Развитие личности в образовательном процессе
статья
Развитие личности в образовательном процессе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие личности в образовательном процессе | 20.66 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В ПРОФЕССИИ «ПОВАР КОНДИТЕР»
Автор | Зеленская Александра Владимировна |
Научные руководители | Лелявина Светлана Петровна Светличная Алена Сергеевна |
ГБОУ СПО ЛНР «Луганский колледж технологий торговых процессов и кулинарного мастерства» «Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность» (Бернард Шоу). |
В каждой сфере деятельности человека необходимо творчество. Благодаря ему, осуществляется прогрессивное движение общества, меняется образ жизни и мышления людей, познается неизвестное, усовершенствуется и преобразуется известное.
Творчество – это человеческая деятельность, которая создает новые материальные и духовные ценности. Основной критерий является – уникальность его результата. В процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности.
Повар – это в первую очередь создатель кулинарного «искусства». Создатель не просто вкусного и съедобного, но и прекрасного, привлекательного.
Повар – это изобретатель, который всю жизнь находится в поиске для того чтобы творить.
Чтобы стать поваром необходимо иметь хороший вкус, творческую натуру.
Важным средством развития творческих способностей является приобщение обучающихся к свободной импровизации, умению находить в обычных блюдах новые технологии. Для того чтобы практические занятия были творческими, необходимо создавать атмосферу сотрудничества и взаимопонимания. Никакая идея, даже самая плохая, не должна критиковаться. Сформировать и развивать эти умения, заинтересовать, сделать так, чтобы обучающимся нравилось то, что они делают: только тогда они с удовольствием будут ходить на занятия учебной практики и с радостью выполнять поставленную производственную задачу.
Развитие творческих способностей – неотъемлемая задача при подготовке поваров. Поварское и кулинарное искусство требует развитого эстетического чувства и художественного вкуса. Для декоративно-художественного оформления таких кондитерских изделий, как торты, пирожные, а также холодные и горячие закуски, десерты необходимы определенные знания и практические умения в области изобразительной грамоты. Навыки грамотного рисования нужны повару и кондитеру для решения творческих задач в его производственной деятельности. Этими задачами являются художественное мышление и образное представление.
Художественная деятельность совершенствует органы чувств и особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления, умении наблюдать, анализировать, запоминать; воспитывает волевые качества, художественный вкус, воображение; знакомит с особенностями художественного языка, развивает эстетическое чувство необходимое для более разностороннего понимания будущей профессии и реализации собственного личностного потенциала. Эта способность связана с умением изображать. Средства композиции и рисунка позволяют сочинить самые невероятные и фантастические образы. Гибкость способов и форм выражения и сочинения видимых объектов делает кулинарное творчество основой развития творческого воображения и фантазии, необходимым будущим поварам и кондитерам.
Повар должен хорошо разбираться во многих вещах и быть творческим человеком. Надо знать, какие продукты сочетаются, а какие – нет. Надо помнить технологию их приготовления, соблюдать технику безопасности при работе. А еще надо уметь красиво подать блюдо, ведь пища должна быть не только вкусной и полезной, но и эстетичной. Поэтому повар должен обладать хорошим художественным вкусом и быть по-настоящему творческим человеком.
Кулинарное творчество справедливо рассматривается в наше время как мощное движение в области искусства, как процесс создания условий для мотивационного выбора личностью предметной деятельности.
Важным средством развития творческих способностей, обучающихся является приобщение их к свободной импровизации, умению находить в обычных блюдах и кондитерских изделиях новые аналогии. Чтобы занятия практического обучения были творческими, следует создать атмосферу доброжелательности и взаимопонимания. Для развития творческого роста необходима некоторая база знаний: умение анализировать, комбинировать, находить в предмете или объекте несвойственные ему признаки, а также выделять аналогичные в других объектах или предметах. Сформировать и развивать эти умения, заинтересовать, сделать так, чтобы обучающимся нравилось то, что они делают.
Основная цель практического обучения – подготовка квалифицированного работника, соответствующего уровня и профиля, ответственного, свободно владеющего своей профессией, готового к эффективной работе по специальности и к постоянному профессиональному росту.
Практическое обучение открывает наибольшие возможности развития у обучающихся творческого подхода к делу. На занятиях производственного обучения обеспечивается формирование творческих качеств личности у всех обучающихся.
В нашем учебном заведении ставятся следующие задачи:
– развитие творческой активности и самостоятельности на занятиях учебной и производственной практики;
– разработка и внедрение новейших технологий приготовления новых блюд, используя творческий потенциал, профессионализм, компетентность, мастерство и оригинальность;
– создание условий для самоопределения, реализации и саморазвития обучающихся;
– содействие развитию интеллектуально-творческого потенциала обучающихся;
– повышение интереса к своей будущей профессии, и её социальной значимости;
– выявление и поддержание одаренных, целеустремленных и талантливых обучающихся.
