Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков
рабочая программа на тему
Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы молодежи.
Поиск эффективности мер социальной профилактики предполагает определение сущности понятия “отклоняющееся поведение”, его видов, факторов, влияющих на накопление отклоняющегося потенциала обучающихся, причин отклоняющегося поведения подростков, а также роли образовательных институтов в решении задач предупреждения отклонений в поведении. Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам. И.С.Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали.
Существующая на сегодня система мер профилактики девиантного поведения неэффективна. Причины:
- приоритет учебных задач перед задачами воспитания в работе с детьми и подростками в образовательном учреждении;
- низкая доступность конкретных технологий профилактической работы для практических работников;
- осуществление помощи “трудным” преимущественно педагогами-энтузиастами;
- бессистемность и непоследовательность в реализации мер профилактики и реабилитации.
Для того чтобы меры профилактики были более эффективными, необходимо создание следующих условий:
- выявление адекватности применяемых мер профилактики на основе данных социально-педагогического мониторинга;
- научно-методическое оснащение процесса взаимодействия техникума, семьи и других социальных институтов по организации работы с подростками с отклоняющимся поведением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_korrektsiya_deviantnogo_povedeniya.doc | 239.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Кинельский государственный техникум»
Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков
Автор программы:
Мишина Татьяна Николаевна,
воспитатель ГБПОУ «КГТ»
г.Кинель 2017
Мишина Татьяна Николаевна, воспитатель общежития
Самсонова Раиса Александровна, заместитель директора по УВР
Разделы: кураторство, работа с родителями, психологическая служба техникума
Цели программы:
- Создание в техникуме условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для студента пространство, где ему хорошо и интересно;
- Коррекция взаимоотношений в семье, формирование у родителей позиции доверия к техникуму;
- Создание механизма работы программы по снижению уровня преступности среди студентов.
Задачи:
- Оказать своевременную психолого – педагогическую поддержку студенту, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.
- Способствовать формированию у подростков “здоровых” моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала;
- Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов и всех работников техникума);
- Привлечь в воспитательный процесс техникума представителей общественности.
- Противостоять вовлечению подростков в преступную деятельность.
Пояснительная записка
Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы молодежи.
Поиск эффективности мер социальной профилактики предполагает определение сущности понятия “отклоняющееся поведение”, его видов, факторов, влияющих на накопление отклоняющегося потенциала обучающихся, причин отклоняющегося поведения подростков, а также роли образовательных институтов в решении задач предупреждения отклонений в поведении. Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам. И.С.Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали.
Существующая на сегодня система мер профилактики девиантного поведения неэффективна. Причины:
- приоритет учебных задач перед задачами воспитания в работе с детьми и подростками в образовательном учреждении;
- низкая доступность конкретных технологий профилактической работы для практических работников;
- осуществление помощи “трудным” преимущественно педагогами-энтузиастами;
- бессистемность и непоследовательность в реализации мер профилактики и реабилитации.
Для того чтобы меры профилактики были более эффективными, необходимо создание следующих условий:
- выявление адекватности применяемых мер профилактики на основе данных социально-педагогического мониторинга;
- научно-методическое оснащение процесса взаимодействия техникума, семьи и других социальных институтов по организации работы с подростками с отклоняющимся поведением.
Девиантное поведение подразделяется на две категории:
- Поведение, отклоняющееся от норм психологического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое).
- Антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы.
Отклонения в поведении подростков могут быть обусловлены следующими причинами:
- социально-педагогической запущенностью, когда подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;
- глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе , неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, учителей, одногруппников;
- отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;
- отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов;
- безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.
Приложение 1
Приложение 2
Координационный план работы с подростками группы риска
№ | Мероприятия | Куратор | Соц. пед. | Пси-холог | Зам. дир. по УВР | Совет профи-лактики | Род. комитет |
I. Организационные мероприятия | |||||||
1. | Составление социального паспорта группы | ||||||
2. | Составление характеристик на подростков группы риска | ||||||
3. | Выявление подростков, находящихся в трудной жизненной позиции | ||||||
4. | Организация встреч учителей и специалистов техникума с родителями | ||||||
5. | Составление картотеки и сводных таблиц на студентов | ||||||
6. | Организация досуга и кружковой деятельности | ||||||
7. | Составление административных писем, ходатайств и др. документ. | ||||||
8. | Осуществление связи с КДН, ПДН и др. соц. службами | ||||||
9. | Организация летней занятости | ||||||
II. Работа с учащимися | |||||||
