Авторская программа "Профилактика негативных явлений" для детей и подростков 9-16 лет
рабочая программа на тему
Программа позволяет рассуждать с детьми и подростками о здоровом образе жизни. Новизна ее в краткосрочности - 16 часов, что позволяет ею обхватить большое количество учащихся и исрользовать презентации, разработанные автором программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_negativnyh_yavleniy_izmeneniya.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
«Профилактика негативных явлений»
Срок реализации – краткосрочная
Возраст 9-16 лет
Педагог дополнительного образования:
Толмачева Е.А.
Пояснительная записка
Высокая криминальная активность подростков, возрастающее число несовершеннолетних, употребляющих наркотические и одурманивающие лекарственные вещества, многоликое явление беспризорности, увеличивающееся количество детей с отклонениями в психическом
развитии вызывают тревогу.
Пожалуй, никакой другой возраст не доставляет столько хлопот взрослым, как подростковый. Обычно отрицается накопленный опыт, правила поведения, система жизненных ориентиров, приоритетов, принятая в мире взрослых. Нежелание отстать от группы, боязнь быть
осмеянным, страх быть отвергнутым компанией ведет зачастую к тому, что подросток начинает принимать алкоголь, токсичные или наркотические вещества, может совершить кражу или другие асоциальные поступки, действия.
Социально-экономические условия в нашей стране отрицательным образом сказались на проблемах подрастающего поколения, привели к омоложению преступности, росту детской безнадзорности и беспризорности.Так как социальную основу общества быстро изменить нельзя, а детство быстротечно, необходимо, применять такие формы и методы
работы, которые могут повлиять на ситуацию с девиациями и правонарушениями несовершеннолетних.
Подростки из так называемой группы социального риска особо нуждаются в поддержке государства, так как их семьи зачастую не имеют возможности обеспечить детям условия полноценного развития и воспитания. Они уже поняли, что не нужны ни родителям, ни обществу, ни школе. Зачастую правонарушения, совершаемые такими подростками – это
знак протеста против общества, желание самоутвердиться среди сверстников, доказать свою значимость самому себе. К 11-12 годам они абсолютно не адаптированы к существующему обществу, его законам, но уже готовы отрицать и нарушать их.
Основной причиной вовлечения подростков и молодежи в негативные явления является то, что они не вовлечены в социально значимую деятельность, имеют много свободного времени и не знают чем себя занять. С учетом возрастных особенностей подросткового возраста,
ребят легко спровоцировать на асоциальную деятельность.
Данная программа, направленная на снижение негативных явлений в молодежной среде путем вовлечения подростков и молодежи в социально значимую деятельность.
Концептуальная основа.
В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье обучающихся отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. По данным НИИ педиатрии только 14% детей практически здоровы, 35-40% детей страдают хроническими заболеваниями, 50% детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата. Беспокоят специалистов и другие недуги современной молодежи, а именно:
- зависимость от табака, алкоголя, наркотиков;
- отношение к своему здоровью;
- изменение экологической обстановки в стране, крае, городе, что, в свою очередь, влечет за собой предрасположенность к хроническим заболеваниям, связанным с дыхательной, сердечнососудистой системами, желудочно-кишечным трактом.
В связи с этим программа «Профилактика негативных явлений» позволяет обсуждать с подростками различные темы относительно здоровья: физического, психического, нравственного, в их непосредственной связи и взаимовлиянии. При этом здоровье и здоровый образ жизни рассматриваются как непременный залог успешного достижения жизненных целей.
Программа имеет социально – педагогическую направленность.
Новизна данной программы заключается в ее краткосрочности, возможности охватить большее количество участников и использовании игр, тренингов и презентаций разработанных автором программы
Актуальность проблемы.
Молодежь и, особенно, подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Это побуждает искать средства, помогающие уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, а также различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем.
Создание данной программы является своевременной и необходимой.
Цель программы: профилактика негативных явлений в молодежной среде.
Задачи программы:
1. Формирования навыков отказа от вредных привычек.
2. Ознакомление с проблемами подростковой среды.
3. Выявление детей, нуждающихся в углубленной программе профилактики и социальной адаптации.
Достижение основной цели программы осуществляется через сочетание принципов:
- возрастной адекватности – предъявляемый материал, формы и методы соответствуют психологическим особенностям старших подростков;
- научной обоснованности – содержание программы базируется на данных психологии, медицины - осознание ценности здорового образа жизни;
- практической целесообразности – материал программы отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с развитием у подростков навыков эффективной социальной адаптации, предупреждением приобщения к ПАВ;
- позитивности – акцент предъявляемого материала смещен с борьбы с негативными проявлениями и последствиями на развитие и укрепление здоровья, мотивацию ЗОЖ, выбор здоровой жизненной позиции, умение строить здоровые отношения с другими людьми, принимая ответственность за свое здоровье, свое поведение и свое будущее.
