Мастер-класс "Развитие личности студентов в процессе совершенствования коммуникативных навыков"
статья
Представлен опыт работы с обучающимися колледжа по заявленной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_lichnosti_studentov_v_protsesse_sovershenstvovaniya_kommunikativnyh_navykov.docx | 29.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЫСЕЛКОВСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «КРОПОТКИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» МИНИСТЕРСТВА ЗДАВООХРАНЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Специальность 34.02.01 Сестринское дело
Сообщение
«Развитие личности студентов в процессе совершенствования коммуникативных навыков» (из опыта работы)
Сообщение подготовила преподаватель русского языка и литературы Стрельцова В.И.
Выселки
2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Развитие личности студентов в процессе совершенствования коммуникативных навыков 4
1.1. Формирование коммуникативной компетенции 4
1.2. Система работы 5
1.3. Отбор теоретического материала 6
1.4. Межпредметные связи 6
1.5. Развитие познавательного интереса 7
1.6. Организация самостоятельной работы 8
1.7. Нетрадиционные формы уроков 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы: В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения русскому языку приобретают особое значение, т.к. коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении русским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности обучающегося.
Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использовании новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции студентов, совершенствования их языковой подготовки, поэтому приоритетную значимость приобрело изучение русского языка как средства общения и обобщения духовного наследия . Формирование и совершенствование коммуникативной компетентности в совокупности всех ее составляющих:
речевой компетенции - совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме);
языковой компетенции - систематизации ранее изученного материала;
развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных
целях;
социокультурной компетенции - увеличения объема знаний о социокультурной специфике русскоговорящих стран, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны;
компенсаторной компетенции - дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче языковой информации;
учебно-познавательной компетенции - развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению русским языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знаний.
ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
Главной целью моей педагогической деятельности является создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития лингвистических способностей каждого студента, формирование и развитие коммуникативной компетенции.
При организации занятий у обучающихся колледжа формирую следующие общеучебные умения и универсальные учебные действия:
-приемы работы с текстом, опираясь на умения, приобретенные на уроках родного языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, данным к тексту рисункам, списывать текст, выписывать отдельные слова и предложения из текста и т.п.);
- общеречевые коммуникативные умения, например, начинать и завершать разговор, используя речевые клише;
-поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая; умения самоконтроля, самооценки; умения самостоятельно выполнять задания с использованием компьютера.
1.1. Формирование коммуникативной компетенции
Коммуникативная компетентность обучающихся целенаправленно формируется на уроках и во внеурочное время (внеаудиторных мероприятиях) через разнообразные формы, методы и приемы работы.
В своей работе я опираюсь на интегрированный подход к обучению русскому языку и литературе, особенно в области развития культуры речи, т.е. развитие таких компетенций, как коммуникативно-стратегическая, дискурсивная, социокультурная и др.
Опыт по формированию и развитию коммуникативных навыков обучающихся применяю на занятиях и во внеурочной работе.
Для успешной реализации опыта необходимы:
1. Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью к решению профессиональных задач.
2. Социальная активность и креативность.
3. Занятия по самообразованию и самовоспитанию.
4. Иметь в наличии учебно-методическую базу (методическую и справочную литературу, дидактический материал).
5. Предметная компетенция в сфере предстоящей медицинской деятельности.
6. Профессиональная самореализация.
7. Иметь в наличии аудио- и видеоматериалы, мультимедийные диски.
1.2. Система работы
Мною создана эффективная, организационная, методическая система формирования и развития коммуникативных навыков обучающихся, способствующая развитию личности студентов в процессе совершенствования их коммуникативных навыков.
Элементы системы:
1) отбор дополнительного теоретического материала;
2) расширение полученных знаний через использование межпредметных связей;
3) использование регионального компонента;
4) направленность приемов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса на активизацию познавательной и практической деятельности обучающихся;
5) внеаудиторная работа как средство активизации познавательного интереса студентов.
