технология критического мышления
методическая разработка по теме
Основное содержание данной технологии, способ ее применения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_kriticheskogo_myshleniya.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в познавательный процесс.
Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру, каждый учение вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.
Основой технологии развития критического мышления являются вопросы.
Используется следующая классификация вопросов:
- простые (требуют знания фактического материала и ориентированы на работу памяти);
- уточняющие (формируют способности выражать свои мысли);
- вопросы-интерпретации (учат детей навыкам осознания причин тех или иных поступков);
- оценочные (вовлекают в работу эмоциональную сторону мышления);
- творческие (направлены на развитие творческого мышления);
- практические (требуют каких-то действий, изменений, приближают знания к практическим умениям).
Основными методическими приемами данной технологии являются:
- кластеры – суть приема состоит в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а вокруг – фиксируются идеи (слова, рисунки) как-то с ними связанные;
- использование знаковой системы при работе с текстом - учащимся предлагается проработать текст, используя определенные условные знаки; ученики читают текст, одновременно делая пометки на полях: «+» - это для меня новое, «-» - это противоречит моим знаниям, «?» - об этом хочу узнать больше; применение этого приема способствует развитию систематичности мышления, развитию умения выделять новое; условные значки помогают детям читать более внимательно, превращают чтение в увлекательное путешествие, становятся помощниками в запоминании материала;
- таблица ЗХУ (знаю – хочу узнать – узнал) – ее цель – развить мыслительные способности учащихся, помочь им выработать собственную позицию по изучаемой теме; с помощью этой таблицы учащиеся собирают воедино имеющиеся у них знания по данной теме, обосновывают и систематизируют поступающие данные;
- сюжетная таблица – читая текст, ребенок делает пометки, создавая скелет текста:
КТО? | ЧТО? | КОГДА? | ГДЕ? | ПОЧЕМУ? |
Эта таблица помогает воссоздать сюжет, при этом учащиеся овладевают сюжетным мышлением;
- толстые и тонкие вопросы – дети должны их уметь различать: «тонкие» вопросы – на которые можно дать однозначный ответ; «толстые» вопросы – на которые следует давать развернутый ответ
«тонкие» вопросы | «толстые» вопросы |
? | ? |
Кто… | Дайте объяснение, почему… |
Что… | Почему вы думаете… |
Когда… | В чем разница… |
- «дерево предсказаний» - этот прием подходит для развития умения аргументировать, обосновывать свои прогнозы; «ствол дерева» - это тема, «веточки» - прогнозы, «листочки» - аргументы.
Помимо метода использования рисунков, схем, в технологии развития критического мышления используется метод групповой работы. И один из применяемых приемов – это мозговая атака. Ее цель состоит в том, чтобы развивать креативность мышления учащихся, их коммуникативные качества.
Мозговая атака используется для создания банка идей, из который можно выбрать лучшую.
Применяется в данной технологии и метод рефлексии. Ведь умело организованной осмысление материала помогает детям лучше усвоить новый материал, приобрести более глубокие и прочные знания.
В методе рефлексии возможны такие приемы:
- «мысли по аналогии» - для оценки понимания изучаемого материала можно задавать «вопросы по аналогии»: На что похоже? С чем можно сравнить? и т.д. Учащиеся, проводя сравнения, «наводят мосты» между тем, что они знали и тем, что узнали;
- «размышление от обратного» - этот способ помогает школьникам понять причины тех или иных явлений, самим увидеть доказательства тех или иных законов.
В рамках технологии развития критического мышления, как правило, урок состоит из следующих этапов:
- 1 этап. Вызов (актуализация субъектного опыта).
- 2 этап. Осмысление.
- 3 этап. «Чтение с пометками».
- 4 этап. Рефлексия.
Критическое мышление способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми; облегчает понимание различных «взглядов на мир»; позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологий критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах.
laquo;Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духов...
Методические приемы использования технологии критического мышления на уроках естественно- научного цикла (математика).
Перед учителем математики встает задача не просто ознакомить ребят с правилами и приемами решения задач, а в первую очередь, научить их ориентироваться в большом объеме информации, находить прич...
Приёмы технологии критического мышления на уроках английского языка в колледже.
В статье рассматриваются основне приёмы технологии критического мышления на уроках, особое внимание уделено кластеру как методу стимулирования мыслительной деятельности студентов, который способ...
Урок русского языка с использованием технологии критического мышления посредством чтения и письма «Словообразование» для обучающихся 1 курса ПОО СПО
Урок русского языка с использованием технологии критического мышления посредством чтения и письма Тема урока: «Словообразование»...
технология критического мышления
Уроки ИЯ способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам. Технология развития критического мышления через чтение и письмо выделяется среди иннов...
Сценарий урока анатомии и физиологии человека с использованием элементов технологии критического мышления и кейс- технологии.
Занятие построено как логически законченный целостный процесс, который начинается с обоснования необходимости...
Современные педагогические технологии в реальной практике учителей. Технология критического мышления в моей практике
Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы....