Внеурочная деятельность – неотъемлемая часть образовательного процесса, направленная на воспитание и социализацию личности.
статья на тему
«Все современные компании конкурируют на основе знаний, но знания недолговечны. К ним нужно относиться как к молоку, ставить дату выпуска.
Если их вовремя не использовать, они скиснут и станут бесполезными.
Необходимо постоянное совершенствование, как революционного, так и эволюционного характера».
К.Нордстрем, проф. Института международного бизнеса в Стокгольме
Внеурочная деятельность является одним из важных факторов учебно-воспитательного процесса. Она направлена на достижение двух главных целей: успешной социализации обучающихся в современных условиях и саморазвития человека как субъекта деятельности и как личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Уласик Марина Геннадьевна
Краева Лариса Александровна
Преподаватели спецдисциплин
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Смоленский автотранспортный колледж имени Е.Г.Трубицына»
Внеурочная деятельность – неотъемлемая часть образовательного процесса, направленная на воспитание и социализацию личности.
«Все современные компании конкурируют на основе знаний, но знания недолговечны. К ним нужно относиться как к молоку, ставить дату выпуска. Если их вовремя не использовать, они скиснут и станут бесполезными.
Необходимо постоянное совершенствование, как революционного, так и эволюционного характера».
К.Нордстрем, проф. Института международного бизнеса в Стокгольме
Внеурочная деятельность является одним из важных факторов учебно-воспитательного процесса. Она направлена на достижение двух главных целей: успешной социализации обучающихся в современных условиях и саморазвития человека как субъекта деятельности и как личности.
Отсутствие времени и возможностей на индивидуальные занятия с каждым обучающимся с учётом его интересов и способностей может привести к потере интереса к обучению. Восполнить этот пробел позволяет внеурочная деятельность.
В.А. Сухомлинский о значении внеурочной деятельности писал: «Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию, и по форме уроки... Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учеников вне уроков».
К организации внеурочной деятельности предъявляется целый ряд требований:
- данная деятельность, углубляя и расширяя знания обучающихся, не должна отвлекать их от освоения учебной программы;
- содержание внеурочной деятельности и формы её организации должны быть интересны обучающимся;
- изучаемый материал должен быть доступен обучающимся, соответствовать уровню развития, возрасту;
- необходимо сочетать принцип добровольности работы с принципом обязательности её выполнения.
В статье С.Г. Ковалевой и О.М. Ивановой «Внеклассная работа – как средство повышения компетентности учащихся» дано очень полное определение: «Под внеклассной работой понимаются необязательные, добровольные, специально организованные занятия вне урока, цель которых – способствовать развитию познавательных интересов, творческих способностей, углублению и расширению их знаний…».
В помощь для составления программ внеурочной деятельности Центром теории воспитания ИТИП РАО был разработан методический конструктор (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов), благодаря которому преподаватели могут самостоятельно разрабатывать образовательные программы с учетом имеющихся ресурсов, ожидаемых результатов и специфики образовательного учреждения.
В данном конструкторе выделяется несколько видов внеурочной деятельности:
- игровая (предполагающая такие образовательные формы как ролевая, деловая или социально-моделирующая игра);
- познавательная (викторины, исследовательские проекты, олимпиады, конференции);
- проблемно-ценностное общение (этическая беседа, диспут, дискуссия).
В Смоленском автотранспортном колледже имени Е.Г. Трубицына студенты обучаются по нескольким специальностям:
23.02.03. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
23.02.04. Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)
43.02.06. Сервис на транспорте (по видам транспорта).
В рамках организации внеурочной деятельности комиссия экономики и перевозок проводит различные мероприятия:
- предметные недели;
- творческие проекты;
- викторины, конкурсы и олимпиады по предметам;
- научно-практические и учебно-исследовательские конференции.
Конференция – форма организации учебно-исследовательской деятельности, при которой обучающиеся представляют и обсуждают свои работы.
Она характеризуется следующими функциями:
- расширение и углубление знаний по изученным вопросам;
- умение работать с источниками информации;
- выступление с докладом, сообщением;
- выполнение презентации;
- воспитание интереса к самостоятельной работе с различными источниками информации.
Как правило, заранее в информационном письме либо стендовом объявлении сообщается о теме, времени и месте проведения конференции. Определяется перечень тем выступлений. Участники заранее готовят тексты, фильмы или презентации, иллюстрирующие выступления.
Хорошей традицией стало ежегодное проведение в колледже ко Дню работников автомобильного транспорта на базе комиссии экономики и перевозок проводится учебно-исследовательская конференция на тему «Автомобильная отрасль: проблемы и перспективы».
Работа конференции организована по секциям, например:
- Развитие транспортной инфраструктуры в современных условиях;
- Роль личности в развитии автомобилестроения;
- Роль автотранспортной отрасли в истории и экономике страны
- Наука, экология и безопасность на транспорте;
- Приобретение профессиональных компетенций у социального партнера учебного заведения.
В конференции принимают участие обучающиеся всех специальностей и курсов.
С 2015 года конференция приобрела статус городской. В ней приняли участие и другие колледжи Смоленска.
Образовательное значение конференции состоит в том, что в процессе подготовки к ней обучающиеся приобретают навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, учатся применять полученные знания для решения конкретных задач, то есть в целом повышают свою компетентность.
Компетентность является одним из уровней образованности, включающая следующие компоненты:
- мобильность знаний, т.е. постоянное обновление знаний для успешного решения задач в данное время и в данных условиях;
- гибкость метода, т.е. применение того или иного метода в зависимости от условий;
- критичность мышления, т.е. проявление творческого нестандартного мышления.
Накопленный нами опыт работы позволяет сделать вывод об эффективной реализации данных компонентов именно в рамках внеурочной деятельности. В современных условиях образования необходимо в полной мере использовать все возможности этого вида деятельности, которые открываются перед преподавателями и обучающимися.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Внеурочная деятельность составляющая воспитательно – образовательного процесса в школе – интернате для детей с ТМНР». (из опыта работы)
Внеурочная деятельность детей с ТМНР....
Программа воспитания и социализации личности обучающихся
проведение внеклассных часов...
Программа «Воспитание и социализация личности обучающихся»
Программа«Воспитание и социализация личности обучающихся»...
Антипенков А.В. Программа воспитания и социализации личности обучающихся_
Программа «Воспитание и социализация личности обучающихся» призвана формировать общую культуру личности обучающихся, их успешную социализацию в обществе и адаптацию на рынке труда, воспита...
Программа «Воспитание и социализация личности обучающихся» для специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование»
Основные изменения в современном образовании связаны с введением Федеральных государственных образовательных стандартов, что, очевидно, оказывает существенное влияние на совокупность взаимоотношений, ...
Программа «Воспитание и социализация личности обучающихся»
Программа «Воспитание и социализация личности обучающихся» призвана формировать общую культуры личности обучающихся, их успешную социализацию в обществе и адаптацию на рынке труда, воспита...