Буклет "Игровые упражнения для развития речи детей 5-7 лет с ОВЗ"
методическая разработка

Морозкова Лариса Геннадьевна

Буклет "Игровые упражнения для развития речи детей 5-7 лет с ОВЗ". Будет полезен воспитателям, логопедм и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Буклет "Игровые упражнения"101.1 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С ОВЗ

Как развить речь ребенка, научить его правильно говорить и четко выражать свои мысли?

Эту информацию рекомендуем логопедам, педагогам дошкольного образования, родителям, а также бабушкам и дедушкам. В ней содержится практический материал, необходимый для развития речи детей, предупреждения и устранения ее недостатков, подготовке к обучению в школе.

Предложенные игровые упражнения для детей 5–7 лет с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) способствуют обогащению словарного запаса, развитию речи, координации движений и общей моторики, усвоению лексико-грамматических категорий, расширению кругозора и представлений, формированию интеллектуальных способностей и мыслительных операций, навыков словообразования и словоизменения.

Игровые упражнения распределены по лексическим темам: «Дом», «Семья», «Транспорт», «Профессии», «Дикие животные», «Продукты питания», «Посуда».

Играя с ребенком, объясните каждое задание, помогите в его выполнении, если это необходимо. Обучение в игровой форме тренирует внимание, повышает его устойчивость, развивает память, логику и сообразительность. В процессе игры дети осваивают важнейшие понятия и закономерности окружающего мира, получают новую информацию о привычных явлениях и предметах.

Игровые упражнения по теме «Дом»

«Какие бывают дома?»

Дом из дерева (какой?) —… (деревянный).

Дом из бревен (какой?) —… (бревенчатый).

Дом из соломы (какой?) —… (соломенный).

Дом из бамбука (какой?) —… (бамбуковый).

Дом в деревне (какой?) —… (деревенский).

Дом, в котором много этажей (какой?) —… (многоэтажный).

«Кто строит дом?»

Кто делает стены из кирпича? (Каменщик.)

Кто управляет краном? (Крановщик.)

Кто делает рамы и подоконники? (Столяр.)

«Части дома»

Глаза стеклянные, веки деревянные. (Окна.)

Одной ручкой всех встречает, другой ручкой провожает. (Дверь.)

Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок.)

Хвост во дворе,
Нос в конуре.
Кто хвост повернет,
Тот в дом войдет.

(Ключ.)
Что за кнопочка? Нажал,
У порога подождал,
И тебе открыли дверь:
Заходи, ты гость теперь

(Звонок.)

Теперь у домов есть разные шапки,
А раньше был тес и соломы охапки,
Дома свои шапки носили.
Про моду такую давно уж забыли.
Сейчас подавай им убор супермодный,
Надежный, красивый, удобный, свободный.

(Крыша.)
По нему идут, он и там и тут,
Он есть в твоем доме,
В бане есть и в школе.
И запомнить так легко:
Он всегда под потолком!

(Пол.)

«Какая квартира?»

В квартире одна комната (квартира какая?) —… (однокомнатная).

В квартире две комнаты (квартира какая?) —… (двухкомнатная).

«Части квартиры»

Что такое балкон?

Что такое спальня?

Что такое кладовка?

«Кто где живет?»

Коровы живут (где?) —… (в коровнике).

Телята живут (где?) —… (в телятнике).

Лошади живут (где?) —… (в конюшне).

Свиньи живут (где?) —… (в свинарнике).

«Построим дом»

Молоточком я стучу,

Дети стучат кулаком о кулак.
Дом построить я хочу.

Складывают руки над головой «домиком».
Вот такой высокий дом,

Тянут руки вверх.
Будем жить все вместе в нем.

Хлопают в ладоши.
Ох-ох! Что за гром?!

Держатся руками за голову и мотают ею из стороны в сторону.
Муха строит новый дом,

Складывают руки над головой «домиком».
Молоточек, стук-стук,

Стучат кулаком о кулак.
Помогать идет петух.

Идут, высоко под

Игровые упражнения по теме «Семья»

«Расскажи о своей семье»

Семья – группа близких родственников, живущих вместе. Как зовут твою маму? Назови ее имя и отчество. Кем и где работает твоя мама? Что она делает на работе? Как зовут твоего папу? Назови его имя и отчество. Кем и где работает твой папа? Что он делает на работе? Есть ли у тебя братья и сестры? Как их зовут? Они старше или младше тебя? Кто еще живет вместе с вами? Есть ли у вас домашние животные? Расскажи о них.

«Мои родственники»

Мама (какая?) —… (родная, любимая, дорогая, красивая, добрая, вежливая, трудолюбивая, аккуратная, заботливая, внимательная, великодушная, крестная, веселая, активная, ласковая, нежная, бодрая, блистательная, авторитетная, беспокойная, балующая, бесценная, бесподобная, бескорыстная…).

