символические универсальные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний. Обучать таким действиям можно при помощи кластера. Правила очень простые. В центре – наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе. Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.
Создание кластера вносит в учебу элементы игры. Считаю, что на уроках английского языка кластер незаменим при работе с лексикой. Можно использовать при введении нового лексического материала, активизации употребления лексики в речи. Студенты составляют кластеры по различным темам, используют их в презентациях.
Кластер также можно использовать при систематизации материала по словообразованию. Например, предлагается задание: сгруппировать слова в кластере соответственно суффиксу или образовать новые слова.
Этот прием имеет большой потенциал и на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации. Очень важным этапом является презентация новых кластеров. Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздями»
Кластеры по страноведению позволяют систематизировать лексику по теме, служат опорой для составления монологического высказывания по теме. Универсальность кластера заключается в том, что с ним можно работать на интерактивной доске, в форме защиты презентации, в тетради; индивидуально, в парах, в группах.
Данный приём можно использовать на различных этапах урока:
- При повторении в начале урока;
- При введении в новую тему;
- При систематизации, повторении материала;
- При работе с текстом;
- При сборе необходимого языкового материала;
- При осуществлении контроля.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
- Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
- Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
- Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Основными преимуществами кластера является:
- Кластер, созданный студентами, даёт возможность преподавателю отслеживать понимание обучающимися темы.
- Для самих студентов - это возможность обобщить и структурировать предметный материал и увидеть связи между идеями и понятиями.
- Работа с кластером - письменная деятельность. Побуждает писать тех студентов, кто этого не любит.
- В групповой работе кластер служит неким каркасом для идей группы, что даёт возможность студентам приобщиться к ассоциациям и взаимосвязям, которые каждый из них создаёт. Рождается групповой опыт, дающий доступ к дополнительной информации.
Хотелось бы ещё подчеркнуть, что даёт эта технология и преподавателю, и студенту. Студенту предоставляет возможность оценивать, анализировать информацию, что повышает эффективность её восприятия; повышает интерес к изучаемому материалу и к английскому языку в целом: умение мыслить, размышлять; работать в сотрудничестве (в группах, парах); повышает качество образования; развивается способность к индивидуальной самостоятельной деятельности, и самое главное для языка – помогает формировать коммуникативные навыки. Преподавателю эта технология даёт возможность создать комфортную психологическую атмосферу открытости и сотрудничества; активизировать участников; удобно совмещать с другими технологиями; стать практиком, который умеет анализировать свою деятельность; делиться опытом. И самое важное: удовлетворение получает и преподаватель, и студент.
Одним из главных результатов моей деятельности по апробации данной технологии является повышение педагогического мастерства путём освоения современной технологии обучения, которая способствует повышению эффективности обучения, применение имеет чётко заданный результат. Считаю, что с овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление педагога: чёткость, структурность, ясность методического языка, появление обоснованной нормы в методике.
Применяя кластер как эффективный приём критического мышления, я убедилась, что процесс обучения английскому языку можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать инновационные психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.
Список литературы
- Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002. – 176 с.
- Перемена: Программа развития критического мышления через чтение и письмо [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru (дата обращения 25.12.2013 г.)
- Рубан И. М. Технология критического мышления на уроках английского языка [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/110-foreignlang/1786-2012-11-07 14-08-27.html (дата обращения 25.12.2013 г.)
- Сайт для изучения английского языка [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://study english.info/exercises001.php#ixzz2LBNr61Bs (дата обращения 10.01.2014)
- Столбунова С.В. Развитие критического мышления. Апробация технологии.2003[Электронный ресурс] //Режим доступа: http://rus.1september.ru/article.php?ID=20030280 (дата обращения 25.12.2013 г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы обучения чтению на уроках английского языка младших школьников
распространение педагогического опыта на районном методическом объединении учителей иностранного языка...
Методическая разработка для студентов педагогических колледжей и преподавателей английского языка в начальной школе «Физкультминутки на уроках английского языка»
В данной статье рассматриваются виды физминуток, их значение, методические приемы....
Методические рекомендации по проведению практических уроков английского языка в колледже
В методических рекомендациях предлагаются виды упражнений для овладения четырьмя видами речевой деятельности:чтением,аудированием,говорением,письмом....
Мастер класс "Приёмы арт-технологий на уроках английского языка"
В данном мастер классе собраны основые технологии, с помощью которых можно легко и просто изучить основы английского языка....
Использование технологии критического мышления на уроках английского языка при обучении чтению
В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой с...
Развитие критического мышления на уроках английского языка
В условиях современного общества с постоянно нарастающим потоком и повышенной роли информационного пространства изменяются и требования, предъявляемые к специалисту любого звена, это – мобильнос...
Технология развития критического мышления на уроках английского языка.
Технология развития критического мышления на уроках английского языка....