1. | Контроль посещаемости занятий | ||||||
2. | Контроль текущей успеваемости | ||||||
3. | Вовлечение студентов в кружки и секции | ||||||
4. | Проведение профилактических бесед | ||||||
5. | Посещение занятий с целью наблюдения за студентами | ||||||
6. | Направление на консультации к психологу или мед. Специалистам | ||||||
7. | Содействие в трудоустройстве | ||||||
8. | Проведение психодиагностики | ||||||
9. | Помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута | ||||||
10 | Разбор конфликтных ситуаций | ||||||
III. Работа с родителями | |||||||
1. | Посещение семей группы риска | ||||||
2. | Проведение консультаций | ||||||
3. | Приглашение на советы профилактики | ||||||
4. | Выступления на род. собраниях | ||||||
5. | Разработка рекомендаций по воспитанию подростков и улучшению взаимоотношений | ||||||
IV. Работа с педколлективом | |||||||
1. | Осуществление обмена необход. информацией с предметниками | ||||||
2. | Консультации по результатам диагностики | ||||||
3. | Выработка рекомендаций по работе с подростками группы риска | ||||||
4. | Выступление на педсоветах | ||||||
5. | Проведение деловых игр, семинаров-практикумов для отработки навыков и умений педагогов по работе с подростками группы риска |
Приложение 3
План реализации Программы
Организационные мероприятия | Работа со студентами | Работа с родителями | Работа с педколлективом | |
сентябрь | 1.Корректировка социальных паспортов групп 2. Составление характеристик на подростков группы риска 3.Выявление подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации 4.Составление картотеки и сводных таблиц на студентов 5.Организация контроля кружковой деятельности 6. Осуществление связи с КДН, ПДН и др. соц.службами | 1. Контроль посещаемости занятий 2.Контроль текущей успеваемости 3.Проведение профилактических бесед 4. Посещение уроков с целью наблюдения за студентами 5. Направление на консультации к психологу или мед. специалистам 6.Проведение психодиагностики эмоционально-волевой сферы. 7. Разбор конфликтных ситуаций | 1. Посещение семей группы риска 2. Проведение консультаций 3. Приглашение на Совет профилактики 4. Выступления на родительских собраниях 5. Разработка рекомендаций по воспитанию подростков и улучшению взаимоотношений 6. Привлечение родителей к проведению тематических праздников | 1.Осуществление обмена необходимой информацией с предметниками 2.Консультации по результатам диагностики 3. Выработка рекомендаций по работе с подростками группы риска 4. Педсовет «Взаимодействие семьи и техникума в интересах личности ребенка» |
октябрь | 1. Организация занятости подростков во время каникул 2. Контроль занятости подростков во внеурочной деятельности 3. Осуществление связи с КДН, ПДН и др. социальными службами 4. Анализ работы по Программе профилактики и коррекции девиантного поведения. | 1. Контроль посещаемости занятий 2. Контроль текущей успеваемости 3. Проведение профилактических бесед 4. Посещение уроков с целью наблюдения за студентами 5. Разбор конфликтных ситуаций 6. Проведение диагностики межличностных отношений | 1. Посещение семей группы риска 2. Проведение консультаций 3. Приглашение на Совет профилактики 4. Выступления на родительских собраниях 5. Участие родителей в качестве научных руководителей на НПК «Шаг в будущее». | 1. Семинар – практикум для отработки навыков и умений педагогов по работе с подростками группы риска. 2. Консультации по результатам диагностики. 3. Проведение тренинга «Эмпатическое слушание» |
Приложение 5
Охват студентов внеурочной досуговой деятельностью
№ | Фамилия, имя студента | Группа | Название кружка, клуба, секции; их местонахождение | Занятость по дням недели | ||||||
Пн. | Вт. | Ср. | Чт. | Пт. | Сб. | Вс. | ||||
Приложение 6
Анкета для родителей
- Какие формы поведения вы назвали бы отклоняющимися от нормы?
- нарушение правил поведения в техникуме (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий)
- побеги из дома
- грубость, сквернословие
- употребление алкоголя, пьянство
- курение
- раннее начало половой жизни
- хулиганство
- унижение других
- воровство
- неподчинение, критика взрослых
- ношение «вызывающей» одежды
- отрицательное отношение к учебе
- драки, нанесение телесных повреждений
- употребление наркотиков
- что- то еще
- Какие из них вы считаете наиболее распространенными среди сверстников ваших детей или вашего ребенка (перечислите, пожалуйста, соответствующие номера ответов из первого вопроса)?
- Сколько, примерно, времени в день ваш ребенок (или ваши дети) предоставлен самому себе?
- не более 1часа
- 2-3 часа
- 4-5 часов
- 6-8 часов
- более 8 часов
- затрудняюсь ответить
- Что обычно делает ваш ребенок в свободное от учебы время?
- Что, с вашей точки зрения, является основными причинами отклоняющегося от нормы поведения?
- стремление получить сильные впечатления
- заболевания ребенка
- повышенная возбудимость детей, неумение контролировать себя
- неблагополучная ситуация в семье
- стремление к самостоятельности и независимости
- недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными педагогическими ситуациями
- отставание в учебе
- пренебрежение со стороны сверстников
- непонимание взрослыми трудностей детей
- недостаточная уверенность ребенка в себе
- отрицательная оценка взрослыми способностей детей
- стрессовые жизненные ситуации
- напряженная социально- экономическая ситуация в жизни ребенка (плохая обеспеченность, безработица родителей и т.д.)
- примеры насилия, жестокости, безнаказанности, получаемые через средства массовой информации
- чрезмерная занятость родителей
- конфликты с родителями
- что- то другое______________________________________________________
- К какому из специалистов вы обратились бы в первую очередь за помощью, если бы у вашего ребенка появились проблемы в поведении?
