ИЗУЧЕНИЕ МОТИВОВ ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ У СПОРТСМЕНОВ ПО СТЕНДОВОЙ СТРЕЛЬБЕ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ПОДГОТОВКИ.
статья на тему
Одним из важных аспектов тренерской работы является формирование у занимающихся устойчивого интереса к спортивной деятельности, устремленность к достижению поставленной цели, активного отношения к тренировкам и соревнованиям.
Одним словом, тренер должен так организовать учебно-тренировочный и воспитательный процесс, чтобы для его учеников конкретный вид спорта стал на долгие годы одним из основных видов общественно полезной деятельности. Для решения этой задачи необходимо ближе познакомиться с характеристикой личности человека, именуемой мотиваций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motivatsiya.docx | 21.86 КБ |
Предварительный просмотр:
ИЗУЧЕНИЕ МОТИВОВ ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ У СПОРТСМЕНОВ ПО СТЕНДОВОЙ СТРЕЛЬБЕ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ПОДГОТОВКИ.
Кушагина В.Н.- преподаватель физического воспитания ГАПОУ «Тетюшский государственный колледж гражданской защиты».
Кушагин А.А.- руководитель филиала ГБУ ДО РСДЮСШОР МДМС РТ по стендовой и пулевой стрельбе, Заслуженный тренер Республики Татарстан.
Одним из важных аспектов тренерской работы является формирование у занимающихся устойчивого интереса к спортивной деятельности, устремленность к достижению поставленной цели, активного отношения к тренировкам и соревнованиям.
Одним словом, тренер должен так организовать учебно-тренировочный и воспитательный процесс, чтобы для его учеников конкретный вид спорта стал на долгие годы одним из основных видов общественно полезной деятельности. Для решения этой задачи необходимо ближе познакомиться с характеристикой личности человека, именуемой мотиваций.
Мотивация - побудитель к деятельности, ее двигатель, "пружина", регулятор.
От человека, слабо мотивированного, нельзя ожидать большой отдачи в любом деле, а не мотивированный человек вообще не будет участвовать в нем. Особенно ярко это проявляется в спорте.
Молодежь тянется к спорту, преодолевает возникающие на пути преграды и демонстрирует психические и физические возможности человека.
В этом поступательном развитии спорта большую роль играет феномен мотивации.
Мотивация не только является стержневой характеристикой личности, спортсмена, она не только ведет его к поставленной цели, но и неукоснительно влияет на процессы, протекающие в его организме в ходе спортивной деятельности (реакция на нагрузку, восстановления, усвоение нового, волю и многое другое).
Важной особенностью мотивации является ее прямое влияние на спортивный результат.
Изучение мотивации касается процессов, побуждающих человека к действию или бездействию. Мотивации можно рассматривать с различных точек зрения. Мотивы могут формироваться под влиянием относительно недавнего опыта, под влиянием событий, которые произошли несколько месяцев и даже много лет назад. Некоторые мотивации могут отражать физиологические и биохимические процессы, тогда как другие имеют психологическую или социологическую природу. Мотивации можно так же классифицировать по их источнику - исходят они от самого индивида или обусловлены характером выполняемой задачи (интересная работа), или социальными и материальными поощрениями. Используя поощрения, тренер может влиять на поведение и деятельность спортсмена - от общих отношений и установок до специфических изменений при выполнении спортсменом отдельных движений и навыков.
Не меньшее значение имеет и то, что, не зная особенности мотивации конкретного спортсмена, практически нельзя успешно готовить его к достижению высоких спортивных результатов.
Каждый тренер должен уметь формировать у своих учеников мотивацию достижения высоких результатов в спорте, но для этого необходимо, как минимум знать, что такое мотивация, как ее измерить, каковы закономерности ее формирования.
