Классные часы в рамках "Разговоров о важном"
классный час

Рябова Ольга Евгеньевна

Авторские разработки классных часов в рамках "Разговоров о важном"  с включением регионального компонента содержат материалы об истории  и культуре Амурской области, строительстве космодрома Восточный, о вкладе амурчан в развитие своей малой родины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для студентов СПО по теме:

«Невозможное сегодня станет возможным завтра»

Цель занятия: Формирование ценностного отношения к человеческой

жизни, к творческим людям, интереса к открытиям и изобретениям на благо

страны; воспитание чувства патриотизма, ответственности за свою Родину и

ее будущее.

Формирующиеся ценности: развитие, самореализация, историческая

память и преемственность поколений, мечты.

Продолжительность занятия: 40 минут

Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие

предполагает также использование двух видеороликов, интерактивных

заданий, включает в себя анализ информации, групповую работу (викторина).

Комплект материалов:

сценарий, методические рекомендации, видеоролики, комплект итерактивных заданий, вопросы для викторины.

Часть 1. Мотивационная.

Интерактивное задание №1. Групповая работа

Прежде, чем говорить о Циолковском и его изобретениях, предлагаем

учащимся поучаствовать в викторине о космосе. В данном случае не стоит задача проверки знаний учащихся, подобраны несложные вопросы. Главное – окунуть ребят в атмосферу космоса.

Задача – подготовить учащихся к восприятию темы, акцентировать

внимание учащихся на роли ученых в развитии России.

Задача – представить жизнь К.Э. Циолковского как пример развития и

самореализации человека, стремящегося к претворению в жизнь своей мечты

во имя блага страны и последующих поколений.

Педагог в целом представляет обучающимся К.Э. Циолковского, говорит о его вкладе в отечественную космонавтику. Более подробно об открытиях и

изобретениях ученого рассказывается в видеоролике.

Какие уроки вы вынесли из знакомства с личностью К. Э. Циолковского?

Чему можно у него поучиться?

(Стремлению к своей мечте, увлеченности любимым делом, самообразованию, самореализации, патриотизму и др.)

Часть 2. Основная. Региональный компонент.

Космодром «Восточный» — российский космодром на Дальнем Востоке в Амурской области, вблизи города Циолковский, в 45 км севернее города Свободный. Первый российский гражданский космодром. Общая площадь около 700 км².

6 ноября 2007 года президент России Владимир Путин подписал указ о строительстве космодрома. Строительство первого стартового комплекса началось в 2012 году и завершилось в апреле 2016 года.

Космодром возводился с целью обеспечения независимого доступа в космос, гарантированного выполнения международных и коммерческих космических программ, сокращения затрат на космодром Байконур и улучшения социально-экономической обстановки в Амурской области.

Преимущества нового космодрома в том, что начальный участок траектории полёта ракеты-носителя не проходит над густонаселёнными районами России и над территориями иностранных государств, районы падения отделяющихся частей ракет-носителей расположены в малонаселённых районах территории России или в нейтральных водах, место расположения космодрома находится вблизи от развитых железнодорожных и автомобильных магистралей, космодром способствовал снижению политических рисков, связанных с Казахстаном.

На декабрь 2020 года располагает стартовым комплексом «» для ракет «Союз-2» лёгкого и среднего классов. Ведётся строительство нового стартового комплекса для ракет-носителей «Ангара».

28 апреля 2016 года состоялся первый успешный пуск с выводом на орбиту трёх искусственных спутников Земли.

Первый запуск с космодрома Восточный https://www.youtube.com/watch?v=b-1AoE4R4w8

Ракета-носитель "Союз-2.1а" с тремя космическими аппаратами стартовала в 28 апреля 2016г. с космодрома Восточный в 5:01 по Москве. Отделение разгонного блока "Волга" с космическими аппаратами от третьей ступени произошло в 05:10:09. Спутники Ломоносов, Аист-2Д и SamSat-218 выведены на целевую орбиту, с ними установлена связь. Спутники в штатном режиме передают телеметрическую информацию на наземные пункты приема.

Амурская область первой среди регионов Дальнего Востока запустила в космос свой спутник https://www.youtube.com/watch?v=z5BtX49K3Ww

 5 июля с космодрома Восточный в 14:41 по амурскому времени стартовала ракета «Союз-2.1б». Именно она вывела на орбиту спутник Приамурья. Амурский спутник «АмурСат» - малый космический аппарат. Он имеет размеры 10х10х10 см и весит не более 1,3 кг.

 «АмурСат» позволит проводить мониторинг космической погоды на низких околоземных орбитах в интересах Росгидромета, проводить эксперименты по исследованию основных характеристик новых фотоэлектрических преобразователей, изготовленных на основе наноматериалов, полученных в лабораториях «Физика поверхности» АмГУ и «Оптика и электрофизика» ИАПУ ДВО РАН Владивостока.

- «АмурСат» - это не только первый амурский спутник, но и вообще первый спутник, изготовленный на Дальнем Востоке России. Стоит отметить, что до этого спутники дальше Томска не производили. Я считаю это знаковым событием в истории области. Спутник разработали студенты АмГУ при поддержке НИИ ядерной физики МГУ им. Михаила Васильевича Ломоносова. Этот запуск стал возможным потому, что в прошлом году  Амурский госуниверситет вошел в специальную программу Роскосмоса. И сейчас мы ведем переговоры о том, чтобы создать на базе АмГУ подразделение по сборке и предполетным испытаниям спутников, которые будут запускать с космодрома Восточный», - отметил губернатор Амурской области Василий Орлов. 

Космодром Восточный был объявлен студенческой стройкой.Первые студенческие отряды приняли участие в строительстве космодрома «Восточный» в 2012 году. В составе отрядов было 70 человек из Амурской области – 50 человек работали на восстановлении жилого городка, 20 были задействованы на строительстве технического комплекса и железной дороги. Положительной тенденцией первого года стало то, что космодром стал привлекательным рабочим объектом для молодежи Амурской области и 7 человек выпускных курсов (что составляет 10% от общего числа отряда) остались работать на космодроме на постоянной основе. С каждым годом стройка приобретала невероятные масштабы. Перед бойцами стояла ответственная задача – подготовить необходимую инфраструктуру к запуску ракеты.

В 2017г.впервые на стройке прошел конкурс профессионального мастерства среди бойцов ССО. По итогам работы нормативные показатели по укладке брусчатки и керамической плитки, монтажу пазогребевых плит превышены в 2 раза. Лучшим отрядом по совокупности показателей стал ССО «Факел» (Амурская область), участниками которого являются студенты нашего колледжа.

Видео  Студенческая стройка https://youtu.be/Mz3IT_tB_7M

Часть 3. Заключение.

Педагог: К.Э. Циолковский как-то сказал: «Я хочу привести вас в

восторг от созерцания Вселенной…». Ему это удалось! Мы восторгаемся не

только видом Вселенной, но и личностью самого исследователя. Нельзя

открыть миру необъятные просторы космоса, не будучи самим глубоким,

разносторонне увлекающимся человеком, величайшим гением. Тема урока,

является по праву девизом ученого: невозможное сегодня станет возможным

завтра!

Ребята, вы имеете большие возможности для реализации своего интеллектуального, трудового, творческого и духовного потенциала.

Вдохновляйтесь примерами великих ученых и простых ребят- ваших земляков, которые внесли  и продолжают вносить огромный вклад в развитие нашей страны.

Становитесь участниками студотрядов, конструируйте,  изобретайте, создавайте что-то новое на благо нашей Родины.

Рефлексия.

Результатом является появление чувства уважения к людям науки и к творческой личности вообще; понимание учащимися   своего творческого потенциала, возникновение желания развиваться и создавать что-то новое, быть активным и полезным членом общества.



Предварительный просмотр:

Практическая работа №8.

Эффективность работы классного руководителя (куратора) и ее оценка

Разработка чек-листа классного руководителя (куратора).

Практическая часть

  1. Наиболее успешные педагогические технологии, которые позволяют мне добиваться намеченных результатов.

Технология коллективного взаимодействия:

Технология адаптивного обучения:

Технология проблемного обучения:

Технология интегративного подхода в обучении.

ИКТ технологии.

Проектная технология.

2) Проанализировать способы организации рефлексии
у обучающихся, формы ее выражения, проявления рефлексивного действия, а также установить их связь с применяемыми технологиями, методами, приемами.

  1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния (какое отношение?)
  2. Рефлексия деятельности (что и как делали?)
  3. Рефлексия содержания учебного материала (что узнали?)

Приёмы формирования рефлексии:

 1.Письменное или устное интервью

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

2.Одним словом»

  1. «Заверши фразу»
  2.   «Цепочка пожеланий».

  1. Зафиксировать неудачный профессиональный опыт, проанализировать причины неудачи. Определить ресурсы научно-методического сопровождения своего региона, сетевые ресурсы, которые могут помочь в преодолении возникших затруднений.

