Рекомендации родителям детей с ОВЗ от учителя-дефектолога
статья
Процесс обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обеспечением тех необходимых условий, которые позволят данной категории детей включиться в полноценный процесс образования. И прежде всего – это создание оптимальных психолого-педагогических условий для усвоения детьми с ОВЗ общеобразовательных программ в соответствии с образовательными стандартами, максимальное сглаживание нарушенных процессов и функций, недостатков эмоционального и личностного развития. А чтобы процесс обучения был успешным необходимо, чтобы дети с ОВЗ хотели учиться, чтобы у них была мотивация к обучению и не пропадала познавательная активность.В этом помогут рекомендации родителям от учителя-дефектолога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рекомендации учителя-дефектолога родителям по развитию детей с ОВЗ | 21.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Советы родителям детей с ОВЗ
от учителя - дефектолога».
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Воспитание ребенка с раннего детства начинается в семье. На примере речи близких формируется и речь самого ребенка. Недостаточное вмешательство в процесс формирования детской речи влечет за собой отставание в развитии. Поэтому так важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал правильную, произносимую в спокойном темпе речь.
Родители должны знать, какое значение имеет речь взрослых для ребенка и как правильно с ним общаться. «Подделка» под детский язык недопустима, так как лишь тормозит развитие речи ребенка.
Необходимо разговаривать со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких, как одевание или раздевание, игра, прогулка, уборка и т. д.
Проговаривайте то, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
Учите вашего ребенка слушать звуки и шумы, которые нас окружают.
Следите, что бы до уха ребенка не долетали искаженные слова (Например: «ваще»- вместо «вообще») и т.д.
Незнакомые, новые или длинные слова необходимо произносить особенно четко. Помогите ребенку обогащать свою речь новыми словами. Выберите пять-шесть слов и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Поддержите ребенка, даже если он произнесет их недостаточно хорошо и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок научился произносить эти слова, введите пять-шесть новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большую часть предметов окружающей жизни.
Занимайтесь каждый день. Если ребенок произносит предложение, содержащее только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «кот», последовательно научите его говорить «большой кот», «Сашин кот», «черный кот» и т. д. Большинство занятий проводите в игровой форме.
Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание. Говорите, используя правильно построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на одно-два слова длиннее, чем у ребенка.
Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из двух слов. Чаще задавайте вопросы, чтобы стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа.
Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность подумать, прежде чем говорить и отвечать на вопросы. Расскажите короткую историю. Затем помогите ребенку ее же рассказать вам или кому-нибудь еще. При затруднениях задавайте ребенку наводящие вопросы.
Ребенок с ОВЗ нуждается в согласованных действиях родителей и специалистов. Наиболее высокие результаты развития и адаптации особого ребенка достигаются при сочетании семейного воспитания и комплексной помощи специалистов. Понаблюдайте за ним. Заведите дневник наблюдения, показывайте его периодически специалистам. Постоянно интересуйтесь в дошкольном учреждении достижениями или проблемами ребенка. Особое внимание следует уделять занятиям по развитию речи, тренировке памяти, выработке произвольного внимания.
В своих занятиях с детьми я советую вам использовать простые вещи, которые есть дома и могут быть многофункциональными. Например, обычная пуговица, которую можно широко использовать в образовательных целях. Важное условие – играть вместе со взрослым (в целях безопасности).
Пуговицы экологичны в работе, не вызывают аллергии, ими нельзя порезаться или уколоться, их легко мыть.
Учитывая огромные развивающие возможности игр с пуговицами, предлагаю следующие дидактические игры:
Игра «Кружочки».
Взрослый предлагает детям разложить пуговицы в нарисованные кружочки по цветам. Ребёнка просят назвать цвет выбранной пуговицы.
Игра «Пошли пальчики гулять».
Пуговицы расположить в крышке коробки в виде тропинки. Для малышей дорожки из пуговиц лучше зафиксировать с помощью клея. Взрослый показывает детям, как пальчики рук умеют ходить и прыгать. Малыш повторяет движения, затем «проходит» дорожку самостоятельно.
Игра «Воздушные шары».
Взрослый предлагает ребенку превратить пуговицы в воздушные шарики. Ребёнок должен прикрепить «шар», соответствующий цвету нитки.
С помощью этой игры можно отрабатывать предлоги «над», «под», «между», «около»; формы сравнения больше-меньше, понятия «много-мало», слова признаки.
Игра «Варенье для друзей».
Рассматриваем пуговицы, представляем каким фруктом или ягодой может быть красная пуговица, желтая, зелёная, оранжевая, фиолетовая. Затем складываем их по одной в баночку и просим ребёнка проговаривать, какое варенье получится из каждого названного фрукта или ягоды (например, из клубники – клубничное, из сливы – сливовое и т.д.)