1.3. Отбор теоретического материала
Современные принципы коммуникативного обучения русскому языку требуют учета соответствующих дидактических принципов «доступности», «возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся», «последовательности и систематичности в обучении». В своей работе руководствуюсь следующими положениями, характерными для коммуникативного обучения общению: о коммуникативной направленности обучения всем видам речевой деятельности и средствам языка, о стимулировании речемыслительной активности обучающихся, об индивидуализации обучения, о новизне и информативности учебного процесса.
Так, при знакомстве со студентами предлагаю написать сочинение «Моя будущая профессия» с последующим обсуждением, т.к. обучающиеся уже готовы вести дискуссию, высказывать свою точку зрения, предполагаемые позитивные и негативные стороны выбранной карьеры.
1.4. Межпредметные связи
Уроки русского языка - это благодатная почва для реализации межпредметных связей. Русский язык, литература, история, география, ИЗО, музыка, биология - это предметы, содержание которых в той или иной мере находит отражение в тематике программы по русскому языку. В практику работы вошли интегрированные уроки с информатикой (готовят презентации по различным темам), английский язык, ОБЖ, биология и др.
Применение новых информационных (компьютерных) технологий использую в развитии навыков логического мышления (составления кроссвордов, решения лексических ребусов, составления диалогических реплик), навыков использования лексико-грамматических структур в изучении видовременных глагольных форм, интеллектуальном марафоне.
На уроках русского языка при выполнении упражнений используются тексты англоязычной направленности, употребление заимствованных английских слов (саммит - встреча на высшем уровне, массмедиа - средства массовой информации, Интернет-сеть).
1.5. Развитие познавательного интереса
В основу развития познавательного интереса к изучаемым предметам были положены следующие виды работ:
использование материалов, средств и информационных ресурсов Интернета на уроках в подготовке к конференциям. Так, от каждой группы выбирается выступающий и два-три корреспондента, представляющие различные газеты и журналы. Они задают, острые, актуальные вопросы докладчикам и берут интервью у участников конференции и вносят свои предложения по проблемам, обсуждаемым на конференции;
проведение насыщенных по содержанию и видам учебной деятельности занятий с использованием различных методов и приемов развития интереса к изучаемым предметам;
организация самостоятельной работы обучающихся с учебной дополнительной литературой;
использование на уроках упражнений с использованием таких элементов, как образные сравнения, пословицы, поговорки, фразеологические обороты, повышающие мотивацию обучаемого на изучение предметов;
Последние годы свидетельствуют о значительном повышении интереса к русскому языку как средству международного общения. Русский язык признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности, а появление компьютеров поставило использование русского языка в особое положение с другими языками, поэтому я, как преподаватель, работаю над задачей поддержания постоянного, устойчивого познавательного интереса.
Учитываю психологические особенности развития восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления обучающихся, в учебном процессе отвожу большое место игровым формам работы, развивающим логическое мышление, эмоции, активность, воображение, догадку.
Апробирую собственные элементы педагогической технологии поддержания интереса, заключающиеся в роли и месте эмоционального фактора, в этом случае происходит усвоение материала на уровне трех сфер: эмоциональной; когнитивной; психомоторной.
Так, на занятиях по литературе я отвожу особую роль музыке, что объясняется способностью музыкально-акустических стимулов вызывать определенные эмоциональные состояния, обучающиеся аргументировано высказывают свою точку зрения и могут пояснить, почему выбранное музыкальное сопровождение подходит для чтения того или иного произведения.
Эмоциональное, насыщенное усвоение русского языка носит деятельностный характер, что обеспечивается взаимодействием речевых и неречевых действий, а также движений, зрительных, слуховых и кинестетических представлений. И в целом успешно развивает познавательный интерес и творческие способности обучающихся.