Занятиедля СПО по теме «МЫ - ОДНА СТРАНА!», посвященное Дню народного единства.

В ходе занятия ывыяснилось, что ребята не знают, как называется этот праздник, в чем его смысл, затрудняются назвать коренные народы Амурской области, испытывают дефицит исторических знаний.

В связи с этим, прямо на занятии пришлось вносить коррективы, менять задачи, искать материал в сети Интернет. Зато ребята узнали много нового на этом классном часе.

  1. Отобрать на основе анализа позитивного и отрицательного опыта проведения занятий «Разговоры о важном» ключевые показатели успешности проведения занятия.

Ключевые показатели успешности проведения занятий.

Интерес обучающихся к теме, к занятиям в целом. Активность обучающихся, готовность участвовать в общем деле, выполнять коллективные и творческие работы. Улучшение отношений педагога с детьми, сближение, углубление взаимопонимания. Вовлеченность обучающихся в подготовку и проведение классного часа. Каждый обучающийся на таких занятиях становится субъектом собственной деятельности. Появляется возможность и желание высказать свою точку зрения и доказать её. Обучающиеся ведут диалог не только с одноклассниками и педагогом, но диалог на заданную тему продолжается и дома, с родителями, т.к. занятия построены таким образом, что они выходят за рамки 40-минутного урока.

  1. Определить критерии и параметры оценки эффективности своей деятельности с точки зрения аксиологического подхода.

 Аксиологический подход эффективности деятельности классного руководителя – критерии:

-  педагог как носитель базовых национальных ценностей, как высшая ценность, как субъект, способный к организации своей деятельности в работе с обучающимися на основе духовных идеалов, нравственных установок и моральных норм.

- педагог должен быть для ребят примером и в какой-то степени другом, которому ребята могут доверять.

  1. Сформулировать на основании определенных критериев
    и параметров оценки ключевые показатели, которые составят основу чек-листа.

Ключевые показатели:

Тема внеурочного занятия, интересы и потребности обучающихся, план-сценарий классного часа, активность обучающихся и готовность участвовать, включение в деятельность, психологический климат (помощь, доверие), сплочение группы, отсутствие конфликтов, выполнение коллективных творческих дел, совместная деятельность в группе, групповая и индивидуальная рефлексия, конечный результат (цель), знакомство и принятие базовых ценностей, обратная связь.

  1. Составить ранжированный список сформулированных ключевых показателей.
  1. Интерес обучающихся к теме, к занятиям в целом.
  2. Активность обучающихся, готовность участвовать, делать, заботиться, получать удовольствие от коллективной деятельности на благо других.
  3. Психологический климат (улучшение отношений педагога с детьми, сближение, углубление взаимопонимания).
  4. Сплочение группы, появление совместных ценностей, переживаний и чувств (например, чувства гордости за свою группу);
  5. Отсутствие конфликтов, улучшение отношений внутри группы, с родителями.
  1. сформулировать ключевые показатели в виде действий классного руководителя (куратора).

Ключевые показатели:

  • Педагог – носитель базовых ценностей.
  • Педагог – организатор своей деятельности.
  • Педагог – организатор деятельности обучающихся.
  • Педагог – человек, которому доверяют.

Организация, взаимодействие, улучшение отношений, сплочение группы.

  1. Определить и зафиксировать последовательность сформулированных действий.

Последовательность деятельности:

1)Грамотный и правильный подбор материала, изучение различных источников – ответственная грамотная подготовка к занятию;

2)Знание материала и правильное грамотное его применение;

3)Доверие, поддержка, помощь, взаимопонимание;

4)Способность заинтересовать, направить, дать возможность рассуждать и доказывать; принимать точку зрения другого;

5)Взаимодействие с родителями;

6)Методическая деятельность классного руководителя.

  1. Определите формат представления чек-листа.

Чек-лист для классного руководителя (формат):

Документ Word, размер А4.

  1. Оформить чек-лист в выбранном формате.

Чек-лист для классного руководителя для организации внеурочного занятия:

  1. Выбрать тему внеурочного занятия с учетом интересов и потребностей обучающихся, а также текущей обстановки и определите его цель и задачи.
  2. Предварительно ознакомить с темой и конечной целью обучающихся через различные удобные каналы связи.
  3. Составить план-сценарий занятия или воспользоваться готовым сценарием, в том числе с учётом возрастных особенностей обучающихся,
  4. При подготовке занятия использовать презентации, полезные ссылки, фото (изображения), видеоролики.
  5. При необходимости подключить к процессу подготовки обучающихся, заранее распределив задания.
  6. Сохранить на протяжении всего занятия микроклимат, доброжелательную атмосферу.
  7. Предварительно напомнить обучающимся о дате и времени проведения классного часа.
  8. Провести рефлексию занятия.
  9. Обратная связь.
  1. Соотнести выполненную работу с критериями, оценив каждый положительный ответ в 1 балл, соотнести результаты оценивания с интерпретацией результатов, при необходимости доработать чек-лист.

