Роль психолога в работе по профилактике наркозависимости детей и подростков. Интерактивные технологии
статья
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА КАК ОСНОВА ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОЗАВИСИМОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»
Тема доклада:
«Роль психолога в работе по профилактике наркозависимости детей и подростков. Интерактивные технологии»
Степанов Артур Вячеславович, педагог-психолог
ГПОУ ТО «Тульский государственный машиностроительный колледж им. Н. Демидова»
Дата проведения: 10 декабря 2020 года.
Время проведения: 11.00 – 14.15.
Место проведения: в формате онлайн на платформе Zoom.
Лучшая методика борьбы с наркоманией - профилактика. Очевидно, что максимальной возможностью при проведении профилактики обладают люди, имеющие постоянный контакт с учениками, студентами, которые могут уловить те нюансы состояния и поведения, зачастую ускользающие от родителей и специалистов наркологов.
Профилактическая деятельность, как правило, строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями воспитателей, учителей, психологов, медиков, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов.
Выделяют три вида профилактики наркомании: первичная профилактика, вторичная профилактика зависимости, третичная профилактика.
Первичная профилактика - это наиболее массовый по воздействию комплекс мероприятий, направленных на предупреждение формирования негативных ценностей и мотивов употребления психоактивных веществ, пропаганду здорового образа жизни.
Она рассчитана на все населения, но, прежде всего, на детей, подростков и молодежь.
Цель первичной профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме психоактивных веществ (ПАВ).
Программы первичной профилактики включают антинаркотическую пропаганду, организацию здорового досуга, вовлечение молодежи в общественно полезную творческую деятельность, занятия спортом, искусством, туризмом и т.п.
Первичная профилактика проводится посредством нескольких стратегий:
- Информирование населения о наркотических веществах и формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие.
- Формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения, а также ресурсов семьи, обеспечивающих поддержку ребенку, начавшему употреблять наркотики, сдерживающих его разрыв с семьей и помогающих ему на стадии социально-медицинской реабилитации при прекращении приема наркотиков.
- Внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от «пробы» и приема наркотиков, а также технологий раннего обнаружения случаев употребления наркотиков учащимися.
- Развитие навыков разрешения проблем, поиска социальной поддержки, отказа от предлагаемого наркотического вещества.
Перечисленные условия определяют необходимость стратегического направления профилактики употребления психоактивных веществ. Наиболее адекватной, с учетом всех моментов, является стратегия сдерживания.
Вторичная профилактика зависимости – это ранее выявление употребляющих психоактивные вещества (ПАВ), которые еще не приобрели хронического болезненного пристрастия. Она ориентирована на «группу риска». Важную роль на этом уровне профилактики играет система оперативного (раннего) выявления потребителей наркотиков для своевременного оказания комплексной квалифицированной помощи психологического, медицинского, социального характера.
Цель - сократить продолжительность воздействия проблемы и ограничить степень вреда, который она причиняет личности и обществу; преодоление психической и физической зависимости от психоактивных веществ (ПАВ).
Вторичная профилактика алкоголизма и наркомании осуществляется с применением различных стратегий:
- Формирование мотиваций на изменение поведения.
- Контингенты воздействия – дети, подростки и молодежь группы риска, родители (семья), неорганизованные группы детей, подростков, молодежи и взрослого населения.
- Изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные.
- Контингенты воздействия – дети, подростки и молодежь группы риска, родители (семья), неорганизованные группы детей, подростков, молодежи и взрослого населения.
- Формирование и развитие социально-поддерживающей сети.
- Контингенты воздействия – дети и взрослые (семья, учителя, специалисты, непрофессионалы.
В этих стратегиях используются специальные технологии.
Социальные и педагогические технологии:
- формирование мотивации на полное прекращение употребления наркотиков, если оно имеет место;
- формирование мотивации на изменение поведения;
- развитие проблемно-преодолевающего поведения;
- формирование социально-поддерживвающего поведения и стратегии поиска социальной поддержки в просоциальных сетях.
Психологические технологии:
- преодоление барьеров осознания эмоциональных состояний;
- Осознание формирующейся зависимости от наркотиков как проблемы личности;
- Развитие эмоциональных, когнитивных и поведенческих стратегий проблем – преодолевающего поведения;
- Анализ, осознание и развитие личностных и средовых ресурсов преодоления проблемы формирующейся зависимости от психоактивных веществ.
Медицинские технологии:
- Заключается в нормализации физического и психического развития, биохимического и физиологического равновесия.
- В случаях, когда ставится диагноз «наркомания», учащиеся нуждаются в специальном комплексном обследовании, лечении и реабилитации.
- Главными условиями успешности вторичной профилактики является ее своевременность
Третичная профилактика направлена на восстановление личности, ее эффективного функционирования в социальной среде после лечения, уменьшение вероятности рецидива заболевания.