Мотивацию можно оценивать разными способами, включая метод прямого опроса, проективные тесты и анализ автобиографических данных. Кроме того, с помощью специально составленных анкет можно также исследовать и влияние факторов способствующих эффективным тренировкам. Тренерам лучше всего мотивировать спортсменов опираясь на его чувство собственного достоинства, здравый смысл и потребность в самосовершенствовании.
Предметом предпринятого нами исследования является мотивация спортсменов занимающихся стендовой стрельбой, как одна из существенных характеристик спортивно-тренировочного процесса.
Объектом исследования является тренировочный процесс в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах по стендовой стрельбе. Мотивации можно измерить при помощи письменных личностных тестов. Их можно комбинировать с проективными тестами. Эти измерения должны применяться и интерпретироваться профессиональными психологами, имеющими опыт их применения.
С другой стороны, иногда полезной может оказаться и непосредственная оценка мотивации. Например, тренер может попросить своих воспитанников написать небольшое сочинение о своей спортивной биографии, о своём отношении к спорту, о том, как они впервые заинтересовались спортом вообще, почему выбрали именно этот вид спорта. Интересные результаты могут быть получены и при анализе автобиографических данных спортсменов.
Авторы этой работы, провели исследования на базе филиала РСДЮСШОР по стендовой стрельбе, по методике предложенной А.А. Реаном и В.А. Якуниным. Целью исследования является осуществление анализа мотивации к занятиям стендовой стрельбой спортсменов- стрелков. В начале работы предполагалось, что система мотивации к занятиям стендовой стрельбой в группах начальной подготовки и учебно-тренировочной различны.
Для осуществления этой цели и подтверждения гипотезы, авторам потребовалось решить следующие задачи:
- Осуществить библиографический поиск, отбор и анализ литературы по теме.
2. Исследовать количественные и качественные критерии мотивации стрелков.
3. Обработать результаты констатирующего эксперимента методами математической статистики.
4. Сравнить результаты исследования мотивации стрелков начальной и учебно-тренировочной подготовки .
5. Сформулировать рекомендации тренерам.
Важной особенностью мотивации является ее прямое влияние на спортивный результат.
Тренеры групп начальной подготовки и учебно-тренировочных групп решают задачи определения по-разному.
Из проведенного нами исследования было определено, что на первом этапе исследования мотивы стрелков совпадают по одному пункту, который входит в мотив «статус». Но это все же не соответствует гипотезе в полном объёме.
Так как психологи отметили, что мотивы занятия спортом у детей могут изменяться от сезона к сезону и даже в недельном цикле, был проведен второй этап исследования, который пришелся на соревновательный период, а именно в период проведения таких официальных соревнований как: Первенство Татарстана, Первенство России. В этот период перед всеми спортсменами ставится одна главная задача – стать первым. Тестирование, проведенное в соревновательный период, выявило, что мотивы занятия спортом у стрелков совпадают по двум пунктам, которые входят в мотив статус, что в принципе подтвердило результаты исследования первого этапа. Отсюда следует, что наша гипотеза подтверждается частично.
Рекомендации тренерам выглядят следующим образом.
1. Чтобы понять мотивы занятий спортом и успешной активной работы какого-то спортсмена необходимо с помощью различных методов собрать информацию, касающуюся социального положения, эмоциональной структуры спортсмена и его отношения к настоящей ситуации.
2. Тренеру следует обращаться с индивидом, как с личностью, если он стремиться привлечь его к занятиям спортом. Высказывания тренера должны быть аргументированы и обращены к интеллекту спортсмена, а не к его эмоциям. Тренеру следует приводить разумные доводы о пользе занятием спорта, как во время активной спортивной деятельности, так и после окончания спортивной карьеры.
3. Тренеру не следует удивляться возможным изменениям в мотивации спортсмена от сезона к сезону и даже в недельном цикле. Новые события, люди и новый жизненный опыт могут повлиять на отношение спортсмена к команде, тренеру и занятиям спорта. Тренер должен относиться к изменениям в отношениях с пониманием дела, терпеливо и внимательно, стараясь быть объективным. Такое отношение тренера поможет спортсмену перестроиться, и найти мотивы для продолжения занятий спортом, которые соответствуют новым жизненным установкам.