- к куратору
- психологу
- социальному педагогу
- психотерапевту
- инспектору по делам несовершеннолетних
- врачам
- справились бы самостоятельно
- к кому – то еще
- затрудняюсь ответить
- Возникают ли у вас опасения, что ваш ребенок может попасть в плохую компанию?
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
- Если вы опасаетесь, что вызывает ваши опасения?
Приложение 7
Список детей группы риска
Г Р У П П ы | Фактор риска | Всего | |||
Медико-биологический | Психологический | Педагогический | |||
Дети-сироты и дети опекаемые | Дети, нуждающиеся в защите своих прав | Неуправляемые дети | Доля в % | ||
Дети с ослабленным здоровьем и проблемами в развитии | Дети суицидального поведения | Слабоуспевающие дети | |||
Дети-инвалиды | Дети девиантного поведени | Второгодники | |||
Многодетные семьи | Дети делинквентного поведения | ||||
Дети из неполных семей | Дети аддиктивного поведения | ||||
Дети из социально опасных |
Приложение 8
Схема проведения опроса психологом трудного подростка.
- Учеба – любимые и нелюбимые предметы, причины неуспеха, отношения с учителями, участие в общественной работе, случаи нарушения дисциплины.
- Планы на будущее в отношении продолжения учебы, выбора профессии, способность учитывать предстоящие трудности и трезво оценивать свои возможности.
- Отношения со сверстниками: предпочтение одного близкого друга или компании приятелей, положение среди товарищей («душа компании», «преследуемый», «изгой», «независимый одиночка» и т.п.), причины выбора приятелей по определенным личным качествам, по общности увлечений и т.п.
- Увлечения в настоящем и прошлом (под чьим влиянием был сделан выбор, каковы достигнутые результаты, почему увлечения заброшены т.д.).
- Отношения с родителями, внутрисемейные отношения: состав семьи (кто назван первым, о ком забыл упомянуть, кто занимался его воспитанием, наиболее близкий член семьи, с кем в семье конфликтные отношения в причина конфликта). В случае распавшейся семьи необходимо выяснить, в каком возрасте был подросток, когда это случилось, его отношение к разводу родителей, поддерживает ли контакт с тем из них, кто ушел из семьи.
- Нарушения поведения в прошлом: прогулы занятий, мелкое хулиганство, курение, выпивки, знакомство с различными дурманящими средствами, побеги из дома, был ли задержан или взят на учет полицией.
- Наиболее тяжелые события в прошлом и реакция на них. Наличие когда-либо в прошлом суицидных мыслей. Перенесенные заболевания: как они сказались на учебе и на положении среди сверстников. Наличие в настоящем или прошлом нарушений сна, аппетита, самочувствия и настроения.
- Сексуальные проблемы (сначала подростку надо объяснить, что психолога эти вопросы интересуют не сами по себе, а с целью выяснить возможное переживание по этому поводу и получить более полное представление о его характере; необходимо предупредить, что все сообщаемые им сведения без согласия никому из его родных, знакомых не будут переданы):
- первая влюбленность и связанные с этим психические травмы;
- самооценка своей привлекательности;
- начало половой жизни и скрытное опасение по поводу своей сексуальной неполноценности.
Приложение 9
Статистические данные о трудных подростках за учебный год
№ | Показатели | I полугодие | II полугодие | Год |
1. | Поставлено не учет | |||
2. | Снято с учета | |||
3. | Выбыло: а) в учебные учреждения | |||
б) на работу | ||||
в) за пределы города | ||||
4. | Всего успевает | |||
5. | Всего не успевает | |||
6. | Отчислено | |||
7. | Переведено в другое учебное заведение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преодоление девиантного поведения у трудных подростков.
Преодоление девиантного поведения в условиях социальной квартиры по семейному типу у трудных подростков. Изменения, ...
обсуждение на форуме Профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков
Матриал предназначен для работы с трудными детьми. Как правильновыявить и главное исправить девиантное поведение подростков....
Образовательная экскурсия как средство профилактики и коррекции девиантного поведения обучающихся
Статья была написана по итогам проведения экскурсионной практики в спецшколе, где обучающиеся подвержены отклоняющемуся поведению. Девиантность - широкое понятие, включающее в себя различные степени н...
Профилактика и коррекция асоциального поведения детей-сирот и лиц из их числа
Программа предназначена для работы с детьми-сиротами и составлена из опыта работы социального педагога колледжа...
Доклад на тему: "Профилактика и коррекция неадекватного поведения подростков"
Доклад на тему: "Профилактика и коррекция неадекватного поведения подростков"...
Проект «Коррекция девиантного поведения у обучающихся профессионального лицея с задержкой умственного развития посредством физического воспитания»
Коррекция девиантного поведения у обучающихся профессионального лицея с задержкой умственного развития посредством физического воспитания...
Конспект занятия с родителями по коррекции деструктивного поведения детей и подростков
Агрессия среди подростков - явление, от которого нельзя застраховаться. Даже если до переходного возраста отпрыск получал массу внимания и правильно воспитывался, нет гарантии, что он не изменится при...