Игра «Гусеница».
Из плотной ткани вырезать разноцветные круги. Один из них сделать головой гусеницы. Остальные круги – туловище. Предлагаем ребенку «вырастить» гусеницу. Для развития логического мышления составлять туловище по заданному правилу, чередуя определённые цвета.
Игра «Клеточки».
Взрослый берет одну карточку, выкладывает 2-3 пуговицы в ячейки и просит ребенка запомнить их расположение. Затем накрывает свою карточку бумагой. Малыш раскладывает пуговицы таким же образом по памяти, но только в своей карточке.
Игра «Путешествие пуговки».
Нарисовать ломаную линию, по ней передвигать пуговицу, при этом можно пропевать гласные звуки, при этом дифференцировать изменения силы голоса: пуговка поднимается вверх - поем громче, пуговка опускается вниз - поем тише.
Игра «Космический корабль».
Вырезать из картона «летающую тарелку » и пришить к ней лёгкие пуговицы на длинных нитках. Использование этой игры нацелено на развитие направленной воздушной струи: выдыхать воздух не надувая щёки, губы трубочкой.
Игра «Умелые пальчики».
Ребёнку предлагается с помощью двух одноимённых пальцев обеих рук переложить пуговицы из коробки на стол, при этом в процессе должны участвовать все пары пальцев по очереди.
Игра «Пуговичная шкатулка».
Взрослый просит ребёнка назвать несколько слов, объединённых одним обобщающим понятием. Например, назвать овощи(фрукты). Каждая пуговица, брошенная в ёмкость – это одно слово. Чем больше овощей(фруктов) назовёт ребёнок, тем полнее будет шкатулка.
Игра «Коллекция».
Назвать цвета, сосчитать количество пуговиц каждого цвета, сравнить. Угадать пуговицу по описанию (в первом ряду, из пластмассы, среднего размера, красная, без узора). Описать пуговицу, которая находится в правом верхнем углу, слева от синей пуговицы, между желтой и белой и т.д.
Чаще хвалите и поддерживайте ребенка и результаты не заставят себя ждать.
«Рекомендации учителя — дефектолога для родителей»
Что же может сделать родитель, чтобы ситуация начала меняться:
1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких, как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т. д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
2. Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонацией.
3. Говорите, используя правильно построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на одно-два слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из двух слов.
4. Задавайте открытые вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте: «Что мальчик делает?» вместо «Мальчик играет?». Если ребенок затрудняется в ответе, задавая вопрос, используйте слово «или». Например: «Мальчик прыгает или бегает?».
5. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность подумать, прежде чем говорить и отвечать на вопросы.
6. Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. Скажите ребенку: «Послушай, как лает собака, а вот шумит ветер» и т. д. А потом спросите: «Что это?». Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка и т. д.
7. Расскажите короткую историю. Затем помогите ребенку ее же рассказать вам или кому-нибудь еще. При затруднениях задавайте ребенку наводящие вопросы.
8. Если ребенок употребляет всего лишь несколько слов, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите пять-шесть слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите пять-шесть новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большую часть предметов окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
9. Если ребенок произносит предложение, содержащее только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т. д.
10. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание. Не забывайте – лучше учить ребенка, играя с ним.
11. Ребенок с нарушенным развитием нуждается в согласованных действиях родителей и специалистов. Наиболее высокие результаты развития и адаптации особого ребенка достигаются при сочетании семейного воспитания и комплексной помощи специалистов. Отсутствие одного из этих факторов значительно сужает перспективы развития ребенка.
13. Научитесь терпению, понимая, что ваш ребенок особенный, обычные методы воспитания с понуканием, принуждением и нотациями вам точно не подойдут.
14. Переключитесь на ребенка. Понаблюдайте за ним. Заведите дневник наблюдения, показывайте его периодически специалистам. Постоянно интересуйтесь в школе достижениями или проблемами ребенка.
16. Старайтесь самостоятельно работать с ребенком по советам специалистов. Перестаньте его опекать, давайте самостоятельность, но под контролем, так как полная свобода действий тоже не решит проблему.
17. Выполняйте с ребенком домашнее задание. Для этого нелишне будет напомнить, что сосредоточенность на материале на первых порах будет от 8 до 15 минут, после этого надо дать ребенку другой вид умственной деятельности, а через 30–40 минут сделать перерыв и позаниматься физическими упражнениями, прогуляться на свежем воздухе. Особое внимание следует уделять занятиям по развитию речи, тренировке памяти, внимания.
19. Постоянно общайтесь, разговаривайте с ребенком, давайте возможность отвечать на простые вопросы, которые требуют размышления, вдумчивости. Вопросы не надо специально придумывать, это может быть рассказ о том, что делали в школе, что ему понравилось, какой урок он больше всего запомнил, что задали на дом и тому подобное.
СДЕЛАЙТЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРУШКИ СВОИМИ РУКАМИ.
Не спешите выбрасывать пустые банки, коробки, пакеты из-под соков, флаконы. Они отлично подойдут для изготовления развивающих пособий для вашего ребенка. Вот несколько советов о том, как превратить ненужные вещи в развивающие игрушки и дидактические игр.
"Волшебный мешочек". С помощью такого мешочка вы научите ребенка узнавать предметы на ощупь. Лучше сшить его из цветной ткани.
Тряпичные мешочки (мячики) с крупяным наполнителем (горох, фасоль, бобы). Используйте прочный материал, чтобы он не порвался. Ощупывая мешочки, малыш развивает тактильную чувствительность.
Аудиозаписи звуков окружающей среды. Запишите на диск различные бытовые шумы и звуки: звонок телефона, шум льющейся воды, гудок машины. Слушая их, малыш будет запоминать звуки.
Кусочки различных тканей, предметы и материалы с разными поверхностями (гладкими, шершавыми) развивают тактильную чувствительность,а так же кубики, оклеенные разными материалами (фольгой, наждачной бумагой, мехом).
"Пальчиковый" бассейн - пластиковая миска с различными крупами (горох, фасоль). Ребенок может перебирать крупу, искать спрятанные в миске предметы.
Яркий пластиковый поднос и манка. Ребенок может рисовать пальчиком по крупе, проводить линии, писать буквы и цифры.
"Шершавые" геометрические фигуры. Вырезанные из наждачной бумаги и наклеенные на картон, такие фигуры помогут малышу запомнить их, "опираясь" на тактильную память.
Деревянная доска для рисования и мелки. Учите ребенка проводить короткие и длинные, вертикальные и горизонтальные прямые линии, буквы, цыфры; проговаривайте: "Это дождь идет. Кап-кап. Это заборчик. А вот и дорожка. "
«УПРАЖНЕНИЯ С КАРАНДАШАМИ»
Для выполнения упражнений использовать не заточенные карандаши (круглые или с гранями) или палочки. Упражнения выполнять двумя руками по очереди или вместе.
Вот несколько упражнений:
• прокатывание карандаша между ладонями;
• растирать центр ладони концом карандаша;
• упираясь концами карандаша в центр ладоней перемещать руки вверх, вниз, по кругу и т. д., стараясь не уронить карандаш;
• удерживать палочку концами пальцев двух рук на весу поочередно (сначала указательным, затем средним пальцем и т. д.);
• «пропеллер» – вращать карандаш между пальцами;
• слегка держать карандаш между пальцами, чтобы он медленно сполз вниз;
• прокатывание карандашей по столу: сначала одной рукой, затем другой, затем двумя вместе;
• «пальчики шагают» – зажать карандаш между указательным и средним пальцем и делать пальчиками «шаги» по столу, не роняя карандаш.
«УПРАЖНЕНИЯ С ШАРИКАМИ, ГРЕЦКИМИ ОРЕХАМИ»
• Зажать шарик в правой (левой) руке, затем в двух руках и поворачивать в разных направлениях кисти рук.
• Зажать шарик между ладонями: сильно сдавливать шарик, затем расслаблять руки, не выпуская шарика.
• Взять шарик большим и указательным пальцами и сильно сжать его. Аналогично сжимать шар между другими пальцами.
• С силой сжимать в руке шар, который располагается в середине ладони.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нормативно-правовые основы деятельности учителя-дефектолога и социального педагога
О нормативно-правовых основах деятельности учителя-дефектолога и социального педагога...
Рекомендации родителям "Дети и Интернет. Безопасная работа детей в Интернете"
Безопасность работы детей в сети ИнтернетКомплект методических материалов для обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети Интернет:- Методические рекомендации по огра...
Перспективный годовой план работы учителя-дефектолога
Годовой план работы учителя-дефектолога по направлениям ( диагностическое, организационно-методическое, коррекционно-развивающее, консультативно-просветительское)...
Рекомендации родителям детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Рекомендации родителям детей с задержкой психического развития, имеющих особые образовательные потребности, обучающиеся по программам 7.1, 7.2....
Памятки учителя-дефектолога для родителей
Памятки учителя-дефектолога для родителей...
Индивидуальный план саморазвития на межаттестационный период учителя-дефектолога ГБОУ «Уруссинская школа-интернат для детей с ОВЗ» Гильмановой Гульназ Наилевны на 2022 – 2026 г.г
Новые социально – экономические условия, складывающиеся в России, вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы при решении новых за...
Рекомендации учителя-дефектолога учителю
Рекомендации учителя-дефектолога учителю...