Сценарий воспитательного интерактивного занятия со старшими школьниками на тему: «Ценностные ориентации старшеклассников в контексте инклюзивного обучения»
план-конспект занятия

Сценарий воспитательного интерактивного занятия со старшими школьниками на тему:  «Ценностные ориентации старшеклассников в контексте инклюзивного обучения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met_raz5.docx43.72 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Мэрии г. Грозного

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №1 им. А. Х. Кадырова» г. Грозного

(МБОУ «Гимназия № 1 им. А. Кадырова» г. Грозного)

Соьлжа-ГIалин Мэрин дешаран Департамент

Соьлжа-ГIалин муниципальни бюджетни йукъардешаран хьукмат

«А. КАДЫРОВН ЦIАРАХ № 1 ЙОЛУ ГИМНАЗИ»

(Соьлжа-ГIалин МБЙХь «А. КАДЫРОВН ЦIАРАХ ГИМНАЗИ №1»)

Сценарий воспитательного интерактивного занятия со старшими школьниками на тему:  «Ценностные ориентации старшеклассников в контексте инклюзивного обучения»

Целевая группа: учащиеся 9-11 классов

Методическая разработка

                             

 

                                                                              Автор - составитель:

                                                                               Пашуева Себила Майрбековна,

                                                                               педагог - логопед

     

г. Грозный, 2022

Тема: «Ценностные ориентации старшеклассников в контексте инклюзивного обучения»

Цель: актуализация жизненных ценностей человека, таких как жизнь, здоровье; формирование позитивного отношения к ценности личной жизни, понимание положения в обществе людей с различными физическими возможностями, формирование сочувственного отношения к людям с различными возможностями и формирование гуманистического мировоззрения.

Задачи занятия:

  • содействовать формированию позитивного отношений к личной жизни, как к базовой ценности человека;
  • содействовать формированию проактивной и просоциальной системы ценностей старшеклассника.

Занятие состоит из нескольких этапов:

1 этап: Знакомство, ввод в тему. На этом этапе участникаи предлагается тематический разогрев на тему «Ценности», где подросткам необходимо ответить на ряд предложенных вопросов.

2 этап: Основоной. На этом этпапе участникам дается актуализация жизненных неввностей целовека, таких как жизнь,з доровье, формирование позитивного отношения к ценности личной жизни, понимание положения в обществе людей с различными физическими возможностями, формирование сочувственного отношения к людям с различными возможностями и формирование гуманистического мировоззрения.

3 этап: Заключительный. На данном этапе происходит интеграция и формирование позитивного отношения к собственной жизни, подведение итогов занятия, обратная связь и рефлексия.

Интерактивный формат занятий позволяет:

Строить обучение не только путем информирования, а с помощью эмоционального вовлечения обучающихся, что создает условия для изменения установок и мировоззрения учащихся.

В ходе занятия создаются условия для получения обучающимися личного опыта, позволяющего сделать собственные выводы в пользу адаптивного поведения.

Обучение проходит в нетрадиционной форме, с использованием современных технических средств и общения в игровом и тренинговом формате, что создает у учащихся дополнительную мотивацию.

Программа построена с учетом основных возрастных социально-психологических особенностей детей и подростков.

Участники: ученики 9 – 11 классов.

Материалы для занятия: вопросы для бриф-опроса, доска, мел, набор брусочков разной величины, бумажные жребии для участников, непрозрачные повязки на глаза,  стакан сухой фасоли, бумага А4, карандаши, бланк для фиксации результатов, призы-угощени, декоративные камушки.

Продолжительность занятия: 1 час.

Ниже дана общая схема занятия, подробное описание и инструкции для проведения.


Общая схема  занятия:

Время (мин)

Активность, форма работы

Задачи

Материалы

1

5

Бриф-опрос «Ценности»

Тематический разогрев

Вопросы для бриф-опроса, доска, мел.

2

10

Пирамида ценностей. Базовые ценности.

Актуализация ценности Жизнь и здоровье человека формирование позитивного отношения к ценности личной жизни

Набор брусочков разной величины

3

30

Ценности других людей.Игра-эксперимент «Одинаковые или разные?»

понимание положения в обществе людей с различными физическими возможностями;

формирование сочувственного отношения к людям с различными возможностями;

формирование гуманистического мировоззрения.

Бумажные жребии для участников, непрозрачные повязки на глаза в количестве ¼ от числа участников, стакан сухой фасоли, бумага А4, карандаши, бланк для фиксации результатов, небольшие призы-угощения для каждого участника.

4

15

Притча «Важное решение». Обсуждение занятия. Камешек жизни.

интеграция и формирование позитивного отношения к собственной жизни

Заранее закупленные красивые декоративные камешки

ИТОГО: 1 час.


ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ И ИНСТРУКЦИИ

  1. Бриф-опрос «Ценности». 5 минут.