Критерии оценивания:

Критерий оценивания

Баллы

Чек-лист озаглавлен, в заголовке сформулирована цель

1

Все формулировки позиций чек-листа определены в соответствии с единой целью

1

Формулировка каждого пункта изложена кратко и понятно

1

Пункты чек-листа ранжированы, отражают последовательность действий классного руководителя (куратора)

1

Сложные задачи представлены в виде тематических разделов

0

Позиции чек-листа представлены в логике «один пункт — одно действие»

1

Сформулированы ключевые показатели эффективности, универсальные при проведении каждого занятия

1

В формулировке ключевых показателей содержится оценочный компонент, позволяющий определить эффективность классного руководителя (куратора)

0

Итого

6

Интерпретация результатов:

5–8 баллов

Разработанный чек-лист готов к апробации
в практической деятельности

3–4 балла

Некоторые позиции чек-листа нуждаются
в переосмыслении и доработке

0–2 балла

Необходимо вернуться к тексту задания и заново его выполнить

13) Загрузить выполненную работу в соответствии
с требованиями электронной системы курса.



Предварительный просмотр:

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ с региональным компонентом для обучающихся СПО по теме

«Обычаи и традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим?»

Группа СА 31, кл.руководитель Рябова О.Е.

Цель занятия: формировать традиционные семейные ценности и

уважительное отношение к людям старшего поколения; воспитывать

нравственные качества личности (доброту, милосердие, сострадание,

благородство, готовность прийти на помощь), способствовать развитию

преемственности поколений в семье, осознанию обучающимися достоинств

жизненного опыта.

Формирующиеся ценности: развитие, самореализация, историческая

память и преемственность поколений

Продолжительность занятия: 40 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа. Занятие предполагает

использование видеоролика, интерактивных заданий, включает в себя анализ

информации, групповую работу с текстом, творческое задание (изготовление открыток).

Комплект материалов:

сценарий,

методические рекомендации,

видеоролик «Бессмертный полк в Амурской области»

карточки с текстом К.Паустовского

Содержательные блоки занятия

Общие рекомендации. Это занятие посвящено людям старшего

поколения и их судьбам, неразрывно связанным с судьбой своего народа и

своей семьи; людям, которые прошли длинный жизненный путь и подарили3

свои опыт, мудрость и стойкость обществу; людям, которые о своем возрасте

могут сказать: «Мои года - моё богатство».

При отборе материала  использован региональный  компонент: видеорепортаж о Всероссийской акции «Бессмертный полк», об амурцах-участниках ВОв.

Занятие ориентировано на подростковые классы, поэтому предполагает

не только возможность ознакомления учащихся с воспитывающей

информацией (посредством видеопрезентации или рассказа педагога), но и

организацию интерактивных форм работы с этой информацией.

Педагог напоминает учащимся о героическом прошлом наших ветеранов,

нашего старшего поколения, защитивших страну в Великой Отечественной

войне. Рассказывает о подвиге отцов, воинов, защищающих, русский мир,

русскую культуру от уничтожения.

1)Мотивирующая  часть:

Беседа по предварительным вопросам. Педагог организует разговор в классе по предварительным вопросам:

Как вы думаете, почему отмечают  праздник День пожилых людей?

Что он символизирует? Много ли времени вы проводите со своими бабушками и дедушками?

Чем вы вместе занимаетесь? Как мы можем выразить свою любовь к пожилым людям?

Педагог благодарит учащихся за ответы и рассуждения, подводит итог краткой беседе и переходит к теме Дня пожилых людей. Просмотр видеоролика А теперь давайте посмотрим видеоролик, в котором рассказывается об этом важном дне, о традициях почитания и поддержки пожилых людей. Педагог предлагает учащимся поближе познакомиться с жизнью пожилых людей, вспомнить произведения русской классической литературы, в которых повествуется о них. (просмотр видео с сайта Разговоры о важном)

2)Основная часть

Прочитайте фрагмент произведения русской художественной

литературы. Опираясь на прочитанный текст, дайте развернутый

ответ на вопрос о том, какова роль любви близких людей и добрых

отношений с ними в жизни пожилого человека. Включите в свой ответ

цитаты из этого произведения.

