Обучение иноязычной монологической речи старших школьников с использованием видеоматериалов
статья
Английский язык как предмет в школе или колледже всё больше теряет интерес у старших школьников и студентов. Несмотря на всю значимость этого предмета, отмечается снижение мотивации к изучению английского языка. Следовательно, успешность обучения говорению сводится к нулю. Для обучения говорению современных детей и поддержания их мотивации, следует искать новые пути и средства обучения говорению. Для решения данной проблемы огромную роль играют, в том числе, и технические средства обучения, которые позволяют создать реальные и воображаемые ситуации общения на уроке иностранного языка. По вышеперечисленным причинам в данной статье поднимается вопрос об использовании видеоматериалов на уроках иностранного языка при формировании монологических умений у учащихся старшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_monologicheskoy_rechi_.docx | 22.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение иноязычной монологической речи старших школьников с использованием видеоматериалов
На сегодняшний день важность английского языка только увеличивается. Этому международному языку придают огромное значение. Многие мечтают выучить английский язык хотя бы на начальном уровне, так как все прекрасно понимают, что английский играет большую роль при устройстве на работу, во время путешествий и т.д. Также стоит обратить внимание, что большое количество англицизмов можно услышать в молодёжной речи. Используя английские слова в своей речи, они определенным образом приближаются к изучению английского языка.
Но, к большому сожалению, английский язык как предмет в школе или колледже всё больше теряет интерес у старших школьников и студентов. Несмотря на всю значимость этого предмета, отмечается снижение мотивации к изучению английского языка.
Успешность обучения говорению зависит от индивидуальных возрастных особенностей учащихся и от условий обучения. Для обучения говорению современных детей и поддержания их мотивации, следует искать новые пути и средства обучения говорению. Для решения данной проблемы огромную роль играют, в том числе, и технические средства обучения, которые позволяют создать реальные и воображаемые ситуации общения на уроке иностранного языка.
Исходя из сказанного выше, использование видеоматериалов на уроках иностранного языка, можно рассматривать как одно из средств обучения. В методической литературе отмечается, что звуковая информация, звучащая с экрана в сопровождении видеоряда, значительно улучшает условия восприятия иноязычной речи на слух. Поэтому видео широко применяется именно для обучения аудированию. Однако просмотренный видеофрагмент может стать прекрасной основой для обучения монологической речи. Видео позволяет использовать широкий диапазон коммуникативных упражнений для формирования монологических умений. Использование видеоматериалов также способствует созданию мотивации на уроках иностранного языка, а именно:
- самомотивация, когда материал интересен сам по себе;
- мотивация, которая достигается тем, что ребенок может понять язык,
Как говорилось ранее, успешность обучения говорению зависит от психологических особенностей старшего школьного возраста, следовательно будет целесообразно рассмотреть данный вопрос более подробно.
Старший школьный возраст – это дети от 15 до 18 лет. Основной психологической характеристикой старшего школьного возраста можно считать направленность в будущее. Это касается различных сторон психической жизни. Старший школьник стоит на пороге социальной взрослости. У него появляются конкретные жизненные планы и соответствующие им мотивы. Для школьника становится более весомым мнение взрослых, в том числе учителей, но зато растут и требования к личности, профессиональным знаниям и умениям учителя. Поведение старшего школьника зависит от сознательно выработанных или усвоенных критериев и норм, т.е. жизненных принципов. Появляются элементы мировоззрения, возникает устойчивая система ценностей. Рождается интерес к внутреннему миру - своему и других людей, появляется умение поставить себя на место другого человека.
С точки зрения протекания отдельных психических процессов старший школьный возраст принципиально не отличается от периода взрослости. Существенная разница имеется лишь в эмоциональной жизни, более импульсивной. Однако старший школьник может быть уже способен к глубоким «взрослым» переживаниям, серьезным и устойчивым чувствам.
Помимо возрастных особенностей, при обучении нельзя не учитывать индивидуальных особенностей учащихся. Речь идет о темпераменте, характере и способности учащихся. Темперамент отражает формальные стороны протекания психических процессов и их проявления в поведении, не затрагивая их содержания (предметной направленности, эмоционального фона и т.п.). Характер же определяет именно то содержание. Что касается способностей, способности – это индивидуально-психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения им знаний, умений и навыков. По отношению к навыкам, умениям и знаниям способности человека выступают как некоторая возможность.
Существенным критерием при формировании мотивации к изучению иностранного языка является сама личность преподавателя. Преподавая в группах старшего школьного возраста преподавателю стоит обращать внимания на интересы каждого учащегося, поскольку эмоциональная связь преподаватель - ученик очень важна на уроке. Вовремя обращенное внимание на мелочи могут сыграть большую роль. Учащиеся старшего школьного возраста ценят искреннее и серьезное отношение к своим интересам, поэтому, именно на уроке английского языка преподаватель может вести обсуждение различных тем, затрагивая их интересы, и тогда можно увидеть оживленную реакцию у учеников. И даже не обладая богатой лексикой, учащийся будет пытаться искать способы выразить свою точку зрения. Из этого следует еще один очень важный момент. Преподавателю не стоит пренебрегать новыми тенденциями, которым следует молодёжь. Понимание молодежи, их интересов поможет найти общий язык на уроках и повысить мотивацию к изучению иностранного языка.
