ВЫЯВЛЕНИЕ МОТИВОВ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ КИКБОКСИНГОМ У СПОРТСМЕНОВ 14-17 ЛЕТ
статья
ВЫЯВЛЕНИЕ МОТИВОВ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ КИКБОКСИНГОМ У СПОРТСМЕНОВ 14-17 ЛЕТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyyavlenie_motivov_dlya_zanyatiy_kikboksingom_u_sportsmenov_14-17_let.docx | 29.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЫЯВЛЕНИЕ МОТИВОВ ЗАНЯТИЙ КИКБОКСИНГОМ У СПОРТСМЕНОВ 14-17 ЛЕТ
Ключевые слова: мотивация, мотивация занятий спортом, тренировочная и соревновательная мотивация, кикбоксинг, психодиагностическая методика, характер проявления мотивов,
Мотивация - это внутреннее побуждение к достижению цели. Мотивация от стимула отличается именно тем, что побуждение происходит внутри, а стимул исходит извне и может являться побуждением для мотивации. Например, спортсмен мечтает о награде, и он представляет ее у себя в уме. Награда здесь является стимулом, а представление в уме – мотивацией [ 5].
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время кикбоксинг стал набирать популярность в связи с тем, что кикбоксинг является более зрелищным видом спорта. Это обусловлено большими скоростями, сильными ударами, мгновенной реакцией в ежесекундно меняющихся ситуациях, неординарностью и непредсказуемостью.
Как для начинающих, так, и для действующих спортсменов особенно важна мотивация к занятиям спортом. Разногласия между организацией тренировки и мотивацией спортсменов могут сильно понизить склонность к занятиям спортом, а при худшем развитии событий грозить окончательной утратой тяги к избранному виду спорта.
Объект исследования: тренировочный процесс в кикбоксинге.
Предмет исследования: мотивация спортсменов 14-17 лет, занимающихся кикбоксингом.
Цель работы: выявление мотивов у спортсменов 14-17 лет, занимающихся кикбоксингом.
Для достижения цели решались следующие задачи:
1.Изучить понятие мотивация.
2. Рассмотреть проявления мотивации у спортсменов.
3.Выявить характер проявления мотивов у спортсменов 14-17 лет, занимающихся кикбоксингом.
Метод исследования: анализ научно-методической литературы, метод опроса, математическая обработка результатов
В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае - как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение, в другом случае - как совокупность мотивов, в третьем - как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность.
Все определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Первое рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов. С учетом этих факторов происходит принятие решения, формирование намерения. Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм. Однако, и в том, и в другом случае мотивация у авторов выступает как вторичное по отношению к мотиву образование, явление.
Есть два типа мотивации: первичная, которая проявляется в форме потребности, влечения, инстинкта, и вторичную, проявляющуюся в форме мотива. Во многих случаях психологи под мотивацией имеют в виду детерминацию поведения, поэтому выделяют внешнюю и внутреннюю мотивацию.
Мотивация занятий спортом оказывает существенное влияние на эффективность спортивной деятельности с первых дней занятий и связана со многими социально-психологическими характеристиками личности. По мере роста спортивного мастерства происходит усиление или ослабление спортивной мотивации, поэтому необходимо осуществлять ее формирование с первых этапов занятий кикбоксингом.
Повышенная мотивация усиливает волнение и напряжение. Некоторым спортсменам повышенная мотивация не только помогает, но и вредна. Слишком большое старание и желание успешно выступить может привести к ухудшению деятельности спортсмена. Тренер, применяющий одну и ту же стратегию мотивации ко всем спортсменам, допускает грубую ошибку.
В мотивации кикбоксеров выделяют два направления: тренировочная и соревновательная мотивация. Преобладание той или иной направленности мотивации зависит от ряда личностных качеств спортсмена и оказывает существенное влияние на его спортивные достижения.
На начальном этапе занятий кикбоксингом преобладает тренировочная мотивация. На этапе спортивной специализации тренировочная и соревновательная мотивация выражены в одинаковой степени. На этапе спортивного совершенствования в структуре спортивной мотивации преобладает соревновательная мотивация. Учет этих тенденций является необходимым в работе тренера со спортсменами.
С целью выявления характера проявления мотивов у спортсменов 14-17 лет, занимающихся кикбоксингом, организовано практическое психолого-педагогическое исследование. В исследовании приняли участие кикбоксеры 14-17 лет, стаж занятий кикбоксингом составил от 4 до 7 лет. Характеристика спортсменов представлена в таблице 1.
