Развитие творческого потенциала и самореализация личности студентов в процессе прохождения практики по внеучебной воспитательной работе
статья
Статья раскрывает характер деятельности студентов в период прохождения практики. Четко прослеживается взаимосвязь активной творческой деятельности студентов во время практики и развитие их творческого потенциала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskogo_potentsiala_i_samorealizatsiya_lichnosti.docx | 22.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческого потенциала и самореализация личности студентов в процессе прохождения практики по внеучебной воспитательной работе
преподаватель психолого- педагогических дисциплин
О.Н. Зелепукина
«Национальная доктрина образования Российской Федерации» декларирует обеспечение современного разностороннего развития молодежи, указывает на необходимость выявления творческого потенциала личности, развития ее творческих способностей, формирования умений и навыков ее самореализации.
Решение этих задач требует новых подходов к процессу подготовки специалистов. В условиях современного общества роль специалиста все более возрастает. Это требует наличия соответствующих качеств. Именно поэтому представляется важным поиск новых путей и методов развития творческих способностей будущих специалистов педагогической сферы.
В традициях отечественного образования на основе Федеральных государственных стандартов устанавливается взаимозависимость образов «студент» и «специалист», в которой академическое знание переходит в академическую готовность к профессиональному действию. На основе предметно-деятельностных отношений студент проводится преподавателем по системе профессиональных перспективных линий, позволяющих ему накопить определенный объем дидактического знания и опыта. Дидактический процесс становления профессиональных умений происходит в системе «цель подготовки- знание- умение- навык- профессиональная готовность- профессиональная деятельность», обеспечивающей коллективно-групповое движение студентов к формированию профессиональных компетенций.
Профессиональная готовность студента, основанная на совокупности профессиональных знаний и умений, проявляется в виде специальных установок на себя, означающих его включение в профессиональное самопознание и самореализацию.
Считается, что формирование профессиональных умений невозможно без расширения социального опыта самореализации индивидуальности, формирования потребностно-мотивационной и операционно-творческой сфер; накопления дидактического опыта в процессе коллективно-групповой жизнедеятельности студентов, позволяющее произвести соотнесение «образа-Я» с профессиограммой конкретной специальности.
Подготовка современного специалиста в системе непрерывного педагогического образования включает в себя среди прочих задачи по формированию у студентов научного мышления, навыков углубленной самостоятельной работы и развитие творческих способностей и должна отвечать принципам мобильности, гибкости, интеграции и конкурентноспособности.
Производственная практика - один из важнейших этапов профессиональной подготовки будущих педагогов, имеет целью закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе обучения, способствует формированию профессиональных компетенций, составляющих основу педагогического мастерства.
Практика по внеучебной воспитательной работе в группе 3 «Б» проводится в соответствии с ФГОС СПО и учебным планом и входит в состав освоения профессионального модуля Методическое обеспечение образовательного процесса:
Передо мной, как руководителем практики, стояла задача- адаптировать студентов к новым условиям деятельности отличной от учебной и помочь проявить им педагогические способности.
Практика началась с инструктивного совещания, на котором студенты были ознакомлены с базой практики, спецификой данного вида практики.
Внеурочная воспитательная работа в рамках реализации ФГОС НОО предполагает осуществление образовательной деятельности в отличных от классно- урочной формах.
Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной организации их свободного времени. Она ориентирована на создание условий для:
-творческой самореализации ребёнка в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности и позитивного преобразующего отношения к окружающей действительности;
-социального становления личности ребёнка в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;
-профессионального самоопределения учащегося, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов и перспектив.
Таким образом, через проведение студентами 3 «Б» группы внеурочные занятия в форме соревнований, творческой деятельности, бесед, научных исследований, театрально- игровых постановок решаются основные задачи:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
В ходе прохождения данного вида производственной практики студенты знакомятся с нормативной документацией, основными направлениями внеурочной работы, разрабатывают и проводят с учащимися занятия. Тематика мероприятий разнообразна: «Добрые волшебные слова», «Правила дорожного движения», «Красная книга», «Россия- Родина моя», «Масленица». Интересно, в доступной форме и с применением наглядного материала и ИКТ были проведены занятия проектной деятельности «Сочиняем волшебную сказку», «Как научиться читать стихи», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров», «Зимние страницы», «Рассказ о слове», где студенты не только в интересной форме знакомили с основной информацией по теме, но и организовывали совместную научно- поисковую деятельность. Студенты используют на занятиях различные формы и методы, учитывая индивидуальные особенности младших школьников.