Ведущий вводит в тему занятия и проводит бриф-опрос обучающихся и просит их ответить на следующие вопросы:

  • Что такое с вашей точки зрения «Ценности»?
  • Для чего человеку нужны в жизни ценности?
  • Как часто вы сталкиваетесь с этим понятием в вашей жизни?
  • Какие ценности у человека стоят на первых местах? Почему?
  • Какие жизненные ценности человек никогда не оставит? Почему?

Ответы на вопросы фиксируются на доске.

  1. Пирамида ценностей. Базовые ценности. 10 минут.

Ведущий выкладывает на демонстрационный стол набор из кубиков и брусочков и говорит – Нам сейчас с вами предстоит построить Пирамиду наших ценностей. На правах ведущего я первым выложу самый первый слой пирамиды – базовый уровень.

С этими словами ведущий берет из набора два самых длинных бруска и ставит их в основание пирамиды таким образом, чтобы на них можно было построить многоуровневую пирамиду из кубиков.

Далее ведущий говорит – этот базовый уровень нашей пирамиды состоит из двух ценностей – Жизнь и Здоровье человека.

После этого он предлагает всем участникам группы взять по одному кубику, подумать некоторое время, что за ценность они присвоят этому кубику, после чего нужно всем решить, как же построить пирамиду из своих кубиков-ценностей. Что за чем идет. Названия ценностей не должны повторяться.

После того, как пирамиду удалось построить, ведущий спрашивает у всех, почему же он положил в основу две ценности – Жизнь и Здоровье человека? Выслушав ответы, он проводит эксперимент – пробует аккуратно вытащить брусочек «Жизнь», добиваясь того, чтобы пирамида разрушилась, утеряв свой фундамент.

Ведущий резюмирует – Вот так и в жизни происходит, когда человек пренебрежительно относится к своей жизни или здоровью, у него рушится вся жизненная система, которую он строил и добивался. Как вы считаете, почему человек так происходит? Выслушав ответы, ведущий рассказывает про парадоксальное отношение к своей жизни и здоровью по той причине, что эти две ценности даны человеку от рождения, он относится к ним как к данности, не придавая им никакого значения ровно до тех пор, пока не начинает их утрачивать. При этом потеря жизни происходит гораздо быстрее, чем потеря здоровья.

Далее ведущий задает вопрос – Как вы считаете, в системе своих ценностей человеку важно иметь/понимать/уважать ценности других людей? Давайте посмотрим!, - И предлагает перейти к выполнению следующего упражнения.

  1. Ценности других людей. Игра-эксперимент «Одинаковые или разные?». 30 минут.

Инструкция: Ведущий говорит, что сейчас группе предстоит принять участие в соревновании. Участники вытягивают жребий (в равных количествах на жребиях написаны цифры 1, 2, 3 и 4). Ведущий предупреждает, что условия участия в соревнованиях различаются в зависимости от цифры на жребии. Участники, на жребиях которых написана цифра «1», получают повязки на глаза. В соревновании они должны участвовать с завязанными глазами. Те, кому достался жребий с цифрой «2», должны сцепить руки на груди. Во время соревнования они не могут пользоваться руками. Участники со жребием «3» должны сесть на стулья. Во время соревнования они не могут передвигаться и вставать со стульев. Для участников со жребием «4» никаких ограничений не предусмотрено. Ведущий предупреждает участников, что эти условия не обсуждаются и должны соблюдаться неукоснительно.

Убедившись, что все готовы, ведущий объявляет о начале соревнований.

Задание 1. Ведущий раскладывает на полу листы бумаги А4 так, чтобы они находились на расстоянии около 70 см друг от друга и образовывали извилистую линию-дорожку. Участники, по очереди перепрыгивая с листка на листок, должны пройти от начала до конца дорожки, как по кочкам. Если участник касается пола, то он отстраняется от дальнейшего выполнения задания. Ведущий фиксирует в бланке успешность выполнения задания каждым участником (1 балл дается за каждый раз, когда участнику удается перепрыгнуть на листок, не коснувшись пола).

Задание 2. Ведущий рассыпает по полу стакан сырой фасоли. Участники должны за одну минуту собрать как можно больше фасолин. Ведущий фиксирует в бланке количество фасолин, собранных каждым участником.

Задание 3. Участники получают листы бумаги и карандаши. Им дается задание за одну минуту нарисовать домик. Качество рисунков оценивается ведущим по пятибалльной системе. Результаты фиксируются в бланке.

Велика вероятность того, что в ходе соревнования у участников возникнет желание помочь друг другу. Ведущий должен мягко, но решительно запретить им делать это или четко ограничить возможности такой помощи (например, сказать, что помощь может быть только словесной).