Рассказ Константина Георгиевича Паустовского «Телеграмма» (1946 год)

Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели.

Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора.

Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые

тучи. Из них назойливо сыпался дождь.По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать, и пастухи перестали гонять в луга стадо.

Пастуший рожок затих до весны. Катерине Петровне стало еще труднее

вставать по утрам и видеть все то же: комнаты, где застоялся горький запах

нетопленных печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на

столе, давно не чищенный самовар и картины на стенах. Может быть, в

комнатах было слишком сумрачно, а в глазах Катерины Петровны уже

появилась темная вода, или, может быть, картины потускнели от времени, но

на них ничего нельзя было разобрать. Катерина Петровна только по памяти

знала, что вот эта – портрет ее отца, а вот эта – маленькая, в золотой раме –

подарок Крамского, эскиз к его «Неизвестной». Катерина Петровна доживала

свой век в старом доме, построенном ее отцом – известным художником.

В старости художник вернулся из Петербурга в свое родное село, жил на

покое и занимался садом. Писать он уже не мог: дрожала рука, да и зрение

ослабло, часто болели глаза.

Дом был, как говорила Катерина Петровна, «мемориальный». Он находился под охраной областного музея. Но что будет с этим домом, когда умрет она, последняя его обитательница, Катерина Петровна не знала. А в селе – называлось оно Заборье – никого не было, с кем бы можно было поговорить

о картинах, о петербургской жизни, о том лете, когда Катерина Петровна жила с отцом в Париже и видела похороны Виктора Гюго.

Не расскажешь же об этом Манюшке, дочери соседа, колхозного

сапожника, – девчонке, прибегавшей каждый день, чтобы принести воды из

колодца, подмести полы, поставить самовар.

Катерина Петровна дарила Манюшке за услуги сморщенные перчатки,

страусовые перья, стеклярусную черную шляпу.

– На что это мне? – хрипло спрашивала Манюшка и шмыгала носом. –

Тряпичница я, что ли?

– А ты продай, милая, – шептала Катерина Петровна. Вот уже год, как она

ослабела и не могла говорить громко. – Ты продай.

– Сдам в утиль, – решала Манюшка, забирала все и уходила.

Изредка заходил сторож при пожарном сарае – Тихон, тощий, рыжий. Он

еще помнил, как отец Катерины Петровны приезжал из Петербурга, строил

дом, заводил усадьбу. Тихон был тогда мальчишкой, но почтение к старому художнику сберег на всю жизнь. Глядя на его картины, он громко вздыхал:

– Работа натуральная!

Тихон хлопотал часто без толку, от жалости, но все же помогал по хозяйству: рубил в саду засохшие деревья, пилил их, колол на дрова. И каждый раз, уходя, останавливался в дверях и спрашивал:

– Не слышно, Катерина Петровна, Настя пишет чего или нет?

Катерина Петровна молчала, сидя на диване – сгорбленная, маленькая, –

и всё перебирала какие-то бумажки в рыжем кожаном ридикюле. Тихон долго сморкался, топтался у порога.

– Ну что ж, – говорил он, не дождавшись ответа. – Я, пожалуй, пойду,

Катерина Петровна.

– Иди, Тиша, – шептала Катерина Петровна. – Иди, бог с тобой!

Он выходил, осторожно прикрыв дверь, а Катерина Петровна начинала

тихонько плакать. Ветер свистел за окнами в голых ветвях, сбивал последние

листья. Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось,

единственным живым существом в покинутом доме, – без этого слабого огня

Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра.

  1. Основная часть. Региональный компонент. «Бессмертный полк в Амурской области».

https://www.youtube.com/watch?v=lyKhjcyfRb8

Просмотр видео, обсуждение, беседа о родственниках, участвовавших в ВОв.

В каком году началась акция Бессмертный полк в России? В Амурской области?

Ваша семья принимает участие в акции? Почему да или почему нет?

Расскажите о ваших родственниках. Какие чувства вы испытываете?

4) Творческое задание.Это творческая мастерская «Как мы можем помочь пожилым людям?»,имеющее практическую направленность. Ребятам предлагается изготовить своими руками открытки  для поздравления ветеранов Вов, детей войны и своих пожилых родственников.

5. Рефлексия.