Папа (какой?) —… (родной, любимый, дорогой, сильный, спортивный, добрый, чуткий, любящий, надежный, славный, трудолюбивый, заботливый, работящий, веселый, внимательный, крестный…).

Бабушка (какая?) —… (добрая, близкая, любимая, заботливая, веселая, внимательная, любящая, добродушная, аккуратная, понимающая, седая, важная, старенькая…).

Дедушка (какой?) —… (добрый, любимый, старенький, любящий, родной, заботливый, внимательный, добродушный, сильный, трудолюбивый, работящий, уважаемый, мудрый, седой…).

«Скажи по-другому»

Мама —… (мамочка, матушка, маменька, мамуля, мамулечка, мамуленька, мамуся, мамульчик, мамушечка, мамка, мать, матерь, маманя, мамаша…).

Папа —… (папочка, папенька, папуля, папулечка, папульчик, папаня, папаша, папка…).

Сын —… (сынок, сынишка, сыночек, сынуля…).

Дочь —… (дочка, доченька, дочечка, дочурка…).

Бабушка —… (бабуля, бабулечка, бабульчик, бабушенька, баба, бабонька, бабуся, бабулька, бабка…).

Дедушка —… (дедуля, дедуня, дедулъчик, дедулечка, дедуленька, дедок, дедочек, деда, дед…).

«Один – много»

Мама —… (мамы). 

Папа —… (папы).

Дедушка —… (дедушки).

Бабушка —… (бабушки).

Внук —… (внуки).

«Скажи ласково»

Маша —… (Машенька, Машуля, Манечка, Марусенька, Марьюшка).

Даша —… (Дашенька, Дарьюшка, Дашуля, Дашуленька).

Настя —… (Настенька, Настасьюшка, Настюля, Настюленька).

Катя —… (Катенька, Катюша, Катюшенька, Катеринка).

Ира —… (Ирочка, Иринка, Ириночка, Иринушка, Иришечка).

Саша —… (Сашенька, Сашок, Сашочек, Сашульчик, Санек, Санечка, Шурик).

Коля —… (Коленька, Колюшка, Колюнчик, Николаша, Николайчик, Николаюшка).

Паша —… (Пашенька, Павлуша, Павлушенька, Павлик).

Вася —… (Васенька, Васюша, Васильюшка, Василек, Василечек).

«Имя взрослого»

Таня – (Татьяна).

Оля – (Ольга).

Лена – (Елена).

Катя – (Екатерина).

Маша – (Мария).

Витя – (Виктор, Викторович).

Саша – (Александр, Александрович).

Ваня – (Иван, Иванович).

Дима – (Дмитрий, Дмитриевич).

Миша – (Михаил, Михайлович).

Петя – (Петр, Петрович).

МАДОУ № 2 «Родничок» - филиал ДОУ № 20 «Зоренька»

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С ОВЗ

(часть 1)

Подготовила:

учитель-логопед Морозкова Л.Г.

г.Серов. 2023


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития речи детей с тяжелыми нарушениями зрения. (из опыта работы учителя-логопеда).

Слепой человек неизмеримо много обязан речи. Без умения говорить или понимать язык, он столкнулся бы с непреодолимыми трудностями: контакты с общественной средой, накопление знаний, становление ...

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНУ ПО МЕТОДИКЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Настоящее учебно-методическое пособие позволит студентам по специальности 44.02.01 Дошкольное образование систематизировать знания в области методики развития речи детей дошкольного возраста.Структура...

Беседа за круглым столом (для воспитателей) по теме: «Совершенствование работы по развитию речи детей в дошкольном учреждении».

Работа педагога дошкольного учреждения по развитию речи детей дошкольного возраста. Основные задачи развития речи. Речь педагога как образец для подражания детям. Требования к речи воспитателя. Виды з...

Методическая разработка внеучебного мероприятия по МДК 03.02.01 Теория и методика развития речи детей специальность 44.02.01 Дошкольное образование Конкурс проектов «Актуальные вопросы развития речи дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Основная цель данного мероприятия - совершенствование компетентности обучающихся по актуальным вопросам развитии речи дошкольников в проектной деятельности....

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшем дошкольном возрасте для детей с ОНР по теме: "Развитие речи детей по средством театрализованной деятельности". "Шёл солдат на побывку..."

Конспект открытого логопедического занятия  по развитию  речи в конце учебного года в форме театрализации с элементами интерактива (для гостей)   «Шёл солдат на поб...

Введение в теоретические основы и методику развития речи детей (сборник практических занятий по ТОиМРР у детей)

Предложен комплекс теоретических и практических заданий для практических занятий и самостоятельной работы студентов с целью освоения МДК 02.05. Теоретические основы и методика развития речи у детей. В...