После окончания соревнования ведущий суммирует баллы и объявляет троих победителей. Естественно, побеждают те участники, которые получили жребий с цифрой «4». Ведущий говорит, что победители, видимо, заслужили награду и раздает им призы-угощения. После этого он предлагает группе обсудить результаты соревнования.

Вопросы для обсуждения:

  • Довольны ли вы тем, как прошли соревнования?
  • Как чувствовали себя участники, чьи физические возможности были ограничены условиями упражнения?
  • Как чувствовали себя те, чьи возможности ограничены не были?
  • Справедливо ли были распределены призы?
  • Все ли люди обладают одинаковыми качествами и возможностями?
  • Какие чувства и проблемы испытывают люди с разными физическими возможностями в нашем обществе?
  • Какую основную ценность можно вынести из данного упражнения?

Резюмируя, ведущий рассказывает, что от рождения все люди наделены абсолютно разными характерами, способностями, физическими возможностями и одаренностями, но это не означает, что одни люди от этого становятся хуже или лучше других. Так, одни люди, например, рождаются с быстрыми биохимическими процессами организма, а другие – с замедленными. Ведущий записывает на доске несколько полярных примеров – спринтеры и стайеры, люди с подвижной нервной системой-люди с инертной нервной системой. После чего разбирает их возможности и ограничения возможностей. К примеру – стайеры могут бегать длинные дистанции, спринтеры – короткие. Наоборот – невозможно. Люди с подвижной нервной системой быстро обрабатывают информацию и быстро включаются в работу, но и быстро истощаются. Люди с инертной нервной системой медленнее обрабатывают информацию, но тщательно ее обрабатывают, допускают мало ошибок, могут работать без устали длительный период времени и т.д. Важно вовремя остановиться и не делать поспешных выводов о других людях, не навешивать на них ярлыков, быть более внимательными со своими выводами. Здесь можно разобрать пару примеров от ребят, если это важно им. Если у них нет таковых, то ведущий подводит итог всему упражнению – что в системе ценностей важно иметь и уважение к ценностям окружающих тебя людей, особенно к ценности их жизни.

Примечание: после обсуждения необходимо раздать призы-угощения каждому участнику и поблагодарить всех за работу.

  1. Притча «Важное решение». Обсуждение занятия. Камешек жизни. 15 минут.

Для резюмирования занятия ведущий зачитывает притчу.

Хрупкие подарки (притча от М.Широчкиной).

«Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.

Однажды родители не выдержали и пришли к нему:

— Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.

— Пройдёт совсем немного лет, — улыбнулся старец, — и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?»

После чего он задает участникам вопросы:

  • Как вы думаете, про что эта притча?
  • Как это соотносится с нашим сегодняшним занятием?
  • Что нового вы вынесли для себя с этого занятия?
  • Что самое важное было для вас сегодня?

После этого вопроса ведущий раздает всем участникам по красивому камушку по случайному признаку и задает последний вопрос каждому участнику лично:

  • Что самое важное ты уносишь с собой сегодня?

Когда участник ответит, ведущий зажимает камушек в руке участника и говорит – «Я даю тебе это и еще Ценность жизни», после чего крепко держит руку с зажатым камушком несколько секунд. Этот ритуал «дарения» нужно сделать со всеми участниками тренинга. В самом конце ведущий просит всех эти камушки держать всегда в сохранном месте и беречь их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для старших школьников «Тапочки спицами «Чудо»»

Предлагаю мастер-класс по вязанию тапочек. Тапочки вяжутся очень просто и быстро, получаются очень симпатичными. Такие тапочки можно связать и на взрослых и на детей....

Методическая разработка интерактивного занятия на тему: «Субъекты предпринимательской деятельности» с использованием технологии проблемного обучения

Представлен конспект  урока по теме «Субъекты предпринимательской деятельности» с использованием технологии проблемного  обучения....

Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения старших школьников

Результатом психолого -педагогической поддержки в профессиональном самоопределении старших школьников является готовность школьника к самостоятельному, ответственному и осознанному выбору дальнейшего ...

Выступление на методическом объединении.Тема: «Патриотическое воспитание старших школьников в условиях школы-интерната».

Выступление на методическом объединении.Тема: «Патриотическое воспитание старших школьников в условиях школы-интерната»....

Обучение иноязычной монологической речи старших школьников с использованием видеоматериалов

Английский язык как предмет в школе или колледже всё больше теряет интерес у старших школьников и студентов. Несмотря на всю значимость этого предмета, отмечается снижение мотивации к изучению английс...

Интерактивные методы и приемы обучения на уроках английского языка для старших школьников.

Интерактивное обучение – это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся...

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ИНТЕРАКТИВНОЕ ЗАНЯТИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СодержаниеВведение1. Теоретическое обоснование использования интерактивных занятий в формировании математических представлений детей дошкольного возраста1.1. Формирование математических пред...