Цель - предупреждение дальнейшего распада личности и поддержание дееспособности человека.
Не смотря на высокий уровень участия психиатров-наркологов в осуществлении вторичной и особенно третичной профилактики, активное участие в этом процессе воспитателей, педагогов, психологов, социальных работников - должно рассматриваться в качестве одного из основных факторов решения проблемы реабилитации. Именно специалисты образовательных учреждений осуществляют общеобразовательное и профессиональное обучение, обеспечивают организацию технических и иных кружков, спортивных секций, оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь, формируют законопослушное поведение, без которых адаптация и социализация просто невозможны.
Совершенно очевидно, что вторичная и третичная профилактики имеют свои особенности. Между профилактическими блоками (первичная, вторичная и третичная профилактики) как составляющими единой системы имеет место взаимопроникновение и взаимопересечение. Именно такой подход позволит структурировать целостную концепцию профилактики злоупотребления психоактивными веществами и перейти к созданию профилактических программ на всех трех уровнях.
Наркомания – чрезвычайно сложное и общественно-опасное явление в современном мире. Причиняемый ею вред огромен и практически не поддается исчислению. Это и деградация личности принимающего ПАВ, и импульс к совершению разнообразных преступлений, и снижение интеллектуального потенциала общества, изоляция от людей и многое другое.
Одним из факторов, являющихся причиной раннего приобщения к наркотикам, являются психологические особенности детей, подростков и молодежи, обусловленные возрастной психологической неустойчивостью.
Вступая в подростковый возраст, молодой человек сталкивается с огромным количеством неведомых ему ранее проблем.
Как показали исследования подростков, потребляющих наркотические препараты, можно встретить в любой компании. Подчас они лидируют среди молодежи, воспринимаются как люди удачливые, смелые, самостоятельные, причем подростками перенимаются поведение, манеры, стиль таких лиц. Подросткам становится необходимым ориентироваться в вопросах наркотизации, чтобы не прослыть «белой вороной». Сейчас все чаще в подростковом и юношеском сознании разрушаются барьеры, отделяющего человека от первой инъекции, и молодые люди, еще не пробовав наркотики, уже смотрят на мир глазами наркомана.
Приобщаясь к кругам, где распространенно потребление наркотиков, они перенимают их взгляды, ценности, образ жизни. Вопрос о приеме наркотиков обусловлен только временем и ситуацией. Вовлечению подростков в наркотизацию способствуют разрушающие социально-экономические условия той территории, на которой проживает субъект. Все чаще потребление наркотиков выступает способом адаптации к сложной микросоциальной обстановке, решения личностных проблем, служит порой средством самоутверждения.
Подобная ситуация требует скорейшего поиска мер по антинаркотическому просвещению. Просветительная политика и пропаганда, осуществляемые в средствах массовой информации, в образовательных учреждениях, организациях по социальной работе с населением, зачастую носят «широкий характер» (акцентировав внимание на массы), но также и «индивидуальный характер».
Необходимы разработка и реализация в рамках государственной политики альтернативных поведенческих технологий в отношении потребления наркотиков, причем политика эта должна обрести достаточную правовую базу.
Наряду с соответствующим правовым обеспечением решение проблемы предлагает также создание и внедрение молодежных программ здорового образа жизни, в основу которой легла бы объективная и вызывающая доверие информация о наркотизации и ее последствиях и целью которых было бы формирование у молодежи стилей и моделей образа жизни, социально приемлемых и одновременно предоставляющих возможности для наиболее адекватной реализации личности. Выбор таких моделей должен быть свободным, не навязанным извне и одновременно ответственным.
Следует признать приоритетную роль в борьбе с наркоманией среди молодежи и подростков на реабилитационном и профилактическом этапе социально-педагогических и психологических структур, социальных педагогов, психологов, волонтеров и т. д. Не страх наказания способен удержать молодежь от употребления наркотиков. А объяснение последствий злоупотребления наркотическими препаратами. Необходима стратегия предупреждения наркомании, включающая выявление групп риска, анализ кризисных ситуаций в молодежной среде и предложения по социально приемлемым способам разрешения этих ситуаций. Главным направлением стратегии является формирование понятий здорового образа жизни во взаимосвязи понятий «психическое здоровье», «психологическое здоровье», «психопрофилактика».
Для того чтобы поддерживать психическое здоровье на должном уровне, необходимо обладать психологической культурой. Понятие «психологическая культура» включает в себя: «заботу о своем психическом здоровье, умение выходить из психологических кризисов самому и помогать близким людям».