В конце занятия рекомендуется закрепление выводов, полученных при

обсуждении, с помощью «незаконченных предложений»: «Из услышанного

сегодня больше всего мне понравилось / запомнилось / откликнулось в

сердце...»; «После занятия я обязательно сделаю…»; «Меня побуждает к

размышлениям то, что…»

Результаты занятия: понимание учащимися того, что преемственность

поколений является гарантией развития современного государства, залогом

сохранения исторической памяти и духовно-нравственных ценностей,

поддержки младшим поколением старшего, а старшим поколением младшего.



Предварительный просмотр:

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для студентов СПО по теме: «Мы сами создаем свою Родину»

Группа: Са 31

Классный руководитель: Рябова О.Е.

Цель: пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней; формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа и важности его сохранения; формирование гражданской идентичности и гордости за свою страну.

Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, историческая память и преемственность поколений, самореализация и развитие.

Продолжительность занятия: 40 минут.

Рекомендуемая форма занятия: занятие-обсуждение. Занятие предполагает также использование видеофрагментов, презентации, интерактивные задания, включает в себя анализ текстовой и визуальной информации,  игру.

Комплект материалов: сценарий, методические рекомендации, видеоролик, распечатанные материалы, комплект интерактивных заданий.

 

Часть 1. Мотивационная, вступительное слово. 

Ребята, сегодняшний разговор о важном я хочу начать с обсуждения вот какого вопроса. Каждое поколение людей живёт в своём времени, переживая и его достижения, и трудности. Это нельзя изменить. И как нельзя выбрать время, в котором живёшь, так нельзя выбрать и Родину, место, где родился. И семья, к которой принадлежишь, язык, на котором говоришь и мыслишь, народ, частью которого являешься, и составляет понятие Родина. И от отношения людей к своей стране зависит, будет ли она сильна, богата и благополучна или станет добычей других, распадётся на части и исчезнет. Часть 2. Основная. 

Организация деятельности обучающихся (16-18 мин) Предлагаю посмотреть видеоролик. Демонстрация видео (дикторский текст) Любая страна – это люди, ее населяющие, и от их отношения, любви и труда зависит ее процветание. Чувство патриотизма, ответственности за судьбу Родины всегда было присуще русскому человеку. Устное творчество содержит богатейший материал для воспитания дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины. Чувством патриотизма проникнуто “Слово о полку Игореве”, древнерусский памятник словесного искусства, пушкинская поэма “Полтава” и роман «Капитанская дочка», лермонтовское стихотворение «Бородино», гоголевская повесть «Тарас Бульба». Все убеждают нас в глубокой любви к родной земле и переживаниях за ее судьбу. Вспомним знаменитые слова Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный сын». Почему же так важно быть не просто поэтом? Почему во все времена осуждалась чрезмерная оторванность поэта от жизни? Очевидно, что истинный поэт должен быть связан с обществом, со своей эпохой. В годы Великой Отечественной войны перо писателя и поэта было острым оружием в борьбе с врагом. На фронт ушло более тысячи советских писателей. 275 писателей отдали свою жизнь за свободу и независимость Родины. 10 из них стали Героями Советского Союза. Но главная их заслуга - выдающийся литературный подвиг. С первого часа войны они дали советскому народу – и воинам фронта, и труженикам тыла – то, в чем возникла острая нужда, – боевое художественное слово. На фронте и в тылу звучали стихи и песни М. Исаковского, В. Лебедева-Кумача, А. Суркова, А. Твардовского. Стихотворение К. Симонова «Жди меня» стало одним из самых любимых стихотворений фронтовой лирики. Многие люди, вдохновленные такими произведениями, становились настоящими патриотами своей страны.

Беседа: Как вы считаете, действительно ли чувство патриотизма может возникнуть после прочтения стихов К. Симонова или произведений русской литературы? Почему песни, стихи, проза, фильмы, особенно военных лет, так часто становятся иллюстрациями истинного патриотизма наших соотечественников? В чем проявляется патриотизм героев упомянутых в фильме произведений? Только ли с оружием в руках можно стать патриотом? Какими действиями можно показать свою любовь к Родине?

Какими достижениями нашей страны вы гордитесь? Составьте свой список, поделитесь с классом. (индивидуальная работа, фронтальная беседа)

Варианты ответов:

₋ Современная Россия – сильная и постоянно развивающаяся страна

₋ За предыдущие годы накоплен солидный запас прочности

₋ У нас надежная банковская система

₋ Мы избавились от внешнего государственного долга

₋ Высокий уровень цен на нефть и газ

₋ Мы первыми создали вакцину от коронавируса

₋ Развитие производства и импортозамещение

₋ Инновационные технические достижения и стройки: космодром Восточный, Крымский мост.

₋ Возможность молодежи найти свое будущее

Региональный компонент.