1.6. Организация самостоятельной работы
В своей работе я ставлю такие задачи в организации самостоятельной деятельности обучающихся, которые позволяют в дальнейшем успешнее реализовывать самообучение русскому языку с целью поддержания и совершенствования достигнутого уровня коммуникативной компетенции.
При формировании самоконтроля действуют принципы посильности и доступности:
1) дается установка на контроль одного из аспектов языка: грамматики, лексики, фонетики;
2) затем усложняется задача включением в контроль двух аспектов и в конечном результате контроль обучающихся направляется не только на языковое оформление, но и на содержание продукта речевой деятельности.
Неотделима оценка и самооценка, так обучающиеся пользуются схемой: оценка преподавателя - взаимооценка - самооценка.
Важный аспект в работе - больше времени отводить на организацию и осуществление групповой деятельности. Контроль в группе мотивирует и стимулирует обучающихся к самоконтролю. Групповое взаимодействие обогащает знаниями и умениями, как специальными, так и общими учебными действиями, служит формированию целеполагания, самоконтроля и самооценки.
1.7. Нетрадиционные формы уроков
Системы обучения русскому языку и литературе в урочное и внеурочное время включают разнообразные мультимедийные средства, в том числе сеть Интернет, электронные словари и учебники и т. д. На уроках используются, кроме традиционного, такие формы построения учебно-воспитательного процесса, как
- урок-лекция;
- урок-путешествие («Страна Литературия»);
- урок-игра (различные «запоминайки»);
- урок-соревнование («Что вы знаете о литературе периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет?»);
- урок-викторина («Занимательная грамматика»);
- видео-урок («Твардовский», «Живой Маяковский»);
- урок-конференция («Особенности развития литературы начала ХХ века»);
- урок - брейн-ринг («Морфология»);
- урок-защита проекта
- урок-зачет (по окончании изучения темы)
- урок-экскурсия («Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново»);
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В основу обучения положен принцип коммуникативно-ориентированного обучения. Поэтому внеаудиторная работа направляется на усвоение как языкового, так и информативного материала, формирование определенных коммуникативно-познавательных действий, учет индивидуальных способностей каждого обучающегося. Для этого проводятся конкурсы, игры, викторины, интеллектуальные марафоны.
Все это способствует развитию личности студентов, так как направлено на развитие коммуникативных навыков, столь необходимых студентам в процессе обучения в колледже, а затем и в последующей их профессиональной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование коммуникативных умений
Презентация подготовлена для проведения практического занятия по дисциплине "управленческая психология".Может использоваться для студентов, изучающих предметы "Деловая культура", "Психолог...
Диссеминация опыта: « Метод проектов как средство формирования коммуникативных навыков у студентов»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8415529","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"447","style":"width: 62px; height: 59px;","width":"480"}}]] ...
Статья. Формирование личности студента в процессе обучения в колледже: нравственный аспект.
Статья. Формирование личности студента в процессе обучения в колледже: нравственный аспект....
Методический доклад на тему: «Личность студента: индивидуальный подход в процессе воспитания»
Все люди разные, они не обязаны бытьпохожими друг на друга и хотеть одногои того же…Александра МарининаВнимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствовани...
Методическая разработка «Формирование информационно-коммуникативной компетентности обучающихся на уроках профцикла как условие социализации личности студента»
Современное общество диктует новые требования к подготовке выпускников. Студенту, оканчивающему учебное заведение, для полноценной жизни в обществе недостаточно одних лишь предметных знаний. Для социа...
Развитие коммуникативных навыков у обучающихся на уроках истории и обществознания как средство успешной социализации личности
Среднее специальное образование в Российской Федерации нацелено на создание компетентных профессиональных специалистов. Одним из условий является уметь владеть коммуникативными навыками. В...
Развитие творческого потенциала и самореализация личности студентов в процессе прохождения практики по внеучебной воспитательной работе
Статья раскрывает характер деятельности студентов в период прохождения практики. Четко прослеживается взаимосвязь активной творческой деятельности студентов во время практики и развитие их творческого...