«Педагогическое кредо» ( мои педагогические принципы, девиз, профессиональное кредо как педагога-специалиста в сфере профилактики наркозависимости детей и подростков)
статья
Как правило, ведущая роль в происхождении аддикции приписывается родителям. В ходе многочисленных исследований была выявлена связь между поведением родителей и последующим зависимым поведением детей. Специалисты анализирующие влияние семьи пользуются термином « психопатология родителей» под которым понимаются не психические заболевания, а, прежде всего, наличие у них определенных характерологических нарушений или отклоняющегося поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
addiktsiya.odt | 11.93 КБ |
Предварительный просмотр:
«Педагогическое кредо»
( мои педагогические принципы, девиз,
профессиональное кредо как педагога-специалиста
в сфере профилактики наркозависимости детей и подростков)
Как правило, ведущая роль в происхождении аддикции приписывается родителям. В ходе многочисленных исследований была выявлена связь между поведением родителей и последующим зависимым поведением детей. Специалисты анализирующие влияние семьи пользуются термином « психопатология родителей» под которым понимаются не психические заболевания, а, прежде всего, наличие у них определенных характерологических нарушений или отклоняющегося поведения.
Некоторые формы этой патологии являются факторами риска для развития личностных нарушений и отклоняющегося поведения у детей. К провоцирующим аспектам, способствующим возникновению нарушений у детей, относится депрессия и злоупотребление различными веществами (наркотиками, алкоголем) родителей, что ассоциируется с распадом семьи, приводя к ряду негативных последствий. Предрасположенность к развитию нарушений носит биологический и психологический характер. Когда в очень раннем периоде жизни ребенок на эмпатическом уровне « схватывает» неадекватное отношение к нему родителей происходит задержка развития его эмоциональных функций, которая может сказаться на возникновении определенных форм отклоняющегося поведения.
Выделяют 4 типа семей, формирующие , будущего аддикта:
1 Травмирующая семья, в которой ребенок может идентифицироваться либо с агрессором, либо с жертвой, испытывает чувства стыда и беспомощности и впоследствии избавляется от него с помощью аддиктивных реализаций;
2 Навязчивая семья, возлагающая собственные ожидания на ребенка, который впоследствии компенсирует свою фальшивую идентификацию с помощью аддиктивных реализаций;
3 Лживая семья, в которой ребенок утрачивает чувство реальности и собственной личности, испытывает стыд, отчуждение, компенсируя чувства с помощью аддиктивных реализаций;
4 Непоследовательная семья, когда правила родителей различаются и меняются на ходу, из-за чего нарушается стабильность Супер-Эго и социализация, вследствие чего создается мотивация для аддиктивных реализаций.
Симонова Е.М. описывает 3 типа матерей химических зависимых детей:
1 « Мать – девочка» : сохранившая дозамужние интересы и безразличие к ребенку;
2 « Мать – героиня» : организует лечение и реабилитацию семьи, страдающих зависимостью и нередко начинает лечиться сама вместо своего ребенка.
3 « Мать - страдалица» : самоотверженно борется с неисчислимыми проблемами семьи, одновременно усугубляя их (например, «из жалости» дает сыну деньги на запрещенные вещества).
Отцы этих детей также представлены 3 типами:
1 « Отец –герой, лишающий ребенка ответственности за аддиктивное поведение;
2 «Агрессор» : жестоко наказывающий ребенка за аддиктивное поведение, нередко сам страдает алкоголизмом.
3 « Отсутствующий отец» : разведенный, двоеженец, тихий алкоголик, трудоголик.
Выделяются семейные условия к развитию зависимости :
1 Стремящиеся к совершенству, принуждающие и наказывающие родители, устанавливающие жесткие правила.
2 Принятие жестких ролей, предписанных родителями масса семейных секретов.
3 Слишком серьезная, тяжелая атмосфера, в которой каждый ведет себя как жертва и единственное допустимое проявление юмора - высмеивать других и превращать детей или посторонних в мишени для насмешек.
4 Невозможность уединения, полное отсутствие личных границ, детям не дается право на тайну.
5 Один или оба родителя больны умственно или физически, находятся в созависимых отношениях.
6 Никому не разрешается говорить с посторонними о семье, другие люди воспринимаются как враждебные.
7 Детям не разрешается проявлять сильные чувства.
8 Конфликты между членами семьи игнорируются или отрицаются при полном отсутствии единства в семье.
В таких семьях наблюдается нарушение влияния родителей на детей в форме воспитательной неуверенности или фобии утраты ребенка. При гиперпротекции родители уделяют ребенку слишком много внимания, при гипопротекции - недостаточно. Они могут потворствовать удовлетворению его потребностей или игнорировать их. Могут предъявлять к ребенку как чрезмерные требования, так и непозволительную мягкость. Наконец, стиль воспитания может неустойчивым, непоследователен.
В связи ,с вышеизложенным, с подростком, который входит в группу риска проводится - серьезная работа, в которой один из компонентов – является тесная работа с родителями. Не все родители в полной мере осознают реальность угрозы, что затрудняет плодотворное сотрудничество. Главный мой принцип в работе – это слаженная работа механизма, который состоит из трех звеньев : педагог-психолог, родитель, педагог ( социальный педагог, педагог доп.образования ). Работая в тесном контакте с родителями, мы демонстрируем признание роли родителей как основных воспитателей и одновременно помогаем родителям в ее осуществлении.