Сегодня главные события в мире происходят рядом с нами, на Украине. Ни у кого не вызывает сомнений, что одним из самых страшных событий в мире является война. Человеческие жертвы, разрушения, искореженные судьбы, несбывшиеся мечты – все это страшно и все это не должно стать вашей судьбой. Но, к сожалению, есть силы, которым Россия органически ненавистна, которые сейчас делают всё, чтобы развязать войну. Войны надо останавливать, как делали наши деды и прадеды в 1941 году, когда ценой огромных потерь в едином патриотическом порыве они остановили ползучую фашистскую гадину. Так и нам сейчас очень важно сплотиться и помочь нашей Родине пройти этот сложный исторический этап. Любая война – зло, как и любая несправедливость и насилие. Как остановить зло?

Какими конкретными делами мы можем помочь своей стране в настоящий момент?

Давайте посмотрим, что делают неравнодушные  амурчане  ( видео Амурская область отправила гуманитарную помощь на Украину) https://youtu.be/D1sNSaODZTU

Ребята предлагают :

-помочь военнослужащим материально (сайт https//pobeda.onf.ru)

 - написать письмо военным (ребята высказывают примерное содержание письма)

- помогать семьям мобилизованных, особенно детям (зарегистрироваться на сайте DOBRO.ru и поучаствовать в добрых делах, например «Ёлка желаний»)

- сочинить стихотворение, песню, снять видео-обращение

Давайте послушаем песню «Донбасс за нами», исполняют  Н.Качура, М.Лисовина

https://www.youtube.com/watch?v=JQUiYm6iK7c

Работа с интерактивным заданием № 1. «История моей страны» Во времена особых испытаний люди особенно ярко проявляют патриотические чувства, единство, сплочённость и свои лучшие качества. Вспомним некоторые значимые исторические события. Предлагаю выполнить интерактивное задание «Лента времени».

Часть 3. Заключение.

Педагог. Стать патриотом нельзя, если только декларировать лозунги. По-настоящему патриотически настроенные люди готовы защищать свою Родину с оружием в руках, но это не единственный путь проявления патриотизма. Патриотизм проявляется в малых делах – знании истории своей страны, уважении ее культуры и традиций, поэтому патриотом является тот из нас, кто готов действовать на благо свой страны, своей отчизны. Педагог. Замечательный русский философ Василий Розанов сказал: «Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для неё делать». Настоящая любовь не только и не столько выражается словом, сколько подкрепляется конкретными делами, помните, что мы сами создаём свою Родину! Так что – всё в ваших руках!



Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие для обучающихся СПО

по теме «ЯЗЫКИ И КУЛЬТУРА НАРОДОВ РОССИИ: ЕДИНСТВО В РАЗНООБРАЗИИ»

 группа СА 31, кл.руководитель Рябова О.Е,

Цель занятия: формирование у обучающихся представления о важности

сохранения и развития культурного наследия и языкового разнообразия

многонационального народа Российской Федерации, чувства гордости за

культуру нашей страны.

Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность

поколений, единство народов России.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа. Занятие предполагает также

использование видеофрагментов, мультимедийной презентации,

интерактивных заданий, включает в себя анализ визуальной и текстовой

информации и групповую работу.

Комплект материалов:

- сценарий;

- методические рекомендации;

- комплект интерактивных заданий;

- презентационные материалы;

- видеоролик «Праздник коренных народов России»

Для подготовки занятия педагог может использовать другие ресурсы.

На различных порталах - культура.рф, Российское географическое

общество (https://www.rgo.ru/ru), Российское историческое общество

(https://historyrussia.org/?ysclid=l9sjy7pxfq402402333) и многих других можно

найти информацию об особенностях каждого региона нашей страны;

материалы портала культура.рф — гуманитарного просветительского проекта, посвящённого культуре России https://www.culture.ru/.

Материалы проекта «Виртуальный тур по многонациональной России»

http://ресурсныйцентр-анр.рф/russian-federation/project/virtualnyy-tur.

Проект «Языки России» — большая мультимедийная «энциклопедия» о

языках, на которых говорят сегодня или говорили последние столетия жители России https://postnauka.ru/yazrus.

Книга: Сто языков. Вселенная слов и смыслов / М.А. Кронгауз, А. Ч. Пиперски, А. А. Сомин [и др.]. — Москва: Издательство АСТ, 2018. — 224 с.:

Часть 1. Мотивационная

Вступительное слово педагога, беседа с обучающимися о том, какую роль

играет государственный язык, родной язык в жизни каждого человека.