Принципы выражают идеологию здоровья. Для того, чтобы эти принципы были усвоены детьми, они должны “проживаться” каждым ребенком, выстраиваясь в его повседневный опыт.
Отличительные особенности программы
Программа представляет собой синтез пяти современных подходов к профилактике употребления ПАВ:
- Подход, основанный на эмоциональном обучении. Повышение самооценки, развитие навыков принятия решений, формирование способностей справляться со стрессом.
- Подход, основанный на формирование навыков личностного поведения и межличностного общения.
- Подход, основанный на роли социальных факторов. Формирование навыков устойчивости к социальному давлению, негативному воздействию средств массовой информации.
- Подход, основанный на альтернативной наркотикам деятельности. Развитие целесообразной позитивной активности.
- Подход, основанный на распространении информации о факторах влияния ПАВ на организм, поведение молодого человека.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Программа рассчитана на детей и подростков в возрасте от 9 до 16 лет.
Сроки реализации программы: 18 часов. Настоящая программа является краткосрочной программой дополнительного образования детей.
Тактика эффективной работы с детьми включает следующие формы:
- поведенческое обучение (тренинги умений, помогающие ребенку противостоять насилию, давлению сверстников, развивающие умения высказывать свое мнение, выражать свои чувства);
- обучение через игру (ролевые игры, способствующие развитию социальной компетентности учащихся);
- организацию самопомощи (обучение приемам самопомощи, релаксации).
Режим занятий: занятия проводятся 2 часа в неделю, занятия по 45 минут
Планирование занятий во времени:
- ориентировка – 2-3 мин.
- установление норм, преодоление конфликтов – 5 мин.
- продуктивная деятельность – 15 мин.
- анализ занятия – 15 мин.
- заключительная часть – 5-7 мин.
Основные принципы работы ведущего группы
- Привлекать к работе группы всех учащихся.
- На работу по обдумыванию вопроса – 5-7 сек.
- Задавать те вопросы, которые требуют развернутого ответа.
- Необходимо постоянно устанавливать обратную связь.
- Движения тренера должны быть равномерны.
- Выразительно и положительно выделять удачные ответы детей.
Технические приемы педагога дополнительного образования:
- Инструкции должны быть понятны учащимся.
- Повторять инструкции поэтапно.
- Обрабатывать практические приемы .
- Стимулировать и поддерживать эффективное поведение учащихся.
Программа направлена на повышение уровня компетентности участников занятий, на оказание помощи подростку в сложных жизненных ситуациях, в выборе и реализации безопасных и конструктивных стратегий поведения, в развитии жизненно важных навыков, включающих умение сопротивляться вовлечению в употребление ПАВ.
Воспитательная система
Тип воспитательной системы: социальная ориентация.
Вид воспитательной системы: воспитательная система социального творчества, где рассматривается опыт социализации личности, привитие навыков здорового образа жизни. В программе рассматривается конкретная проблема: профилактика негативных явлений.
Цель воспитания: осознание и принятие ценности человеческого общества и социального взаимодействия.
В программе используются следующие педагогические технологии: ролевая игра, тренинги.
Направления работы: социальная адаптация учащихся, направленная на формирование умения выполнять социальные требования – здорового образа жизни.
Предполагаемые результаты:
- Уменьшение факторов риска употребления алкоголя, табака и наркотиков и других факторов, ведущих к нездоровому образу жизни.
- Способность решать проблемы.
- Способность осознавать, программировать и контролировать собственное поведение.
- Увеличение знаний о влиянии алкоголя, табака, легальных лекарств и нелегальных психоактивных средств на семью и общество, на физическую, эмоциональную, духовную и интеллектуальную сферы индивида.
- Увеличение знаний о здоровых жизненных навыках и практическое их применение.
- Повысятся правовая грамотность и ответственность за свое поведение.
- Будут созданы условия для формирования у детей и подростков антинаркогенной установки
Диагностика достижения воспитательных результатов
№ | Основные результаты воспитательной деятельности | Методы отслеживания прогресса в достижении воспитательных результатов |
1. | Развитие умения ставить цели, наличие целей и качеств целей. |
|
2. | Усвоение норм социального поведения в обществе – усвоение правил поведения в коллективе. |
|
3 | Получение основных знаний о причинах и следствиях негативных явлений, а также профилактике их возникновения. |
|
Итог реализации программы : участие обучающихся в профилактических играх:
- в профилактической игре между участниками программы;
- в городской профилактической игре (команда- победитель).