Все начинается с любви и огромного интереса к профессии, творчеству и познанию нового. Обучающийся на первом курсе на занятиях производственного обучения знакомится с профессией и показывает своё желание получить новые знания. С каждым новым годом обучения он самоутверждается в профессии за счет приобретенной практики, достигнутых успехов в профессии и огромного желания постигать новое.
Для развития творческих качеств, а также интереса к занятиям практического обучения в колледже проходят большое количество нестандартных занятий: уроки-соревнования, уроки-взаимообучения, уроки-творческие отчеты (так проводятся контрольно-проверочные работы), уроки-конкурсы, уроки с использованием решения производственных задач, уроки-проекты (исследовательские).
На занятиях по профессиональному мастерству применяют различный раздаточный материал, наглядные пособия, проводятся занятия с элементами деловой игры. В качестве самостоятельных заданий выполняются электронные презентации, исследовательская деятельность для разработки и художественного оформления новых блюд в свете новейших современных техологий.
Любому творческому проекту дается анализ, по каждому виду блюд и кондитерских изделий. На занятиях производственного обучения обучающиеся учатся давать органолептическую оценку качества приготовленным блюдам и изделиям, находить недостатки приготовленных блюд и методы их устранения, проводить аналогию, сравнивать, давать объективную оценку и уметь презентовать свое блюдо
Используемые современные технологии по профессиональному мастерству, усваиваются знания обучающихся и создаются оптимальные условия для развития художественного, профессионального потенциал и творческих способностей.
Большим потенциалом обладает наставническая деятельность, которая направлена, прежде всего, на развитие профессиональных и личностных качеств, а также на реализацию склонностей и интересов обучающихся, их готовность к самосовершенствованию, а значит и художественному творчеству.
Также в колледже работают кружки проходят: «Формула успеха», «Дона Маргарита» «Мастер шеф», «Поварешка» мастер-классы, семинары-практикумы и т.д.
Так, например, были проведены:
– мастер-класс «Black star – современное направление оформления бургеров» ;
– мастер класс «Приготовление суфле из курицы по соусом Дадзыки и творожным кремом»;
– мастер класс « Приготовление салата Нисуаз с печенью трески»;
– мастер класс « Фьюжн. Смешение вкусов Американской и Европейской кухонь».
В нашем колледже обучающиеся и мастера производственного обучения участвуют во всех внутриколледжных, республиканских мероприятиях, посвященных, знаменательным датам и праздникам: «Всероссийский день повара», «Масленица», «День хлеба», выставках кулинарных изделий, в конкурсе-наставничества Всероссийского марафона эффективных региональных практик организации наставничества педагогических работников образовательных организаций по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования по направлению «Профессионал-профессионалу».
Вся работа на практических занятиях проводится с целью стимулирования творческой и проектной деятельности с повышением художественно- творческого потенциала.
Развитие творческой личности всегда вызывала интерес и притягивала умы ученых, философов и конечно педагогов и мастеров производственного обучения. Сегодня это проблема особенно актуальна, когда профессиональное образование находится в напряженном процессе реформирования. Согласно новым ФГОС профессиональное образование на базе колледжа призвано обеспечивать условия успешной социализации подростков в процессе обучения, которые, в свою очередь, должны понимать сущность и социальную значимость своей профессии.
В трудовой деятельности развиваются все стороны индивидуальности обучающихся. Ведь работа должна быть выполнена не только грамотно и аккуратно, но и оригинально, эстетично, в ней должен прослеживаться характер её рукотворца. В ходе работы развивается воображение, происходит более глубокое познание действительности. Формируются эмоционально – волевые и морально - эстетические и профессиональные качества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие личности преподавателя в процессе его профессионального становления
Статья посвещена необходимости личностного развития преподавателя в течении профессиональной деятельности...
ВОСПИТАНИЕ КАК ПРОЦЕСС ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
В статье воспитание определяется как специально организованное педагогическое воздействие на развивающуюся личность с целью формирования у нее определяемых обществом социальных свойств и качеств....
Творческое развитие личности в процессе обучения в учреждениях среднего профессионального образования
Основная задача педагога в обучении английскому языку заключается в стимулировании творческого потенциала учащихся наряду с развитием навыков владения определенными языковым...
Внеурочная деятельность – неотъемлемая часть образовательного процесса, направленная на воспитание и социализацию личности.
«Все современные компании конкурируют на основе знаний, но знания недолговечны. К ним нужно относиться как к молоку, ставить дату выпуска.Если их вовремя не использовать, они скиснут и станут бесполез...
Развитие личности. Ребенок как объект и субъект педагогического процесса
В данном методическом пособии представлен материал по теме: «Развитие личности. Ребенок как объект и субъект педагогического процесса», в котором представлен лекционный курс, разработаны практические ...
Мастер-класс "Развитие личности студентов в процессе совершенствования коммуникативных навыков"
Представлен опыт работы с обучающимися колледжа по заявленной теме....
Развитие творческого потенциала и самореализация личности студентов в процессе прохождения практики по внеучебной воспитательной работе
Статья раскрывает характер деятельности студентов в период прохождения практики. Четко прослеживается взаимосвязь активной творческой деятельности студентов во время практики и развитие их творческого...