Видеоролик иллюстрирует культурную самобытность различных

народов России. После просмотра видеоролика делается вывод о том, что в

Российской Федерации созданы все необходимые условия для сохранения

родных языков и культуры народов России.

Будет хорошо, если педагог сможет прокомментировать информацию

видеофайла, исходя из особенностей языкового разнообразия региона, задав

вопросы: какие СМИ есть на родных языках народов Российской Федерации,

в каких театрах идут постановки на родных языках.

Переход к разговору о культурном разнообразии страны тоже может быть

поддержан информацией о промыслах родного края.

Вопросы о том, как народы нашей многоязычной страны понимают друг

друга и какова роль русского языка, завершают первую часть разговора.

Часть 2. Основная часть.
1)Выполнение заданий «Большого этнографического диктанта» (интерактивное задание №1).

Ежегодно в России в ноябре проходит уже традиционная Международная акция «Большой этнографический диктант». Большой этнографический диктант — это просветительский проект, который знакомит с культурой народов, проживающих в России, а также позволяет каждому из нас оценить общий уровень этнокультурной грамотности. Девиз этого диктанта: «Народов много — страна одна!» Попробуйте ответить на вопросы диктанта 2021 года. Интерактивное задание №1. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» «Народов много — страна одна!» (задание с выбором ответа)

  1. Работа с региональным компонентом. Просмотр фильма о празднике коренных народов России «Традиции эвенков».

https://aodnt.ru/events/news/old_events/9-avgusta-v-mire-otmechaetsya-mezhdunarodnyy-den-korennykh-narodov-mira/

Это задание позволяет обучающимся вспомнить достопримечательности родного края и предложить свой экскурсионный маршрут. Такая активная деятельность позволит им гордиться историей и культурой своего родного края.

Историческая справка:

Общая численность эвенков в мире составляет порядка 80 000 человек: половина живет в России, другая часть — в Китае. По данным переписи 2010 г., в России находится 35 527 эвенков, в Амурской области - около 1500 человек.

Эвенкийский язык отличается сложным многоступенчатым использованием гласных звуков, обилием сложных слов: деепричастий, падежных, глагольных форм. Письменность появилась в 30-х годах прошлого столетия, сначала на основе латинской, затем русской графики.

Далее студентам предлагается обсудить вопросы:

Когда в России отмечается День коренных народов?

В чем смысл этого праздника?

Какие коренные народы проживают на территории Амурской области?

Что вы узнали о традициях, культуре эвенков? Что вас удивило?

Что делает государство для сохранения малочисленных народов?

Часть 3. Заключение. Рефлексия

Важным результатом разговора становится понимание: при всём культурном и языковом многообразии народы нашей страны объединяют общероссийские духовно-нравственные ценности.

Россия – многонациональная и многоязычная страна с богатыми и

разнообразными культурными традициями народов, живущих в мире и

гармонии, в многонациональном единстве на территории Российской

Федерации.

При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение

обучающимися журнала занятий «Разговоры о важном».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность»

Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность» предназначена для студентов НПО и СПО. Разработка пропагандирует здоровый образа жизни, показывает вред и пагубное...

Конспект классного часа по теме «Уроки осторожности на дороге»

Тема воспитания культуры поведения на дороге актуальна в работе куратора группы СПО. Классный час, где предложена познавтельная информация,...

Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов по профилактике экстремистских проявлений на почве межнациональной розни с учетом возрастных особенностей обучающихся. Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов

Современные условия жизни оказывают на психику ребенка интенсивное воздействие. Поток информации стал обильнее, впечатления разнообразнее, богаче, темп жизни ускорился. При неустойчивой нервной систем...

Разработка классного часа: "Важней всго погода в классе"

Мероприятие для ребят 5-6 класов, способствует формированию у ребят позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия....

Сценарий классного часа для участия в конкурсе "Мой лучший классный час 2019"

Классный час "Королева второго плана" посвящен великой талантливой актрисе Фаине Раневской....

С ДНЁМ СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ! Методическая разработка классного часа для классных руководителей групп старших курсов

Совершеннолетие непростой этап в жизни каждого студента. Вчерашний ребёнок вдруг становится взрослым и должен принять на свои юные плечи серьёзный груз - взрослую жизнь.Конечно, и до восемнадцатого дн...

Методическая разработка классного часа: тема « Профилактика суицидального поведения в работе классного руководителя»

Актуальность выбранной темы классного часа обусловлена тем, что проблема суицида и суицидальных попыток     приобрела значительный масштаб в наше время. Это обусловлено тем, что мн...