Партнерские отношения с родителями позволяют последовательно внедрять соответствующие понятия о здоровом образе жизни в семьи и улучшать состояние здоровья учащихся и способствовать большей осведомленности учащихся и их семей в медицинских вопросах. По наблюдениям работа осуществляется в консультации с родителями не только более успешна и эффективна, но и расширяет возможности родителей. Родители нередко испытывают трудности, обсуждая с детьми вопросы, связанные с наркотиками, в то же время они могут стать для молодых людей тем источником информации, которому они наиболее доверяют и отдают предпочтение.
Работая в сотрудничестве с родителями, школа помогают им в определенной степени избавиться от волнений по поводу того, что забота о просвещении по вопросам профилактики злоупотребления наркотиками целиком ляжет на их плечи. Кроме того, это помогают родителям приобрести те навыки и знания, которые необходимы, для того чтобы решиться на обсуждение с детьми темы наркотиков.
Семья может сыграть большую роль в предотвращении употребления наркотиков среди своих членов путем:
- общения между родителями и детьми на надлежащем уровне
- поддержания дружеских отношений между членами семьи
- справедливого распределения обязанностей между членами семьи
- установления хороших отношений между братьями и сестрами
- неупотребления членами семьи социальных или незаконных наркотиков
Задачи, которые я ставлю перед собой в работе с родителями :
1 Ознакомить родителей с причинами, приводящими к употреблению запрещенных препаратов.
2 Побуждать родителей к выработке авторитетного, позитивного и доброжелательного стиля воспитания, выражению отрицательного отношения к употреблению наркотиков подростками, поддержанию контактов с другими родителями, для того чтобы определить соответствующие перспективы и быть в курсе проблем, связанных с запрещенными препаратами.
3 Наметить эффективные стратегии для родителей по предупреждению потребления
наркотиков их детьми и решению потенциальных проблем.
4 Добиваться лучших результатов, привлекая к работе родителей.
Дети, которые воспитываются в раннем возрасте в аддиктивных семьях и не становятся аддиктами, все же ощущают неудовлетворенность собой и жизнью , чувствуют преграды и « блокировки» . Взрослые дети аддиктов и родителей алкоголиков нуждаются в профессиональной помощи для избавления их от различного рода комплексов, снижающих качество жизни.
Список литературы:
Бочаров, В. В. Особенности личностного и семейного функционирования родственников наркозависимых / В. В. Бочаров, А. М. Шишкова. – Санкт-Петербург : Нестор-История, 2016. - 335 с. - Библиогр.: с. 280 - 304. Шифр: 88.7 Б 86. ЧЗ.
Бузина, Т. С. Психологическая профилактика наркотической зависимости : монография / Т. С. Бузина. - Москва : Когито-Центр, 2015. - 311 с. : ил. Шифр: 88.7 Б 90. Аб., ЧЗ.
.Выявление и профилактика подростковой наркомании : учебно-методическое пособие / С. Б. Белогуров [и др.]. - Санкт-Петербург : СпецЛит, 2017. - 46 с. Шифр: 51.1(2)5 В 95.Аб., ЧЗ.
Савина, Е. А. Духовной жаждою томим : выздоровление от алкоголизма и наркомании / Е. А. Савина. - 2-е изд., испр., доп. - Москва : Лепта Книга ; [Б. м.] : Грифъ ; [Б. м.] : Вече, 2015. - 623 с. - (Исцеление). Шифр: 51.1(2Рос),5 С 13. ЧЗ.
Савина, Е. А. "Я люблю его..." : семье и друзьям алкоголиков и наркоманов / Е. А. Савина. - 2-е изд., испр., доп. - Москва : Лепта Книга ; [Б. м.] : Грифъ ; [Б. м.] : Вече, 2015. - 510, [1] с. - (Исцеление). Шифр: 51.1(2Рос),5 С 13. ЧЗ.
Старшенбаум, Г. В. Независимость : как избавиться от психологической или химической зависимости / Г. В. Старшенбаум. - Москва : Прайм : АСТ, [2018]. - 471 с. Шифр: 88.7 С 77. Аб., ЧЗ.
Юнаковская, Н. Г. Как на самом деле помочь человеку, страдающему алкогольной или наркотической зависимостью : подробная инструкция для родственников / Н. Г. Юнаковская. - Санкт-Петербург : Реноме, 2015. - 198 с. Шифр: 51.1(2)5 Ю 49. Аб., ЧЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе на тему: "Мое педагогическое кредо"
В данной статье описаны смыслы, ценности и приоритеты моей профессиональной деятельности....
Мое педагогическое кредо
Материалы краевого конкурса "Творческая мастреская преподавателя"...
Профилактика наркозависимости подростков
Стихотворение "Подростоку. Воспитательский реп" написано воспитателем на основе переписки с наркозависимым подростком в трудный для него период. В настоящее время этот бывший подросток преодолел свою ...
Педагогические методы взаимодействия социального педагога с семьями, воспитывающими детей и подростков с особыми образовательными потребностями
Инклюзивное образование – это совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ограниченными возможност...
«Педагогическое кредо» ( мои педагогические принципы, девиз, профессиональное кредо как педагога-специалиста в сфере профилактики наркозависимости детей и подростков)
Значение семьи в формировании аддиктивной личности...
Роль психолога в работе по профилактике наркозависимости детей и подростков. Интерактивные технологии
ОБЛАСТНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА КАК ОСНОВА ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОЗАВИСИМОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ» Тема доклада: «Роль психолога в работе по профилактике наркозависи...
Аттестационная работа к КПК «Психолого-педагогическое сопровождение личностной адаптации одаренных детей и подростков»
В материале представлена аттестационная работа к КПК «Психолого-педагогическое сопровождение личностной адаптации одаренных детей и подростков» «Система работы с одаренным...