Теперь, когда мы разобрались с психологическими особенностями старших школьников, следует перейти непосредственно к формированию умений в монологической речи с использование видеоматериалов.
Целью обучения монологической речи является формирование монологических умений, таких как:
- описать предмет, лицо, явление и т.д.;
- сообщить дополнительную информацию;
- выразить отношение к предмету речи;
- умение связно излагать свои мысли;
- логично и последовательно строить свое высказывание в зависимости от ситуации;
- использовать в высказывании различные типы предложений;
- умение высказываться в нормальном темпе речи, без необоснованных пауз.
В методике обучения иностранным языкам выделяют следующие этапы формирования умений в монологической речи:
1) Подготовительный этап.
Целью данного этапа является совершенствование лексических и грамматических навыков в рамках темы. На данном этапе используются упражнения на лексико-грамматическое преобразование, а также упражнения на комбинирование [4].
2) Первый этап (репродуктивный уровень монологической речи).
Целью данного этапа является анализ смыслового содержания текста. На данном этапе принято использовать содержательные и структурные упражнения. После выполнения данных упражнений происходит составление плана-пересказа, который поможет учащимся в построении монологического высказывания.
3) Второй этап (репродуктивно-продуктивный и продуктивный уровни монологической речи).
На данном этапе используются речевые упражнения, а также происходит презентация образца и использование моделей. Результатом данного этапа будет являться самостоятельные высказывания детей в опоре на ситуацию.
Для эффективного использования видеоматериалов необходимо учитывать следующие критерии:
1. Содержание соответствует реальному уровню общего и языкового развития детей;
2. Длительность не превышает границы занятия;
3. Ситуации обеспечивают развитие языковой, речевой и социокультурной компетенции;
4. Контекст имеет некоторую степень новизны;
5. Текст видео имеет понятную инструкцию, направленную на решение определенной учебной задачи;
6. Видеоаппаратура настроена и проверена заблаговременно;
7. Видеофрагмент известен преподавателю, перемотан на начало просмотра.
Для успешного обучения говорению с использованием видеоматериала, архиважной является структура урока и этапы работы с видео пособием.
При работе с каким-либо видео в литературе вопроса выделяются следующие три основные этапа: дотекстовый, текстовый, послетекстовый.
Первый этап – дотекстовый.
Целью данного этапа является мотивирование учащихся и преодоление возможных трудностей при восприятии англоязычной речи во время просмотра ролика.
Второй этап – текстовый.
На текущем этапе реализуется следующая цель – обеспечение дальнейшего развития языковой, речевой или социокультурной компетенций учащихся с учетом их реальных возможностей иноязычного общения.
Третий этап - послетекстовый.
Цель третьего этапа – использование исходного видеоролика, как опору для развития продуктивных умений в монологической речи.
Итак, проанализировав важные аспекты обучения монологической речи старших школьников, можно с уверенностью заявить, что использование видео может быть эффективным средством, которое будет мотивировать учащихся и способствовать порождению монологического высказывания. Полученная информация из видео ролика ситуативна, красочна, эмоциональна, вызывает интерес учащихся и тем самым стимулирует речевые высказывания как репродуктивного, так и творческого характера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Повторение. Тема: Семья. Развитие навыков монологической речи».
Конспект к открытому уроку по английскому языку по теме: "Повторение. Тема : Семья. Развитие монологической речи."...
«Повторение. Тема: Семья. Развитие навыков монологической речи».
Презентация к открытому уроку по английскому языку по теме: "Повторение. Тема : Семья. Развитие навыков монологической речи"...
Основные элементы обучения монологической речи
В этой статье уделяется внимание вопросу обучения учащихся монологической речи, раскрываются основные элементы, которые входят в систему обучения....
Использование видеоматериалов при обучении диалогической речи
Формирование умений диалогической речи – приоритетное направление в обучении иностранному языку, осуществляющееся с учетом возрастных особенностей учащихся, имеющее конечной целью заложить основ...
Обучение иноязычной диалогической речи по пути “сверху” в средней школе.
Основной и ведущей целью обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе является коммуникативная цель, которая и определяет весь учебный процесс. Одной из основных форм речевого общения являе...
Выступление на ШМО по теме: «Развитие монологической речи детей с ОВЗ».
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер систематического последовательного развернутого изложения. Таким образом, под связной речью понимается р...
Диссертационная работа на тему "Развитие письменной монологической речи в процессе обучения текстам разных функционально-смысловых типов речи в основной школе"
Оригинальность и глубина исследования. В диссертационной работе Желчуряновой Д.А. достаточно глубоко изучены теоретические основы исследования проблемы, корректно разработан понятийный аппарат и...