Психическое здоровье - «состояние душевного благополучия, характерное отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельность. Содержание понятия не исчерпывается медицинскими и психологическими критериями, в нем всегда отражены общественные и групповые нормы и ценности, регламентирующие духовную жизнь человека».
Таким образом, ключевым словом для описания психологически и психически здорового человека является понятие «гармония», а центральной характеристикой – саморегулируемость, понимая как возможность адекватного приспособления субъекта к благоприятным и не благоприятным воздействиям окружающей среды.
Основным способом поддержания психического и психологического здоровья в массах является психопрофилактика – область медицинской психологии, основная задача которой заключается в предоставлении «специализированной помощи практически здоровым людям для предотвращения нервно-психических и психосоматичских заболеваний, а также для облегчения острых психотравматических реакций».
Задачами профилактики, являются:
- Минимизация факторов наркориска психологического характера;
- Поиск индивидуальных и групповых стратегий преодоления отчаяния, жизненных проблем, кризисов и связанных с ними негативными переживаниями;
- Развитие личностной субъективности и самосознания;
- Улучшения показателей здоровья;
- Формирование интереса подростка на познание своего внутреннего мира, обеспечивающего формирование и становление зрелых морально-ценностных установок;
- Эмоциональное развитие личности (причем необходимо развивать эмоции не по отношению к музыке, природе, литературе и т.д., а по поводу самого себя).
Методы проведения профилактики в образовательной среде
В профилактических мероприятиях зависимости от наркотических веществ задействованы все общественные структуры. Они включают в себя такие формы и методы профилактики, как:
- Беседы индивидуальные и групповые, классные часы на соответствующую тематику, лекции;
- Социально-психологические тренинги направленные на формирование тех или иных качеств (черт), сохранение уже имеющихся позитивных особенностей, выстраивание новых форм деятельности и всестороннее развитие личности в целом. Тренинг - одним из самых эффективных способов превентивного обучения;
- Видеоматериалы: документальные и художественные фильмы, мультипликационные картины, а также короткометражные фильмы несущие в себе профилактический смысл;
- Переход от лекционной формы работы к беседе с вовлечением слушателей в обсуждение информации, проведение диспутов, активным участием аудитории в контексте вопрос-ответ, демонстрация слайдов, плакатов, диаграмм, графиков;
- Отдельное внимание отводится работе с семьей. Родители должны быть информированы о вреде наркотиков для подрастающего поколения и обучены умению направлять заинтересованность подростков в свободное от учебы время на занятия спортом, искусством, техникой, приобщение к культурным ценностям. Следует акцентировать внимание родителей на совместное проведение досуга в семейном кругу – посещение музеев, выставок, туристические походы и т.д.;
- Одним из важных направлений социально-психологической помощи детям, подросткам и их родителям является работа службы «Телефон доверия», задача которой – помощь абонентам в преодолении актуальных конфликтов и психотравмирующих ситуаций.
Активные методы проведения занятий, досуга, как в образовательной организации, так и вне её, профилактического характера, способствуют приобретению у детей, подростков и молодежи: навыков самоконтроля, саморегуляции, выбора и принятия правильных решений, укреплению волевых качеств и психической устойчивости по отношению к неудачам, трудностям и преградам на жизненном пути.
Самый лучший опыт в жизни человека – это отрицательный опыт. Благодаря ему, каждый может выбрать свой путь продолжения жизни – исправления и не допущения прежних ошибок в настоящем и будущем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании у детей и подростков из социально-неблагополучных семей
Главным условием для нормального социального развития ребенка является семья. В семье он получает воспитание, психологическую помощь и поддержку, происходит формирование самостоятельной личности ...
обсуждение на форуме Профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков
Матриал предназначен для работы с трудными детьми. Как правильновыявить и главное исправить девиантное поведение подростков....
Авторская программа "Профилактика негативных явлений" для детей и подростков 9-16 лет
Программа позволяет рассуждать с детьми и подростками о здоровом образе жизни. Новизна ее в краткосрочности - 16 часов, что позволяет ею обхватить большое количество учащихся и исрользовать през...
Профилактика наркозависимости подростков
Стихотворение "Подростоку. Воспитательский реп" написано воспитателем на основе переписки с наркозависимым подростком в трудный для него период. В настоящее время этот бывший подросток преодолел свою ...
Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков
Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитац...
«Педагогическое кредо» ( мои педагогические принципы, девиз, профессиональное кредо как педагога-специалиста в сфере профилактики наркозависимости детей и подростков)
Как правило, ведущая роль в происхождении аддикции приписывается родителям. В ходе многочисленных исследований была выявлена связь между поведением родителей и последующим зависимым...
«Педагогическое кредо» ( мои педагогические принципы, девиз, профессиональное кредо как педагога-специалиста в сфере профилактики наркозависимости детей и подростков)
Значение семьи в формировании аддиктивной личности...