Таблица 1
Характеристика спортсменов, участвующих в исследовании
N | Возраст | Стаж занятий спортом | Спортивный разряд | спортивные достижения |
N1 | 17 лет | 8 лет | Мастер спорта | Победитель первенства Европы |
N1 | 16 лет | 6 лет | Мастер спорта | Победитель первенства России |
N1 | 17 лет | 7 лет | Кандидат в мастера спорта | Победитель первенства России |
N1 | 16 лет | 4 года | 1-й спортивный | Победитель СФО |
N1 | 17 лет | 4 года | 2-й спортивный | Победитель СФО |
N1 | 16 лет | 5 года | Кандидат в мастера спорта | Призер первенства России |
N1 | 15 лет | 5 лет | 3-й спортивный | Победитель СФО |
N1 | 14 лет | 4 года | 1-й юношеский | Победитель СФО |
Для исследования особенностей мотивации нами была использована психодиагностическая стандартизированная методика: «Мотивы занятий спортом» (автор А.В. Шаболтас).
Данная методика направлена на определение доминирующих целей занятий спортом и включает в себя 10 мотивов-целей, которые соответствуют определенным суждениям:
ЭУ - мотив эмоционального удовольствия;
СС - мотив социального самоутверждения;
ФС - мотив физического самоутверждения;
СЭ - социально-эмоциональный мотив;
СМ - социально-моральный мотив;
ДУ - мотив достижения успеха в спорте;
СП - спортивно-познавательный мотив;
РВ - рационально-волевой (рекреационный) мотив;
ПД - мотив подготовки к профессиональной деятельности;
ГП - гражданско-патриотический мотив.( готовы выступать за РФ, )
Методика включает в себя 45 пар суждений, которые характеризуют различные причины занятий спортом.
Среднегрупповые показатели определения доминирующих целей занятий спортом кикбоксеров 14-17 лет представлены в таблице 2, рис.1.
Таблица 2
Результаты диагностики методикой «Мотивы занятий спортом»
(А.В. Шаболтас)
Мотивы - цели | ЭУ | СС | ФС | СФ | СМ | ДУ | СП | РВ | ПД | ГП |
Средне-групповой балл | 8.5 | 2.1 | 11.1 | 1.8 | 7.8 | 12.6 | 13 | 2.3 | 6.8 | 12.8 |
Рис. 1. Среднегрупповые показатели определения доминирующих целей занятий спортом кикбоксеров 14-17 лет
В ходе исследования особенностей мотивов занятий спортом в выборке подростков 14-17 лет, было определено, что наиболее значимыми мотивами спортивной деятельности для них являются:
- спортивно-познавательный мотив (13) ,
- гражданско-патриотический мотив (12,8),
- достижения успеха в спорте (12,6),
- физического самоутверждения (11,1).
Наименьшую значимость имеют гражданско-патриотический мотив (11,18), мотив подготовки к профессиональной деятельности (12,12), рационально-волевой мотив (12,33), а также социально-моральный мотив (12,75).
Мы можем говорить о том, что большинство подростков – участников исследования ориентированы на самоутверждение, развитие собственных физических особенностей и качеств, а также ориентированы на достижение успеха в рамках спортивной деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. [Текст] // - М.: Академический Проект; Екатеринбург: деловая книга, 2000. - 624 с.
2. Гогунов, Е.Н., Психология физического воспитания и спорта: [Текст] //Мартьянов Б.И. Учебное пособие для студ. Высш. пед. учеб.заведений. — М.; Издательский центр „Академия“, 2002. - 288 с.
3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. [Текст] // - СПб., 2006. - 512 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к итоговому занятию "Пасхальные мотивы"
Презентация рассказывает традиции празднования Пасхи и способы оформления пасхальных яиц....
Итоговое занятие "Пасхальные мотивы"
Конспект занятия для детей 1-2 года обучения по программе "Бисероплетение"...
ИЗУЧЕНИЕ МОТИВОВ ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ У СПОРТСМЕНОВ ПО СТЕНДОВОЙ СТРЕЛЬБЕ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ПОДГОТОВКИ.
Одним из важных аспектов тренерской работы является формирование у занимающихся устойчивого интереса к спортивной деятельности, устремленность к достижению поставленной цели, активного отношения к тре...
Технология выполнения заданий №25 ЕГЭ по обществознанию. Дополнительное индивидуально-групповое занятие для подготовки учащихся-спортсменов к ЕГЭ. Разработка преподавателя истории и обществознания ГБПОУ МССУОР №3 Москомспорта Щербаковой Ольги Вадимовны
В разработке предложена технология проведения индивидуально-групповых занятий по подготовке учащихся-спортсменов к ЕГЭ по обществознанию (выполнения задания №25)....
Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений детей младшего дошкольного возраста (по мотивам русской народной сказки «Волк и семеро козлят»)
Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений детей младшего дошкольного возраста (по мотивам русской народной сказки «Волк ...
ВЫЯВЛЕНИЕ МОТИВОВ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ КИКБОКСИНГОМ У СПОРТСМЕНОВ 14-17 ЛЕТ
Данная статья посвящена выявлению мотивов к занятиям кикбоксингом у спортсменов 14-17 лет....
«ПСИХОЛОГИЯ ЛЮБВИ В ЦВЕТЕ ЗЕЛЕНОГО ГРАНАТА» (Конспект интегрированного занятия по литературе и психологии по мотивам произведения А.И. Куприна «Гранатовый браслет»)
Интегрированный урок: литература и психология....