ЛИТЕРАТУРА
- Гошек В., Ванек М., Психология.- Брест: Свобода, 1973 – 28-29с.
- Захарова А.В. Психология обучения старшеклассников.- М: 1973 – 43с.
- Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников.- М.: 1976 – 127с.
- Мудрин А.В. О воспитании старшеклассников. - М.: 1981 – 8 с.
- Сафин В.Ф. Особенности оценки старшикласниками морально-волевых черт своих сверстников. В книге: Психологические проблемы юности.-М: 1969 – 231с.
- Сафин В.Ф. Самооценка и взаимооценка старшеклассников взависимости от внушаемости. Вопрос психологии.- М: 1976 – 52 с.
- Лейкес Н.С.Три школьных возраста – семья и школа.- М: Семья и школа № 4, 1971 – 10 с.
- Рувинский Л.И., Соловьева А.Е. Психология самовоспитания - М.: 1982 – 35-36с.
- Под ред. М.В. Митюхиной “Мотивация учения”.- Волгоград: 1976 –38с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: 1968 - 384 с.
- Матюхина М.В., Патрина К.Т. Изучения умения сравнивать учащимися разного возраста. В кн. Умственное развитие учащегося в процессе обучения. – Волгоград: 1968 – 38 с.
- Матюхина М.В., Патрина К.Т. Некоторые показатели умения обобщать – В кн. Воспитание у учащихся познавательной активности.- Волгоград: 1971 – 7 с.
- Под ред. А.В.Петровского Возрастная и педагогическая психология 2-е изд. - М.: 1976 - 146 – 169с.
- Захарова А.В. Психология обучения старшеклассников.- М.: 1976 –
4 – 63 с.
- Кон И.С. Психология старшеклассников - М.: 1980 - 31-178 с.
- Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: учеб. Пособие.-М.,2000.
- Ильин Е.П. Психология физического воспитания-СПб., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "Использование информационных технологий на различных этапах урока"
В преподавании экономики отказываться от компьютера нельзя. В системе образования создается огромное количество программного обеспечения для поддержки учебного процесса по экономике. Поэто...
Анализ изучения мотивов учения младших школьников
Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию результаты изучения мотивов учения младших школьников. Исследование проводилось в 2016-2017 учебном году на базе МБОУ "СОШ №4" г.Пикалёво им. А.П. Румя...
Методические рекомендации "Активизация позновательной деятельности студентов на различных этапах занятия".
Данная методичка выполнена с целью окозаня помощи преподавателем в применении приемов активизации деятельности студентов на занятии. Для успешного достижения цели необходимо использовать разнообразные...
Методические рекомендации " Активизация познавательной деятельности студентов на различных этапах занятия"
Данные методические рекомендации выполнены с цельюоказания помощи в применении приемов активизации ядеяятельности студентов на различных этапах .Активизация познавательной деятельности остается вечной...
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ КАК УСЛОВИЕ ПРИ ОТБОРЕ ДЕТЕЙ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКОЙ
Спортивный отбор является неотъемлемой частью в любом виде спорта. Спортивный отбор позволяет определить наличие у ребенка определенных физических качеств, характерных для конкретного вида спорта....
ВЫЯВЛЕНИЕ МОТИВОВ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ КИКБОКСИНГОМ У СПОРТСМЕНОВ 14-17 ЛЕТ
Данная статья посвящена выявлению мотивов к занятиям кикбоксингом у спортсменов 14-17 лет....
ВЫЯВЛЕНИЕ МОТИВОВ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ КИКБОКСИНГОМ У СПОРТСМЕНОВ 14-17 ЛЕТ
ВЫЯВЛЕНИЕ МОТИВОВ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ КИКБОКСИНГОМ У СПОРТСМЕНОВ 14-17 ЛЕТ...