Студентки Телегина О., Талалаева Н., Балашова И., работая в 3 «В» классе провели ряд занятий личностно- ориентированного характера, заставив задуматься и поразмышлять учащихся на такие философские темы, как «Я чувствую себя счастливым, когда…», «Самые дорогие для нас слова: мама, Родина, мир», «Ни что не обходится так дешево и не ценится так дорого, как вежливость».
Наиболее сложной работой была у Двуреченской Т., Наливкиной А., Бокоревой М., где студенткам пришлось прочувствовать взаимосвязь изучаемых учебных дисциплин в колледже и их применение на практике. Деятельность данной подгруппы в течение первого полугодия состояла в том, чтобы научить детей основам проектной деятельности. Для этого им приходилось использовать свои знания и умения в поиске и отборе информации, и представлять сложные методологические аспекты в занимательной, игровой и доступной по форме и содержанию, возрастным особенностям учащихся.
Подготовка, организация и проведение студентами занятия способствуют не только решению основных образовательных и воспитательных задач школы, но и в первую очередь раскрытию своего собственного творческого потенциала, возможности найти место и сферу для реализации собственных личностных возможностей.
Хотелось отметить студентов: Двуреченскую Т., Телегину О., Афанасьеву И., Полякову А.. Они проявили и проявляют ответственность, добросовестность, хороший уровень теоретической и практической подготовки, соответствующий требованиям современного образования. Однако некоторые студенты не всегда справляются с организацией дисциплины, не адаптируют материал к уровню восприятия детей младшего школьного возраста, практически слабо проявляют творческий подход к разработкам конспектов.
По ходу прохождения практики студентами группы систематизировался материал и оформлялся в портфолио.
В целом основной состав группы овладел умением планировать внеклассные занятия, отбирать содержание материала в соответствии с возрастными особенностями учащихся, использовать игровые формы и приемы деятельности.
Итоги производственной практики по внеучебной воспитательной работе
Группа | Количество человек | Оценки | Качество знаний | Средний балл | ||
«5» | «4» | «3» | ||||
3 «Б» | 15 | 9 | 6 | - | 100% | 4,6 |
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что постоянный творческий настрой, жажда знаний, обстановка напряженного поиска способствуют воспитанию у студентов высокой культуры мышления. Они пробуждают у них подлинную сознательность и активность, стремление к проникновению в сущность вещей, а именно эти качества столь необходимы современному специалисту. Совместное художественное и научное творчество преподавателей, студентов, учащихся школы - самый эффективный, проверенный практикой путь развития потенциальных способностей, становления характера исследователя, художника; воспитания инициативы, ответственности, трудолюбия, потребности и навыков постоянного самообразования в будущем.
Удачи Вам в решении творческих задач и нахождении смелых решений!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
Традиционная система подготовки педкадров формирует фундаментальные знания, а также не отвечающие потребностям практики способности, воспроизводящее мышление будущих учителей. Использование инновацион...
Доклад "Применение метода проектов для творческой самореализации личности студентов"
В современных условиях в связи с переходом на новые образовательные стандарты, в системе СПО, стоит задача формирования личности, умеющей самостоятельно организовать свою деятельность и свободно ориен...
Развитие творческого потенциала личности обучающихся на практических занятиях МДК 02.01 «Технология реставрации декоративно-художественных покрасок» по профессии 54.01.17 «Реставратор строительный»
Теоретический курс «Технологии реставрации декоративно-художественных покрасок» как основополагающий в успешном освоении профессии и специальности. Курс направлен на формирование творческо...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПРИ РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ
Аннотация: раскрываются понятия творчества и креативности в представлении отечественных и зарубежных психологических школ, творческого потенциала личности. Представлен пример применения технологии кол...
Развитие творческого потенциала личности через познание окружающего мира на уроках изобразительного искусства.
Проект предназначен для учащихся художественных отделений ДШИ и общеобразовательных школ. Носит рекомендательный характер....
«Развитие творческого потенциала личности младшего школьника через организацию внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС»
Выступление на МО...
«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»
Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенц...