Развитие личности преподавателя в процессе его профессионального становления
статья по теме
Статья посвещена необходимости личностного развития преподавателя в течении профессиональной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_lichnosti_prepodavatelya_v_protsesse_ego_professionalnogo_stanovleniya.docx | 52.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие личности преподавателя в процессе его профессионального становления
Еремина Надежда Николаевна
Развитие личности – процесс формирования социальных качеств индивида в результате его социализации и воспитания. В социализации усматривается основной источник возникновения личности. Без формирования личности за счет развития социальных взаимоотношений человеческий индивид представлял бы лишь биологическую индивидуальность, обусловливаемую конституцией и темпераментом.
Таким образом, из лица в онтогенезе образуется личность в такой степени, в которой врожденная естественность включается в интериоризированные социальные связи. Иначе говоря, социальные связи отображаются в переживаниях и поведении индивида; эти отношения дифференцируются, интегрируются, модифицируются, фиксируются и генерализуются в отдельных функциональных системах в качестве образа взглядов (когнитивные системы) и реагирования (схемы действий, позиции) или же в качество образов мира и планов деятельности.
Личность полностью себя проявляет и реализует в различных видах своей деятельности, и поэтому также посредством анализа деятельности можно познать наиболее полно.
Сущностью развития личности является стремление к более полной самореализации личностного потенциала. Здесь важен акцент на полное самораскрытие. Развитие - это всегда выход за рамки уже достигнутого, это творческий процесс превращения нереализованных побуждений. Найденная, привычная схема реализации стремлений превращает развитие личности в ее механическое функционирование, а жизнь личности - в жизнь инстинктивно подобную. Развитие личности – творческая самореализация, адаптация человека в новых средах, новыми путями и способами. Это бесконечное расширение и углубление ориентации, путей и средств самореализации. Поэтому людям и даны механизмы, позволяющие развиваться как отдельным личностям, так и человечеству в целом.
Основное внимание в гуманистической психологии уделяется индивидуальному «Я» человека. В движении человеческой «потенциальности» усматривается личностное развитие, т.е. развитие и становление личности - как творческий поиск человеком своего предназначения, согласия с самим собой, самоактуализации своих возможностей. Развитие личности происходит целостно, в единстве разума и чувств, духа и тела. Процесс развития основан на внутренней мотивации, а также на потребности личности вступать в полноценное общение с другими.
Развитие личности, прежде всего, представляет расширение зон самосознания, полное осознание настоящей жизни, т.е. выбор решения о том, как жить в настоящее время (из множества существующих выборов, которые человек должен уметь видеть), и принятие ответственности за свой выбор: насколько мы сознаем себя (принимаем), насколько мы можем пойти на риск, принять на себя ответственность.
Источники личностного роста лежат внутри каждого человека, мы можем их извлечь благодаря самосознанию и принятию себя.
В настоящее время происходит углубление противоречий между требованиями, предъявляемыми к личности и деятельности учителя, и фактическим уровнем готовности выпускников педагогических учебных заведений к выполнению ими своих профессиональных функций; между типовой системой подготовки учителя и индивидуально-творческим характером его деятельности. Неизбежным следствием технократического и экстенсивного подходов в педагогическом образовании стало отчуждение учителя от общества и национальных культур, от школы и ученика. Это привело к резкому снижению социального статуса и престижа педагогической профессии, несоответствию системы подготовки учителя общественным потребностям и обострению образовательных проблем.
Названные противоречия обусловливают необходимость решения связанных с ними проблем в педагогическом образовании: проблемы нового целеполагания; проблемы новой структуры образования; проблемы обновления содержания образования; проблемы обновления организационных форм и методов. Названные проблемы служат основанием для смены целевых ориентации, внедрения системы многоуровневого педагогического образования. Цели многоуровневой структуры педагогического образования – расширение возможностей учебных заведений в удовлетворении многообразных культурно-образовательных запросов личности и общества, повышение гибкости общекультурной, научной и профессиональной подготовки специалистов в сфере образования с учетом меняющихся потребностей экономики и рынка труда. Многоуровневое педагогическое образование, реализующееся различными по содержанию и срокам обучения преемственными образовательно-профессиональными программами, обеспечивает решение следующих задач: личности – осуществить индивидуальный выбор содержания и уровня получаемого образования и профессиональной подготовки, удовлетворяющих интеллектуальным, социальным и экономическим потребностям; обществу – получить специалиста в более короткие сроки с затребованными квалификационными параметрами; преподавательскому корпусу – с большей полнотой реализовать научные и профессионально-педагогические потенции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческое развитие личности в процессе обучения в учреждениях среднего профессионального образования
Основная задача педагога в обучении английскому языку заключается в стимулировании творческого потенциала учащихся наряду с развитием навыков владения определенными языковым...
Описание индивидуальной траектории профессионального становления преподавателя А.М.Мастеновой
Преподаваемые профессиональные модули, междисциплинарные курсы, учебные дисциплины: ПМ 02 «Эксплуатация и ремонт воздушных линий электропередачи», МДК 01.02 «Технология монтажа линий электропередачи»,...
Мастер-класс "Развитие личности студентов в процессе совершенствования коммуникативных навыков"
Представлен опыт работы с обучающимися колледжа по заявленной теме....
Особенности рефлексии, как основного условия формирования профессионального становления личности студентов колледжа экономики и финансов.
В настоящее время экономическая, политическая, социальная сфера жизни общества находятся в постоянном движении и изменении. Для того чтобы внутренне соответствовать современной действительности, челов...
«Ранняя профориентация школьников как важнейшее направление профессионального становления личности»
Ранняя профориентация школьников важна, так как является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, труд...
Развитие личности в образовательном процессе
Развитие личности в образовательном процессе...
Доклад. Самообразование как условие развития личности преподавателя и повышение его педагогических компетенций
Доклад на тему "Самообразование как условие развития личности преподавателя и повышение его педагогических компетенций" подготовлен для выступления на ПЦК...