Участие в профилактической игре позволяет увидеть степень сплоченности коллектива, изменить отношение участников к членам своей команды в лучшую сторону.
Учебно-тематический план
№ | тема | теория | всего |
1 | Техника отказа от ПАВ | 1 | 1 |
2 | Профилактика наркомании | 1 | 1 |
3 | Профилактика употребления ПАВ (насвай, курительные смеси) | 2 | 2 |
4 | Молодежные неформальные движения. | 2 | 2 |
5 | Профилактика игромании | 1 | 1 |
6 | Профилактика экстремальных развлечений | 1 | 1 |
7 | Права обязанности и ответственность учащихся. | 2 | 2 |
8 | Профилактика табакокурения | 2 | 2 |
9 | Профилактика алкоголизма | 2 | 2 |
10 | Профилактика экстремизма | 2 | 2 |
11 | Итоговое занятие. (акция, флеш моб, круглый стол) | 2 | 2 |
итого | 18 | 18 |
Содержание тематического планирования
№№ | Тема | Содержание |
1. | Техника отказа от ПАВ. | Методы и приемы отказа от предложения первой пробы ПАВ. |
2. | Профилактика наркомании. | Основные этапы формирования наркотической зависимости. Последствия и ответственность употребления наркотиков. |
3. | Профилактика употребления ПАВ. | Ключевые знания о вреде токсических веществ и последствиях их употребления. |
4. | Молодежные неформальные движения. | Понятие о неформальных движениях,. Основные причины вступления подростков в неформальные молодежные группировки, Виды группировок и их направленность. Особенности молодежного неформального движения. |
5. | Профилактика игромании. | Понятие об игромании, признаки игромании. Профилактика игромании. |
6. | Профилактика экстремальных развлечений. | «Зацеперство» как вид экстремальных развлечений. Последствия и ответственность зацеперства. Профилактика «зацеперства». |
7. | Права обязанности и ответственность учащихся. | Права, обязанности и соблюдение устава образовательных учреждений. Виды ответственности. Профилактика противоправного деяния учащихся. |
8. | Профилактика табакокурения. | Вред табака, причины начала курения. Навыки отказа от курения. |
9. | Профилактика алкоголизма. | Вред алкоголя, причины начала употребления алкоголя. Навыки отказа от принятия алкоголя. Коррекция рискованного поведения, связанного с первой пробой алкоголя. |
10. | Профилактика экстремизма. | Экстремизм в молодежной среде - одна из острейших проблем современной России. Понятие об экстремизме, Основные источники экстремизма. Виды экстремизма. Профилактика экстремизма в молодежной среде. |
11. | Итоговое занятие. | Проверка и закрепление полученных знаний и навыков в форме создания мультимедийных презентаций, участия в школьных и окружных профилактических играх. |
Использованная литература
- А.В. Соловов. "Программа ранней профилактики химической зависимости для детей и подростков". Москва, 2000.
- А. Данилин, И.Данилина. Героин. М., Центрполиграф, 2000.
- А. Данилин. Кокаин. Первитин. М., Центрполиграф, 2000.
- Сборник. Я хочу провести тренинг Новосибирск, 2000.
- Тищенко О.И. Программа "Школа-территория здоровья". Журнал "Классный руководитель", №4, 2008
- Подобед С. Программно-целевой подход в решении проблемы преодоления наркотической зависимости у детей. Журнал "Воспитание школьников", №9, 2007
- Блажнова О.В. Диагностические технологии в работе социального педагога. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок", раздел "Социальная педагогика"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Агрессивное поведение детей и подростков"
Доклад для семинара цикловой методической комиссии кураторов...
Профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании у детей и подростков из социально-неблагополучных семей
Главным условием для нормального социального развития ребенка является семья. В семье он получает воспитание, психологическую помощь и поддержку, происходит формирование самостоятельной личности ...
Экологическая сказка для детей и подростков "Шипучка"
Здравствуйте, окончив вуз по специальности инженер-эколог, я поняла на сколько важно экологическое образование и в частности экологическое воспитание для детей и подростков, да и вообще для всех людей...
Гигиена детей и подростков
Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста....
обсуждение на форуме Профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков
Матриал предназначен для работы с трудными детьми. Как правильновыявить и главное исправить девиантное поведение подростков....
Доклад: «Рекомендации педагогам по организации профилактической работы по предупреждению алкоголизма и наркомании среди детей и подростков»
Успешность профилактики во многом зависит от способности педагогов к установлению контакта с родителями, особенно проблемных, трудных детей. Исследования позволяют говорить о том, что значимые д...
Журналистика для детей и подростков
Методическая разработка по основам журналистики для подростков 11-15 лет....